Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Культурологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпуркенция.docx

— 32.10 Кб (Скачать файл)

1. Культурология как наука

К- одна из самых молодых  научных дисциплин. Уайт ввел термин обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Оствальд – термин. Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности. Формы проявления культуры: традиции, обычаи, идеология, ценности и т.д. Делится на фундаментальную(изучает культуру с целью теоретического и исторического познания) и прикладную(использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях: архивное дело, музейное ведение, библиотечное дело)

 

2. Понятие культуры.

Культура- часть человеческого  окружения, созданного человеком. Здания сооружения, религия, наука, образование  и т.д. В материальную культуру входят:1. культура труда и материального производства;2. культура быта;

жилище, дома, деревни, города);Духовная культура : познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную; художественную;. правовую,  религиозную. Функции  культуры: преобразующая, коммуникативная, познавательная,  информационная, ценностная, нормативная, гуманистическая.

 

3.  Культура как система  знаков, символов.

Говорить о культуре как о системе знаковых систем, а любые культурные явления рассматривать как тексты, несущие информацию – значит говорить о семиотике культуры.  Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить 6 основных типов знаков и знаковых систем: 
·         Естественные знаки – вещи и явления природы в том случае, когда они указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них (дым как знак огня). 
·         Функциональные знаки – в отличие от естественных знаков, связь функциональных с тем, на что они указывают, обусловлено теми функциями, которые ни выполняют. 
·         Иконические знаки – это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Особое место среди иконических знаков занимают символы. Символы – это знаки, которые не только изображают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием объекта. (эмблемы, гербы, знамена, крест в христианской религии и т.п.). 
·         Конвенциональные (условные знаки) – их значение задается не предметами и процессами, о которых они информируют, а соглашениями между людьми (школьный звонок). Существуют два основных вида: сигналы (значение цветов светофора) и индексы (школьные оценки). 
·         Вербальные знаковые системы – разговорные языки. 
·         Знаковые системы записи – важнейшая из них – письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи.  
               Код культурный – совокупность знаков, символов, смыслов, которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека. Код позволяет выразить значимые для людей и поэтому зафиксированные особенности связи с окружением, взгляды на реальность.

 

4. Формы культуры.

В зависимости от того, кто  создает культуру, а также от уровня развития ее создателя различают  три формы культуры: 
1.  ЭЛИТАРНАЯ (ВЫСОКАЯ) КУЛЬТУРА. Создается привилегированной частью общества либо его заказчиками (изящное искусство, классическая музыка, классическая литература). Девиз элитарной культуры: «Искусство для искусства». 
2.  НАРОДНАЯ (ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ) КУЛЬТУРА. Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. 
3.   МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. Разновидность культуры, формируемая массовым сознанием, которая ориентирует распространяемые (обычно при помощи средств массовой информации) духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей. 

 

5. Основные понятия

Культура - Культура- часть человеческого окружения, созданного человеком.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ -(от лат. civilis — гражданский, государственный) — одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами.

Морфология культуры - это раздел культурологии, посвященный структурному анализу культуры как социального феномена, изучению закономерностей построения и процессов формообразования культурных явлений.

Язык культуры – это средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве. 

Категории культурологии – это наиболее фундаментальные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях. культурные процессы,функции ценности и нормы, знаки.

Культурные  нормы – это стандарт культурной деятельности, регулирующей поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным и социальным группам и выражающий их представления о должном, желательном;

Ценности – представления о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и представления, выраженные в поведении.

Традиция (обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Символы – это знаки, которые не только изображают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием объекта. (эмблемы, гербы, знамена, крест в христианской религии и т.п.).

 

6. Духовная и материальная  культура.

1. По форме существования. 
Материальные ценности существуют в предметной форме: дома, станки, одежда и т.д. Духовные ценности также могут существовать в предметной форме: картины, книги и т.д.,

2. По длительности существования. 
ценности духовной культуры не знают морального старения.

3. По пределам потребления. 
4. По воплощению личности создателя. 
Духовные ценности запечатлевают особенности личностей их создателей, неповторимые черты их индивидуальности.

 

8. Первобытная эпоха. Искусство.

Археологи выделяют 3 этапа  в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры. 
 I. Каменный век 
   орудия из камня, дерева, кости; овладение огнем; основные способы добывания пищи- охота и собирательство, позднее рыболовство; появление лука и стрел; приручение собаки; земледелие, скотоводство; начало изготовления предметов потребления; возникновения оседлого образа жизни; изобретение различных способов добывания огня. 
II. Медно-бронзовый век В этот период происходит распространение орудий и украшений, изготовленных из меди, а несколько позже – из бронзы; появляется кочевое скотоводство и полевое земледелие; огромным культурным достижением этого периода является возникновение письменности. 
III. Железный век. 
Самый древний из известных городов – Иерихон – возник примерно 10 тыс. лет назад, а древнейшие государства – 5 тыс. лет назад. Первобытный образ жизни сохраняется у некоторых племен Африки. Эпоха первобытности самая длительная в человеческой истории. Ритуализация всех сфер жизни: действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались из поколения в поколение.  Слаборазвитое индивидуальное самосознание, преобладание коллективных форм поведения, жизненно важные для существования племени устои охраняются системой запретов – табу. Мифологическое сознание

Искусство эпохи первобытного общества. Наскальные рисунки,  Материалом для создания изображений служили [краска] из органических красителей (растения, кровь) и древесный уголь,  На наскальных рисунках изображались, также, сцены поединков животных и человека. Вся первобытная живопись, как часть первобытного изобразительного творчества, явление синкретичное и предположительно создавалась в соответствии с культами. Многие образцы, пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

10. Ранние формы  религиозных верований. 

Тотемизм, таким образом, - это вера в сверхъестественное родство между человеческой группой и легендарным предком-прародителем, имеющим вид животного, растения, или, реже, какого-либо природного явления, неодушевленного предмета.

Фетишизм

Другой древнейшей формой первобытных верований является фетишизм (от португ. abretas - амулет) - вера в сверхъестественную силу обожествленного предмета.

Анимизм (лат. anima - душа) - вере в существование души у любого предмета и явления.

Магия - деятельность, основанная на вере сверхъестественные способности человека общаться с духами и с их помощью

16. Культура эпохи средневековья. 

Три силы, определившие культуру Средневековья 
- Традиции Греко-римской культуры. 
- Дух варварства. 
- Христианство – новое духовное основание европейской культуры. 
Особенности культуры Средневековья Восприятие всего через призму религии. Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти. Мистицизм, Искусство направлено на религиозно-церковные нужды. Образование – религиозный характер, грамотность – редкое явление.    В науки – господство схоластики, строгий контроль церкви.

 

17.  Готика.

. Го́тика — период в развитии средневекового искусства на территории Европы с 12-16 века. Готика пришла на смену романскому стилю. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, миниатюру, витраж, фреску и многие другие. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Собор Парижской Богоматери. Миланский собор. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись.

 

18.  Романский стиль.

Романский стиль. принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля. романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами. Фигуры по-прежнему часто меняются в размерах в зависимости от их важности, а пейзажи, если их вообще пытались вставить, были ближе к абстрактному украшению, чем к реальности, , как, например, деревья на «странице Моргана» из Винчестерской Библии. Пизанский собор, Италия

 

19. Эпоха возраждения. Итальянское  возрождение. 

Ренесанс— эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. . Появление нового стиля впервые именно в Италииобъясняется тем, что в XIV—XV веках она была передовой страной, через нее проходили в это время торговые пути, связывавшие Европу со странами Востока, что привело к развитию мануфактурной промышленности, значительному увеличению класса ремесленников, обогащению общественной верхушки, обострению классовой борьбы. В Италии быстро растут города — промышленные, такие, как Флоренция, портовые — Генуя, Венеция. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатаниясыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Леонардо да Винчи, Микеланджело, «Афинская школа» — самая знаменитая фреска Рафаэля . стремление к реалистическому изображению человека и окружающего его мира. раскрытие закономерностей природы и зрительного восприятия.

 

20. Северное  возрождение. 15 век.

Северное Возрождение не являлось монотонным. То есть, в каждой стране оно имело определённые специфические  черты. Так, культурология разделяет  Немецкое, Нидерландское, Французское, Испанское, Английское Возрождение  и др. В основе Возрождения лежат  идеи гуманизма. Северное Возрождение  тесно связано с итальянским  Возрождением, но имеется ряд характерных  отличий. 
Общим для искусства Возрождения в Италии и на севере является стремление к реалистическому изображению человека и окружающего его мира.  Уильям Шекспир,  Мигель Сервантес.

 

21. Гуманизм. 

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы. Рафаэль, Микеланджело, Новый идеал личности -  что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой.

 

22. Культура эпохи просвещения. 

Просветительство выражает идеи нового сословия – буржуазии, в его основе лежит рационализм. В любом литературном произведении эпохи Просвещения  должны соблюдаться три условия: занимательность сюжета, поучительность и иносказательный характер повествования. Даниэль Дефо и Джонатан Свифт. «Робинзон  Крузо», «Путешествие Гулливера». «Кандид» Вольтера и «Персидские письма»  Шарля Луи де Монтескье. В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Процесс демократизации общества в эпоху Просвещения вызвал к жизни новый драматургический жанр – мещанскую драму - Основным содержанием нового жанра была критика пороков дворянского общества, противопоставление им идеалов третьего сословия. Однако, наделяя своего положительного героя – буржуа – высокими гражданскими и моральными добродетелями. Другая, не менее важная черта английской художественной культуры - обостренное внимание к проблемам этики и морали.

 

 

 

23. Русское просвещение. Реформы  Петра.

Уникальность культурного пути России заключалась в том, что  в течение одного столетия культура России проделала путь, аналогичный  тому, какой другие страны Европы прошли за несколько веков. XVIII век в России, который впоследствии был назван «веком Русского Просвещения», Главное  содержание петровских реформ составили  секуляризация и европеизация русской  культуры, что разрушило ее целостность  и породило в ней сложные неоднозначные  процессы. Петровские реформы расчленили некогда единую синкретичную «культуру  – веру» на культуру и на веру, то есть на две культуры: культуру светскую и религиозную (духовную). При этом религиозная часть культуры уходила  на периферию, а новообразовавшаяся светская культура укоренилась в  центре. Петровские реформы принесли немыслимые для традиционной русской  культуры явления: библиотеки, общедоступный  театр, кунсткамеру, академии наук, парки, парковую скульптуру, дворцовую архитектуру.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"