Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Культурологии".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен анимация.docx

— 374.94 Кб (Скачать файл)

Услуги экскурсовода характеризуются следующими производственными и функциональными свойствами:

  • понятное и интересное содержание экскурсии;
  • уровень научно-профессиональной подготовки и знания экскурсовода, его умение найти ответы на разные вопросы (включая и те, которые впрямую не относятся к теме экскурсии);
  • речевое мастерство экскурсовода, его умение владеть вниманием 
    аудитории;
  • умение уложиться в предусмотренное время экскурсии;
  • внешний вид, одежда экскурсовода, умение держаться перед аудиторией.

Но и функциональные свойства не позволяют сделать окончательный вывод о качественных характеристиках услуг и сервисных продуктов, необходимо учитывать их потребительские свойства, т.е. качества, которые рассматриваются отдыхающими как наиболее значимые и благоприятные для них. Налицо субъективный характер этих свойств, но именно они в значительной степени отображают реальное качество продукции.

В группе услуг, связанных с удовлетворением культурных и досуговых потребностей, на первый план выходят не столько сервисные аспекты обслуживания, сколько состояние или переживания аудитории или отдельного потребителя. Так, в ходе спектакля или на концерте ведущее значение для зрителя приобретает содержание происходящего на сцене, а также игра артистов. Вместе с тем для зрителей остаются весьма актуальными и те аспекты обслуживания, которые приобретают первостепенное значение в создании общей атмосферы искусства — вежливость обслуживающего персонала, наличие информации о составе артистов, удобство зрительских кресел, хорошая акустика зала, наличие просторного фойе, пункта питания (буфета) и др.

В некоторых случаях качества обслуживания посетителей учреждений искусства можно сравнительно легко отделить от качества художественной основы исполняемых произведений (драматургии, исполнительского мастерство актеров и т.п.). Но зачастую эти аспекты так перемешаны, что сложно определить, чем именно недовольна аудитория: искусством или сервисом. Сферы досуга, независимые от живого творчества исполнителей, приобретают более прозрачные критерии качества сервиса. В отношениях культурных продуктов (включая продукты индустрии развлечений и шоу-бизнеса) и конкретных услуг, которые формируются по рационально выверенным технологическим лекалам, легче определить их сервисно-качественный уровень.

Итак, главным «экспертом» в определении качества культурно-досуговых услуг остается потребитель. Потребительские ожидания строятся на таких ключевых факторах, как личные потребности и интересы, прошлый опыт, внешние коммуникации (реклама и др.), межличностные коммуникации, включая и слухи, оценки близких людей. Воздействие многих факторов способно исказить качественную сущность услуги. Поэтому лучше применять двусторонний подход к выявлению оценки качества досуговой услуги: учет производственно-физических (которые можно зафиксировать, просчитать, отобразить в числовой форме) показателей и субъективных оценок потребителей. Если 25-30% клиентов полностью удовлетворены обслуживанием в учреждении досуга, готовы оставаться постоянными посетителями, рекомендуют его работу своим друзьям, эти показатели считаются весьма благоприятными с точки зрения стандартов качества в данной организации. Именно такой подход существует в мировой культурно-досуговой практике, где ориентир на потребителя имеет такое же важное значение, как и экономические критерии деятельности.

 

32. Социально-культурная  анимация как форма социальной  активности личности

В современной теории и практике социально-культурной деятельности особое место принадлежит социально-культурной анимации, в пространстве которой создаются благополучные условии для организации активного отдыха, включения личности в социально-культурную деятельность во всем многообразии её проявления, развития и реализации творческих способностей людей.

Социально-культурная анимация позволяет решить задачи обеспечения условий для всестороннего свободного развития личности, её творческого самовыражения, а также создает условия для эффективного контроля в сфере культуры.

Социально-культурная анимация имеет гуманистическую направленность, так как предметом ее является личность, способная к саморазвитию и самосовершенствованию.

Социально-культурная анимация проводит не только оказание психологической, психотерапевтической поддержки, нуждающимся в этом категориям граждан, но и предлагает условия и методы для выхода личности из сложной ситуации.

Сегодня анимация становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала личности и общества в целом.

Социализация (англ.socialization; от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. «Процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам…Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.

Понятие социализации тесно связано с понятием адаптации. В основе социализации личности лежит, длящийся в течении всей жизни, процесс адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающей действительности. Адаптацию можно рассматривать и как основную функцию процесса социализации и в качестве одного из её важнейших механизмов. Составляющими компонентами процесса адаптации являются коммуникация, регенерация, реконструкция. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью своей роли при вхождении в новую социальную среду.

Социализация индивида осуществляется, прежде всего, в различных формах общения: массового, группового, межличностного, делового, неформального, влияние средств массовой коммуникации, культуры в целом.

Межличностным и межгрупповым отношениям как формам социализирующего общения отведено в социокультурной анимации определенное место. В ходе таких отношений проявляются глубокие психологические уровни взаимодействия индивидов. Благоприятная атмосфера, присущая анимационным программам, служит средой для эффективных межличностных отношений, что перестраивает самого человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.

Вступая в межличностное общение в процессе социально-культурной деятельности, индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

В анимационных группах могут быть выявлены личностно-смысловые и эмоционально-оценочные отношения.

Личностно-смысловые отношения - это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного индивида приобретает для других личностный смысл. Личностно-смысловые отношения особенно ярко проявляется в тех случаях, когда индивид во взаимоотношениях с окружающими берет на себя роль лидера и действует согласно ей.

Основная функция эмоционально-оценочных отношений в анимационной группе - осуществление коррекции поведения в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения - симпатии, антипатии, дружеские привязанности и т.д.

Культура и искусство являются эффективными средства оживления и одухотворения внутреннего мира личности. В современной российской анимационной практике широко применяются творческие технологии. В основе их лежит воздействие творчества на эмоциональное самочувствие и физическое здоровье личности. В системе технологий социокультурная анимация использует средства культуры и искусства не только для реабилитации физических возможностей, но и для актуализации духовных потребностей, как самоорганизующего личность элемента, вместе с реализацией которых, впоследствии и происходит преодоление психических и физических комплексов.

Самосознание, самоуважение, самооценка личности - это факторы, которые всегда приходится учитывать и корректировать в процессе анимационной деятельности.

Общение выступает в качестве внешнего стимула побуждающего человека к новой деятельности, к установлению своего стиля поведения. Особенно ярко побуждающая роль общения проявляется в ситуации выбора, когда человек решает, какому виду деятельности как объекту удовлетворения духовных потребностей отдать предпочтение.

Терапевтическое свойство социокультурной анимации мы рассматриваем как психологическое воздействие на внутренний мир личности с целью оздоровления его психики. Анимационная терапия - это лечение души посредством использования различных терапевтических методов с применением средств искусства и культуры.

Терапевтическое воздействие наиболее эффективно реализуется в процессе социокультурной анимации, предполагающей активное участие реципиентов, и осуществляется при помощи методов позитивной психологии и психотерапии.

33. Сущность  анимации

Анимационное обслуживание в туристической деятельности определено как оживление программ развлечений, отдыха и досуга туристов. Анимация - это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени, организация развлечений и спортивного проведения досуга.

К анимационному обслуживанию относятся малые и крупные формы представлений, развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы, дегустация спиртных напитков с привлечением элементов театрализации.

Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением туристов в действие, их участием в нем.

Анимация в туризме может быть представлена:

- анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные  программы, шоу-маскарады, карнавальные  шествия и т.д.)

- анимационными театральными  действиями (рыцарские турниры, юмористические  шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные  балы, вечера встречи со сказочными  героями и т.п.)

- анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные  шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов  на экспозиции встречают «ожившие»  исторические персонажи или когда  вечером в гостинице организуется  шоу, но не созерцательное, а с  непосредственным активным участием  туристов. Например, скучный когда-то  и редко посещаемый музей первых  английских переселенцев в г. Плимуте (США) превратился сегодня  в национальное шоу при помощи  анимационной организации экспозиции  в натуральную величину (деревня  с живыми персонажами, осуществляющими  основные работы по дому, огороду  и др.);

- анимацией в тематических  парках (аттракционы, встречи с героями  мультфильмов, супершоу).

- спортивной анимацией (коллективные  и индивидуальные спортивные  игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера);

- гостиничной анимацией (развлекательные, спортивно-оздоровительные  мероприятия, вечера отдыха, работа  миниклубов, кафе, баров в гостиницах). Аниматоры (чаще всего молодые люди) работают с туристами постоянно, можно сказать, круглые сутки. Основная задача этих работников - не дать людям соскучиться.

 Путешествующих туристов  объединяет не только интерес  к культуре, обычаям, традициям народов  мира, желание познакомиться с  уникальными памятниками художественной  культуры человечества, лучшими  образцами мировой и отечественной  литературы, музыки, театра, но и  желание отдохнуть и развлечься.

Под анимационной программой подразумевается объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. Кроме понятия «анимационная программа» часто используется понятие «анимационное мероприятие», которое является составной частью анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.

Разработка анимационных программ - особый вид деятельности, поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов-аниматоров является социально-значимой задачей. Аниматор занимается разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирует туристов в многообразии его видов, организует им полноценный отдых, который является не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни. Профессионал аниматор должен выработать в себе такие важные качества, как компетентность, коммуникабельность, организаторские способности, умение работать с людьми, высокая культура общения, нестандартность мышления, деловая смекалка, лидерство, фантазия.

Таким образом, анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья. Однако одна и та же программа может вызвать у одних людей положительные эмоции, а у других - прямо противоположные. Процесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от многих факторов:

- возраста участников  или зрителей;

- уровня образованности;

- пола;

- этнической принадлежности;

- настроения на момент  реализации данной программы  и т.д.

Именно поэтому важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в запасе несколько различных программ или мероприятий, чтобы удовлетворить разные вкусы.

Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны туристам и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как много больше участников.

Таким образом, формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений. Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение. Анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья.

34. Классификация  анимационной деятельности

Классификация анимации по месту проведения: в зонах рекреации, в санаторно-курортных учреждениях, в детско-юношеских лагерях, в развлекательных клубах, на семейных юбилеях и праздничных застольях, в досуговых центрах, в игровых заведениях, на открытом пространстве, на специально оборудованных зрелищных местах и площадках – стадионе, ипподроме, летном поле, выделенном под авиа-шоу, в парках (зоопарках) и скверах, на городских улицах, в пунктах общественного питания – в кафе, ресторане.

Классификация по числу участников: небольшая группа участников досуга (2–7 человек); средняя группа (до 30 человек); большая группа (30-100 человек); сверхкрупная группа (более 100 человек, ориентировочное число людей, за действиями которых конкретный человек может наблюдать в стабильной ситуации, продуцируя ответную реакцию).

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"