Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Культурологии".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен анимация.docx

— 374.94 Кб (Скачать файл)

В разных странах существуют также социальные группы, требующие от организаторов досуга особого внимания и фантазии: работник из отдаленных поселений, вахтовики, военнослужащие, контингент мест заключения и др.

24. Этика досуга

Культура индивидуального и общественного досуга связана с системой эталонных норм досуговой деятельности, которые складываются у народа, граждан той или иной страны и которые сопоставимы с современными качествами досуга, этическими принципами рекреационной деятельности. Культура досуга всегда варьируется и зависит от социального слоя, организации (уровень сервиса, учет психологических особенностей разных групп отдыхающих, соблюдение безопасности досуга и др.), а также содержания досуга.

В результате усилий государства, правовых органов, общественных, религиозных организаций, семейного воспитания, которые совпадают с направленностью этнонациональных традиций в этой сфере, в обществе складываются представления о желаемом характере досуга, о предпочтительных занятиях в свободное время, а также о моральных требованиях, которые предъявляются к многочисленным субъектам досуговой деятельности, включая и ее организаторов. Эти требования исходят из признания того, что досуг обладает не только индивидуальной, но и общественной значимостью и что никто из граждан не вправе нарушать соотношение этих сторон досуга. К основным субъектам проведения и организации досуга предъявляются одинаково серьезные требования морального, психологического, технологического и правового характера. Все это в свою очередь формирует представление об этике досуговой деятельности.

Под этикой досуга понимаются моральные принципы и духовные ценности, определяющие его цели, функции и в целом поведение человека на отдыхе, а также его взаимодействия с окружающими людьми, щадящее отношение к природе. Этика досуга наиболее ярко проявляется в общении людей на отдыхе, в нормах их досугового поведения. Вырабатываются также этические требования к поведению артистов и обслуживающего персонала по отношению к аудитории искусства и посетителям досуговых учреждений.

25. Инфраструктура  культуры и досуга

Инфраструктура культуры и досуга - комплекс учреждений, отраслей и организаций хозяйственной практики, которые создают условия их функционирования как экономической отрасли, обеспечивая ее существование.

Рассмотрим основные элементы инфраструктуры культуры и досуга:

1. Производственный и  сервисный комплексы тех отраслей  хозяйства, которые обслуживают  население в свободное время  и создают условия для рекреации, индивидуального развития личности, развлечений.

· Исторические центры, культурные памятники, мемориальные территории.

· Отраслевые организации сферы культуры и искусства (библиотеки, кинотеатры, театры, музеи, выставочные залы, филармонии и т.п.)

· Развивающие организации, обучающие фирмы.

· Городские зоны отдыха (парки, скверы, пляжи).

· Рекреационные зоны вне города (национальные парки, санатории, курорты).

· Учреждения и фирмы, производящие услуги спортивно-оздоровительного, культурного и художественно-обучающего назначения (стадионы, фитнес-клубы, аквапарки, танцклассы)

· Турфирмы и связанные с ними перевозки, система гостеприимства.

· Тематические парки, игровые и культурно-досуговые центры.

· Рестораны, кафе.

· Модельный бизнес.

2. Производство и трансляция  культурно-досуговой информации, а  также товары культурно-досугового  и информационно-художественного  назначения:

· Развлекательные телепрограммы, радиопередачи.

· Интернет.

· Артпродукты (подготовка и запись на пленку разного рода шоу, теле и радиопрограмм, музыкальнее диски, компьютерные игры).

· Редакционно-издательская деятельность (выпуск книг, журналов, газет).

· Производство товаров и техники культурно-спортивного назначения (спортивная одежда, сувениры, настольные игры, сценического оборудования и т.д.).

· Дороги, связь, транспорт.

· Профессиональные кадры и учреждения по их подготовке.

26. Технизация досуга

В организации современного досуга постоянно растет доля машин, технических средств и механизмов. В настоящее время множество видов досуговых занятий связано не только с отдельными механизмами, но и с целой системой технических комплексов. Это парки развлечений, досуговые и спортивные центры, в рамках которых работает множество площадок с техническими средствами — аттракционами, тренажерами, оборудованием для детских площадок, тиров, бильярдных залов, боулинг- и фитнес-клубов. Сложные технические комплексы разрабатываются специально для центров с искусственным климатом, тематических парков и аквапарков, бассейнов. Для театральных помещений, концертных площадок, стадионов существуют разнообразные светотехнические, лазерные и акустические установки. Современные казино и игровые залы снабжаются немалым числом специальных автоматов и разнообразной игровой техникой 
Свой вклад в   технизацию   досуга  вносит компьютерная техника. Ныне компьютер может быть использован для игры и развлечений в разных местах и жизненных ситуациях. Играть в электронные и компьютерные игры, слушать музыкальные записи можно как дома, так и в интернет-кафе или во время транспортного передвижения по городским улицам.  

Технизация  мира влечет за собой утрату существенного различия между работой и досугом. Утрата праздничности в конечном счете приводит к представлению отдыха и свободного времени как особой формы работы. Безудержное заполнение полезным содержанием пустого места праздника оборачивается все возрастающей абсурдностью традиционных выходных и праздничных дней, совершенным неумением различать нарядную и не-нарядную одежду и глубокой подозрительностью в отношении ставшего столь редким праздного поведения.  Технизация   досуга  означает исчезновение праздников старого стиля, однако не отрицает праздник абсолютно. В современном обществе потребления очевидным примером праздника является феномен посещения гипермаркета, большого шоппинга. Традиционная связь праздника и торговли (ярмарки): в упаковке воплощается собственно праздничная сторона торговли. Гипермаркет с десятками тысяч красиво упакованных товров, сотнями магазинов, десятками кинозалов, ресторанов и презентационных залов — это избыточное, подлинно праздничное пространство сегодня, которое особым образом организует поведение человека. Гигантский аппарат современного технического оснащения жизни не мог бы развиваться и функционировать, если бы речь шла только об удовлетворении элементарных естественных потребностей в пище, одежде, жилье.

27. Особенности  использования свободного времени  населения России

В России не прижилась тенденция, формирующаяся в развитых странах с 1960-х гг., когда увеличение объема свободного времени (из-за уменьшения рабочего времени) сопровождается ростом его значимости, а досуг становится едва ли не основной ценностью собственно человеческого существования. Сохраняется противоречие, отмеченное исследователями более десяти лет назад: "Если в индустриально развитых

странах трудоголики становятся все менее популярными и уважаемыми, а свободное время превращается во все большую ценность, то в России мы пока наблюдаем противоположную тенденцию"; "Свободное время, необходимое для осуществления жизненно-важных потребностей ... в США несколько больше, кроме того, имеет тенденцию к росту. В России же наметилась тенденция снижения его величины и его ценности"

Недооценка значимости свободного времени свойственна представителям практически всех социальных слоев российского населения. Молодежь до 21 года, которая традиционно считается группой, склонной "побездельничать", "поразвлечься" и среди которой, тем не менее, свободное время "очень важным" для себя считают только 47%, т.е. менее половины опрошенных. С возрастом все меньше внимания уделяется

личному свободному времени, которое все дальше на задний план оттесняется работой, заботами о семье и т.д. В пенсионном же возрасте, когда большинство людей прекращают работать, значимость свободного времени "размывается" его избытком вкупе с чувством собственной ненужности и невостребованности.

Оценка важности свободного времени падает сильнее, оно все чаще характеризуется как "скорее не важная" или "совсем не важная" сфера жизни (34 - 38%). Ценность свободного времени для россиян в целом достаточно велика, но это далеко не безусловный

приоритет. Но даже и такая, довольно умеренная потребность в наличии свободного времени не удовлетворяется в полной мере. Жизненные условия существенно корректируют запросы людей, заставляя их тратить на выполнение обязательных дел больше времени, чем хотелось бы. Лишь 16% респондентов смогли констатировать, что в графике их жизни строка "свободное время" занимает достойное место.

Примерно столько же (19%) наличием достаточного количества свободного времени похвастать пока не могут, но считают, что обеспечат его себе в будущем. На другой чаше весов - более трети россиян, для которых наличие свободного времени является важной, но практически недостижимой жизненной целью (35%). Таким образом, общее число оптимистичных и пессимистичных оценок респондентами своих досуговых возможностей (с точки зрения наличия свободного времени) примерно одинаково - потребности

россиян в свободном времени удовлетворены или могут быть удовлетворены на сегодняшний день лишь наполовину.

Так или иначе, но свободное время имеет в своем распоряжении подавляющее большинство людей. Однако сам по себе факт наличия свободного времени еще не означает того, что люди имеют полноценный досуг, и дело здесь в его содержательном наполнении. Цицерон о своем свободном времени говорил: "Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга". Через столетия ему вторил Б. Франклин, подчеркивавший, что праздность и досуг - это два совершенно разных понятия. Полноценный досуг дает человеку самые широкие возможности: с одной стороны, для восстановления сил и отдыха, а с другой - для саморазвития, совершенствования, самореализации. Праздное же "ничегонеделание", лишенное разнообразия, дает лишь

видимость отдыха и тормозит развитие человеческой личности.

Чем же заполняют свое свободное время россияне, насколько разнообразен или беден их досуг, чего в нем больше - праздности или деятельной активности, направлен он на примитивное "ничегонеделание" или подразумевает саморазвитие человека, его совершенствование? Как показывают данные опроса, самым распространенным видом досуга для россиян является просмотр телепередач и слушание радио - свободное

время посвящают этому 78% опрошенных. Вторая распространенная досуговая альтернатива – занятия домашним хозяйством, детьми, дачей (59%). Распространенными видами проведения досуга являются также встречи с друзьями и походы в гости (47%), "просто отдых" (47%), прогулки на природе (30%). Россия по-прежнему "читающая страна" - 43% наших сограждан в свободное время читают газеты и журналы, более

трети (36%) читают книги вкупе с просмотром видео и слушанием музыки.

Заметное, хотя и гораздо реже встречающееся, место в структуре досуга россиян занимают также Интернет (18%), посещения театров, концертов и кино (12%), посещение церкви и других религиозных мероприятий (11%), хобби (11%). Доля тех, кто регулярно хочет и может себе позволить ходить в кафе, бары и рестораны, на дискотеки и в ночные клубы, посещать спортивные клубы и секции, а также получать дополнительное

образование и повышать квалификацию, еще меньше и составляет сегодня 6 - 9% россиян. И всего 4% посещают музеи, выставки, вернисажи.

Что касается видов досуга активной общественной направленности, то они привлекают минимальное число наших сограждан. Лишь 1 - 2% опрошенных заявили, что они в свободное время участвуют в работе общественных организаций, посещают политические организации, собрания и митинги.

Снижается доля россиян, которые проводят свое свободное время вне дома, причем это касается самых разных направлений "внедомашнего" досуга - культурных

мероприятий (театра и кино, музеев и выставок), развлечений (посещение дискотек и ночных клубов, кафе и ресторанов), спорта и даже просто прогулок и походов в гости. Одновременно с этим прочными и даже укрепляющимися выглядят позиции "домашнего", досуга - просмотра телевидения и слушания радио, чтения газет и журналов, занятия домашним хозяйством, детьми, дачей и т.д. Кроме того, человек все больше

привязывается к дому посредством Интернета, который создает иллюзию присутствия в социуме, тем самым, гася реальную жизненную активность. Другими словами, просматривается вектор на индивидуализацию и все большее "одомашнивание" досуга россиян. Этому вектору противоречит, пожалуй, только одна тенденция, наблюдаемая на протяжении последних десяти лет - более активное посещение россиянами церкви, религиозных собраний, которое для многих, особенно одиноких и пожилых, расширяет

среду общения. доля сторонников простых форм досуга и отдыха составляет сегодня в России 15% - ровно столько наших сограждан не выходят за рамки таких

простейших видов проведения своего свободного времени, как просмотр ТВ и слушание радио, занятия домашним хозяйством и "просто отдых".

Более разнообразные, но традиционные формы заполнения свободного времени практикуют большинство россиян - 57%. Во-первых, это те, кто дополняет "простой досуг" чтением периодики, книгами, музыкой и видео, а также такими "домашними хобби", как рукоделие, фотография и т.д. Их досуг остается в целом

домашним, но носит более разнообразный и содержательный характер. Такой традиционный домашний досуг предпочитают 14% опрошенных. Заметно больше тех, кто в свое свободное время не ограничивается рамками дома, а предпочитает те или иные виды общения - начиная от Интернет-сообществ, друзей, членов

церковных общин и заканчивая общением с природой. Такой традиционный, но направленный на общение досуг свойственен 43% россиян.

Наиболее продвинутый, активный внедомашний досуг с характерным для него множеством развивающих, развлекающих, культурных, рекреационных, общественных компонентов практикуют 28% россиян. Можно выделить три важных подтипа такого досуга. Первый предполагает дополнение традиционных досуговых жанров такими "легкими жанрами", как посещение дискотек и ночных клубов, кафе и баров, а также

кружков и клубов по интересам, спортивных залов и т.п. Этот активный, направленный на развлечения и спорт, досуг, отличает 9% опрошенных. Во-вторых, это досуг, ориентированный на саморазвитие человека, его культурное и интеллектуальное совершенствование. Здесь мы говорим о людях, которые посвящают свое свободное время театрам и концертам, музеям и выставкам, а также дополнительному

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"