Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Культурологии".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен анимация.docx

— 374.94 Кб (Скачать файл)

Слово «функция» в переводе означает основное назначение, роль, круг деятельности, отправление. Функции отражают определенные стороны и  направления деятельности различных социальных институтов, движений, общностей и людей. Функции подразделяются на постоянные и эпизодические. Самой основной является развивающая функция, которая направлена на саморазвитие личности и ее самоутверждение. Немаловажное значение для культурно-досуговой деятельности играет информационно-просветительная функция, которая направлена на получение необходимой информации и приобретение системы знаний. Эта функция характеризуется постоянством и всеобщностью.

Основные особенности информационно-просветительной функции заключаются в том, что она:

    - основана на добровольности и инициативе и нерегламентирована;

- ориентирована на удовлетворение многообразных запросов и интересов разновозрастных групп населения;

- имеет огромный арсенал средств, форм и методов приобретения  знаний, умений и навыков;

- дополняет и более обширно  развивает знания, полученные ранее.

Культуротворческая функция  рассчитана на реализацию разнообразных способностей людей. К культуротворчеству относятся различные виды самодеятельного творчества. В настоящее время основное внимание обращается на развитие, сохранение и возрождение региональных национально-культурных традиций, фольклора, народных промыслов и ремесел.

Рекреативно-оздоровительная функция заключается в разработке и организации всевозможных развлекательных программ  для разных групп населения. Эта функция рассчитана на досуг в любых его проявлениях. Главная задача - обеспечение  психологической  разрядки и отдыха. Тесно переплетается с рекреативно-оздоровительной функцией - гедонистическая (наслаждение, удовольствие), т.е. формы работы, проводимые социально-культурными учреждениями, должны быть не только полезными, но и привлекательными. Помимо этих  основных существует ряд других функций. Это стимулирование социальной активности, духовной реабилитации, адаптации личности. Основные функции культурно-досуговой деятельности носят социально-защитный и реабилитирующий характер.

Следует отметить, что функции  культурно-досуговой деятельности под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, происходящих в обществе,  носят подвижный характер и изменяются.

Различные учреждения культурно-досуговой сферы имеют свои функции, но чаще всего они совпадают или полностью, или частично.

Принципы культурно-досуговой деятельности – исходные,  фундаментальные понятия, правила, в которых отражаются наиболее характерные, существенные черты и закономерности культурно-досуговой деятельности.

На трансформацию принципов культурно-досуговой деятельности оказывают влияние процессы социально-экономического и духовного обновления общества. Среди принципов культурно-досуговой деятельности выделяют следующие:

  • принцип плюрализма в культурно-досуговой деятельности, альтернативности подходов в ее содержании и организации.
  • Принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей.
  • Принцип всеобщего массового культуротворчества как доминирующего признака.
  • Принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения.
  • Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга.
  • Принцип общественно-государственного соуправления культурно-досуговыми процессами в регионе, основанного на децентрализации и суверенности региональной, социальной и культурной политики.

В современных принципах культурно-досуговой деятельности нашли отражение  основы государственной культурной политики, современная социокультурная ситуация, основанная на гласности  и демократизации. Демократизация предполагает формирование  новой политической психологии человека с ориентацией на терпимость, умение вести диалог, уважать мнения других и самому выслушивать критику.

В условиях гласности и научно-технического прогресса общества, развития средств массовой коммуникации особую роль приобретают процессы возрождения национальных культур, народных традиций и обрядов, праздников и ремесел.

17. Разновидности  досуга и классификация досуговой  деятельности.

Виды досуговой деятельности и занятий человека в свободное время весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации. Существовавшие в прошлом, а также современные типы, виды и формы досуга действительно трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, так как они имеют почти безграничный спектр проявлений. Разновидности досуга к тому же постоянно умножаются за счет рождения новых видов и форм. Рассмотрим важнейшие типы досуга по ряду критериев, которые формируют эти типы, виды досуговой деятельности и разновидности досуговых занятий. 
Типология досуга, основанная на содержательном и мотивационном разнообразии досуговой деятельности: 
1) Культурно-творческий тип. Набор занятий, связанных с ним, характеризуется одним общим признаком – создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей и включает в себя художественное и научно-техническое творчество, общественную деятельность, различные формы самообразования.  
2) Культурно-потребительский тип. При всем разнообразии входящих в него занятий их объединяет одно общее свойство - потребление духовных ценностей (чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров, театров, музеев, концертов и т.п.). 
3) Рекреативный тип, объединяющий различные виды отдыха и развлечений: туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение танцевальных вечеров, кафе, ресторанов и т.п. 
Разные направления досуга в зависимости от форм проведения и организации: 
1. досуг, реализуемый человеком или группой лиц на основе этнонациональных традиций, приобретающий спонтанный и органичный характер, проводимый в привычных и распространенных формах. Такой досуг, как правило, не требует сложных приготовлений, дорогостоящего оборудования. К нему следует отнести настольные игры, застолья, встречи, а также традиционные этнические праздники и обряды, народные игры, соревнования, спортивно-оздоровительные занятия на свежем воздухе, охоту, рыбалку и др. 
2. специально организованный досуг особенно характерен для групповых и массовых мероприятий, требует особых навыков разработки, реализуется после предварительной подготовки. Для такого вида досуга необходимы место (помещение или открытое пространство), материально-техническая база, специальное оборудование (техника, тренажеры, мебель и др.), кадры.  
Досуг, связанный с местом проведения. В данном случае выделяют две основные формы досуга: домашний и внедомашний. Такое разделение зародилось еще в Древнем мире и продолжает оставаться значимым до сего дня. 
Домашний досуг исключительно важен для каждого человека в течение всей жизни, поскольку связан с развитием внутреннего мира человека. В это время человек может оставаться один и заниматься чтениям, просмотром телевизионных передач, в кругу родственников – отмечать праздники, приглашать гостей и ходить в гости, играть с детьми и т.п. 
Внедомашний досуг люди проводят по месту работы или учебы; в учреждениях культуры, в пунктах общественного питания, на природе, в сельской местности и др. 
По критерию досугового времени выделяют: 
1) Микро-досуг, который занимает небольшой промежуток времени (развлечения, разгадывание кроссвордов, чтение книг и т.п.); 
2) Макро-досуг обусловлен большим временным интервалом, который образуется после работы, в выходные и праздничные дни (активный отдых на свежем воздухе, праздники, экскурсии, хобби); 
3) Мега-досуг определен самым большим временным промежутком, например, отпуск, каникулы (путешествия, творческая деятельность, самообразование, праздники). 
Классификация досуга по числу участников. По мере перехода от малочисленных групп к группам со средним и с высоким и сверхвысоким числом участников меняются организационные приемы и технологии, что связано с изменением материально-технических, финансовых и кадровых показателей. Число участников досуговых групп может быть следующим: 
- небольшая группа участников досуга (2-7 человек); 
- средняя группа (до 30 человек); 
- большая группа (30-100 человек); 
- сверхкрупная группа (более 100 человек, ориентировочное число людей, за действиями которых конкретный человек может наблюдать в стабильной ситуации, продуцируя ответную реакцию).

На многолюдных гуляньях, в местах зрелищно-массовых мероприятий собираются одновременно тысячи и десятки тысяч людей. В этом случае речь идет омассовой аудитории досуга. Безусловно, человек не способен одновременно общаться с таким количеством людей. Здесь нужны особые способы и технологии организации досуговой деятельности. 
Классификация досуга по сложности характера и строения. Досуговые занятия можно классифицировать по сложности структурного строения. В этом случае можно выделить такие формы досуговой деятельности:  
1. одно несложное занятие, которое может состоять из ряда этапов и несходных между собой процедур — уход за цветами, чтение книги дома или в общественной библиотеке, загорание на пляже; 
2. несколько относительно простых занятий, к которым субъект досуга может обращаться одновременно или поочередно, с перерывами, например посещение ресторана. Здесь проходят беседа пришедших вместе людей, выбор напитков и блюд, поглощение пищи, прослушивание музыкальных номеров, участие в танцах, просмотр концертных номеров;

3. сложное по структуре  досуговое занятие, которое в  свою очередь может состоять  из комплексных мероприятий, одновременно  происходящих или следующих друг  за другом, каждое из которых  собирает свою аудиторию. Например, во время праздника на городских  улицах проходят разные культурные  мероприятия, которые зрители наблюдают  или принимают в них участие: аттракционы, выступления артистов  на концертных площадках, спортивные  соревнования, шуточные состязания  в остроумии, ловкости, выставки, демонстрирующие  предметы искусства или продукцию, связанную с праздничной тематикой, и т.п. Каждый человек может  что-то приобрести (сувениры, украшения, изделия культурного-бытового назначения) или посетить пункт общественного питания (кафе, ресторан), а также купить еду, напитки на улице. 
Еще более сложный характер приобретают некоторые виды досуговой деятельности, в рамках которых организуется ряд самостоятельных и сложных культурных мероприятий. Многие из них имеют несхожий характер, что позволяет участникам выбирать наиболее предпочтительные. В этом случае реализация разных видов занятий растягивается на несколько дней и перемежается с занятиями чисто утилитарного назначения. К такому типу досуговой деятельности принадлежат, например, разного рода фестивали, смотры, карнавалы, а также туристические путешествия. 
Досуг разных социальных слоев — возрастных, гендерных, социально-имущественных, образовательных. Для организаторов досуга данная классификация досуга приобретает важное значение. Особо учитывается такой критерий, как возраст субъектов досуговой деятельности. Особое внимание уделяется досугу детей и молодежи (дошкольников, школьников младших, средних, старших групп, подростков, студентов и др.), а также людей старших возрастных групп (лиц пенсионного возраста). 
В практике досуговой деятельности не принято специально выделять досуг мужчин или женщин. Тем не менее, имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и др.) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и др.). Женщины также в большей степени ценят досуг как средство общения, предпочитают ходить в гости, беседовать с близкими и знакомыми и т.п. 
На досуговые предпочтения влияют также такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные слои населения). Немаловажно также место проживания потребителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся. 
Другие виды и разновидности досуговых занятий. Перечислим критерии разделения досуга, которые широко не распространены в аналитической литературе, они чаще всего имеют вспомогательный характер. 
Выделяют серьезные и обычные виды досуга. Под серьезным досугом понимаются занятия, которые, во-первых, требуют от личности упорства, активности, творческого подхода, во-вторых, свидетельствуют о самосозидании личности, в-третьих, носят не случайный, а устойчивый характер, определяя этапы жизни. В качестве серьезного досуга выступают многие любительские занятия, а также занятия, актуализирующие творческий потенциал, связанные с самореализацией и самоидентификацией человека. 
В отличие от серьезного досуга обычные занятия не затрагивают глубинные структуры личности, не формируют творческих качеств личности. Их выполнение требует от человека минимальных усилий и стандартных действий — пассивный отдых дома, прогулки на воздухе, загорание на солнце. 
Также разделяют реальный досуг (общественно-полезный) и мнимый (асоциальный) досуг.  
Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения. 
Мнимый досуг– это, прежде всего, насилие над собой или над обществом, и, как результат, – разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением организовать свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам. 
Социологами были определены и другие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); подражательный итворческий; опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели). Все виды досуга имеют огромное значение во всестороннем развитии личности, поскольку на протяжении жизни человек включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях.

18. Досуг разных  социальных слоев — возрастных, гендерных, социально-имущественных, образовательных.  

Для организаторов досуга данная классификация досуга приобретает важное значение. Особо учитывается такой критерий, как возраст субъектов досуговой деятельности. Особое внимание уделяется досугу детей и молодежи (дошкольников, школьников младших, средних, старших групп, подростков, студентов и др.), а также людей старших возрастных групп (лиц пенсионного возраста). 
В практике досуговой деятельности не принято специально выделять досуг мужчин или женщин. Тем не менее, имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и др.) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и др.). Женщины также в большей степени ценят досуг как средство общения, предпочитают ходить в гости, беседовать с близкими и знакомыми и т.п. 
На досуговые предпочтения влияют также такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные слои населения). Немаловажно также место проживания потребителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.

19. Досуг, связанный  с местом проведения.

В данном случае выделяют две основные формы досуга: домашний и внедомашний. Такое разделение зародилось еще в Древнем мире и продолжает оставаться значимым до сего дня. 
Домашний досуг исключительно важен для каждого человека в течение всей жизни, поскольку связан с развитием внутреннего мира человека. В это время человек может оставаться один и заниматься чтениям, просмотром телевизионных передач, в кругу родственников – отмечать праздники, приглашать гостей и ходить в гости, играть с детьми и т.п. 
Внедомашний досуг люди проводят по месту работы или учебы; в учреждениях культуры, в пунктах общественного питания, на природе, в сельской местности и др.

20. Типы  и виды досуга в зависимости  от разного содержания

Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связано с многообразием существующих форм и программ досуговой анимационной деятельности. Это разнообразие сказывается не только в гостиничном бизнесе, при формировании туристских маршрутов, но и вообще в

организации досуга людей в современной жизни: в странах, городах, городских управах и муниципалитетах, в парках, клубах и ассоциациях, в организациях и учебных заведениях. Поэтому можно говорить об анимационных программах городских и муниципальных, клубных и парковых, производственных и учебных заведений (детских, юношеских, студенческих, для пенсионеров, семей, инвалидов, для национальныхменьшинств и т. д.).

 Рекреационная анимация  – вид досуговой деятельности, направленной на  восстановление  духовных и физических сил  человека. Программы, реализуемые с  рекреационными целями, могут проводиться  как туристскими предприятиями  с туристами и гостями, так  и досуговыми учреждениями с  местными жителями. Это дает нам  право утверждать, что понятие  «рекреационная анимация» шире, чем понятия «туристская анимация»  и «гостиничная анимация».

Туристская и гостиничная анимации тесно связаны с рекреационной, так как главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах и санаториях, так и в специализированных анимационных турах заключается в оздоровлении отдыхающих, отвлечении их от повседневных  забот, в повышении настроения, т. е. в восстановлении жизненных сил и энергии.

Туристская анимация – это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплексе, отеле) на транспортном средстве (круизном теплоходе, поезде, автобусе и т. д.) или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т. д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация – это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. При подготовке анимационных программ необходимо учитывать возраст туристов, национальность, место проведения анимационной программы.

Туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):

1. Анимационные туристские  маршруты (анимационно-туристские маршруты) – целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, перемещения от одной анимационной

услуги (программы) к другой, которые предоставляются в разных географических точках.

В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа является ценообразующим фактором в турпродукте. Обычно такие программы предназначены для индивидуалов или однородных туристских групп, объединенных общим интересом (профессиональным, хобби). К таким анимационным программам относятся: культурно-познавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, искусствоведческие и научные, фестивальные, карнавальные и спортивные или, например, турпоездки по казино-центрам, расположенным в разных

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"