Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 22:20, шпаргалка

Краткое описание

1. Проблема определения философии. Специфика философского вопрошания. Основные философские дисциплины
Философия — это набор некоторых суждений, которые нельзя доказать. Она спрашивает о фундаментальных понятиях.
Карл Ясперс выделил 4 специфики проявления философии:
— почти каждый человек считает себя способным отвечать на философские вопросы;
— философское мышление каждый раз должно начинаться сначала;

Вложенные файлы: 1 файл

Философия_ответы.docx

— 217.94 Кб (Скачать файл)

17. Учение Ф. Бэкона  об «идолах» и их преодолении

Основой познавательной деятельности должна быть индукция, которая опирается на опыт (эксперимент). Чтобы получить общее представление о чем-либо, нужно иметь определенный опыт. Но Бэкон столкнулся с целым рядом возражений: опыт имели крестьяне, невежественные люди, а образованные люди опыта не имели.

Бэкон: «Получить знание можно, если избавиться от заблуждений — идолов, призраков.

Познание начинается с освобождения от идолов:

1. Призраки рынка (на рынке люди общаются, некритически усваивая мнения других людей, что приводит к ошибочным выводам, слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения);

2. пещеры (каждый смотрит на мир из своей пещеры, которая сделана из образования, воспитания, социального положения, национальности);

3. театра (в театре люди черпали образцы должного поведения, нужно критично относится к мнениям авторитетных людей);

4. рода (люди в силу своей природы объясняют мир из человеческой природы, перенося на него свои качества — антропоморфность мифа).

Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактовà движение от частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разумà наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом, эмпирический подход связан с аналитическим.

Метод индукции не требует логического дополнения до тех пор, пока мы не столкнемся с исключением. Метод индукции не всегда дает результаты (см. Опыты плодоносные и светоносные). Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте.

Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии).

Бэкон настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать факты, добытые опытом, а затем делать заключения.

Важен эксперимент — активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению конкретных истин. Бэкон противопоставляет свой метод (ранний предшественник научного метода) методу чистых эмпириков и рационалистов.

Метод Бэкона включает в себя оба этих метода:

— аналитическое исследование

— опыт, подтверждённый экспериментом

— чувственный опыт

То есть метод Бэкона опирается на индукцию и эмпиризм.

18. Ф. Бэкон. Индукция как метод познания.

Метод — это путь, главное средство исследования.

В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

Индукция может быть полной (совершенной) и неполной.

Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте.

Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых, потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно. Это заключение всегда носит вероятностный характер.

Индукция — метод рассуждения от частного к общему.

Полная индукция — метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности.

Неполная индукция — наблюдения за отдельными частными случаями наводит на гипотезу, которая нуждается в доказательстве.

Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения.

Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из чувственного опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.

Бэкон выделял три пути познания:

  • «путь паука» — получение знаний путем размышлений без опоры на данные опыта: рационалисты «ткут паутину мыслей из своего ума»;

  • «путь муравья» — способ познания, построенный исключительно из наблюдений и опыта, когда сбор разрозненных фактов не даёт знаний о сущности предметов, называя этот способ познания «ползучим эмпиризмом» за поверхностность;

  • «путь пчелы» — идеальный путь познания, названный им индукцией (от лат. наведение), когда совершается сбор фактов на основе исследования отдельных свойств (простых натур), их обобщение и выявление общих закономерностей в предметах.

Согласно Бэкону, индуктивный метод познания включает три процедуры:

1) при наблюдении за  свойствами вещей — составлять  полный перечень положительных  случаев, (когда свойство всегда  присутствует в объекте);

2) составлять полный перечень  отрицательных случаев (когда свойство  не присутствует в объекте);

3) сравнить перечни положительных  и отрицательных случаев, после  чего сделать вывод о факторах, при существовании которых исследуемое  свойство всегда присутствует (т.е. сделать перечень случаев, когда  свойство, как правило, присутствует).

Причины ошибок в познании:

а) идол рода — врожденное, естественное несовершенство человеческого разума — «неровного зеркала», нередко приписывающего природе свойства, которыми она не обладает;

б) идол пещеры — индивидуальные особенности людей, получивших неодинаковое образование и воспитание, что определяет их предпочтения и пристрастия;

в) идол рынка — неправильный выбор и употребление слов приводит к непониманию между людьми, к искажению знания;

г) идол театра — слепое, некритическое следование авторитетным авторам прошлого, принятие на веру высказанных ими когда-то положений также может приводить к ошибкам.

19. Ф. Бэкон. Экспериментальная  наука Нового времени, отношение  ее к античной науке и средневековой  схоластике

Выражение его личного жизненного правила являются слова: знание — сила. Для него знание никогда не являлось целью в себе, а лишь сильнейшим средством для завоевания могущества (только тогда можно господствовать над вещами — когда мы их понимаем).

По Бэкону недостаток прежней науки заключается в ее бесплодности.

Бэкон был представителем эмпиризма — направление в теории познания, которое отдает приоритет чувственному познанию, полагая, что истинное знание о мире можно получить только с помощью опыта.

Философия Бэкона должна дать знание всему человеческому роду для подчинения природы и господства над ней.

Все стремления Бэконовской философии концентрируются на ars inveniendi (искусство изобретать). Попытки устроить механический прибор для изобретения новых мыслей которым Бруно посвятил свое учение, назывались также inveniendi, разница в том, что схоласты считали нужным изобретать мысли, а Бэкон надеялся изобрести орудия для господства над природой. Бэкон не был изобретателем, т.к. считал возможной теорию изобретения. По его мнению, единственное средство к успешному изобретению —это опыт. Все дело обновления науки, которое он поставил своей задачей, называет он Instauratio magna (великое восстановление).

Оно делится на три части:

  1. Обзор всех наук для установления специальной задачи философии
  2. Развитие нового метода естествознания
  3. И его применение к единичному исследованию

По мнению Бэкона все науки в совокупности образуют “globus intellectualis” —интеллектуальный мир. Он с одной стороны сузил аристотелевское понятие практических наук, предположив для каждой практической или технической дисциплины теоретическую в качестве ее основы, а, с другой стороны, расширил, допустив в принципе для каждой теоретической, практическую науку.

Бэконовская классификация наук, представлявшая альтернативу аристотелевской, долгое время признавалась основополагающей многими европейскими учеными и философами. Разделение всех наук на исторические, поэтические и философские определяется у Фрэнсиса Бэкона психологическим критерием. Так, история — это знание, опирающееся на память; она делится на естественную историю, описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), и гражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии — рассудок. Она делится на естественную философию, божественную философию (естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль и общественные явления). В естественной философии Бэкон выделил теоретическую (исследование причин, причем предпочтение отдается материальным и действующим причинам перед формальными и целевыми), и практическую («естественная магия») части.

Схоластика соединила философию и религию. Тем самым тормозилось развитие наук из-за страхов перейти за дозволенные пределы благочестия, проникнуть в тайны божества, открыть то, что положит конец религии. Бэкон предлагает соединить рассудок и опыт и выдвинул новаторскую идею о том, что главным методом познания должна стать индукция (восхождение от частного к общему). Метод индукции Бэкона противопоставил методу дедукции (восхождение от общего к частному), предложенному Р. Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию четких логических приемов. Бэкон выделяет пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность:

  1. «Путь паука» — получение знания из «чистого разума», т. е. рациональным путем. Данный путь игнорирует роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, по Бекону, — «ткут паутину мысли из своего ума».
  2. «Путь муравья» — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, т. е. догматический эмпиризм, противоположный рационализму. Данный метод также несовершенен. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание только на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений.
  3. «Путь пчелы» — идеальный способ познания. Используя его, философ берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя «по пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их и, используя возможности разума, заглянуть «внутрь» проблемы, понять ее сущность.

20. Р. Декарт. Правила  научного метода

«Правила для руководства ума» — первое философское сочинение Декарта.

Ум — это способность правильно судить, т.е. отличать истинное от ложного. Всем людям эта способность дана от природы, но одни совершают великие открытия, а другие повторяют давно уже всем известное, т.к. для достижения научных результатов необходим метод.

В первом сочинении Декарт формулирует 21 правило, в трактате «Рассуждение о методе», написанном в зрелые годы, он счел возможным свести их число к четырем правилам:

  1. Первое правило — это правило очевидности, которое Декарт формулирует следующим образом: «Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, иными словами, тщательно избегать поспешности и предубеждения. Таким образом, все сводится к ясности и отчетливости, в чем и заключается очевидность. Очевидность достигается посредством интуиции. В “Правилах для руководства ума”, интуиция представляет собой» не зыбкое свидетельство наших чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, а понимание ясного и внимательного ума…
  2. Второе правило — «Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения». Это защита аналитического метода, который только и может привести к очевидности. Но разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, а не прочную связь. Поэтому за анализом должен следовать синтез, цель третьего правила.
  3. Третье правило заключается в том, чтобы располагать свои мысли в определенном порядке, начиная от простого к сложному. Затем восстанавливаем порядок построения цепочку рассуждений от простого к сложному (синтез).
  4. И наконец, чтобы избежать ошибок, следует контролировать все этапы работы. Поэтому в заключение Декарт говорит: «Последнее правило — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено». Перечень контролирует полноту анализа, обзор — корректность синтеза.

Все эти правила являются методом познания именно потому, что только ясность и отчетливость защищают от возможных ошибок или поспешных обобщений. Такой метод в общей форме дает отказ от фантастических или только похожих на правду понятий, которые устраняются в результате этой упрощающей операции. Простота, по Декарту, не есть «всеобщее» традиционной философии, так же как интуиция не есть «абстракция».

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"