Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 18:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

Философия-шпоры.docx

— 121.15 Кб (Скачать файл)

1. Общее понятие мировоззрения  и его основные виды. Впервые термин «философия» стал употреблять Пифагор в VI в. до н.э., дословно этот термин переводится как «любовь к мудрости». В европейской культуре закрепление термина «философия» связано с именем Платона. Цель философии – стремление к истине. Мировоззрение – совокупность взглядов человека на окружающий его естественный и искусственный мир и на самого себя, как творца искусственного мира. Мифы – своеобразное выражение философии в древности.

Мировоззрение:

  1. Обыденное.
  2. Мифологическое.
  3. Религиозное.
  4. Художественное.
  5. Философское и др.

Философия является одним из видов мировоззрения. Она – особый научно-теоретический тип мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

 

2. Предмет философии. Специфика  философского знания. Предметом философии является круг вопросов и проблем, изучаемых философией.

Разделы философского знания:

  1. Онтология (учение о бытии) – вопросы об окружающем (что такое воздух?).
  2. Гносеология (теория познания) – как относиться к внешнему миру?
  3. Антропология (учение о человеке) – что такое человек? Для чего он живет?
  4. Социология (учение об обществе) – что такое общество?
  5. Этика (учение о морали и нравственности).
  6. Эстетика (учение о прекрасном, о более общем понимании жизни человека).
  7. Логика (учение о законах, которым подчиняется мышление человека).
  8. Аксиология (учение о ценностях) – моральные ценности.
  9. История философии (учение о развитии философских знаний и философских систем).

Философия  – предельное обобщение всего существующего знания (высшее теоретическое мировоззрение), т.е. она объединяет научное знание в целом (отдельные науки(физика, биология, математика))и иное, вненаучное знание (религия, искусство).

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, т.к. философское знание имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат), однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, а также предельным обобщением накопленных человеком знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой другой науки, философия обобщает и интегрирует другие науки.

Эпикур – «пусть никто, пока он молод, не откладывает изучение философии».

Изучение философии способствует:

  • формированию абстрактного научного и философского образа мышления;
  • формированию собственной мировоззренческой позиции;
  • пониманию фундаментальных проблем бытия человека;
  • формированию нравственных стимулов к профессиональной деятельности;
  • развитию исследовательской культуры и профессионализма.

 

3. Функции философии. Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи и назначения.

  • Мировоззренческая функция указывает на то, что философия способствует формированию целостной картины мира, представления о его устройстве, месте человека в нем.
  • Методологическая функция указывает на то, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (диалектика (спор), сафистика (доказывать то, что выгодно), догматизм (раз и навсегда) и др.).
  • Мыслительно-теоретическая функция указывает на то, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, создавать мыслительно-логические системы и систему окружающего мира.
  • Гносеологическая функция указывает на то, что философия способствует объективному и достоверному познанию окружающей действительности (в том числе исследуется механизм познания).
  • Критическая функция – ее роль состоит в том, что философия подвергает сомнению существующее знание, способствует расширению  границ познания и модернизации знания.
  • Аксиологическая функция заключается в оценке явления окружающего мира с точки зрения различных ценностей (морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.).
  • Социальная функция объясняет общество, причины его возникновения, его эволюцию, указывает пути его совершенствования.
  • Воспитательно-гуманитарная функция указывает на то, что философия должна культивировать гуманистические ценности и идеалы, должна прививать их человеку и обществу, должна  помогать человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
  • Прогностическая функция указывает на то, что философия на основании имеющихся знаний об окружающем мире и человеке позволяет спрогнозировать тенденции развития позновательных процессов, человека, природы и общества.

 

4. Основной вопрос и основные направления философии. Основной вопрос по Альберт Коню – вопрос о самоубийстве – стоит ли жить?

Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886 г.) писал, что основной вопрос всей философии – вопрос об отношении мышления к бытию, т.е. отношение человеческого мышления к этому миру (как воздействует человек на мир?). Существует две стороны этого вопроса:

  1. Что первично: материя или сознание? Какова сущность мира? (онтологическая сторона).
  2. Познаваем ли мир? (гносеологическая сторона).

Направления онтологической стороны:

  1. Материализм (линия Демокрита) – направление в философии, сторонники которого полагали, что в соотношениях материального и идеального начал первичным является материальное начало (материя). К этому направлению принадлежали: Демокрит, философы милетской школы, Эпикур, Френсис Бекон, Джон Локк, Спиноза, Герцен, Чернышевский, Ленин, Маркс. Материализм, как господствующее направление, был распространен в Древней Греции, в Эллинистических государствах, в Англии (период буржуазной революции XVII в.), во Франции (XVIII), в СССР (XX в.)
  2. Идеализм (линия Платона) – направление в философии, сторонники которого полагали, что в соотношениях материального и идеального начал первичным является идеальное начало (дух, сознание, идея). К объективному идеализму принадлежали: Платон, Лейбниц, Гегель. К субъективному: Юн, Беркли. Идеализм, как основное философское направление, господствовал в платоновской Греции (в Средние века), сейчас широко распространен в Германии, США и других странах Западной Европы.
  • объективный (согласно концепции объективного идеализма, реально существуют только идеи, существуют независимо от сознания человека (субъекта), и весь мир делится на мир идей и мир вещей) – «Идея идеальна и неизменна»- Платон;
  • субъективный (субъективные идеалисты считали, что все идеи существует только в разуме человека) – «Мир – есть комплекс моих ощущений»-Беркли.
  1. Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, несводимыми друг к другу, двух начал: идеального и материального (духа и материи).

Направления гносеологической стороны:

  1. Гностицизм (мир познаваем - материализм).
  2. Агностицизм (мир не познаваем- дух, идея).

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен. Он является извечной неразрешимой проблемой.

В XX в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания классическому основному вопросу философии, т.к. он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Представители экзистенциализма заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии (проблема существования человека, управление собственным духовным миром; проблема взаимоотношений человека с обществом; проблема свободного выбора человека, поиска смысла жизни и своего места в ней).

Экзистенциализм (существование) – одно из крупнейших направлений философии в XX в. Предшествовали: Кьеркегор, Ницше, Достоевский, Бердяев.

Основные направления экзистенциализма:

  1. Религиозный (Ясперс, Бердяев, Шестов).
  2. Атеистический (Хайдеггер, Сартр, Бовуар).

 

5. Исторические типы  философии. Духовными истоками философии являются мифы, религии, элементы научных знаний.

Философские представления о мире обнаруживаются уже в VI-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Древней Индии, развитых странах Средиземноморья, особенно в Древней Греции.

Исторические типы философии:

  • Русская отечественная философия (X-XX вв. н.э.).
  • Современная мировая и отечественная философия (XXI в. н.э.).
  • Философия Древней Индии и Древнего Китая (VI в. до н.э. – III в. н.э.).
  • Античная философия Древней Греции и Рима (VI в. до н.э. – VI в. н.э.).
  • Средневековая философия Западной Европы (VI-XII вв. н.э.).
  • Философия эпохи Возрождения (Италия, Франция, Германия, Англия). XV-XVII вв. н.э.
  • Философия Нового времени (Западная Европа). XVII-XVIII вв. н.э.).
  • Философия просвещения. Франция (XVIII в. н.э.)
  • Немецкая классическая философия (Кант, Гегель). XVIII в. – начало XIX в. н.э.
  • Западная философия (современная) XIX-XX вв. н.э.

Философия как мировоззрение прошла три основных стадии своей эволюции:

  1. Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира и явлений природы через могущество внешних сил и космоса, согласно которой все сущее зависит от космоса и космических циклов (Древняя Индия, Древний Китай и иные страны востока и Древней Греции).
  2. Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы Бога (Средневековая Европа).
  3. Антропоцентризм – принцип философии, согласно которому человек есть центральное звено мировоззрения.

 

6. Даосизм – древнейшее  философское учение Китая. Основатель – Лао-Цзы – «Старый мудрец», «Старое дитя» (конец VI – начало V в. до н.э.). Уже в раннем даосизме Лао-Цзы становится фигурой легендарной и начинается процесс его обожествления. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком - откуда и имя его, "Старый ребенок", хотя иероглиф "цзы" означал одновременно и понятие "мудрец", так что его имя можно переводить как "Старый мудрец"). Автор трактата «Дао дэ Цзин» (Канон пути и благодати).

Дао – путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа – всеобъемлющий закон мироздания.

Дао – субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.

Ничего изменить нельзя, можно только созерцать.

 

7. Философия древнего конфуцианства. Основатель – Конфуций (Кун-Фу-Цзы) – «Учитель Кун» (551-479 г. до н.э.). Работа –  «Лунь Юй» : «Беседы и суждения». В ней рассматривалась Этическая теория.  Золотое правило: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Благородный муж стремится к самосовершенствованию, а низкий человек все думает о личной выгоде.

 

8. Философская культура  Древней Индии. Основные этапы  развития древнеиндийской философии.

I. Ведический период  (XV-VII в.до н.э.). Веды (дословно- «знания») – религиозно-философские трактаты.

II. Эпический период (VI в.до н.э.-II в.н.э.). Поэмы-эпосы «Махабхарата» и «Ранаяна».

III. Период Сутр (от III в.н.э.). Сутра – означает нить, линия поведения, правило, данное в виде изречения. Сутры – краткие философские трактаты.

 

9. Буддизм – религиозно-философское  учение Древней Индии. Буддизм – учение, распространившееся в Индии после V в.до н.э., в Китае, Юго-Восточной Азии после III в.н.э.,а также иных регионов.

Основатель – Гаутама Будда (563-483 г.до н.э.). Будда – «пробудившийся к истине». Главная идея буддизма – Средний путь жизни: между путем удовольствия и путем аскетизма (строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий).

Средний путь жизни – путь знания, мудрости, разумного самоограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечная цель которого – нирвана.

Нирвана («угасание», «потухание») – состояние высшего и полного просветления, высшая благодать.

Суть учения: Будда вывел 4 благородные арийские истины:

1. Земная жизнь полна страданий.

2. Страдания имеют свои причины (жажда наживы, алчность, слава, удовольствия).

3. От страданий можно избавиться.

4. Существует путь, освобождающий  от страданий: отказ от земных  желаний, просветление, нирвана.

Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, цель которого – нирвана. Данный путь – восьмеричный путь, предусматривающий  соблюдение следующих принципов для монахов:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"