Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 22:20, шпаргалка

Краткое описание

1. Проблема определения философии. Специфика философского вопрошания. Основные философские дисциплины
Философия — это набор некоторых суждений, которые нельзя доказать. Она спрашивает о фундаментальных понятиях.
Карл Ясперс выделил 4 специфики проявления философии:
— почти каждый человек считает себя способным отвечать на философские вопросы;
— философское мышление каждый раз должно начинаться сначала;

Вложенные файлы: 1 файл

Философия_ответы.docx

— 217.94 Кб (Скачать файл)

36. Проблема истины  в гносеологии: парадоксальность  истины

Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии — это вопрос о познаваемости мира, о возможностях человека получать достоверное знание. Но история философской мысли знала разные интерпретации проблемы истины.

— В античности была выдвинута концепция соответствия. Истину видели в том, что существующие вещи интерпретировались как проявления соответствующей идеи (по Платону) или формы (по Аристотелю).

— В средневековой христианской философии истину видели в Боге.

— В Новое время в качестве истинного знания рассматривали сведения, содержащиеся в чувствах (Бэкон, Локк), либо в ясных идеях (Декарт, Лейбниц).

Так складывалась и утверждалась классическая концепция истины: истина есть соответствие знаний действительности.

Современная трактовка истины, формулируется следующим образом: “истина — это верное отражение объекта познающим субъектом, которое воспроизводит познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания”

Традиционно в истории философии обсуждались и обсуждаются такие понятия, как “соответствие” и “действительность”. Эти понятия играют существенную роль в определении истины. В зависимости от их содержания, определение истины приобретает различные звучания, иногда радикально отличные друг от друга.

Под соответствием в отечественной философии чаще всего понимается верное адекватное отображение, которое конкретизируется через понятия подобия и сходства. Примером первого может служить отношение фотографии и оригинала, а второго — топографической карты и местности. В познавательных ситуациях эти отношения выступают в самых различных сочетаниях. Под действительностью понимается как объективная, существующая независимо от сознания человека, так и субъективная (в том числе и духовная) реальность.

Из объективного характера истины следует ее конкретность. Знания всегда зависят от характера и формы различных отношений, проявляющихся между предметами, явлениями и процессами, условий их осуществления. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Так, любой экономический постулат имеет истинную значимость только в рамках определенных социально-экономических условий, игнорирование которых ведет к заблуждению и откровенной лжи. Другой пример: объект и субъект существуют в определенном временном измерении. Изменение темпоральности также может превратить истину в свою противоположность.

Объективная истина — это не только неизменное, статичное, но также и динамичное образование; истина — это процесс, который заключает в себе самые различные качественные состояния. В связи с этим возникает вопрос об основных формах объективной истины, которыми являются абсолютная и относительная истины.

Абсолютная истина как термин заключает в себе несколько значений. Во-первых, он указывает на то, что характеризуемое знание носит окончательный характер и не может измениться в течение последующей практики. Во-вторых, к абсолютной истине относятся истины фактов, существование которых бесспорно и очевидно. И, наконец, в-третьих, под абсолютной истиной понимается гносеологический идеал, к которому стремится познание. В принципе, познать можно все, но реально это не осуществимо и поэтому в этом значении абсолютная истина является вектором познавательной деятельности, направленной на бесконечность бытия.

Относительная истина означает, прежде всего, неполное знание, ограниченное конкретно-историческими условиями познавательной деятельности. Относительная истина — это часть абсолютной истины, и в этом отношении она есть момент развития знания от неполного к более полному.

Относительная и абсолютная истины существуют в нераздельном единстве. Это единство определяется тем, что они объективны. Взаимодействие между ними характеризует реальный познавательный процесс, его направленность, и наиболее общую структуру.

На пути к более полному и глубокому постижению сути явлений разум человека постоянно преодолевает некие помехи — ложные представления, заблуждения. Заблуждение как противоположность истины порождается трудностью процесса познания на пути движения к истине, когда истина еще неизвестна, а практика ограничена в своих возможностях. Будучи необходимым моментом реального процесса познания, заблуждение часто выступает предпосылкой ошибок человека, т.е. неправильных его действий. В отличие от заблуждения ложь, дезинформация — это преднамеренное искажение истины.

Для того чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо ввести критерий истины. Критерием этим считается такая мыслительная или практическая процедура, которая позволяет ответить на вопрос о соответствии знания познаваемому объекту. В истории философии предлагались разные варианты решения проблемы критериев истинности научных знаний. Эмпиризм, например, высшим критерием истины считал чувственный опыт исследователя, а рационализм — логическую непротиворечивость, самосогласованность знания, его очевидность для разума ученого.

37. Соотношение абсолютного и  относительного в истине.

Истина — это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание — сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно.

Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины.

На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина — это соответствие знания объекту, действительности.

Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания — ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.

Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности.

Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.

Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

А теперь обратимся к главным характеристикам истинного знания. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Иными словами, объективная истина представляет собой такое знание, содержание которого таково, как оно «задано» объектом, т.е. отражает его таким, какое он есть. Так, утверждения, что земля шарообразна, что 3>2, — это объективные истины.

Если наше знание — это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина.

Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны. Но, как отмечал В.И. Ленин, вслед за решением вопроса об объективной истине следует второй вопрос: «…Могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно, или же только приблизительно, относительно? Этот второй вопрос есть вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной».

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, о чем уже шла речь выше, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины, — а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, — не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс.

Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта.

Можно сказать, что относительная истина — это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Итак, истина одна — она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней.

И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий. Истина конкретна. Та истина, что вода кипит при 1ОО градусах цельсия, сохраняет свое значение лишь при строго определенных условиях.

38. Основные концепции истины и ее критерии

Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Процесс постижения истины идет через относительные истины, относительно верные отражения объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта. В то же время истина конкретна, поскольку истина сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность.

Познание развивается между истиной и заблуждением. Заблуждение — это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Ложь — намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо.

Концепции:

Корреспондентская истина понимается как знание, соответствующее действительности. (Аристотель, Гегель)

Прагматическая — свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо. (Ч. С. Пирс)

Когерентная — характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э.Мах)

Критерии:

— основным критерием истины является практика (практика наше все), т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей.

— ясность, но критерий этот субъективен, поэтому ненадежен.

— истинно то, что признается большинством. Критерий абсолютно ненадежен, в науке проблемы истины не могут решаться большинством голосов.

— истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина — несостоятельно.

— согласованность, или формально-логическая непротиворечивость знания.

— простота — хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов.

39. Специфика ценностного отношения. Норма, оценка, ценность

Ценности — обобщенные, идеализированные модели, благодаря которым человек осознает значимость поступков, событий, предметов и т.д. Существует универсальная и индивидуальная трактовка ценностей (эмоции, переживания) Необходимо отличать ценности от норм. Нормы — от лат. «образец» — приписывают что должно быть во всех случаях => общезначима. Норма — объективна, ценность, оценка — субъективна.

Ценностное отношение — отношение человека к миру, сторонами которого являются предметные ценности и субъектные ценности. Предметные ценности — все объекты мира, оцениваемые человеком с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять разнообразные потребности. Субъектные ценности — это установки, оценки, требования, запреты и т.д., выступающие ориентирами и критериями деятельности людей.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"