Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia_1.docx

— 211.32 Кб (Скачать файл)

№1. Философия: сущность и  функциональное назначение. Место философии  в индивидуальном и общественном сознании.

Термин "философия" возник из соединения двух греческих слов "phileo" -  любовь и "sophia" - мудрость и означает любовь к мудрости.

Философия - форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире.

Философия зародилась около 2500 лет  назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы  она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон).

Философия стремилась понять не только мир вне  человека, но и самого человека. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие  со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны  и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:

1. мировоззренческую функция, т.е. помогает сформировать целостную картину мира;

2. методологическая, поисковая функция (формулирует правила познания для всех частных наук);

3. функция социальной критики (осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей);

4. конструктивная функция (означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем, взгляд и предвосхищение будущего);

5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов;

6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Для чего нужна философия? Сократ и Платон считали, что под воздействием философии человек "становится подлинно совершенным". Англичанин Гоббс полагал, что недостаток философии причиняет много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как "последнее выговаривание и последний спор человека". Наш соотечественник В.С.Соловьев видел назначение философии в стремлении "к духовной целостности человеческого существования".

Назначение философии - поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии - дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать "обезьяной цивилизации", чем без нее.

 

 

 

 

 

№2. Основные проблемы философии. Структура философского знания.

Как и во всех частных науках проблема в философии есть логическая форма познания. Все философские  проблем, выражают и представляют специфический  предмет философии, можно сказать, что они его отражают и его  спецификой обусловлены. Проблемы философского мировоззрения охватывают весь мир  в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом.

В процессе становления и развития философии круг ее проблем постоянно  менялся, но, проблема бытия всегда была и остается одной из центральных в философии.

Проблема бытия – это проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в чем не нуждается, но, в чем нуждается мир и человек. Поэтому категория «бытие» есть категория онтологическая. Онтология – философское учение о бытие как таковом, а не о бытие тех или иных вещей и явлений. Бытие есть единство форм и способов существования. Оно представляет собой особенное специфическое существование, которое характеризуется определенным набором свойств.

Выделяют материальное бытие и идеальное бытие, объективное и субъективное бытие. Таким образом, существуют три концепции трактовок бытия:

- материалистическая. Суть концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания и ее бытие, т.е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на все, включая сознание человека.

- объективно-идеалистическая. В этой концепции бытие предстает в виде объективно существующей идеи. Так согласно Гегелю, бытие – это понятие, которое, является предельно простым и потому абсолютно бессодержательным. Бытие равно небытию, так как ни то, ни другое не обладает никакими свойствами.

- субъективно-идеалистическая.  Бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать – это значит быть воспринимаемым. В рамках этой концепции бытие предполагает связь только с нашими ощущениями и представлениями.

Проблема познания  неразрывно связана с основным вопросом философии – проблемой мышления и бытия и составляет его вторую сторону. Суть проблемы познания состоит в уяснении вопросов: в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности.

Отношение «мир – человек» теория познания рассматривает как отношение  объекта и субъекта познания, выявляя  связь чувственного и рационального  как двух сторон познавательного  процесса, исследуя проблему истины и  ее критерия, а также другие гносеологические вопросы.

Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления  в состоянии покоя или мир  изменяется, развивается, переходит  из одного состояния в другое. В  античной философии ответ на этот вопрос разделил философов на «неподвижных»  и «текучих». Впоследствии первый из этих взглядов получил название метафизического: он давал статичную картину мира, за вторым, дающим динамическую картину, закрепилось название диалектического,  а проблема диалектики выдвинулась на передний план.

В переходные периоды общественного  развития проблема ценностей также выступает на первое место.  Философским исследованием природы ценностей занимается определенная отрасль философии – аксиология. Аксиология как самостоятельная отрасль возникла в западной философии в конце 19 - начале 20 века как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности». Ценности выступают ориентирами и критериями деятельности людей. В центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, т.е. ценностное отношение возможно только там, где реально присутствует человек, являющийся носителем и субъектом ценностного отношения. Основными аспектами проблемы ценностей являются: соотношение ценности и оценки, вопрос об объективности ценности, возможна ли «отрицательная ценность», взаимоотношение общечеловеческих и групповых (классовых и национальных) ценностей, принципы классификации ценностей, специфика эстетических и нравственных ценностей и др.

Немаловажное значение в философии  имеет и обсуждение вопроса о сущности пространства и времени. В истории философии эта проблема в свою очередь распадается на три составляющие:

  • каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материального бытия, или характеризуют устройство нашего сознания?
  • каково отношение пространства и времени к субстанции?
  • каковы основные свойства пространства и времени?

Вопрос о познавательном статусе  категорий пространства и времени  решался по-разному: одни философы считали  пространство и время объективными характеристиками бытия, другие считали  их чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Существуют две точки зрения об отношении пространства и времени к материи:

  • субстанциальная – пространство и время трактуются как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее.
  • реляционная – ее сторонники понимают пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считаются несуществующими.

Данная проблема в некоторой  мере была решена при создании теории относительности в начале XX века, которая была нацелена на раскрытие  диалектических связей в природе  и заставила отказаться от субстанциальной  концепции.

Кроме вышеперечисленных можно  выделит еще множество проблем  философии – антропологические, этические, эстетические и др. Все проблемы философии являются всеобщными и вечными, – что не означает их принципиальной нерешаемости, они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне развития общества.

 

Уже античная философия, становясь  самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. У стоиков (4 в. до н. э.) эта структура приняла следующий  вид: философия начиналась с логики; после логики следует физика как учение о природе; после физики – этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Последняя была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру. Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день, хотя время внесло свои коррективы.

В 17 в. (прежде всего благодаря Бэкону и Декарту), в лоне общих систем философии углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени она была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). То, что античные философы именовали физикой, философы более поздних веков назвали онтологией (слово «физика» в связи с возникновением специально-научного, опытного знания наполнилось другим, современным смыслом).

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время И. Кант, В одном  из итоговых своих сочинений –  в «Критике способности суждения – он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души», понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку только как теории и методологии научного познания (эта трактовка сначала принадлежала просветителям, а затем позитивистам).

Гегель строит свою систему в  виде «Энциклопедии философских  наук». Как стоики и Кант, он называет три части философского знания: логику (которая совпадала у него с  диалектикой и теорией познания), философию природы; философию духа (к последней относится комплекс философских наук о государстве  и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой  философии).

Как видим, логика, диалектика, методология  познания давно составляют теоретическое  ядро философии. Однако структура современной  философии не сводится только к своему ядру. Социальная философия (философия  истории), философские вопросы науки (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, история  философии и т. д. – круг философских  дисциплин может быть и расширен.

 

№3.Мифологическое и философское  мировоззрение. Религиозное и философское  мировоззрение.

Мифологическое  мировоззрение. Миф – особая форма выражения сознания и чувств древнего человека. В любом мифе можно выделить семантическое (смысловое) ядро, которое будет впоследствии востребовано. Одна из особенностей мифа, отличающая безошибочно его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного. Миф является наиболее ранней, архаичной формой мировоззрения.

Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мира в целом. В мифах привлекает человека яркость красок, чувственность  переживаний, наивность и непосредственность сюжетных линий. Здесь мыслимое совпадает с переживаемым, действительное совпадает с тем, кто действует. Однако миф не исчерпал себя. Сейчас мифология используется как усилитель ценностей. В ценностях мифа чувственное (бессознательное) и рациональное (сознательное) даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры 20 и 21 века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мире все условно и символично. Отсюда гибкость личности, ее раскрепощение. Миф, очеловечивая явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям.

Упрощенная поляризация на «свой» и «чужой» всего мира, иллюзорно-обнадеживающая картина мира, символический характер выражения, позитивная самооценка и  запрет критической рефлексии, опора  на «ночное» сознание и иррациональные основания  -  все это делает мифы живучими и вечными.

Философское мировоззрение. Основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению к собственным исходным тезисам. Представитель аналитической философии Д.А. Пасмор пишет, что ныне философия нужна каждому, ибо для любой деятельности в наши дни необходимо критическое мышление, а его формирует лишь философия.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"