Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:03, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к коллоквиуму по "Культурологии".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы ко 2 коллоквиуму.docx

— 63.59 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос № 1

(лекции/Нормы культуры и их материальная основа)

 

У каждого народа формируется своя система мерок, по которым строятся внутренние взаимоотношения. Соц.нормы это правила и привычки, традиции и обычаи.  Соц. Норы необходимо рассматривать с позиции функциональных  особенностей. Их классифицируют на:

1. Разумные или культурно–обусловленные  нормы и правила. 

2.Правила или принципы ушедшие в прошлое историч. эпох и состояний их к-ры.

3.  Нормы и правила варварства, являющиеся продуктом злой волю  людей.

Экономические порядки диктуют  разумный культурный образ взаимоотношений  людей или же наоборот вызывают извращенные  отношения, порождая страсть к потребительству.

 

Вопрос № 2

(лекции/Нормы, исчерпавшие  свое содержание)

 

Нормы, исчерпавшие свое  разумное содержание - это правила или принципы, ушедшие в прошлое исторических эпох и состояний их культуры.

 

Вопрос № 3

(лекции/Нормы и правила, ведущие к кризису и нестабильности)

 

Нормы и правила варварства невежеств. Явл-ся продуктом злой воли людей, их отдельных общностей,  иначе говоря реакционных сил и личностей. Нормы и традиции имеющие разумный смысл поддерживаются общественным мнением и силой гос-ва. Они направлены на преодоление явлений антикультуры, они направлены на развитие прогресса, явл-ся обычной формой бытия людей.

 

Вопрос № 4

(лекции/Ценности культуры, их структура и классификация)

 

Ценностью объявляется все то, что  может быть предметом влечения буржуа. С субъективно ложных позиций  дается ценностная классификация типов  личности: 1.святой 2. Гений 3. Герой 4. Духовный вождь 5. Художник.

Интеллектуальный труд в сфере  образования иск-ва, науки не приобрел необходимой оценки. Ценности к-ры можно классифицировать по сферам общественной жизни: 1.  Витальные (жизнь, здоровье) 2. Экономические ценности (достаток в семье, размер зар.платы) 3. Полит-е ценности (разумность действий полит. Власти) 4. Социальные ценности 5. Моральные ценности(добро, благо) 6. Религиозные ц-ти (вера, терпение)7. Эстетические ценностити (красота и гармония). 

 

Вопрос № 5

(лекции/Научная картина мира как ценность  культуры)

 

С древних времен человек пытался  осмыслить и  объяснить и объяснить  окр. мир. Знания вырабатывались в смене поколений в форме устных преданий. В них содержались  и осмысливались реальные события, происходившие в природе и бытие рода. Духовные ценности становятся  предметом теоретического  осмысления. Человек науки подвергает анализу материальное прошлое. Современные ученные взяли на вооружение термин хаос. Многие легенды излагают, что все существующее возникает из хаоса, из материальной системы. Научная картина мира выдвигается  в противоположность  религиозной. Кульминация борьбы достигается в эпоху возрождения. 

Подлинно научная картина мира складывается в период становления  классич. Науки, конец 17, начало 18 веков.

 

Вопрос № 6

(лекции/Роль знаков в системе культуры)

 

Мир культуры включает в себя и выражает себя в многообразных и многозначных символах, кодах, знаках. Эта система составляет огромный пласт к-ры. Система (з, с, я.к) являлся: 1. Одним из важнейших способов бытия и  функционирования разума 2. Эта система не чистое движение разума, а чувственно воспринимаемая. 3. Формирование  дух. Интеллекта нового поколения. Вся сложная система з, с, я.к., возникает, формирует под влиянием практических нужд и потребностей матер. Пр-ва. система интернет не могла бы успешно функционировать, если бы не знаковые системы.

 

Вопрос № 7

(лекции/Понятие знака культуры и их классификация)

 

Знак-это чувственно восприимчивый  предмет, который замещает и представляет др.предметы, их свойства. К знакам-обозначениям относят знаки-признаки  и знаковое поведение. Знаки модели являются заместителями реально существующих объектов и действий. Символ не указывает объект, а изображает его смысл и содержание. Символы являлся  достоянием высокого интеллекта избранных.

 

Вопрос № 8

(лекции/Символы культуры)

 

Согласно точке зрения Прокла, с помощью миф. Символов передается божественной дух. Человеку. Божественным символам была присуща ясность и прозрачность. Символ можно понимать не только как знак искусственного языка, но и как символ выражения избранного сокрального смысла. Символ-это социально культурный знак, содержание которого представляет собой идею постигаем. Интуитивно, и она не может быть выражена вербальным способом.

 

Вопрос № 9

(лекции/Коды и их функции в системе культуры)

 

Без кодирования не возможно построение языков. необходимость эта вызвана практическими потребностями.  При помощи кодирования человек создать искусственный язык и наделяет им различные машины, которые осуществляют шифровку. .Под кодом следует понимать  совокупность исходных знаков и определенных правил. Кодирование дух. Опыта продуктов деятельности интеллекта было заложено в далекой древности. Каждая культура  определяет себя во времени  и пространстве  и стремится к расширению во времени и пр-ве, в этих целях создаются и обогащаются коды. Кодирование времени и пр-ва является важным фактором стандартизации

 

Вопрос № 10

(лекции/ Языки культуры)

 

Каждый язык есть зеркало и важнейшая  составная часть культуры того или  иного этноса. Язык является специфическим, социальным средством хранения и  передачи информации, а так же управления человечеством. Поведением. Аспекты  связи языка в культуре:

  1. Язык возникает вместе с восстановлен. Первых элементов культуры
  2. Речь развивается в процессе трудовой деятельности человека.
  3. Язык - непосредственная действительность мысли

4) Язык являлся материальной формой

5)  Формирование у каждого  отдельного индивида способности  речевого общения 

6) Язык как объективно-необходимая  сфера культуры находится в постоянном развитии.

Проблема понимания языка заключается в том, что язык являлся важнейшим показателем или формой языка не только целого этноса, но и отдельно взятой личности.

 

Вопрос № 11

(лекции/Устойчивость и развитие в культуре)

 

Состояние неизменности культуры выражается понятием “статика”; те изменения, которые происходят в культуре и  во взаимодействии различных культур, выражаются понятием “динамика”. В  период становления и зрелости индустриального  общества объектом исследования стала  С. к. и общества (структура общества, взаимодействие его элементов, взаимовлияние  различных уровней и т. д.). Однако и в этот период времени были попытки  объяснения развития, динамики культуры. В настоящее время главное  место в культурологии начинает занимать Д. к.: теория культурных изменений, переходных процессов, взаимовлияния  культур, диагностики и предвидения  кризисов и путей выхода из них. Д. к. — это ее самообновление, включая  развитие, деградацию или десемантизацию отдельных ее черт или целых комплексов. Причинами Д. к. являются: 
адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ; необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий; творческая инициатива отдельных личностей. Преобладание статики над культурной динамикой неизбежно ведет к культурному застою — состоянию длительной неизменности культуры, при к-ром резко ограничиваются или запрещаются нововведения; Общество “консервируется”, ограждаясь от внешних воздействий, а от внутренних изменений — при помощи жесткого контроля со стороны различных социальных институтов — государства, церкви, системы образования и т. д. Не всякие культурные изменения ведут к выходу из состояния культурного застоя. Д. к. — это целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер Д. к. может реализовываться в следующих основных видах: поступательно-линейном и циклическом.

Вопрос № 12

(лекции/Типы культурных изменений)

1. Фазовый (этапный) тип культурной динамики во многом совпадает с так называемой «исторической периодизацией». Каждому этапу        соответствует свой доминирующий тип социальных отношений:а) доиндустриальное общество (межличностный тип отношений);б) индустриальное общество (товарно-денежные отношения);в) постиндустриальное общество (действуют факторы, формирующие массовое общество).

2. Смена духовных стилей, художественных жанров, ориентаций  и мод; смена центров активной  культурной деятельности. Это сфера истории искусства, культуры, литературы, оды и т.д.).

Всю историю западноевропейской культуры можно представить как  историческую смену стилей (особенно четко это можно проследить на примере живописи): романского, готического, ренессанса, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм (импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм  и т. д.), постмодернизм.

3. Изменения, ведущие к  обогащению и дифференциации  культуры или отношений между  разными ее элементами, что означает  формирование новых жанров и  видов искусства в результате  творческого процесса или внешних  влияний.

4. Культурный застой: консервация  общей системы ценностей; догматизация религии, идеологии; канонизация художественной жизни;

Застой - характерная черта  устойчивых малых этнических культур, служит механизмом самосохранения в  процессе взаимодействия с другими  более «мощными» цивилизациями.

5. Изменения, ведущие к  ослаблению дифференциации, упрощению  культурной жизни, что и определяется  как упадок и деградация культуры.

Кризис культуры определяется как ситуация или тенденция разрыва  между старыми духовными структурами  и институтами и формированием  новых. В Новое время кризис обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества.

Циклические изменения отличаются от эволюционных тем, что они повторимы. Устойчивую фиксацию эти циклы получают в мифологии, ритуалах, календаре. В  качестве варианта цикличности следует  рассматривать инверсию (маятниковые  изменения), которая проявляется  в условиях отсутствия устойчивого  ядра, «золотой середины» в культуре.

6. Трансформация культуры - интенсивный процесс обновления  в обществе. Новые элементы вводятся  через переосмысление исторического  наследия, придание нового смысла  традициям через заимствование  извне. 

 

Вопрос № 13

(лекции/Общее и особенное  в определениях культуры и  цивилизации)

 

Переход культуры в цивилизацию  связан с радикальным изменением отношения человека к природе. Все  радикальные перемены в судьбе человечества связаны с новым отношением человека к природе. Эра цивилизации началась с победного вхождения машин  в человеческую жизнь. Жизнь перестает  быть органической, теряет связь с  ритмом природы. Человек окончательно удаляется от природы в процессе технического овладения природой и  организованного властвования над  ее силами.

Надо отметить, что цивилизация  имеет не природную и не духовную, а машинную основу, в ней техника  торжествует над духом, над организмом. Современные культурологи склоняются к убеждению, что цивилизацию  надо понимать как среднюю стадию развития человеческого опыта. Эта  стадия началась, как они полагают, с возникновением сельского хозяйства, затем продолжалась в промышленной революции, после чего человечество волей-неволей начинает двигаться  к постцивилизационной стадии развития, когда массовые коммуникации обеспечат глобализацию культуры.

Во многом слова культура и цивилизация выступали как  синонимы. Их противопоставление не предполагалось.

В самом общем виде можно  сказать, что при сопоставлении  культуры и цивилизации первая оценивается  как сфера высших человеческих действий: духовных, научных и художественных обнаружений человеческой активности. Цивилизация же олицетворяет материальные формы бытия. Поэтому цивилизация  поначалу воспринимается как процесс. Впоследствии «цивилизация» становилась  многозначным понятием. Цивилизация  отождествляется с цивилизованным поведением, т.е. с хорошими манерами и навыками самоконтроля.

Именно поэтому, основные принципы цивилизации одного культурно-исторического  типа не передаются народам культур  другого исторического типа. Каждый тип создает свою собственную  цивилизацию, испытывая влияние  чужих предшествующих и современных  цивилизаций. Одно из значений понятия  «цивилизация» - это уровень, ступень  общественного и культурного  развития.

Таким образом, можно сделать  вывод, что вся история понятия  «цивилизация» теснейшим образом  связана с историей понятия «культура». Так же, как и «культура», «цивилизация»  означает небиологические формы  действительности человека, систему  явлений, выделяющую человека из природы, совокупность вещей и идей, искусственно созданных человеком.

 

Вопрос № 14

(лекции/Понятие  цивилизации. Основные черты.)

 

Цивилизация – совокупность материальных и духовных достижений общества. Французские  просветители называли цивилизованным общество, основанное на разуме и справедливости, подчеркивая тем самым значение факторов, обеспечивающих целостность, общественную гармонию. У Канта намечается различие между понятиями цивилизации  и культуры. В концепциях Н.Я. Данилевского понятие цивилизации противопоставляется  понятию культуры. Шпенглер различает  культуру как царство органически-жизненного в противоположность цивилизации как совокупности технико-механических элементов. В связи с этим цивилизация рассматривается им как показатель упадка, гибели общества. Для Тойнби характерно определение цивилизации как отрезка истории, искусственно изолируемого для исследования. Целостность каждого отрезка и определяет отграничение одной цивилизации от другой. В современной социологии цивилизация рассматривается с точки зрения внутренней организованности, обусловленности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника определяет остальные компоненты.

В развитии цивилизаций можно проследить некоторые общие функциональные черты:

Каждая цивилизация имеет свой логический центр, в котором популяционные  признаки выражены наиболее четко.

Исходным центром распространения  первичных цивилизаций является определенное этническое ядро. Поэтому  культура первичных цивилизаций (и  материнских, и дочерних) имеет определенный этнический окрас

Характерным признаком цивилизации, как и всякой популяции, является тенденция к максимальному расширению, то есть распространению своих соционормативных принципов, основанного на них образа жизни и достижений культуры.

Каждая цивилизация образует единое информационное поле, которое требует  общего (международного) языка и  письменности.

Цивилизация выступает в форме  связей более высокого порядка, чем  общинные – в форме государств.

Каждая цивилизация в процессе роста создает вокруг себя зону влияния  в виде внешнего популяционного социокультурного поля. Это поле стимулирует общественные процессы у окружающих цивилизацию  этносов.

Каждая цивилизация формирует  общую религиозно-этическую систему, в традициях и принципах которой  закодированы ее соционормативные принципы.

Каждая цивилизация развивается  в уникальных условиях, определяющихся взаимодействием накопленного ею экономического, соционормативного и культурного потенциала с природным ландшафтом и историческим окружением в виде этнической среды и соседних цивилизаций. Изменение равновесия между цивилизацией и окружающей ее средой возможно как изнутри (например, в результате демографического роста), так и извне, вследствие качественных перемен в ландшафте, климате, сдвигах в историческом окружении. Возможны два варианта “ответа” цивилизации на “вызов” извне в виде такого изменения сложившегося баланса. Прежде всего, цивилизация приводит в движение политический и идеологический инструмент внешнего расширения с целью обороны и завоевания. В случае же неудачи на первом пути, она использует те же инструменты для реформирования соционормативных принципов, политической системы и религиозной идеологии.

 

 

Вопрос № 15

(лекции/ Теории прогресса культур и цивилизаций)

 

Культура, ее развитие не только привели к становлению цивилизаций, но и стали материальной и духовной основой, источником восхождения цивилизаций  на более высокие ступени своего движения.

Прогресс цивилизации  зависит от развития культуры. Если прогресс культуры ведет к явлению  антикультуры, то цивилизация есть то состояние общества, где сохраняются  и функционируют многие отжившие явления и предметы, превратившиеся в явления антикультуры. 

Цивилизация – та ступень  развития общества, где достижения культуры, поддерживаются авторитетом, является широким достижением его  граждан, что ведет к преодолению  их отношения к нормам устаревшей культуры.

Особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает  отношения с природой. Для нее  характерны устойчивость, изменчивость, порядок, инерционность. Стремится к всеобщности и универсальности.

Прогресс – движение от простого к более сложному, от несовершенного к совершенному – восхождение.

Руссо доказал, что человек  и его культура (XVIII) достигли своего пика развития, поскольку обострились  противоречия, разрушающие культуру, по этому необходим возврат человека к природному состоянию (Данилевский, Шпенглер, Тойнбиль).

 

Вопрос № 16

(лекции/Образование как  фактор преемственности культур)

 

Образование является необходимым  богатством и важной составляющей культуры, является главным условием преемственности  в развитии культуры и цивилизации.

Именно преемственность  – решающий закон прогресса во всех общественных образованиях.

Как и в природе в  общественной жизни ничто не возникает  на пустом месте. Ценность культуры формируется  на основе предшествующих предпосылок. В развитии культуры и цивилизации  закон процесса проявляется в  двух основных формах:

1) Естественный стихийный  процесс, когда опыт (знания) передаются  из поколения в поколение в  виде традиций и ценностей,  норм, многие из них выступают  как объективная необходимость,  без которых не мыслится жизнедеятельность  поколений.

2) Вторым способом достижения  разума человечества является  система образования. Общее образование  сформировалось в эпоху становления  древних цивилизаций.

Действия закона преемственности  в сфере образования имеет  свои специфические формы. Образование  характеризуется переосмыслением  накопленных в прошлом знаний и опыта.

Каждый этап является обогащением  разума человечества за счет открытий.

Преемственность культуры в  системе образования реализуется  не без преодоления противоречий.

 

Вопрос № 17

(лекции/Феномены антикультуры)

 

Антикультура - понятие в  современной культурологии и  социологии, используется для обозначения  социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также  отождествляется с молодежными  субкультурами 60х гг., отражающих критическое  отношение к современной культуре и отвержение ее как "культуры отцов".                                                                                        

Культура - это то, что связывает  человека с прошлым, даёт ему память. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур.                                                                                                   

На смену культуре приходит антикультура. Она даёт человеку мнимую свободу и, в отличие от культуры реальной, культуры положительной, которая  исходит от человека и рождается  в обществе, антикультура навязывается обществу через систему пропаганды с целью трансформировать общественное мышление и жизнь. Разрушая культуру и нравственность, диктатор меняет систему ценностей, строит новую  антинравственность, новую антикультуру, тем самым ему удаётся повлиять на образ мышления человека.

Феномены антикультуры –  формы, которые отрицают и деформируют  развитие культуры, стоят на пути ее прогресса.

Любая культура, ее тип развиваются  в борьбе с явлениями антикультуры. Это основное противоречие прогрессов культур и цивилизаций.

Феномены антикультуры возникают  вместе с формированием предметов  и норм культуры. Культура совершенствуется именно в силу объективной необходимости  – преодолеть дикие, присущие животному  миру формы бытия.

Феномен «дикость» – те стороны отношений и действий человека, которые наследованы им из эпохи первобытного образа жизни  и выступают как лишенные всякой разумности способы бытия и самоутверждения.

Многое из мира превращается в орудие дикости и безумия. Эта  диалектика свойственна  движению ценностей  культуры в феномены антикультуры и  наоборот.

Феномен «варварство» возникает  в более поздние эпохи. Варварос – человек иной культуры. Варварство характеризует чуждые враждебные способы жизнедеятельности человека.

Вандализм. Термин «вандал» обозначал древнегерманское племя, которое разгромило и разграбило мир. Вандализм – беспощадное  целенаправленное разрушение ценностей  культуры.

Невежество – феномен  антикультуры, характеризующий то состояние  мышления, когда люди не ведают сути и не обладают понятием о том, что  они насаждают и чем руководствуются  в своей жизнедеятельности.

 

Вопрос № 18

(лекции/Понятие субкультуры)

 

Субкультура — свод накопленных  определенным мировоззрением ценностей  и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими  их мировоззрение. Субкультура —  суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки  зрения культурологии же субкультура  — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям  традиционной культуры, а дополняют  её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной  системой ценностей, языком, манерой  поведения, одеждой и другими  аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы.

Некоторые субкультуры носят  экстремальный характер и демонстрируют  протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры  носят замкнутый характер и стремятся  к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются  и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры  имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

 

Вопрос № 19

(лекции/Факторы, обусловливающие  множественность культур 

и цивилизаций)

 

Многие науки показывают, что изначально не было некой единой примитивной, но развитой культуры. Культура каждого этноса уникальна и неповторима. Ученые доказывают, что возникновение  культур и их развитие не совпадают  во времени и в пространстве. Ни одна из культур не может претендовать на то, что она является эталоном мудрости и разумности.

Каждая культура, ее тип  и разновидность обладают одним  и тем же источником и основой, она продукт труда человека.

Многообразие культур  обусловлено:

А) природно-климатическими условиями

Б) возникновение и развитие культур осуществлялось локально, что  говорит об уникальности культур

В) на этапе преодоления  локальности развития культур и  цивилизаций происходит приобщение к ценностям другой культуры.

 

Вопрос № 20

(лекции/Исторические типы культур)

 

Исторические типы культуры – система оснований, по которым наука, типологизируя культуры, развивалась с глубокой древности. В принципе сложилось четыре подобных типа оснований:      

а) по духовно-культурным чертам (преимущественно религиозным характеристикам и тем, как они выражаются в различных нравах, обычаях, социальных установлениях): исламская культура, христианская культура;      

б) по природно-географическим условиям их существования (в основном это концепция хозяйственно-культурных типов);      

в) по художественно-стилевым признакам той или иной культуры или эпохи: романская культура, готическая культура;       

г) по стадиям исторического развития: первобытная культура.      

За  минувшие полтора века было создано  несколько десятков теорий и концепций, объяснявших неравномерность исторического развития народов и типологизировавших их культуры по разным основаниям.      

Наиболее  аргументированной из числа ныне распространенных является концепция исторической эволюции технологий материального, социального и интеллектуального производства.      

По  мере развития различных форм жизнедеятельности общества неизбежно происходит все большая специализация тех или иных видов деятельности, что в свою очередь является главным стимулом развития технологий осуществления этой деятельности (речь идет не только о материальном производстве, но и технологии социальной самоорганизации, управления, познания, образования и пр.). В слабо специализированных областях темп развития технологий, изобретений, внедрения новаций, как известно, существенно ниже. Таким образом, в процессе разделения труда, социальных функций и ролей между людьми они становятся все более узкими и изощренными специалистами, каждый в своей области.      

– по-началу происходит размежевание присваивающей деятельности (охоты, собирательства) сэлементарной производящей (земледелием и скотоводством),       

– затем разделяются сельскохозяйственная деятельность и городское производство материального и духовного продукта (причем, и в том и в другом случае речь идет об использовании сугубо экстенсивных технологий работы, т.е. расширение масштабов производства происходит за счет механического увеличения привлекаемых ресурсов (материалов, территорий, людей, объемов труда и т.п.).       

– следующий этап – переход  к интенсивным (т.е. за счет перехода на более эффективные технологии (способы) осуществления деятельности) технологиям производства продукции, услуг, общества, личности (при сохранении экстенсивных способов управления этими процессами)      

– и, наконец, современный  этап – переход к интенсивным технологиям управления социокультурной жизнью сообществ.

Вопрос № 21

(лекции/Типы и разновидности культур и цивилизаций современной эпохи)

 

Формы и разновидности  культуры:

 народная, массовая и  элитарная; 

 молодежная субкультура 

 Когда речь идет  о многообразии культур, то  оно понимается по-разному. 

Типология культуры (основа классификации – типы культуры):

1) связь с религией - культуры  религиозные и светские;

2) региональная принадлежность - восточная и западная, средиземноморская,  латиноамериканская;

3) регионально-этническая  особенность - русская, французская  и т. д.;

4) принадлежность к историческому  типу общества - культуры традиционного,  индустриального и постиндустриального  общества;

5) хозяйственный уклад  - культура охотников и собирателей,  земледельцев, скотоводов, индустриальная  культура;

6) сфера жизни общества  или вид деятельности - культура  производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая, художественная  и пр. культуры;

7) связь с территорией  - сельская и городская культуры;

8) специализация - обыденная  и специализированная культуры;

9) уровень мастерства  и вид аудитории - высокая, или  элитарная, народная, массовая культуры.

Вопрос № 22

(лекции/ «Уровневая» классификация  культур)

 

  

 Принято подразделять культуру  по ее носителю. И прежде всего выделяют мировую и национальную культуру.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур  различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура - синтез культур  различных классов. Социальных слоев  и групп соответствующего общества, своеобразие которой проявляется  в духовной сфере: язык, литература, музыка, живопись, религия; в материальной сфере: особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства. В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры сообщественностей: классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная; культура семьи; культура отдельного человека.

Структура культуры:

Материальная - включает в себя объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшения, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Духовная - её образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы  поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, идеи, обычаи, традиции.   Нематериальные объекты нельзя видеть, слышать, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Таким образом, под материальной культурой  понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления.

Под духовной культурой понимаются деятельность, направленная га духовное развитие человека и общества, а также (результаты) продукты этой деятельности, которыми являются новые идеи и новые знания, духовные ценности.

1. Элитарная, или высокая, культура  создается привилегированной частью  общества либо по её заказу  профессиональными творцами. Составные  части элитарной культуры: изящное  искусство; классическая музыка; классическая литература. Особенности  - элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры - “Искусство ради искусства”;

2. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную называют любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной.

Еще одно название народной культуры – фольклор. Он всегда: локализован, так как связан с традициями данной местности; демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. Народная культура включает: мифы, легенды, сказания, сказки, песни, танцы.

З. Массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания. Массовая культура ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление:

- массовая культура может стать  и становится инструментом внедрения  в массовое сознание желательных  для определенных социальных  групп стереотипов поведения,  может стимулировать у “массы”  новые, неведомые ей ранее потребности,  формировать определенные стандарты эстетического вкуса

- наиболее ярким предшественником  критиков массового общества  и массовой культуры был Ф.  Ницше, благодаря своей обостренной  артистической чувствительности  предвосхитившей будущую роль  массы, которая преклоняется перед всем заурядным

- подробный и блестящий по стилю анализ “массы”, массовой психологии и массовой культуры дал известный испанский философ X. Ортега и Гассет в книге “Восстание масс”.

Вопрос № 23

(лекции/Понятие личности в истории культуры)

В истории человечества понятие "личности" изменялось. Для древнегреческой философии личность вне полиса нереальна, но уже в античности появляется проблема несовпадения реального поведения человека и его "сущности". В христианской мысли личность - синоним нематериальной души. Начиная с Р.Декарта, личность понимается дуалистично ("личность" сливается с "Я""). Согласно рассуждению И. Канта, благодаря самосознанию человек становится личностью, что отличает его от животного и позволяет делать нравственный выбор.

Важно не допускать противопоставления культуры и личности. Мир становится человеческим, а человек обретает социальную природу благодаря тому, что вхождение человека в общество возможно лишь путем его "окультуривания", превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Осваивая культурный мир, человек может остаться лишь потребителем культурных ценностей, но в этом случае он становится носителем культуры, то есть реализует то субстанциональное основание культуры, которое Г. Гегель называл субстанцией-субъектом. Если же он эти культурные ценности развивает, он превращается в творца. То, личность в культуре рассматривается как индивид, индивидуальный носитель культуры, а также как творец этой культуры.

Личность в культуре не просто приспосабливается к окружающей среде, как это свойственно всему  живому, но сама создает свой собственный  микромир. Личность способна выйти  из своего мира, проникнуть в чужие  культуры, в чужую духовную жизнь  и определить свое отношение к  ней.

Началом подлинной истории  человечества стало возникновение  преобразовательной деятельности, нацеленной на будущее, опирающейся на преемственность  и традиции. Человек стал создавать, становясь со-творцом истории. Опосредованное движение от одного человека к другому через продукты культуры, опыт и знания - основа становления человеческой культуры и истории.

Творчество - создание новых  образцов, знаний, средств общения, ценностей. Творчество - продуктивная деятельности по обновления бытии в культуре. Именно в процессе творчества происходит саморазвитие и самореализация личности. Сущность творчества заключена в сотворчестве, в совместной деятельности людей по обновлению жизни, в понимании ответственности перед всеобщим, в самоотдачи личности

Таким образом, культура - это  духовное измерение личности и общества. Человек в культуре выступает  в двух ипостасях: как творение культуры и как творец культуры. В свою очередь, высокая культура народа - это гарантия совершенства регулятивных систем общества, демократичности его  институтов.

Вопрос № 24

(лекции/Культура и становление личности)

Проблемы личности являются предметом разных научных дисциплин. Особенно здесь важна роль социальной антропологии и психологии, в которой  личность представлена как интегрирующее  начало, связывающее воедино психические  процессы индивида. Деятельность человеческой психики складывается на основе межличностного взаимодействия в ходе социализации человека. В социологическом плане  выделяются те отношения и структуры, которые определяют поведение личности, входящей в различные социальные группы и общности: классы, нации, профессиональные, возрастные, половые и т.д.

 Социология культуры  рассматривает в числе прочего  и субъективный план, воплощенный  во внутреннем мире человека. Свойства индивида не исчерпываются  его культурной принадлежностью.  Нельзя забывать о внутреннем  мире личности, в котором объективные  факторы преломляются различным  образом. С одной стороны, культура  формирует тот или иной тип  личности, а с другой – личность  вносит в культурные нормы,  потребности, и поведенческие  образцы свои требования и  интересы.

 Особое значение имеет  проблема человеческого «Я». Понятие  «Я» связано с самосознанием  личности, ощущением ею своих  возможностей и своего отличия  от других. Каждая культура по-своему  формирует человека, создавая нормативный  образец и допустимую степень  разнообразия.

 Социокультурные факторы  поведения личности могут быть  отчасти раскрыты при рассмотрении  тех ролей, которые приняты  для каждой подсистемы внутри  определенной культурной общности. Любая социальная группа представляет  собой набор некоторых позиций:  классовые позиции, профессиональные, семейные и т. д. Но каждый  человек совмещает в себе несколько  ролей, варьируя их в зависимости  от ситуации или личной склонности.

 Когда говорят о  личности, то обычно подразумевают  социальные качества человека, поэтому  необходимо уточнить такое понятие  как индивидуальность, которое нередко  отождествляют с понятием личности. Но это не совсем верно, т.  к. индивидуальность представляет  собой своеобразное сочетание  в человеке природного и социального:  способности, характер, генетические  факторы ( положительные и отрицательные). Специфика философского, социологического и культурологического изучения личности состоит в том, что здесь рассматривается не индивидуальное своеобразие отдельных людей, а социальные типы личностей, характерные для тех или иных обществ. Существуют различные способы поведения, с помощью которых люди находят и пытаются воплотить в конкретной жизни как положительные, так и отрицательные идеалы.

 

Вопрос № 25

(лекции/Характерные черты Западной культуры)

 

Если представить под  термином "Запад" особый тип цивилизационного и культурного развития, который  сформировался в Европе примерно в XV - XVII вв., то цивилизацию этого  типа можно было бы назвать техногенной. Ее характерные черты - это быстрое  изменение техники и технологий, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются научные, а  затем и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе, и его место в системе производства. По мере развития техногенной цивилизации  происходит ускоряющееся обновление той  искусственно созданной человеком  предметной среды, в которой непосредственно  протекает его жизнедеятельность. В свою очередь, это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении жизни одного-двух поколений происходит изменение  образа жизни и формирование нового типа личности.

Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Основными вехами ее предыстории были следующие: опыт демократии античного полиса, становление в рамках его культуры различных философских систем и первых образцов теоретической науки, а затем - сформировавшаяся в эпоху европейского средневековья христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного, "по образу и подобию Бога", и поэтому способного к рациональному постижению смысла бытия. Синтез этих двух традиций в эпоху Возрождения был одним из истоков ценностей техногенной цивилизации. В эпоху Просвещения завершилось формирование мировоззренческих установок, определивших последующее развитие техногенной цивилизации. В системе этих установок формировалась особая ценность прогресса науки и техники, а также убеждение в принципиальной возможности рациональной организации социальных отношении. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления и развития капиталистических производственно-экономических отношений и буржуазно-демократических форм правления, становления гражданского общества и правового господства. В технологическом плане - с индустриальным и постиндустриальным обществом.

По Веберу основные ценности западной культуры:

1) динамизм, ориентация на  новизну; 

2) утверждение достоинства  и уважения к человеческой  личности;

3) индивидуализм, установка  на автономность личности;

4) рациональность;

5) идеалы свободы, равенства,  терпимости;

6) уважение к частной  собственности.

 

Вопрос № 26

(лекции/Христианство как духовный стержень Европейской культуры)

 

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого  бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы  человека, что не могло не сказаться  на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовалась  главным образом духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения и стало выражаться в образовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания. Мы не имели бы знакомо нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самых сокровенных внутренних переживаний. «Исповедальность» европейского искусства есть качество, сформированное христианкой духовностью. Без этого обостренного внимания человека к своей личности не было бы знакомых нам гуманитарных наук. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс (а не просто чередование космических циклов) пришла к нам от христианства.

Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим влиянием христианкой  духовности. Христианство ликвидировало  сусловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога. Но то, что создано  творчеством, может и должно познаваться  в контексте творческого преобразования. Так были заложены смысловые основы для появления экспериментальной  науки. Конечно, необходимо отличать появление  общих смысловых предпосылок  от адекватного осознания и практической реализации новых смысла. Поэтому между возникновением христианства и появлением первых ростков нового естествознания лежит полтора тысячелетия.

 

Вопрос № 27

(лекции/Современная массовая культура)

Культура традиционных обществ  имела ярко выраженный "сословный" характер. Различные социальные слои  заметно различались в культурном плане. Образ жизни средневекового европейского горожанина, крестьянина  и аристократа предполагал разные нормы повседневного поведения, способы развлечений, особенности  кухни, воспитания, одежды и т.д. Принадлежность к тому или иному слою легко  определялась по внешнему виду. Представители  высших слоев в традиционных обществах  имели определенные культурные привилегии: например, в Индии изучать священные  писания - Веды, могли только представители  высших каст. Доступ к письменной культуре также имели, как правило, лишь представители  высших слоев. Культурные особенности  различных слоев воспроизводились из поколения в поколение, чему способствовала тяготеющая к закрытости стратификационная система традиционных обществ.

   Массовая культура  не формируется стихийно в  процессе повседневного взаимодействия  и не передается из поколения  в поколение. Массовая культура  создается "профессионалами", специализированными организациями.  Её образцы предназначены для  "потребления" самыми широкими  слоями населения, она демократична  и существует, главным образом,  для развлечения, заполнения досуга. Человек не становится "носителем"  массовой культуры в результате  восприятия традиционного наследия  или получения образования. Образцы  массовой культуры (книга, песня,  кинофильм, спортивное зрелище  и т.д) свободно выбираются человеком для того, чтобы получить удовольствие, эмоциональное удовлетворение, "разрядку" психического напряжения, заполнить свободное время. Массовая культура не исчерпывает всего содержания культуры современных обществ, но представляет собой весьма значимый "сегмент" этой культуры.

 Следует отметить, что  понятие "высокой культуры" крайне нечеткое. На практике  бывает очень сложно провести  границу между "высокой"  и "массовой" культурой. Без  предварительного эстетического  воспитания и культивирования  "музыкального вкуса" сложно  воспринимать музыку Шнитке. Образцы же массовой культуры не требуют от "потребителя" подготовки и доступны, фактически, каждому. Но и этот критерий довольно условен.

   Массовая культура - сложный феномен, порожденный  современностью и не поддающийся  однозначной оценке. Проблеме массовой  культуры посвящено необозримое  количество научной и публицистической  литературы - и отечественной, и  зарубежной. Поток этой литературы  не иссякает, и в рамках учебного  пособия хоть сколько-нибудь полный  обзор ее невозможен. Мы будем  ссылаться на те или иные имена и точки зрения по ходу изложения материала.

   Широкое распространение  феномен массовой культуры приобрел  только в XX веке. Это было обусловлено  такими важными факторами, как  возникновение массового общества  и развитие технологий, позволивших  тиражировать культурные образцы.

 

Вопрос № 28

(лекции/Характерные  черты Восточного типа культур)

Восточные цивилизации до XIX века оставались замкнутыми, локальными, традиционными, изменялись медленно, эволюционно. Например, основные черты китайской  цивилизации оформились в III в. до н.э. - III в. н.э. (эпоха Хань) и в сущности своей не менялись до XIX в. Сегодня восточные культуры модернизируются под влиянием западного опыта. На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него.

Восточная культура более  ориентирована на самого человека, его духовное совершенствование. А  отношение к внешнему миру довольно пассивное. В отличие от западной восточная культура скорее предпочитает доктрину "недеяния" во внешнем мире, уход в себя. В рамках восточной традиции возникает идея о поиске нирваны как подлинного смысла бытия, которая предполагает отрешенность от внешнего мира, отсутствие страсти, жажды жизни.

На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным и как показала историческая практика - более мудрым. Считалось, что человек должен максимально скоординировать свое поведение с законами природы, космоса. Он не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним, прислушиваться, угадывать ритмы природы, жить в гармонии с ней. Восточное искусство также отличала близость к природе. На Востоке - в Китае и Японии - впервые появилась пейзажная живопись, садово-парковое искусство, икебана - искусство аранжировки цветов, составления букетов. Если европейская культура оставила нам в наследство статуи микеланджеловского "Давида" и "Мыслителя" Родена, то китайская культура оставила нам в наследство туманные пейзажи с маленькой фигуркой человека, затерявшегося среди огромного царства природы (сунские пейзажи).

На Востоке всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной  личности, а семьи, общины, касты, клана, государства, воспитывалось преклонение  перед властью. Для восточных  обществ характерны значительная роль государства и коллективистские традиции. В качестве примера приведем конфуцианство - государственную идеологию  и религию Китая. Государь - отец народа. Смысл жизни должен состоять в гармоничном слиянии с природой, жизни в большой и дружной семье, общении, постижении мудрости древних, исполнении всех ритуалов.

Восток более тяготеет к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. И этим объясняется традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу, самовнушению. Главными факторами художественного творчества считались воображение, интуиция, озарение, просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном; постижение скрытой красоты, которое требует сосредоточенного, неспешного созерцания.

На Востоке наука рассматривалась прежде всего как средство совершенствования человека. Она долгое время не выделялась в самостоятельную область знаний. Интересно, что научные сочинения (математиче-ские, астрономические) появлялись как части духовных поучений - сутр.

 

Вопрос № 29

(лекции/Типы культурных традиций Востока)

У культуры, как и у всякого  процесса, имеется две стороны  — устойчивая, консервативная и  развивающая, новаторская. Устойчивая сторона культуры — это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление человеческого опыта  в истории.

Понятие традиционное общество или  общество традиционного типа — одно из определяющих в культурологии. Традиционным называется общество, подчиняющееся  традиции, воспроизводящее уже имеющиеся  экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени. Для взаимоотношений  человека и социума в обществах  традиционного типа характерны следующие  черты:

Во-первых, традиционализм, т. е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономического уклада. Новаторство  здесь играет подчиненную роль, что  обеспечивает жизнестойкость социума. Приверженность традиционному типу отношений гарантирует стабильность цивилизации, отсутствие тех изменений, которые могут привести к ее гибели. Жизненная устойчивость культур  Востока — это следствие традиционализма. Тысячи лет, на протяжении которых существуют восточные цивилизации, позволяют  судить об их устойчивости.

Во-вторых, в обществах традиционного  типа человек связан со своей социальной группой и подчинен ей. От рождения судьба человека, возможности личностного  развития почти всецело определяются принадлежностью к социальной группе (каста, род, клан, сословие, община и  т. п.), за которой закрепляется определенный вид трудовой деятельности и профессия.

В-третьих, мировосприятие человека в  обществах традиционного типа характеризуется  неотделимостью его как от окружающей природы, так и от собственной  телесной природы. Данная черта этого  типа личности также связана с  восточным стилем мышления. В традиционном обществе отсутствует противопоставление субъекта и объекта, общественное и  природное воспринимается как нечто  единое, неразрывное и гармоничное.

В-четвертых, мировосприятие человека в традиционном обществе определяется существующим типом мировоззрения (мифология, религия). Основой духовной культуры восточных цивилизаций  являемся миф. Изучение широкого круга  мифов и различных микологических систем позволило установить, что  у разных народов повторяются  ряды образов, тем и мотивов. На этом основании были выделены различные  типы мифов: космогонические (мифы о  происхождении мира), теогомческие (мифы о появлении богов), антропогонические (о возникновении человека), мифы о культурном герое (персонаже, с которым связаны культурные умения и навыка) и т. д.

 

 

Вопрос № 30

(лекции/Индо-буддийский тип культуры)

 

На протяжении многих веков  Индия привлекает внимание европейских  историков, философов, этнографов, оставаясь  при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной  и самобытной культурой, в которой  соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные  этнические и общественные отношения, художественные практики.

Может показаться, что культура Индии не заслуживает особенного внимания, потому что в ней общественное неотделимо от духовного, духовное от политического.

Однако это должно наоборот дать толчок к глубокому изучению наследия индийской культуры.

Все это позволяет говорить о индо-буддийском типе культуре как  о самостоятельном явлении, не имеющем  прямых аналогов в мировой истории. Количество издаваемых книг об Индии  говорит об актуальности этой темы для европейской науки. Конечно, наибольший интерес всегда представляла индийская философия в ее широком понимании: ведическая (Веды, Упанишады, Брахманы), буддийская (Типитака, Палийский канон). Сочинения и идеи индийских мыслителей не всегда понятны европейцам, для которых Индия остается одной из самых экзотических стран.

 

Вопрос № 31

(лекции/Конфуцианско-даосистский тип культуры)

 

Эпоха древнекитайской цивилизации  восходит к рубежу III - II тыс. до н.э. концом ее считают крушение империи Хань (220 г. н.э.).

Специфика, природных условий  в значительной мере обусловила ряд  важнейших особенностей древнекитайской  цивилизации. Климатические условия  были более суровыми, чем в Египте, Шумера, Индии, поэтому государство  сложилось гораздо позже и  на более высоком уровне развития производительных сил. Сыграло свою роль и то, что до середины I тыс- до н.э. Древний Китай развивался почти в отрыве от других цивилизаций.

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль, чем мистика или поиски индивидуального  спасения. Величайшими пророками  здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, а не ради спасения на свете.

Начиная со II тыс. до н.э. китайцы  верили многим богам, приносили им жертвы, затем на первый план выходит шанди, но и он воспринимался как первопророк и бог одновременно.

Вопрос № 32

(лекции/Мир исламской культуры)

Относительно  молодой тип культуры,  главной отличительной чертой которого является  строгий монотеизм –  вера в единого  бога –  Аллаха.  Культ  Аллаха  логично переходит  в  идею  предопределенности  человеческих  поступков.  Особенностью является  и стремление подчинить  религиозным законам  (шариату)  все  сферы  жизни правоверных.  Вера  в  бога,  исполнение  норм религии,  пятикратная молитва гарантируют вечную жизнь  в раю.  При этом ислам призывает к покорности земным властям.  В центре  арабо-исламской  и  тюрко-исламской  культур  находится  Коран  – священная  книга  с  текстом  обращений  Аллаха  к  правоверным.  В  Коране сосредоточено  мировоззренческое  ядро  исламской  культуры.  Ведущее  место  в культуре  ислама  занимает  исламская  картина  мира,  дополненная космогоническими представлениями.

Мир, согласно исламу, был  создан за шесть дней: Аллах сказал: «Будь», и появились небеса и земля. Человек был сотворен Аллахом  из земли: вылепив оболочку человека из глины, Аллах вдохнул в человека «свой дух» — жизнь. Таким образом, человек состоит из двух сущностей  — телесной и духовной.

Мусульмане верят, что  после смерти человека ждет божественное возмездие – всеобщий божий суд. Посмертная участь человека будет зависеть от того, как он вел себя при жизни, от соотношения в ней плохих и  хороших поступков, которые он совершил. Подсчитать это совсем несложно: ведь на каждого человека ангелы заводят  специальный свиток, куда заносят  все его деяния. В день Страшного  суда каждый получит по заслугам и  попадет либо в рай, либо в ад.

 



Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"