Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 00:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по культурологии.doc

— 827.50 Кб (Скачать файл)

Ответы

Блок 1

  1. Динамическое понимание культуры М.М. Бахтиным.

М.М. Бахтин (1895-1975) –Российский философ, литературовед, эстетик, культуролог.

В работах Бахтина  поставлены и оригинально решены проблемы философии, эстетики, литературоведения, коммуникации, а также культурологии. Культурологическая концепция Бахтина основана на идее диалога, который истолковывался им как форма общения отдельных личностей, а также как способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе.

В концепции важными категориями  выступают "ответственность", "полифония" - многоголосие и равноправие существущих  в мире и художественных произведениях  сознаний по отношению друг к другу  и к единому культурному целому. Им проанализированы некоторые проблемы поэтики на примере творчества Ф.М. Достоевского, использовавшего полифоническую форму романа. Много внимания Бахтин уделял творчеству Рабле и ввел в научный обиход понятие смеховой "карнавальной культуры", характерной для средневековья ("Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса", 1949). Понятие "карнавальной культуры" прочно вошло в категориальный аппарат культурологии. Основные культурологические идеи Бахтина нашли отражение в работах: "Фрейдизм. Критический очерк". М.-Л., 1927 (опубликовано под фамилией Волошинов В.Н.). "Проблемы поэтики Достоевского" (1963). Работы Бахтина: “ Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса” , “ Проблемы поэтики Достоевского” , “ К методологии гуманитарных наук” , “ Искусство и ответственность” , “ К философии поступка” , "Эстетика словесного творчества", “ Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике”

Одним из центральных и напряженных  фокусов жизни европейской науки, культуры и философии, потребовавших от М.М.Бахтина кардинального личностно-жизненного отклика, стала проблема соотношения двух главных стратегий постижения мира и человека: естественнонаучной (объектной, позитивистской, сциентистской) парадигмы мышления и мировоззрения и гуманитарной (субъектно-интерсубъектной, культуральной, понимающей) парадигмы мышления и мироотношения.

Таким образом, культура — это смысл диалога по поводу существования разных людей.

Он вводит понятие  “большого времени” как своеобразной “хроно-полифонии”, позволяющей взглянуть на каждое явление культуры в проекции прошлого и будущего, а не только в современном ему социокультурном контексте.

Основные категории  концепции Бахтина могут быть представлены следующими понятиями: монологизм, полифония, диалог, карнавал, смеховая культура и т.д.

М.М. Бахтин понимает культуру

– как форму общения людей разных культур, форму диалога; для него “культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культурой”;

– как механизм самодетерминации личности, с присущей ей историчностью и социальностью;

– как форма  обретения, восприятия мира впервые.

Эти три определения  взаимосвязаны и переходят одно в другое.

  1. Концепция культуры в творчестве Г. Маркузе.

Маркузе Герберт (Herbert Marcuse)  
(1898-1979) - Немецко-америк. философ и социолог.  
 
Высказал целый ряд культурологических идей, которые пронизаны идеями Фрейда и Ницше. Взгляды М. на культуру весьма специфичны. Он разработал понятия аффирмативной культуры и аффирмативного искусства. По его мнению, культура амбивалентна, т.е. обладает одновременно как позитивной, так и негативной значимостью: с одной стороны, она служит выражением сопротивления личности бесчеловечной реальности, с другой - выполняет аффирмативную функцию, узаконивает противоречие между человеческой потребностью счастья в реальной жизни и ее иллюзорным удовлетворением в искусстве.  
 
В довоенных работах М. критиковал буржуазную культуру как орудие господства шаблонной ориентации ума. По его мнению, она стала товаром, украшением и “жвачкой” мира бизнеса и в этом смысле она уже не есть культура. М. выдвинул также идею просветительской культур, революции, которая в каждом индивиде разбудила художника. М. полагал, что искусство должно освобождаться от пагубного политич. и идеологического содержания. В своих работах М. пришел к выводу о том, что необходимо освободиться от аффирмативной культуры. Концепции М. пользовались популярностью в 60-е гг. среди “новых левых” экстремистов, которые считали своей целью “тоталитарную революционную войну” против “позднекапиталистического общества”, его “репрессивной культуры” и его авторитарной личности. Однако М. отошел от экстремизма “новых левых” и внес существенные поправки в свои концепции. Основные работы: “Разум и революция” (1941); “Эрос и цивилизация” (1955); “Одномерный человек” (1964); “Эссе об освобождении” (1969); “Контрреволюция и бунт” (1972).

 

 

  1. Игровая концепция культуры (И. Хейзинга).

Хёйзинга Йохан (Johan Huizinga)  
(1872-1945) (Нидерланды, XIX-XX вв.) - исследователь истории и культуры Средних веков; важно понять, как жили люди в отдаленные времена, о чем думали, к чему стремились, что считали ценным; человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра.

В культурологии  Й. Хейзинги можно выделить три аспекта.  
 
Во-первых, историографический анализ эпохи позднего Средневековья в Нидерландах, европейской культуры XV в.  
 
Во-вторых, роль Игры в возникновении и развитии культуры всех времен и народов.  
 
В-третьих, анализ духовного кризиса западной культуры, Духовной трагедии человечества, связанной с фашизмом и тоталитаризмом.  
 
Й.Хейзинга и его гуманистические идеи были близки творчеству известных философов, культурологов, писателей, таких как Герман Гессе, Хосе Ортега-и-Гассет, Томас Манн, работавших в "черные годы Европы", в годы наступления фашистских режимов.

 
Гуманистические идеи были изложены в  книгах "Эразмус" (1942), посвященной  биографии Эразма Роттердамского, а  также в работе "Голландская  культура XVII века" (1933), Необычайную популярность приобрела работа Homo Ludens (1938), отличающаяся новым подходом в освещении сущности, происхождения и эволюции культуры, энциклопедической эрудицией, блеском литературного стиля. В ней изложена культурологическая концепция Й.Хейзинги. В предисловии он писал, что человеческая культура возникает и развертывается в игре. Это убеждение зародилось у него еще в 1903 г., а в 1933 он посвятил этой проблеме вступительную речь при избрании ректором Лейденского университета, назвав ее "О границах игры и серьезного в культуре". Затем эти идеи излагал в Цюрихе, Вене, Лондоне в докладах "Игровой элемент культуры". В этой работе наиболее полно воплотился гуманистический, жизнелюбивый, нравственно светлый, творческий мир Й.Хейзинги.

 

  1. Реликты первобытной культуры в современных цивилизациях.

 

Реликтовые или же современные  племена есть пережиточные образования, являющиеся дериватом, т.е. произвольным от своей первоначальной формы. Реликтовые племена существуют как репрезентативный аналог первичного племени в том случае, когда сохраняются предпосылки для их воспроизводства. Вплоть до начала ХХ в., в некоторых глухих уголках и до середины ХХ в. сохранились реликты многих древнейших хозяйственно-культурных типов.

Можно выделить две модификации реликтовых племен. Первая, наиболее распространенная: племена деструктивного развития, характеризуемые изолированностью, разобщенностью своего существования и реальной возможностью его прекращения из-за необратимости ассимиляции преимущественно в ее насильственной форме и более того в результате безжалостного истребления и вымирания. Вторая модификация, менее встречаемая, когда реликтовые племена преобразуются в народность или нацию.

К реликтовым племенам деструктивного развития относятся потомки древнейшего  домалайского населения Суматры: кубу и андаманцы, мрабри Таиланда, южно-индийские кадры, байнинги Океании, перешагнувшие рубеж производящего хозяйства и др. Своеобразны пережитки родовых структур в Африке, например, в Нигерии и Танзании. Сохранение прежней племенной организации и традиционно-обрядовой ритуальной культуры характерны для туарегских племен Мали и кочевых народов Чада. Примером реликтового племени с присваивающим типом экономики, с кочевым образом жизни, не принимающим современную цивилизацию и отвергаемое ею являются находящиеся на грани вымирания пигмеи Конго. Аналогичная ситуация присуща маркизцам Полинезии.

Отдельной темой для рассмотрения реликтовых племен является коренное население  американского континента. Современные  индейские племена Бразилии, значительно различающиеся по своей численности (от нескольких тысяч до двух-трех десятков человек) характеризуются деструктивностью своего развития. Резкое уменьшение числа индейских племен в ХХ в. произошло не только за счет их поглощения более крупными племенами или насильственного растворения в составе бразильского народа при утрате ими своей этнической территории, а явилось результатом физического исчезновения. За четыре с половиной века с начала европейской

[212]

колонизации численность коренного  населения Бразилии сократилась в двадцать раз. Многие из индейских племен Бразилии не только не изучены, но вообще не имели до недавнего времени непосредственных контактов с бразильцами, в то время как часть других племен просто остается в безызвестности. Так, в Амазонии и на севере штата Пара живет значительное число племен не установленной до сих пор языковой принадлежности, не имеющие контактов с бразильцами и пользующиеся каменными орудиями [1]. Многие из них расселены мелкими локальными группами в несколько десятков ??еловек и зачастую подразделения одного и того же племени не знают о существовании друг друга. В таком же эмбриональном состоянии находятся племена в результате деградации их предшествующего более высокого развития. Например, араваки и гуато утеряли такие характерные для них в прошлом черты как дуально-родовое деление и эндогамные фратрии [2]. Это касается также племен тиша и каймбе, полностью забывших свой язык и культуру.

Насильственная ассимиляция и  прекращение своей этнической истории  присущи тем североамериканским индейским племенам, которые подвергаются беспрецедентной дисперсионности  расселения. Это касается шошонов, делаваров, айова. Беспримерно, например, расселение пайюте Невады, менее тысячи человек которых рассредоточены по двадцати двум крошечным общинам [3]. Трудно ожидать, что разобщенные малые индейские народы смогут не то, чтобы нормально развиваться в столь неблагоприятных условиях, а хотя бы продолжать свое существование в течение длительного времени. Скорее всего, большинство из них ожидает поглощение американским или иноэтничным индейским населением. В настоящее время в США практически не осталось ни одного генетически не смешанного с неиндейским населением индейского народа. Так, у делаваров межэтнические браки настолько распространены, что ведут к размыванию самого этого народа [4].

[213]

Размышляя о реликтовых племенах, характеризуемых деструктивностью своего развития можно согласиться  со следующим мнением: «Многие  из этнических реликтов исчезают буквально у нас на глазах, не выдерживая столкновения с действительностью (для всех изоляция к XVIII-XIX вв. заканчивается), а те из них, которые физически продолжают существовать, оказываются настолько угнетенными влиянием более цивилизованных соседей, что сама их природная специфика прощупывается с трудом и наступает гибель этноса» [5].

 

  1. Становление культурной антропологии как науки.

Культу́рная антрополо́гия (иногда социальная или социально-культурная антропология) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития[1]. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности[2]. Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX века-начале XX века в основном в США[3][4] Основные представители: Франц Боас, Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Бронислав Малиновский, Альфред Радклиф-Браун, Эдуард Тайлор, Марсель Мосс, Люсьен Леви-Брюль и Клод Леви-Стросс[3][4].

 

Если принять гипотезу о синонимичности культурной антропологии и этнологии, временем её появления как науки следует считать время появления этнологии, то есть 1830-е — начало 1840-х годов. Термин «антропология» на Западе закрепляется с начала 1870-х, а уже в 1879 году начинается преподавание антропологии в Рочестерском университете в США и в 1884 году в Оксфорде[1]. Сложилось несколько основных подходов, объясняющих многообразие духовной и материальной культуры у разных народов мира и в разные исторические эпохи[7].

В то же время, изучаемым культурной антропологией проблемам уделялось  внимание ещё в эпоху античности. Демокритом и Титом Лукрецием Каром были сформированы первые концепции антропосоциогенеза. Идея о природно-географической обусловленности социально-психологических и политических явлений была предложена Гиппократом. Корнелий Тацит бывший, вероятно, первым этнографом, противопоставил цивилизованность дикости, указывая на свойственное цивилизации падение нравов[1].

В XVI—XVIII веках в связи с увеличением  знаний о мире в Европе в результате Великих географических открытий интерес предмету антропологии сильно возрос. С именами Пьетро Мартира, Мишеля де Монтеня, Жана Жака Руссо и Дени Дидро связана получившая широкую популярность концепция «счастливого дикаря», идеализирующая общественный лад «примитивных» народов[1].

В XIX веке направлениями общественной мысли, оказавшими наибольшее влияние  на формирование антропологии, были идеи исторического прогресса Фергюсона, Кондорсе и Тюрго, работы выдающегося немецкого историка культуры Гердера, а также идеи «мифологической школы»[1].

В XIX веке появился линейный эволюционизм, рассматривающий культуру человечества как переход от простых форм к более сложным. Основным объектом исследования эволюционистов (Джэймс Фрэзер, Люсьен Леви-Брюль) были «примитивные» общества — коренное население, проживающее на территории колоний в Африке, Южной Америке, Юго-Восточной Азии. Появление этого подхода было связано с накоплением этнографического материала и распространением принципа историзма.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"