Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Культурологии"

Вложенные файлы: 1 файл

0380264_78108_shpory_po_kulturologii.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Билет 6

29  Позднее средневековье. Готический  стиль.

Интенсивно используются витражи мозаика, здания с тонкими  стенами и перекрытия, стрельчатая  арка заостренная кверху в виде стрелы, большие окна. Собор Парижской  богоматери, собор святого Вита, Санта Марии, Миланский собор. Скульптуры пополнели т.к. душа-в теле. Театры бродячих актеров – библейские  и простонародные  сюжеты. Верить – значит понимать-Августин. Музыка –король Навары Тибо, Ричард львиное сердце

6 Исск как  ядро худож К

  искусство оценивает мир формирует дух. облик людей, их чувства, мысли, мировоззрение, пробуждает творческие способности. И. Связано с нац. к-рой виды И.: арх(созд. соор. Для общ. и частной жизни людей); скульп.(монум, станк, декор)(объемное претворение худ. форм в пространстве); жив.(монум,станк)(предст образов с помощю красок (воск\ темпера\ масло) и твердой поверх) графика(ст\ книжная\ газ-жур\ прикл\ плакат) (рисунок+текст); дек\прикл\исск(быт предм.,облад. худ-эст ценностью); дизайн(формир. предметной среды)(выр\ср: пропорции\ ритм\ контраст); лит-ра(матер. носитель-слово)(проза\ поэзия\ драм); музыка(симф\ опер\ камер\ легкая\ др)(жанры: песня\ танец\ сонет\ сюита\ симф\ опер\); театр(драм действие перед зрит)(пьесса\ либретто\ импров\ пантомима); хореография(танец); кино(синтетическое)


 

 

 

Билет 27

49.Серебрянный  век.

Реалистическое  направление в лит-ре: Мамин-Себиряк, Гарин-Михайловский, Чириков, Шмелев, Алексей Толстой, Д. Бедный. Декадентское направление Н. Минский, Т. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, Бальмонт, Брюсов. Символисты, Блок, Бедный. Лозунг декадентов и символистов: «Искусство ради искусства»,  отказ от реализма, от участия в общественной борьбе, проповедовали крайний субъективизм и индивидуализм. Творчество проникнуто настроениями упадка и мистицизма. Модернизм в театре: создание МХАТа Станиславским. Актеры: Качалов, Москвин, Леонидов. Музыка: Римский-Корсаков «Садко», «Золотой петушок». Симфонии: А.К. Глазунов «Раймонда»,  «Времена года»; А.Н. Скрябин, Балакирев. Модернисты: Л.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский; Балет: Стравинский «Жар птица», «Петрушка». Балерина – Анна Павлова. Живопись: Левитан «Владимирка». Реал. живоп.: Серов «Девочка с персиками», Челенис «Небесная мельница». Символисты: Врубель «Царевна лебедь», «Демон», «Пан». Арх-ра: Внедрение железобетонных и металлических конструкций. Жуков, Шехтер, Щусев. Наука: Лебедев-физик; Жуковский, Чаплыгин- математика; Циолковский-аэродинамик.

59.Роль К  исскуства в деят  оф

 

Формирование высокого уровня культуры воинской деятельности – важная составляющая служебной деятельности  офицера – воспитателя .

она включает моменты : усваивать  уенности общей и специальной  культуры .

является носителем  этих ценностей то есть быть частью культурной среды .

создовать новые культурные ценности .

В структуре култ воин-ой деят-ти выделяются несколько структурообразующих элементов : военно-технические  политические нравственные и эститеческие .

военно-техническая культура выступает как показатель уровня и степяни овладениями общими и военнотехническими знаниями . умения практически применять технику и оружие в современных боевых операциях .


 

Билет 19

19. Соц. Кул.  Динамика Сорокина

 

Причина закономерностей развития общ-ва является существование системы  ценностей в центре человек. Каждый тип к- ры определяется сист. Ценностей и человеком. Человек – определённый тип культуры. Труд «Социокультурная динамика» предполагает различать типы к-ры по параметрам: природа потребностей и целей, реальности , степень удовлет. Нужд и потреб, метод удовлетвор.

42.   Киевской Руси.  Предпос ее формир…

   Предпосылки формирования: 6 век – 9 век: формирование  древнерусского гос-ва. 988- принятие  христианства на Руси. Было 2 культурных  центра: Киев и Новгород.

Особенности ДР к-ры:1.Религиозность, 2.Строгая каноничность, 3.Имперсональность.

Киев становится центром  ДР гос-ва.

Культурные памятники: собор София Киевская-1035 г., собор  София Новгородская-1045г. В них  использовалась крестово – купольная  система. Золотые ворота во Владимире(1154 г.) Приемы древней живописи: фреска, мозаика, иконопись, Иконописцы: Рублев”Георгий победоносец”,”Ангел – златые власа” (12 век). Летописец Нестор: “Повесть временных лет.” “Слово о полку Игореве”(автор неизвестен), Владимир Мономах”Житие.”


 

Билет 16

16. Теория К  антропологии Тайлора

 

Тайлор(против теории локальных  цивилизаций) к-ра имеет единое начало, неделимость мировой культуры. Формы  к-ры как бы они ни были различны имеют один «корень» древнюю культуру. Работа « Первобытная культура».

39. Реалистические  направления современной

 

Реализм возник как преемник- оппонент романтизма. Реализм делят  на натурализм(отражение действительности как в зеркале), критический реализм(изображение  социальной напряженности, классовой  борьбы), и, до 90-х годов, социалистический реализм(изображение утопической социалистической идеальной жизни).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 25

57.Роль и  место  музеев библ.в  культ.

В 1932 году при президиуме ВЦИК был  организован комитет по охране памятников истории исксива и культуре . по сути дела кометет был создан не для учета имеющихся ценностей ответственность же за их сохранность была возложенна на соответствующие исполкоммы.

Среди общественных организаций  особое место и роль принадлежит  всеросийскому обществу охраны памятников истории и культуры которое было основано в 1966г .Закон об охране и использование памятников истории и культуры определяет парядок учёта культурного и исторического наследия которое в этой связи подроздиляется на памятники республиканнского и местного значения .

47. Культура  России 1 половины 19 в.

Арх-ра: Классицизм переходит в Русский ампир (в европейский классицизм вносятся самобытные черты).Тома де Томано – здание Биржи.Воронихин – Казанский собор – 30-е годы(в честь победы 1812г.);Монферано – Исаакиевский собор – 1 пол. 19в. Роспись - Карл Брюлов. Росси – здание генерального штаба, арка генерального штаба. Бове – Большой театр – Москва, театральная площадь.Скульптура: Клод – «Крылов в летнем саду», «Конь»(Москва).Маркос – памятник Минину и Пожарскому.Живопись: развитие разл. жанров.Романтизм – Кепренский, Виницианов (народные мотивы, русский быт) «На пашне», «Близнецы». Реализм – Тропинин «Кружевницы», портрет сын. Классицизм – Брюлов «Последний день Помпеи», «Всадница»; Иванов «Явление Христа народу».Реализм®Критический реализм:  Федотов «завтрак аристократа», «Вдовушка».


Билет 4

8: Типология  К как одна из проблем культур?

Русская культура представляет собой третье начало, уравновешивающее восточную и западную цивилизации. Свои концепции предлагали:

Достоевский (соединение высших слоев общества с народом).

Толстой (смысл жизни  видел в усвоении многовековой народной мудрости и в христианской религии; руководство моралью любви и  милосердия, непротивления злу насилием).

Бердяев ( религия способствует окончательному объединению красоты, добра, любви).

Вернадский, Чижевский, Гумилев, Маркарян,  Мижуев, Лихачев, Гуревич(показали связь между культурной историей человечества, космическими явлениями, геологическими процессами и материальной жизни общества).

Культура является специфическим  способом бытия человека, имеет свои пространственные и временные границы, раскрывается через особенности  поведения, сознание и деятельность человека, равно как и через  вещи, предметы, речь, символы и знаки.

26.К  Древ. Востока (Индия, Китай, Япония).

 

Прямолин. Размерекноое развите цивилиз. Человек не теряет связь с природой, человек часть  окр. мира. Достижение нирваны (наивыс. степень совершенства). Конфуцианство (совокупность правил и норм поведения  человека), Индуизм (Юго-Вост. Азия, аскетизм – способ стать богом, бого – часть природы), Даосизм  (основатель Лао-цзы, дао- путь к совершенству), Буддизм (Стремление слиться с буддой). Каноничность, схеметичность живописи. Веды гимны богам. Изобр. ис-во: мелкая пластика, статуэтки богов. Страмбхи- столбы с надписяим. Ступ – памятный комплекс.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 9

9. Представление  о К древнего человека?

 

Духовный мир нашего далекого предка был миром культуры, миром создания значимых для его  души ценностей. В них он познавал и переживал окружающий мир, себя в нем и мир в себе. Человек интенсивно и плодотворно трудился, создавал много удивительного: мифы, религиозные представления, орудия труда, памятники искусства и культуры, повседневный опыт, практические знания о природе и себе.   Это помогло следующим поколениям в своем культурном развитии.

Виды труда : первичный( палка, камень, дубина), вторичный( то чем  делалось первичное).

Первый предмет религиозного поклонения фетиш. Вера в духов.

Европа, южная Азия, северная Африка-  там первые памятники культуры.

 

32 Барокко

Барокко- необычное.хар-ки: яркость чувств, порывистость, страстность, преувеличения и излишества, чрезмерная величественность.покорило европу, америку. Живопись(Микеланджело караваджо «мальчик с лютней»), скульптура(Бернини «экстаз святой терезы»), Рубенс, Ян Стен. Отпечаток на весь быт чела; изделия: мебель, мода, стиль жизни.


 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 23

23  конц  Вернадского, Чижевского Гумилёва.

 

Вернадский – учение о ноосфере (послееднее из многих состояний   эволюции биосферы, происходит процесс трансформации биосф в ноосферу.

Чижевский – концепция  взаимодействия космоса и историч. процесса, связь человека с Вселенной

Гумилёв- космич. Энергия  влияет на отдельных людей( кассионарии), которые потом вплёскивают эту энергию в общество. Теория развития этносов( сначала всплеск космич энергии порождает «пассионарность» этноса примерно наа 1000 лет, затем идёт умирание этноса)

64. Диссидентская кул-ра советской России.

Дис-ты: ак-к Сахаров, пис-ли Солженицин, Максимов, муз-ты: Растропович, Высоцкий, худ. Эрнст Неизвестный. Произ-я: Пастернак “Д-р Живаго”, фильм ”Вечный зов”

Хар. черты: антисоветизм, антикоммунизм,

Появ-ся худ-ки 70-ки;Предст-ли: Назаренко, Ситникова.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 17

17. Фрейдизм  и неофрейдизм о проблемах  К

 

Фрейд: человек постоянно  страдает от каких-либо комплексов по причине противоречия желаний человека и неудовлетворённости этих желаний. Человек перемещает (сублимирует) потенциал  от биологических потребностей к духовным в результате влияния к-ры.

Школа культурного психоанализма.

Юнг (последователь): объясняет  происхождение культуры ещё и  коллективной бессознательностью. Носитель этого – аретип ( результат спонтанного  порождения образов мозгом), сознание человека формируется под воздействием нескольких архетипов.

40. К  массов. и к-ра элитарная.

Массовая к-ра – это  следствие массового общества.

Противоречия: разделение массовой к-ры на 3 уровня: высшая(элитарная), к-ра средних социальных слоев общества, вульгарная(низшая)- массовая. Особое место занимает кич (от немецкого – халтура). В массовой к-ре глубина проникновения в существо явлений почти всегда ничтожно. Основн. черта- удовлетворени потребностей человека. По поводу массовой к-ры Ортега-и-Гассет сказал: “Герои исчезли, остался хор.”  Фрейд:”Сегодня сформировалась массовая душа.” Массовая к-ра развивается по закону рынка, появилось коммерциализированное искусство. Бэлл :”Рост информативности, коммуникавтивности- причина возникновения массовой к-ры.”

Массовое сознание носит  характер: прагматичный, классовый, консервативный.

 


 

Билет 30

52. Отеч. к-ра  ВОВ

 

 Основные силы работников культуры и искусства были направлены на художественное обслуживание фрониа и тыла. Публицистика – А. Толстой, Леонов, Шолохов, Фадеев, Симонов (Молдая гвардия). Поэты – Твардовский(Василий Теркин). Музыканты – Прокофьев(увертюра “1941 год”), Шестакович(“7-я симфония”) 1942 год – первый полнометражный фильм “Машенька”.

62.  содерж  произв иск и метод анализа.

 

Последовательность и содержание идейно – художественого анализа произведения искусства.

Изучение литературы об авторе времени создания и самом  произведении искусства.

Учет условий и времени  восприятия произведения искусства.

Раскрытие содержания произведения искусства определение его.

Идеи, замысла,темы,сюжета,

Определение качественных формальных особенностей произведения искусства.

Вид искусства, жанр,форма,композиция, художественные средства создания образа.

Оценка имторико-художественной ценномти произведения искусства.

Определение воспитательного  значения произведения искусства.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 21

48. Культура  России 2 половины 19 в.

Обслуживает интересы простых  людей, а не аристократии. Формируется  новая прослойка – интеллигенция. Праотец эстетической теории реализма – Чернышевский. Лит-ра: Тургенев, Толстой «В. и М.», «Анна Каренина», Достоевский, Гончаров «Обломов», «обрыв».Псих. роман: Достоевский «Братья Карамазовы», «Бес», «Подросток», «Преступление и наказание». Сатира: Чехов, Короленко «Дети подземелья», Мамин-Сибиряк. Композиторы: Мусоргский, Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков (частые обращения к сказкам). Чайковский – истоки создания балетной музыки «Лебединое озеро», «Щелкунчик».Рахманинов. Живопись: 1863г. –бунт14-ти художники-передвижники: Крамской «Незнакомка», Мясоедов, Перов – остросоциальные картины- «Тройка», «У последней заставы», «Сельский крестный ход на пасху», Саврасов «Грачи прилетели», Шишкин – певец русской природы – «Утро в сосновом бору», «Рожь», Поленов «Московский дворик», Айвазовский «9 вал» . Репин «Бурлаки на Волге», «Мусоргский»;Суриков – «Утро стрелецкой казни»; Васнецов - сказки – «Три богатыря». Верещагин – фаталист – «Апофеоз войны». Скульптура: Апикушкин «Пушкин». Наука: Попов-радио, Радихин, Менделеев, Бутлеров, Тимирязев, Лодыгин, Яблочков-лампочка, Можайский-первый самолет.

44. Становление  R централиз русск  гос .

 

Значимые исторические события: абсолютизм, монархия.Россия приобретает свой вес, важное место  в мире. Иван 3 и Иван 4 создали мощное государство. К 15 в. начинает формироваться единая культура. Развивается в литературе публицистика (рассказ о светской жизни общества). Формируется дворянство, а лите5ратура отображает роль этого класса в жизни. Проводятся различные реформы.Яркие произведения: «сказание о князьях Владимирских».Писатели-публицисты: Иван Пересветов, Ермолай-Еразм.Церковь обосновывает необходимость укрепления централизованного государства. Проводится канонизация местных русских «святых». Митрополит Макарий «Четьи Минеи»-церковный труд в 10 томах, живо описания русских святых.«Степенная книга» – огромное собрание пышных биографий всех предков Ивана Грозного. Кодексом морали и житейских правил состоятельных слое в общества можно назвать «Домострой». Он проникнут идеей смирения, паодчинения властям, а в семье – повиновение домовладыке. Начало книгопечатания: 1564 г. в Москве вышла роскошно оформленная печатная книга «Опостол». Активное возрождение зодчества.1475-1479 гг. – Кафедральный Успенский собор (Аристотель Феорованти) – симбиоз 2 систем: русское зодчество и барокко. Роспись собора: Дионисий.Новый архитектурный стиль – шатровый (церковь Вознесения в Коломенском). 1554-61 г. Собор Василия Блаженного (Барма, Постник), Покровский собор в честь взятия Казани 1552 г..1672 г. – попытка создать первый русский театр.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"