Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Культурологии"

Вложенные файлы: 1 файл

Культура практика ответы.docx

— 74.08 Кб (Скачать файл)
  1. «Культура»: историческая эволюция понятия.

Культура - это специфический  способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в  продуктах материального и духовного  труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей  к природе, между собой и к  самим себе.  
Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие).  
Само слово культура вошло в обиход европейской социальной    мысли со второй половины восемнадцатого века. Для буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека. Просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого разума.  
Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. В немецкой классической философии культура - это область духовной свободы человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека.  
В конце XIX - начале XX века сложившаяся эволюционная концепция культуры была подвергнута критике. В культуре стали видеть прежде всего специфическую систему ценностей, размещающихся по их роли в жизни и организации общества.

В начале XX века широкую  известность получила концепция "локальных" цивилизаций - замкнутых и самодостаточных культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривалась как последний этап развития данного общества.

2) Основные концепции  культуры: 

а) социологическая  теория культуры.

Неоднородность трактовки  понятия «культура» обуславливает  разнообразие подходов при её социологическом  изучении. Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей  развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной  с созданием, усвоением, сохранением  и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения  в обществе, а также между обществом  и природой. 
 
         В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся социология кино, музыки, театра, т.е. социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.  
 
         В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая её под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании и т.д. В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере. 
 
         Предметом социологии культуры является комплекс общих закономерностей динамики культуры, специфических групповых и региональных регулярностей ее движения при различных состояниях общества, разнообразие форм социокультурной жизни, а также анализ характерных для каждого из таких состояний способов, результатов и последствий деятельности представителей различных социальных групп, направленной на поддержание или преобразование общественной жизни. 
 
         В социологии существует несколько традиционных плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений: 
 
1.                 По субъекту – носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные и прочие) или отдельная личность. Отношения между двумя этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично. 
 
2.                 По функциональной роли: общая (необходима каждому члену того или иного общества) и специальная (необходима людям определённой профессии); 
 
3.                 По происхождению (генезису) – народная и авторская культура; 
 
4.                 По видам культуры - материальная и духовная культура; 
 
5.                 По своему характеру и «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской.
 
 

б) символическая теория культуры

Современный человек, появившись на свет, мгновенно погружается  в бездну символов, которые, впоследствии будут окружать его всю оставшуюся жизнь. Не успеет он открыть глаза, как  в документах появится информация о  дате, времени и месте его рождения…  Дата, время, место… символы окружают нас повсюду! Слова, которые мы произносим, скрывают в себе реальные места, события, наши чувства и мысли. Все современное  общение строится на символах и знаках.

Даже первобытные  люди, объединяясь в группы для  совместного сосуществования, быстро осознали, что передавать опыт последующим  поколениям куда проще и эффективнее, когда используются символы. Потребность  языка возникла тогда же, когда  и необходимость совместных организованных действий. Отдельным вопросом стоит желание человека найти объяснение тому, что он видит вокруг себя. Причем хорошо, если объект изучения можно повертеть в руках, воздействовать на него,  но вот, когда речь заходит о звездах, солнце, луне, горах. Примитивное сознание в совокупности с воображением порождают истории, мифы и легенды, позволяющие объяснить жизнь и смерть людей. И пусть с высоты веков можно сказать, что наши предки глубоко заблуждались, но они строили системы символов, собирая воедино все те знания, которые им давались десятилетиями. Конечно, их главным оружием было наблюдение, и многое было для них непостижимым, но они как могли, так передавали с помощью примитивных символов свои традиции. Именно благодаря наскальным рисункам современные археологи могут поведать немало интересного о культуре древних поселений.

За тысячелетия  первобытные общины разрослись в  империи, нечленораздельные звуки  превратились в связную речь, истории  превратились в мифологию, возникла письменность, геометрия. В отличие  от нашего времени, обучение письменности было доступно лишь избранным. Образованные люди пользовались громадным уважением  и никогда не голодали. Необходимость  использовать символы возникала  во всех сферах жизни: от сельского  хозяйства до строительства дворцов  и пирамид. Действительно, построить  пирамиды из тысяч тонн блоков без  математического и физического  расчетов все равно, что совершить  чудо. Чем дальше развивалась культура, тем больше символы вплетались в  повседневную жизнь в попытках упростить  и упорядочить ее…

Отдельно стоит  рассмотреть в развитых государствах денежные символы. Громадным шагом  вперед стала замена золота и дорогостоящих  материалов. Деньгам свойственно  изнашиваться и теряться. Потерять золотую монету или обычную человеку-то в общем все равно, а вот государству - далеко нет. Вот и появились дешевые символы государственных богатств. Это значительно упростило товарно-денежные отношения и сохранило за государствами их богатства. Сами же деньги, их наличие или отсутствие (причем в любом исполнении) всегда символизировали богатство или бедность человека, его социальный статус.

Если говорить с  точки зрения религии, то людям всегда было свойственно наделять символы  волшебными свойствами и надеяться  на то, что они сотворят чудо. Вспомнить  язычников: какие только жертвы они не приносили своим вымышленным богам, символизируемым идолами, только бы избежать засухи, наводнений, заморозков или других, естественных природных явления.. Конечно современный человек смотрит на окружающий мир совершенно по-другому. Но ведь, признаться, каждый надеется что внутри него есть душа, и со смертью он не сгинет в небытие, надеется на реинкарнацию. Когда все хорошо, большинство людей живет своими делами, но стоит чему-то пойти не так, как люди помимо своих сил начинают надеяться на чудо, помощь свыше. И по сей день существует множество различных примет и суеверий, наделяющих повседневные вещи несвойственными им смыслами.

Символам в культуре принадлежит огромная роль. Общество просто не смогло бы существовать без  символов во всевозможных их проявлениях. А главное, что люди продолжают создавать  все новые символы и наделять их новыми значениями. И это естественно, ведь это наиболее эффективный метод  развития цивилизации. 

в) информационная теория культуры 

В период перехода к информационному  обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке  больших объемов информации, овладению  им современными средствами, методами и технологии работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «Информационная культура».      

Информационная  культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.       

Информационная  культура в узком смысле – это  уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности, в которой  мы можем отметить степень достигнутого, количества и качества созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего.  

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и  приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд  других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Информационную культуру можно рассматривать на трех уровнях:

  • информационная культура личности;
  • информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.);
  • информационная культура общества в целом.
 

  Уровень информационной культуры ощутимо влияет на успешность жизнедеятельности личности и расширяет свободу действий человека. В настоящее время умение находить и использовать информацию влияют на социальный статус в не меньшей степени, чем полученное образование, экономическое и социальное положение семьи и другие социальные факторы. Каждый человек, живущий в век информационных технологий, должен обладать информационной культурой.  

г) психоаналитическая теория культуры

В начале 20 века в изучении культур возникло новое  явление - психоаналитическая концепция  культуры

Инициатива применения психологической науки для объяснения явлений культуры принадлежала австрийскому невропатологу и психиатру Зигмунду Фрейду (1856 -- 1939), создателю психоанализа. Исходным пунктом своей концепции  он делает гипотезу о трехуровневом  строении человеческой психики.

1. Бессознательное  Оно -- инстинкты, безотчетные влечения, желания, душевные движения.

2. Сознательное Я -- посредник между бессознательным и внешним миром, рассудок.

3. Сверх-Я -- то, что олицетворяет запреты, нормы социального поведения, совесть.

Взаимоотношения между этими уровнями сложны и  драматичны.

Я пытается подчинить  себе Оно, вытесняя в область бессознательного неприемлемые желания и идеи (сексуальные, агрессивные, антисоциальные). Вытесненные желания, тем не менее, сохраняют свою активность и, маскируясь, усыпляют бдительность сознания. Столкнуться с бессознательным можно в сновидениях, обмолвках, ошибках. Сверх-Я также может господствовать над Я, а через него над Оно, выступая в роли совести, чувства вины, комплексов. В отдельных случаях столкновение бессознательного с Я и Сверх-Я может привести к неврозам и душевным болезням.

З.Фрейд подменил проблему смерти, тождественной ей по сути, но не уводящей в трансцендент проблемой рождения. Понятие «смерть» и «рождение» при этом действительно сливаются воедино, а задача культурологии в рамках классического психоанализа может быть обозначена как исследование трех важнейших этапов, рождения-смерти субстанциональной системы «человек-культура»:

1. Культура рождения  вместе с первым прачеловеком как система его фобийных (фобия-страх) проекций, функционально распадающаяся на свод провоцирующих запретов и набор навязчивых ритуалов символического их нарушения.

2. Культура поворачивается  своей продуктивной стороной, выступая  в качестве отработанной веками  программы вочеловечивания, символического ряда «древних соблазнов», приманок индивидуаций. Она пробуждает в поле памяти ребенка прадревние, архетипические переживания при помощи их символического реального или же фантазийного повторения в период раннего детства - в сказках, играх, сноведениях.

3. Культура проявляет себя исключительно репрессивно; целью её является защита общества от свободного индивида, отринувшего и биологические, и массовидные регуляторы, а средством - тотальная фрустрация, перегонка свободы в чувство вины и ожидания кары, толкающее индивида либо к обезличенности массовидных идентификаций, либо - к аутоагрессивной невротичности, либо - к агрессии направленной вовне, что усиливает культурное давление и усугубляет ситуацию. Культура консолидируется в качестве врага любых проявлений человеческой индивидуальности. З.Фрейд разработал универсальную методологию контроля за мерой репрессивности культуры, названную им «метапсихологией».

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"