Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:10, шпаргалка

Краткое описание

Культурология-это интегративная область знания, которая возникает на стыке гуманитарных дисциплин. Возникла во второй половине 19 века.
Культура-это предмет культурологии. Культура лат. cultura, от colo, colere — возделывание. возделывать культуру.
Культура в узком смысле-есть система коллективно разделяемых: ценностей, убеждений, норм, образов поведения, присущих индивидам, группам, обществам.

Вложенные файлы: 1 файл

Все ответы по культурологии.docx

— 528.78 Кб (Скачать файл)

Билет №1

Культурология-это интегративная область знания, которая возникает на стыке гуманитарных дисциплин. Возникла во второй половине 19 века.

Культура-это предмет культурологии. Культура лат. cultura, от colo, colere — возделывание. возделывать культуру.

Культура в узком смысле-есть система коллективно разделяемых: ценностей, убеждений, норм, образов поведения, присущих индивидам, группам, обществам.

Культура в широком смысле-специфическая  совокупность средств, способов, форм, образов и ориентиров, взаимодействия людей со средой их существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания опр. Структур: деятельности и обществе.

Происхождение понятия «культура».Слова cultio и culte латинского происхождения и в документах Древнего Рима означали возделывание и использовались применительно к сельскому хозяйству. Этимологически в латыни более древним словом считается глагол colere, первоначальное значение которого - «возделывать», «обрабатывать землю» позже дополняется смыслом - «почитать», «поклоняться». Уже у римских государственных деятелей культура расширяется, обогащаясь новыми смыслами. В последующие века речь идет уже не только о возделывании почвы, но о развитии ума, углублении образования и веры. Языческие культы заменяются в великих религиях мыслью о возможности человека воспитать душу и способности в любви к Богу. Философия и теология входят в культуру, поглощают ее и поглощаются ею. К понятию культура позже добавляется понятие цивилизация от латинского термина civils - гражданский, государственный.

История термина.

Античность. В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего— самом раннем памятнике латинской прозы. Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» ,иначе, он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума.

В Европе в XVII—XVIII веках. В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». И. Г. Гердер (1744—1803), вводивший в конце 80-х годов XVIII века в научный обиход термин культура, прямо намекал на его латинское происхождение и на этимологическую связь со словом «земледелие».

В России в XVIII—XIX веках. Данила Михайлович Велланский (1774—1847) «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира». Автор которой не только обратился к понятию культура, но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование.

В России в XIX—XX веках. Расширил и углубил толкование слова культура, русский художник, философ, публицист, археолог, путешественник и общественный деятель — Николай Константинович Рерих (1874—1947)

 

4 вопрос.

Проблема типологии культуры.

Типология культуры — определение типов культур по каким-либо основаниям, по общим признакам.

Типологизация - метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур.

Необходимость построения и применения типологии  культуры следует из того, что многозначен  уже термин «культура». В разных контекстах он  обозначает и общность, характеризуемую особым  набором норм, ценностей и смыслов, такую, как этнос, нация, племя, и общий уровень развития конкретного общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности», и многие другие аспекты общественного бытия. 

Социокультурный мир выступает перед нами не как  нечто однородное, а как богатое  многообразие самобытных уникальных культур. Они существуют порой, не соприкасаясь, имеют свое пространство и свое время. Возникает вопрос: эти единичные  культуры существуют как абсолютно  независимые друг от друга, абсолютно  неповторимые, уникальные или между  ними существует хоть какое-то сходство, какая-то общность? Именно этот вопрос и поиск ответа на него и создает научную проблему: существует ли единство планетарного историко-культурного процесса, имеем ли мы право говорить о единой мировой культуре?

На современном уровне культурологического знания имеет место два варианта ответа на этот вопрос.

Один  из них: не существует единой культурной истории человечества; история, с этой точки зрения, - есть смена культур, каждая из которых живет своей собственной самодостаточной, отличной и обособленной от других культур жизнью. Однолинейности процесса культурной и исторической жизни нет; линии развития культур расходятся (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Мейер, Трельч и др.)

Другая  точка зрения исходит из идеи об универсальности всемирной истории. В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (Вольтер, Монтескье , Лессинг, И. Кант, И. Гердер, В. Соловьев, К. Ясперс и др.). Основополагающим аргументом этой позиции является признание того, что культура есть содержание человеческой жизни, и человек везде и всегда размышляет об одном: как устроить свою жизнь и жизнь окружающих людей наилучшим образом. Речь здесь идет не о единой общечеловеческой культуре, а о наличии общих тенденций, или единстве многообразия культур, которое составляет основу проблемы диалога культур.

 

Билет№6  (сделала не до конца)

 Первобытная  культура – самая длительная в истории человечества. Время возникновения определить точно не возможно, может быть она современно человечеству как биологическому виду. Сохраняется в некоторых районах земного шара до сих пор. Важнейшие черты первобытной культуры синкретизм – недиффиренцированность, неразделенность ее форм, возникающая в следствии их слабого развития (например и обычай и мораль и право и этикет, существуют в это время как единое целое). Первобытная культура бесписьменна, следствием этого являются очень медленные темпы накопления информации и соответственно культурного и социального развития. Первобытная культура была магической, жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуалов, которые представлялись ему столь же необходимыми как трудовые действия. На закате первобытной культуры у людей развивается мифологическое мировосприятие, человек переносит на окружающий мир свойства, которые замечает в самом себе, предметы представляются ему одушевленными наделенными волей, сознанием и эмоциями. Мифы складываются в целостную картину мира, единообразно объясняющую и природные и социальные явления

 

Билет №7

Становление  цивилизаций.

Считается, что первой цивилизацией на земле была цивилизация древней  Месопотамии. Именно в Месопотамии  в IV тыс. до н. э. были построены первые ирригационные(орошение) каналы. Ирригация привела к резкому росту численности населения и уже в конце IV тыс. на берегах Тигра и Евфрата появились первые города. Города Месопотамии были храмовыми общинами.

ПОЯВЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ. Сложное храмовое хозяйство требовало производить записи и подсчеты; сначала для записей использовались рисунки-идеограммы, затем стилизованные рисунки превратились в иероглифы.

ПЕРВЫЕ НАУКИ. К концу III тыс. была создана позиционная система счисления для записи чисел –она была шестидесятиричной, причем для обозначения единиц и десятков использовались различные значки. На основе этой системы были составлены таблицы умножения, деления, возведения в степень.

КАЛЕНДАРЬ. Вавилонский календарь был лунным, лунный месяц состоял из 29 или 30 дней год состоял из 12 месяцев. Из-за того, что солнечный год длиннее лунного на 11, дней Новый год смещался и мог попасть на лето или осень; поэтому время от времени вводился дополнительный месяц. намного более точный календарь был создан в III тыс. до н. э. в Египте. Египетский календарь состоял из 12 месяцев по 30 дней, в Вавилоне появились первые астрологи.

ЖРЕЦЫ И ПЕРВЫЕ ЗНАНИЯ. Египетские и вавилонские жрецы держали свои знания в тайне, не допуская в них непосвященных. Отчасти это связано с тем, что в египетских храмах существовали мастерские по имитации золота и серебра. Химические опыты жрецов научили их подделывать благородные металлы. Многие знания жрецов остались тайной для последующих поколений - например, секрет сохранения мумий.

ПЕРВЫЕ МЕХАНИЗМЫ. Ближний Восток был родиной многих простейших машин и инструментов –, прялка, ручной ткацкий станок, гончарный круг, колодезный журавль. Появление колодезного журавля в Египте позволило поднимать воду на «высокие поля» и в десять раз увеличило площадь обрабатываемых земель. В I тыс. до н. э. в Вавилонии появились водоподъемное колесо и скользящий по блокам круговой ремень с кожаными ведрами.

АРХИТЕКТУРА. В Месопотамии нет леса и камня, единственный строительный материал – это глина. Из глины строили дома и храмовые башни, (зиккураты), лишь снаружи их облицовывали кирпичом. В Египте храмы и пирамиды строили из камня,во II тыс. был построен Фаюмский канал, который позволил оросить обширные площади земель в Нижнем Египте.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАЛЛА. Крупнейшим техническим достижением Древнего Востока было освоение плавки металлов. Затем научились плавить медь в примитивных горнах. Первые медные изделия появились на Ближнем Востоке в VI тыс. до н. э; однако медь – сравнительно редкий и мягкий металл; он уступает по твердости кремню. Настоящая техническая революция произошла лишь с освоением металлургии железа, в конце II в. до н. э. Железный наконечник плуга улучшил обработку почвы, железная лопата позволила рыть оросительные каналы, железный  топор, пилы, лопаты.

ВОЕННОЕ ДЕЛО. в VIII в. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар Ш создал вооруженный железными мечами «царский полк». Это было фундаментальное открытие, за которым последовала волна ассирийских завоеваний и создание великой Ассирийской державы – нового культурного круга. Компонентами которого были не только железные мечи и регулярная армия, но и все ассирийские традиции, в том числе и самодержавная власть царей.

Начало «железного века» стало  временем расцвета великой ближневосточной  цивилизации, цивилизации Ассирии  и Вавилона. В VI в. до н. э. был построен 400-километровый канал Паллукат; этот канал позволил оросить обширные пространства пустынных земель. Вавилон превратился в огромный город, население которого достигало 1 млн. человек. Город пересекали широкие проспекты, вавилоняне жили в многоэтажных кирпичных домах. В это время появились банки и акционерные компании. С точки зрения обыденной жизни этот мир был похож на современное общество.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ. Мир за пределами Индии оставался неизвестным вавилонянам; они считали, что там, дальше, начинается мировой океан, а за океаном земля смыкается с куполом неба. Всего насчитывалось семь куполов неба, на седьмом небе жили боги; под землей располагалось царство мертвых. Эти представления вавилонян разделяли и окружающие народы – в том числе и евреи; от евреев они попали в Библию. Среди всех народов Ближнего Востока больше всего об окружающем мире знали финикийцы, племя мореплавателей и купцов. Финикийцы строили корабли с килем, шпангоутами и сплошной палубой: такой корабль мог за 70 дней пересечь Средиземное море и выйти в Атлантический океан. Финикийцы достигали берегов Гвинейского залива и Британии; в VI в. до н. э. они совершили плавание вокруг Африки. Финикийцам принадлежат так же два замечательных открытия, стекло и пурпурная краска.

Наивысших успехов в области  ткачества в древние времена  достигли индийцы. Индия была родиной  хлопка. Индийские мастера ткали тончайшие батисты и муслины; батистовую шаль можно было продеть через перстень. Ткани окрашивали соком индиго. В Индии выращивали еще одно замечательное растение – рис. В начале нашей эры индийские крестьяне освоили технологию выращивания заливного риса. Новое фундаментальное открытие повлекло за собой появление нового культурного круга. Индийские колонисты и торговцы принесли заливной рис на берега Индокитая, в Бирму, в Индонезию. Вслед за заливным рисом буддизм пришел в Китай и в Японию. Распространение заливного риса означало расширение экологической ниши; на прежней территории могло проживать втрое-вчетверо большее население – в результате Южная и Юго-Восточная Азия превратилась в самый густонаселенный регион нашей планеты.

КИТАЙ. Восточная часть Азии отделена от западной части горами и пустынями, поэтому здесь сложилась своя самобытная цивилизация. Китайцы научились ткать шелк, во II в. они изобрели бумагу, а в VI в. – фарфор. Производство шелка было налажено в Византии, а затем в Персии. В 751 г. арабы в одном из сражений в Средней Азии захватили нескольких китайцев, знавших секрет производства бумаги; после этого бумагу стали выделывать так же и на Ближнем Востоке. Китайцы изобрели так же компас, который попал в Европу тысячу лет спустя, в XIII в. Самым замечательным достижением китайской цивилизации было создание доменных печей и получение чугуна. В XI в. в провинции Хэнань было возведено удивительное сооружение – 13-этажная железная пагода; она была сложена из литых чугунных плит без применения дерева и камня. Секреты получения чугуна и фарфора оставались тайной для европейцев вплоть до начала Нового времени.

Признаки цивилизации:

– появление государства;

– появление классов;

– наследственная собственность на землю;

– налоговая система;

– развитие торговли;

– появление ремесленников, специалистов;

– письменность;

– появление городов;

– монументальные сооружения;

– зачатки искусства и науки.

Вопрос 11.

Это был очень сложный, болезненный и противоречивый процесс - происходило вытеснение из сознания людей языческой античной культуры и утверждение новой культуры, стержнем которой становилась религия  одного бога. Возникла новая парадигма, составляющая самые глубинные основания  человеческой жизни. Изменилось отношение  человека к самому себе и к другим людям, к власти, к государству, к  истории, к знанию. Возникли совершенно новые авторитеты, социальные структуры, на историческую арену вышли новые  народы. Монотеизм сплачивал общество, придавал общественной жизни общинный характер, однако при этом неизбежно  оборачивается неизбежно религиозной  нетерпимостью в отношении других религий, что не раз использовалось светской властью для расправы с  инакомыслящими, для подготовки и осуществления захватнических войн (крестовые походы, например) и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"