Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Культурологии".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен анимация.docx

— 374.94 Кб (Скачать файл)

Эти далекие от идеологии дворовые компании в основном обсуждали спортивные события, выпивали, играли в карты, домино и шахматы.

Помимо клубов, роль организаций развлечений выполняли городские парки. В парках проходила массовая политическая, научно-популярная, художественно-зрелищная и физкультурно-спортивная

работа. И здесь основное внимание обращалось на работу лекториев, кинотеатров, библиотек, эстрадных и спортивных площадок. Постепенно основной функцией парков стало развлечение посетителей, а культурно-просветительская работа отошла на второй план. В них систематически проводились соревнования на лучшую песню, пляску, танец, маскарады и карнавалы. В парках, как правило, ежедневно работали десятки аттракционов – качели, тир, карусели. Были и развлекательные мероприятия для отдыхающих – бег в мешках, выдыхание воздуха в резиновый мешок, и многое другое. Набранная сумма очков за победы в нескольких аттракционах давала право на торжественное вручение приза. Позже, в постсоветское время, клубы и парки утратили свое значение как лидирующие учреждения в организации отдыха и развлечений населения. Об этом свидетельствует сокращение числа клубов и небольшая посещаемость парков отдыха. Содержание досуга, идеологических аспектов всех компонентов, задействованных в досуговой деятельности населения, подвергалось особенно тщательной проверке. В стране не было свободного доступа к информационным и художественным каналам СМИ зарубежных стран. Информационно-художественная и культурная продукция, создаваемая за рубежом, доходила до советской аудитории лишь после тщательной цензуры. Особенно непримирима была советская пропаганда по отношению к зарубежной массовой культуре, к информации о качестве и уровне жизни граждан развитых стран, к современным формам общественной информации и искусства. Были и преимущества: бесплатное медицинское обслуживание, образование в школах и вузах, бесплатные спортивные секции и кружки художественной самодеятельности, клубы, бесплатное предоставление жилья.

К 1960–70-м гг., благодаря социалистической модели жизнедеятельности создались предпосылки для формирования в стране среднеобеспеченных слоев. Богатых и сверхбогатых в стране не было. Для жителей сельских территорий и отдаленных уголков страны существовала система социального обеспечения, был доступен средний объем рекреационных услуг, информационных ресурсов и культурно-художественных ценностей. Практически общество пытались «выровнять» по всем показа-телям и в культуре тоже. Труднее было талантливым людям, которым необходимо было постоянно преодолевать искусственно создаваемые препоны. Качество досугового сервиса имело тенденцию угасания, снижения. В 80-х гг. XX в. в стране уже наблюдалась потребность в современных досуговых занятиях, но их развитие сознательно сдерживалось. Игровая деятельность, в том числе азартные и компьютерные игры, многие виды туризма, в том числе и зарубежный, ночные бары, клубы были под строгим запретом.

14.Содержание, цели культурно-досуговой деятельности

. Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:

1. первичные, или врожденные, - физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические - в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные -в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;

2. социальные - потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.;

3. культурные - потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.

Если с первичными потребностями человек рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности. В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.

В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др.

Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:

- непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые  испытывает человек, включенный  в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;

- осмысление человеком  воспринимаемой информации, художественных  образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается  в фокусе его внимания;

- его оценки, которые  возникают у него по поводу  качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в  этом процессе.

Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис - словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.

Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации.

В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие увлечения открывают для бизнеса поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массовые виды самодеятельно досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос.

Укажем еще одну особенность содержательного досуга - восприятие произведений искусства. Люди обращаются к искусству по-разному - с неодинаковыми целями, затрачивая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени.

В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток.

15. Субъективные цели и мотивы культурно-досуговой деятельности.

Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.

Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые.

1. Активный контакт с  окружающей средой.

2. Поддержание на должном  уровне духовно- эмоциональное состояние

3. Творческое совершенствование.

4. всестороннее гармоничное  развитие.

Субъективные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете цели, безусловно, выполняют положительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.

Основные задачи:

1. Обеспечение доступности  культурных ценностей.

2. Воспитание средствами  культурно-досуговой деятельности.

3. Удовлетворение духовных  потребностей.

4. обеспечение полноценного  индивидуального и коллективного  досуга.

Главное в досуге - гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам. домашним нагрузкам.

Основные принципы культурно-досуговой деятельности:

1. Ориентация культурно-досуговой  деятельности на личность.

2. Рациональное сочетание  платных и бюджетных услуг.

3. Стимулирование культурных  инициатив государственных и  общественных организаций.

Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).

Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказываниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.

Например, врачи предписывают больному человеку провести отпуск в профильном санаторно-лечебном учреждении. Но он выбирает для отдыха модный курорт, где трудно найти специалиста по его заболеванию, уверяя окружающих, что быстро поправит здоровье. В этом случае мотивы его поведения не связаны с желанием лечиться; они в большей степени ориентированы на новые знакомства и свободу действий.

Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям. Действительно, сравнительно с обязанностями на работе, с функциональными нагрузками в домашнем хозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своего выбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен для человека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощущает на работе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городских условиях.

Однако исследователи и организаторы досуга обязаны подходить к свободе выбора досуговых занятий критически. Американский социолог Г. Маркузе считает досуг несвободным в той мере, в какой он регулируется бизнесом, а также зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм.

Кроме того, формы как домашнего, так и организованного досуга могут иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулю достоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандартного, шаблонного досуга - мнимая свобода. Вместо обогащения человека культурой она усугу6ляет процесс его обезличивания». Особенно несвободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики.

Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижением свободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др.

Дж. Дюмазедье считает, что досуг представляет собой единство трех мотивационных устремлений, играющих важную роль в развитии индивида: а) желание добиться релаксации и разнообразия переживаний; б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном соци-альном участии и непосредственном межиндивидуальном общении.

Это означает, что человек, добиваясь состояния бодрости и рекреационного эффекта в процессе досуговой активности, способен одновременно реализовать сразу ряд своих потребностей. Таким образом, досуговые занятия способны создавать у человека ощущение целостности своего внутреннего мира, полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием.

Представления о мере этой полноты и целостности у разных людей неодинаковы. Если одни стремятся в свободное время пополнить свое об-разование, расширить кругозор и круг знакомств, то другие хотели бы хо-рошо выспаться или провести время в кругу близких родственников. Но даже с учетом разных мотивов, неодинаковых целей и содержания досуго-вых занятий было бы ошибкой недооценивать их значимость как для са-мого человека, так и для общества.

16.Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека

  1. Функции и принципы культурно-досуговой деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"