Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:55, шпаргалка

Краткое описание

Место и роль философии в системе духовной культуры.
Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки.
Предмет и функции социальной философии, ее методологическая роль в познании общественных явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпора философия.docx

— 103.81 Кб (Скачать файл)
  1. Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение. Термин философия происходит от греческих слов любовь и мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру. Философия не рассматривает отдельные стороны жизни. Ее предметом является познание всеобщих свойств вещей и явлений, познание материального и идеального в мире и законов существования и развития мира. Если познание мира осуществляется на научной основе, то философия включает в себя научные знания и их субъективное осмысление. Если познание мира идет на основе веры, то философия приобретает религиозную форму и ее целью является познание роли бога в жизни природы и человека. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и философ Гераклит. Совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философии – научить своих учеников мудрости. Платон полагал, что задача философии заключалась в познание вечных и абсолютных истин. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. Понимание предмета философии связано с социально-историческими условиями. Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к    соответственным интересам. Философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Философия всегда оформляется в виде теорий, формирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Мировоззрение – это система взглядов на мир и на место человека в мире. Она включает в себя: 1.знания. 2. ценности (понятие о добре, истине, красоте). 3. убеждение (уверенность в правоте своих взглядов).4. идеалы (то к чему человек стремится). 3 типа мировоззрения: 1. Житейское или обыденное – это взгляды основанные на опыте повседневной жизни. 2. Религиозное – это взгляды, основанные на вере в существование сверхъестественных сил, которые управляют судьбой человека. 3. Научное – это взгляды основанные на объективных научных знаниях. У каждого человека есть все 3 типа мировоззрения, но доминирует какой-то один. Этот тип и определяет его поступки. 4. Философское – свободное критическое размышление о мире и человеческой жизни. Оно может быть и научным, и религиозным. Религиозное философское направление называется идеалистическим. Научное – материалистическим. Выбор философского типа мировоззрения зависит от решения человеком основного вопроса философии: Как реальный мир соотносится с нашими мыслями о нем? Этот вопрос имеет 2 стороны: 1. Что первично материальный мир, или мысли о нем? 1). Первоосновой всего существующего явл материя – объективная реальность данная человеку в ощущениях и существует независимо от них (классическое определение материи Ленин) – материализм. 2) Материальный мир зависит от мысли – идеализм. 3)Материя и мысли тождественны – дуализм. Идеализм бывает двух видов: 1. Субъективный идеализм первоосновой считает мысль человека. 2. Объективный идеализм первоосновой считает мысль порожденная не человеческим разумом. Субъективное – то что зависит от сознания человека. Субъектом называют только человека. Объективное – то что не зависит от сознания человека. Может ли мысль человека познать мир, если да, то полностью или частично? 1) мир познаваем в принципе. 2) мир познать нельзя, всегда будет какой-то предел познания (агностицизм). 3) что то узнать можно, но нельзя определить истину, мы узнали или ложное знание (скептицизм).       

 

  1. Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки. Философия – форма духовной культуры. Процесс формирования философии закончился в сер. 1 тыс. до н.э. в Др.Греции. Но первые философские взгляды начали формироваться  еще в первобытном обществе. Первобытный человек пытался ответить на вопросы: 1.Что такое жизнь и смерть? 2.Как человек с вязан с окружающим миром? 3.Почему в обществе существуют разные отношения между людьми? Ответы на эти вопросы получить было неоткуда, потому что знаний было мало. И первобытный человек начал придумывать эти ответы, основываясь на эмоциях на ассоциациях (связь, основанная на сходстве между известным и неизвестным). Результатом поиска стала мифология – первый донаучный фантастический способ объяснения природных и общественных явлений. Не зная подлинных причин, происходящего в природе и обществе, человек объяснял все действием фантастических сил, которые управляют миром. Первоначально сверхъестественные существа имели в сознании людей облик животных, а затем они стали антропоморфными (имеющие облик человека). В мифологии накапливались не только фантазии людей, но и реальные знания, которые человек получал в процессе своей деятельности (астрономические, математические, биологические и др.) Когда знаний стало много, они стали противоречить фантазиям и мифология разделилась на религию и натурфилософию. Религия унаследовала от мифологии веру в сверхъестественный мир. А натурфилософия включала в себя научные знания и философские размышления. В сер. 1 тыс. до н.э. натурфилософия разделилась на науку и философию. Наука – система объективных знаний, основанная на эксперименте. Философия –система представлений о мире, о месте человека в мире и о его отношении к миру.

 

  1. Предмет и функции социальной философии, ее методологическая роль в познании общественных явлений.  Социум – это общество. Социальное познание – изучение общества и человечества. Науки, которые в качестве объекта называются социальными, а отрасль философии, изучающей общество, называется социально философией. Предмет: 1.Человек как социальный субъект. 2. Деятельность человека. 3. Отдельные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. 4. Законы существования и развития общества.  Функции социальной философии:1. Гносеологическая (познавательная). Она поможет установить истину и то, что эта истина одновременно и объективной и субъективной, потому что субъект не может быть полностью отстранен от объекта. С помощью объективных законов философия поможет установить сумму относительных истин, т.е. то, что соответствует определенному этапу развития общества. В познание общества, только объективные законы могут считаться абсолютной объективной истиной. Социальные факты всегда будут истиной относительной, но, с их помощью можно проследить, как качественно менялось общество во времени и пространстве. Знание объективных законов поможет не только правильно оценить события прошлого и настоящего, но в самом лучшем виде поможет объяснить будущее. 2. Методологическая: заключается в том, что социальная философия с помощью диалектики дает социальным  наукам всеобщий метод познания и определяет те специальные методы, которые применимы к изучению общественной жизни. Эмпирическим методом является описание наблюдения, измерения (опрос, анкетирование), моделирование. При изучение общества не допустимо применение такого метода, как эксперимент. Теоретические метода – анализ, синтез, дедукция, индукция, исторический метод, логический метод, метод абстрагирования.  Абстрагирование – метод очищение изучаемого явления от второстепенных деталей, для выявлений общих закономерностей. 3. Мировоззренческая: заключается в том, что помогает сформировать систему взглядов на общество, на отношение между человеком и обществом и на место человека в этих отношениях. Социальная философия помогает человеку создать картину социального мира. Эта картина может быть научной, если в основе ее лежат объективные законы и научные знания и она может быть религиозной, если в основе ее вера человека и общества создало какое-то сверхъестественное существо (креационизм). Религиозная картина мира – это идеализм, а отношение к обществу, как высшей форме движения материи – материализм.

 

  1. Предмет философии. Особенности философского знания.

Философия – поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Ф. даёт систему знания о мире как целом. Включает в себя:

1)онтологию – учение о бытии;

2)гносеологию – учение о познании;

3)соц.философию – учение о сущности и развитии человеческого общества;

4)философская антропология –  учение о человеке и его  бытии в мире;

5)этика, эстетика, теория культуры  и история философии.

Предмет философии – это всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Философия и наука.

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки выделяют три подвопроса :

1)является ли философия наукой? Отрицать научного характера  философии нельзя. Выводы полученные в рамках философии служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии(Пифагор, Аристотель, Маркс, Фрейд);

2)взаимодействие философии и  конкретных наук – Крупнейшие  открытия в конкретных науках  способствуют интенсивному развитию  философии. Влияние философии на  конкретные науки о сущ через философское мировоззрение, методологию и ценностные ориентации, которые воздействуют на первоначальные позиции ученого, его отношению к миру и познанию, а также на его отношению к необходимости развития той или иной конкретной области знания;

3) соотношение философии и вненаучного знания. Игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки (инквизиция, фашизм)

Философия имеет сходство и с религией, и с наукой, хотя её нельзя приравнивать ни к одной, ни к другой. Философия и наука.

Сходство: Они изучают природу и человека, опираются на разум, но наука помимо разума основывается на опыте, поэтому полученное знание достоверно. Научные знания узко специализированы, а философские напротив максимально обобщённо.

 

  1. Функции философии. Методологическая роль философии.

Философия – вид познавательной деятельности, поэтому ее первой функцией является познавательна (гносеологическая). Гносеология – учение о познание мира и познавательности мира. 2-я функция философии: Мировоззрение – система взглядов на мир и на место человека в мире. Она включает: 1.знание, 2.ценности(добро, истина, красота), 3.убеждения (уверенность в праве своих взглядов), 4.идеалы (то к чему стремятся). 3 типа мировоззрения: 1. житейское или обыденное. 2. религиозное. 3.научное. 4. философское. 3-я функция: Методологическая. Метод – способ или совокупность правил, помогающих человеку достичь цели деятельности. 3 типа методов познания: 1.частнонаучное, 2.общенаучное (анализ, синтез, дедукция, индукция), 3.всеобщее или философское (метафизика, диалектика). У каждого человека есть первые три типа мировоззрения, но доминирует какой-то один, этот тип определяет  его поступки. 4 тип мировоззрения: философское – свободное, критическое размышление о мире и человеческой жизни. Он может быть и  научным и религиозным. Религиозное философское мировоззрение называется идеалистическим, а научное -  материалистическим.

 

  1. Материализм и идеализм как направления в философии.

Мировоззрение философское – свободное критическое размышление о мире и человеческой жизни. Оно может быть и научным, и религиозным. Религиозное философское направление называется идеалистическим. Научное – материалистическим. Выбор философского типа мировоззрения зависит от решения человеком основного вопроса философии: Как реальный мир соотносится с нашими мыслями о нем? Этот вопрос имеет 2 стороны: 1. Что первично материальный мир, или мысли о нем? 1). Первоосновой всего существующего явл материя – объективная реальность данная человеку в ощущениях и существует независимо от них (классическое определение материи Ленин) – материализм. 2) Материальный мир зависит от мысли – идеализм. 3)Материя и мысли тождественны – дуализм. Идеализм бывает двух видов: 1. Субъективный идеализм первоосновой считает мысль человека. 2. Объективный идеализм первоосновой считает мысль порожденная не человеческим разумом. Субъективное – то что зависит от сознания человека. Субъектом называют только человека. Объективное – то что не зависит от сознания человека. Может ли мысль человека познать мир, если да, то полностью или частично? 1) мир познаваем в принципе. 2) мир познать нельзя, всегда будет какой-то предел познания (агностицизм). 3) что то узнать можно, но нельзя определить истину, мы узнали или ложное знание (скептицизм). 

 

  1. Диалектика и метафизика как методы познания. Существует 3 типа методов познания: 1. Частнонаучное. 2. общенаучное (анализ, синтез, дедукция, индукция). 3. Всеобщее или философское. Диалектика – это метод мышления и познания, требующий рассматривать все явления взаимодействий друг с другом и в постоянном развитии. Источником развития является внутренние противоречия, которые есть в каждом предмете и явлении. В результате развития происходит переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому и от прошлого к будущему (или прогресс). Метафизика -  изучает предмет изолированно вне связи с другими предметами и в определенный момент времени. Цель выявить сущностные характеристики и свойства предметов. Логика – философское учение. Онтология – учение о бытии (существовании). Этика – учение о добре и зле. Эстетика -  учение о прекрасном. Антропология – учение о человеке как о социальном существе. Социальная философия – учение об обществе и законах его развития. История философии – изучает деятельность философов и их учения. 

 

  1. Проблема познаваемости мира. Агностицизм

На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира. Возникла потребность в осознании природы научного знания, чего не было в прежних формах мировоззрения. Сама постановка вопроса о научном познании была несовместима с мифологией. На этой основе возникла и стала развиваться (особенно в античной Греции) теория познания.

Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман,Витгенштейн). Сама проблема: “Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна.

Одним из направлений в гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема.

Древнегреческий философ Пиррон считал, что от проникновения в глубь вещей должен воздерживаться.(скептицизм) Его обоснование не лишено интереса. Пиррон считал, что человек стремится к счастью. Счастье же, по его мнению, слагается из двух компонентов: 1) отсутствия страдания и 2) невозмутимости. Состояние же невозмутимости, безмятежности достижимо при познании, но не всяком. Чувственные восприятия достоверны. Если нечто кажется мне горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Ни о чем нельзя сказать, что он поистине существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным.

 

  1. Проблема первоначала в античной философии.

О чем же размышляли и продолжают размышлять те, кого называют философами? Их внимание на протяжении веков привлекала природа. Об этом говорят сами названия многих философских трудов (например: Лукреций "О природе вещей"; Дж. Бруно "О бесконечности, вселенной и мирах"; Д. Дидро "Мысли об истолковании природы"; П. Гольбах "Система природы"; Гегель "Философия природы"; А. И. Герцен "Письма об изучении природы" и другие).

Именно природу сделали предметом изучения первые греческие мыслители, в чьих трудах философия предстала прежде всего в образе натурфилософии (философии природы). Причем особый интерес уже у них вызывали не частности. Каждое конкретное наблюдение они старались присоединить к пониманию волновавших их принципиальных вопросов. Прежде всего их занимало возникновение и строение мира - Земли, Солнца, звезд (то есть космогонические и космологические вопросы). Ядром философии на ранних стадиях ее развития, да и позднее, было учение о первооснове всего сущего, из которой все возникает и в которую все возвращается. Считалось, что рациональное понимание того или иного явления по существу и означало сведение его к единой первооснове. По поводу ее конкретного понимания взгляды философов расходились. Но в многообразии позиций сохранялась основная задача: связать фрагменты человеческих знаний воедино. Тем самым проблема первоосновы, первоначала смыкалась с другой важной проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний о природе. Эти функции сохранялись за философской мыслью в течение многих веков. Хотя на зрелых стадиях развития науки, особенно с появлением ее теоретических разделов, они существенно видоизменялись, философский интерес к природе не угас и, насколько можно судить, угаснуть не может.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"