Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 22:20, шпаргалка

Краткое описание

1. Проблема определения философии. Специфика философского вопрошания. Основные философские дисциплины
Философия — это набор некоторых суждений, которые нельзя доказать. Она спрашивает о фундаментальных понятиях.
Карл Ясперс выделил 4 специфики проявления философии:
— почти каждый человек считает себя способным отвечать на философские вопросы;
— философское мышление каждый раз должно начинаться сначала;

Вложенные файлы: 1 файл

Философия_ответы.docx

— 217.94 Кб (Скачать файл)

Ценностное отношение:

  • человек оценивает соответствие действительности со своими потребностями
  • познает непосредственным умозрением
  • открывается перед субъектом

Ценность — это не вещь, и даже не свойства вещи. Ценности нельзя вывести из знания о сущем. Очевидно, возможно иное видение мира — ценностное, которое включает в себя не только сущее, а должное. В данном случае мы не просто высказываемся о действительности, а одобряем или не одобряем.

Для того чтобы появилась ценность, необходим субъект, его деятельность, направленность на объект. При этом субъект — свободная, активно действующая сила, может выступать не только как отдельно взятый человек, но и группа людей, класс, нация, человечество в целом.

Для уяснения того, что представляет собой ценности, необходимо понять, чем отличаются ценность от нормы. Норма является чисто рациональным и формализованным регулятором поведения людей, который они получают извне — из традиции, нравственного кодекса, религиозного установления, языковых правил, этикета поведения, юридического закона и т. п. Люди должны подчиняться ей, даже если не понимают ее смысла, целесообразности, соответствия собственным интересам; между тем, ценность — это внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, и потому воспринимается им как его собственная духовная интенция, а не надличностный, отчужденный от него регулятор поведения. Следование норме поведения, от юридической до эстетической, включая даже религиозно-обрядовую, исходит не от внутреннего императива, а от сознания, что «так принято», «так нужно», «так поступали отцы и деды», «таково правило этикета». Норме не только следуют, но и систематически ее нарушают. Но различие норм и ценностей не абсолютно — и то и другое дополняющие друг друга и равно необходимые регуляторы поведения — внешние и внутренние.

Ценности следует также отличать от оценки. Ценность есть значение объекта для субъекта — благо, добро, красота и т. п., а оценка — это эмоционально-интеллектуальное выявление этого значения субъектом.

В понимании ценностей необходимо прояснить еще один немаловажный момент: мы определили ценности как субъектно-объектное отношение, в котором устанавливается значимость для субъекта тех или иных предметов, явлений, процессов, а также их свойств. Но в перечислении ценностей мы допустили наряду с положительной значимостью существование и отрицательных ценностей.

40. Основные позиции истолкования ценностей в истории европейской мысли

В истории культуры мы встречаем различное обоснование ценностей. Первая традиция обосновывает ценности через что-то внешнее по отношению к ним. В качестве источника формирования ценностей предлагались разные варианты: развитие природных закономерностей, общественные договоренности, общественная дисциплина и воспитание, культурные традиции, конфликт личности с обществом, природные свойства самого человека. Примером данной позиции может служить утилитаризм И. Бентама и Милля. Вторая традиция исходит из того, что ценности не зависят ни от каких внешних факторов. В этом случае они либо обосновываются на сверхприродном начале (мир идей Платона, откровение Бога в христианстве), либо понимаются как априорные. Однако и при априорном истолковании ценностей могут быть различные понимания, которые можно проследить при сопоставлении позиций И. Канта и М. Шелера.

И. Бентам утверждает, что польза — это высшая этическая ценность, соответственно этому принцип полезности является основным критерием этической оценки поступков.

Чтобы определить нравственный характер поступка, необходимо высчитать, чего он приносит больше — удовольствий или страданий, пользы или вреда. Для этого И. Бентам вводит специальные параметры оценки:

— интенсивность или сила удовольствия,

— продолжительность,

— верность, иначе говоря, насколько это удовольствие находится во власти получателя,

— близость или доступность,

— плодотворность, иначе говоря, способность порождать новые удовольствия,

— чистота или нечистость, то есть указание на то, способно ли это удовольствие привносить еще и страдание,

— распространенность (объем), указывающий, насколько широко это удовольствие может охватывать и других людей.

Развивая позицию утилитаризма Дж. Ст. Милль признавал, что все люди стремятся к счастью, которое заключается чистом и длительном удовольствии. Однако он указывал, что в человеке изначально заложено чувство солидарности с другими, соответственно и критерием нравственности будет не собственное счастье отдельного лица, но счастье, сообщаемое всем. Нравственный характер поступка определяется тем, насколько содействует он достижению общего счастья или хотя бы уменьшению несчастий.

Общее в позициях И. Бентама и Дж. Ст. Милля заключается в отрицании априорного и абсолютного характера ценностей. Удовольствия как нравственный критерий зависят от эмпирической ситуации, соответственно этические ценности приобретают относительный характер. Мир ценностей превращается лишь в условное обозначение личных и групповых интересов, определенных постоянно меняющимися эмпирическими обстоятельствами.

Позиции этического релятивизма противостоят позиции, обосновывающие абсолютность ценностей и независимость их от эмпирических обстоятельств.

Существуют различные способы обоснования абсолютного характера ценностей.

Первый способ, открытый древнегреческими мыслителями, основан на выявлении объективного идеального бытия (мир идей у Платона и неоплатоников, логос, мировой разум у стоиков), в соответствии с которым определяются добродетели.

Второй способ, получивший распространение с наступлением христианской эры, предполагает обращение к религиозному откровению.

И. Кант открыл еще один способ, предполагающий обоснование трансцендентальной природы ценностей, определив тем самым направление дальнейшего развития европейской философии и этики. И. Кант впервые сделал предметом философского исследования априорное, т.е. содержание сознания, которое первично по отношению к эмпирическому опыту, разработав для этого методы и терминологию. Априорное означает доопытное, первичное по отношению к эмпирическому опыту. В понимании И. Канта трансцендентальное — это знание об априорных структурах.

Открытие трансцендентальной сферы позволило дать новое обоснование ценностям, ответственности и свободе воли. В соответствии с этим пониманием человек — это не только биосоциальное существо, но нечто большее, и он способен поступать в силу своего свободного ценностного самоопределения. Если бы ценностное самоопределение определялось психологическими и эмпирическими факторами, то оно не было бы свободным. Таким образом, если ценности принадлежат трансцендентальной сфере, то человек способен к ним самоопределяться независимо от эмпирических обстоятельств, что делает его свободной и ответственной личностью.

41. Виды ценностей и их соотношение

Виды ценностей (Гартман):

1) ценности блага —  ценности, которые связаны с пользой  для нас;

2) ценности удовольствия  — которые связаны с категорией  «приятно»;

3) нравственные — к  которых главные категории —  добро и зло;

4) эстетические — оценка  «прекрасно/безобразно»;

5) познавательные ценности  — в которых категории «истина/ложь».

Характеристики:

— связана со свободой, носитель — человек;

— результат не важен — ценность не связана с оценкой др. людей;

— в основе лежит ценность блага;

— уровень нравственности ценности не зависит от уровня цен. блага, лежащего в основе;

— можно удостоверить собственным опытом;

— достигается лишь умозрительно, а не эмпирически.

Существует 2 позиции: гетеронимия и автономия. Гетерономия обосновывает ценность через что-то внешнее по отношению к ней. Автономия утверждает полную автономность ценности от всего внешнего.

Эстетические ценности

— идеализированный набор ценностей

— часто в сознании отождествляется с нравственными (берет начало Платона)

— могут относится к предмету

Невозможны эстетические ценности и оценка без удовлетворения потребностей человека.

Утилитаризм

2 принципа — удовольствия/неудовольствия. Главный принцип человека — получить максимальное удовольствие. С т.з. утилитаризма, нравственный поступок — когда максимальное кол-во людей получает макс кол-во удовольствия. Этот принцип не универсален, сложно применим и зависит от обстоятельств.

Материальное

Социально- политическое

Духовное

— предметы, в результате предпочтений, на определенный период времени.

— это традиции, обычаи, моральные нормы, законы, запреты — все то, что регулирует взаимоотношения людей в обществе.

— идеалы — то, чему должен соответствовать человек.

— любое знание является ценностью. Знание дает установку на то, как должен поступать человек.


42. Основания морального выбора. Утилитаризм Дж. Ст. Милля и деонтологизм  И. Канта

Основания морального выбора в концепциях утилитаристов.

Утилитаризм проявляется в разных формах. До сих пор существует его исходный вариант, разработанный Иеремией Бентамом.

При количественном учете и конкретных случаях распределения удовольствия, произведенного конкретным действием, каждый должен считаться за одного и не более чем за одного при учете удовольствия, произведенного данным действием, человек, учитывающий это удовольствие, должен оставаться совершенно беспристрастным

Сам Бентам говорит, что его теория основана на том, что он считает фундаментальным и обязательным элементом психической организации любого человека, а именно на желании достичь удовольствия и счастья и избежать боли и страдания. Он пишет: «Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей — страдания и удовольствия. Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны делать»

Другими словами: страдание и удовольствие — это не просто факты человеческого опыта, которые мы должны учитывать наряду с другими вещами для того, чтобы выполнять наш общественный долг по отношению к своим согражданам действовать справедливо, говорить правду, любить и проч. Страдание и удовольствие — это единственные нравственные ориентиры человечества. Именно они определяют, что мы должны делать, чтобы избежать страданий и достигать удовольствий. Более того, они указывают нам, в чем состоит наш моральный долг. Наш моральный долг в том и состоит, чтобы стремиться к счастью и избегать боли. Этот тезис утилитаристов связан с их пониманием жизненных целей.

Целью жизни в утилитаризме считается удовольствие. Другими словами, удовольствие является не только нашим долгом, но оно к тому же является высшей целью человека. Это объясняет общий принцип утилитаризма, согласно которому следует стремиться к тому, чтобы совокупное удовольствие для наибольшего числа людей перевешивало страдание.

Нравственность поступка (что такое хорошо, а что такое плохо) должна оцениваться не на основе нравственности самого действия, а исключительно по его последствиям, то есть по тому, приносит оно удовольствие или страдание.

Это конкретное правило должно применяться по отношению к любой сфере деятельности, если необходимо установить, является ли данное действие нравственным или безнравственным. Сам Бентам называл этот принцип принципом полезности, или, иначе говоря, утилитарности (от латинского utilitas  — полезность).

«Под принципом полезности, — пишет Бентам, — понимается тот принцип, который одобряет или не одобряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастье той стороны, об интересе которой идет дело, или, говоря то же самое другими словами, содействовать или препятствовать этому счастью».

При оценке удовольствия или счастья, которые должно породить данное действие, каждого адресата действия следует учитывать один, а не более раз («каждый должен считаться за одного и не должен считаться более чем за одного).

Это правило следует использовать, например, применительно к закону, принимаемому парламентом. Неверно, если парламентский закон обеспечивает больше счастья или благосостояния одной группе по сравнению с другими.

Субъект действия при принятии решения должен быть абсолютно нейтральным и объективным и не должен отдавать предпочтения своим интересам по сравнению с интересами других людей или общества в целом.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"