Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Культурологии".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен анимация.docx

— 374.94 Кб (Скачать файл)

образованию. Таковых насчитывается 16%. Наконец, третье - это досуг, в ходе которого человек проявляет себя как активный гражданин, отдающий свое свободное время участию в работе различных общественных, политических организаций. В современной России, с ее слаборазвитым гражданским обществом и аполитичным, пассивным населением, этот вид досуга отмечается лишь у незначительной

части опрошенных - не более 3%.

28. Виды и способы  проведения досуга в советский  период.

Сфера досуга и свободного времени стала радикально меняться в советский период, когда она превратилась в объект государственного регулирования и культурной политики, в то время как этнонациональные традиции, религиозные механизмы развития досуга были отодвинуты на второй план.

Быт, досуг, а также оздоровительная и досуговая сфера экономики советского периода развивались при отсутствии полноценного рынка. Государственно-партийные органы регулировали финансирование и организацию культурных учреждений, процессы в искусстве и досуговой практике населения, внедряли новые формы отдыха, отслеживая их массовую эффективность.

В 1950-е годы получили распространение такие формы досуга, как тематические вечера, вечера-встречи, вечера-чествования, устные журналы, воскресные чтения и др.

Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей музыки, поэзии, кино, туризма, природы, фотографии и др.). К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными режиссерскими решениями. Большое распространение в то время получили агитбригады, появились первые эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки, ансамбли бального танца, эстрадно-цирковые ансамбли; расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Активизировалась работа по проведению массовых праздников и дней, посвященных профессиям. Продолжалась традиция праздников, связанных с этапами трудовой деятельности (праздник весны, праздник урожая и др.). Увеличился контингент, посещающий театры, библиотеки, кинотеатры, музеи.

Большую роль в организации досуговой деятельности играли комсомольские и профсоюзные организации. На предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, устраивались концерты и вечера отдыха. Развивалась работа по месту жительства, особенно в городах. Для зрелищных мероприятий использовались площадки у дома. Для детей во дворах создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности.

В советский период наше общество приблизилось к тем видам досуговой деятельности, которые характерны для индустриального общества, только не на рыночной, а на государственно-плановой основе. Наряду с платным потреблением услуг существовало «бесплатное потребление», в финансировании которого семейные бюджеты населения, как правило, не принимали прямого участия. Финансирование осуществлялось за счет общественных фондов, которые создавались путем государственного перераспределения доходов и материальных средств. Этот вид потребления включал в себя медицинское обслуживание, образование, потребление бесплатных услуг культурных учреждений и др. Существовало льготное потребление – потребление, частично оплачиваемое населением: услуги детских оздоровительных учреждений, домов отдыха, санаториев, туристических организаций и др.

На территории страны сложилась единая информационная социокультурная и рекреационная инфраструктура. В крупных, средних, малых городах действовала сеть культурного обслуживания с театрами, кинотеатрами, концертными залами, музеями, клубами. Хуже обстояло с культурным обслуживанием жителей села. Лишь в крупные села выезжали профессиональные или самодеятельные художественно-творческие коллективы.

У разных групп населения, представителей этнических и региональных сообществ существовали общие признаки жизни: оптимальное соотношение между объемом труда и отдыха, сходные виды культурно-досуговых занятий, общие мировоззренческие регуляторы деятельности.

Вместе с тем жизненный стандарт и качество обслуживания широких слоев населения в повседневной практике и на отдыхе едва ли можно считать удовлетворительным: услуги не отличались разнообразием, а качество досугового сервиса имело тенденцию к снижению. Так, запросы среднеобеспеченной семьи путешествовать и развлекаться росли быстрее, чем возможности удовлетворить их в рамках господствовавшей системы обслуживания.

В 1970 – 80-е годы, несмотря на возрастающую тенденцию к «одомашниванию» досуга, широкое распространение получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодежной среде. Появились уличные подростково-молодежные компании, молодежные вечеринки, подпольные рок-группы. Набрали силу молодежные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры, брейкеры и др.

В 1980-е годы в стране ощущалась нарастающая потребность в современных досуговых занятиях, но их развитие сознательно сдерживалось. Особенно остро стоял вопрос о доступности аудиовизуальных форм досуга, многих видов туризма, включая зарубежный, игровой деятельности, в том числе азартных, компьютерных игр, ночных клубов, баров и др. Назрела необходимость перемен в основных областях жизнедеятельности, прежде всего в сфере экономики и труда, в информационно-культурной сфере, в сфере быта и отдыха.

29 Досуг с помощью компьютера

Занятия, связанные с аудиовизуальными средствами, в постсоветский период занимают все больше свободного времени молодежи, представителей деловых и состоятельных кругов крупных городов. Особенно стремительно расширяется новый досуг связанный с компьютером.

Согласно исследованиям И. А. Бутенко, за последние 10 лет к компьютерным играм стали обращаться 10% представителей богатых слоев и 1,6% бедных.

В. Д. Патрушев свидетельствует, что в настоящее время в среднем 31,4% горожан обращаются к занятиям с компьютером в свободное время Патрушев И. Д. Бюджет времени городского работающего населения.

По другим данным, только среди российских предпринимателей обращается к компьютеру с досуговыми целями не менее 40%.

Сторонники компьютеризации досуга отмечают конструктивное значение следующих его аспектов:

* он чаще переносится  в домашнюю обстановку и становится  более независимым от общественных  форм организации, обогащается, делается  более свободным;

* индивидуальное развитие  получает новые возможности: становятся  доступными новая информация  и новые знания, человек с помощью  игры может переноситься в  прошлое и будущее;

* экранные средства позволяют  моделировать сложные жизненные  ситуации, овладевать новыми технологиями  их преодоления;

* широкие возможности  компьютерного моделирования приводят  к использованию экранной культуры  в деятельности досуговых центров  и учреждений культуры, создавая  для пользователей новую обстановку  и оригинальные виды развлечений;

* сетевое общение человека  в Интернете в режиме on-line приобретает интерактивный характер, расширяя его возможности непосредственного контактирования с гражданами зарубежных стран, жителями разных континентов и т.п.

Другие исследователи говорят об отрицательном влиянии экранной культуры на досуговые занятия, в основном об опасности индивидуального развития детей, подростков, молодежи в целом, так как обращение детей и молодежи к компьютеру (играм, Интернету и др.) сужает их время, отводимое на активные формы досуга: чтение, спортивные занятия, увлечения, связанные с развитием творческого потенциала, с художественно-эстетическими пристрастиями. У постоянного пользователя компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды развлечений.

Таким образом, расширение свободы, порождаемое одними направлениями досуга, оборачивается снижением творческих возможностей на примере других его направлений. Говоря о компьютерных играх, следует учитывать, что мышление человека действует в этом случае в узком диапазоне программных параметров и заданий. При этом нередко утрачивается широта мышления, тормозится развитие индивидуальных творческих качеств человека. Человек пере стает принимать самостоятельные решения даже по обыденным проблемам жизни, не «посоветовавшись» с компьютером.

По оценкам специалистов, число фанатов компьютерных игр, которые жить не могут без этого занятия, пока не превышает 10—12% общего числа российских пользователей. Некоторые физические издержки для организма (особенно молодого) при этом очевидны: нагрузка на глаза, головная боль, приступы морской болезни даже после непродолжительного времени, проведенного за игрой. Но следует учитывать и психические, подчас скрытые симптомы организма, уставшего от игр: раздражительность, неспособность сосредоточиться, трудности в общении с окружающими.

В газетах появилось сообщение о смерти 12-летнего екатеринбургского школьника в результате того, что в каникулы он проводил в компьютерном клубе по 10—12 часов в день, возвращаясь в реальный мир только для сна и еды. Такая нагрузка вызвала сильный эмоциональный стресс в неокрепшем организме, и у школьника нарушилось кровоснабжение мозга, возник инсульт.

Результаты взаимодействия молодежи с техникой во многом зависят от того, с какими установками человек садится перед дисплеем. Более развитые и подготовленные пользователи, которых интересуют знания сами по себе, которые с интересом учатся, способны самостоятельно решать жизненные задачи, оказываются в большей степени независимыми от стандартных решений игры. Молодые люди, которые не ставят перед собой серьезных целей вне компьютера, провода перед дисплеем, в основном за игрой, все свободное время, быстрее погружаются в ситуацию ухода от действительности, У них в наибольшей степени вырабатывается мозаичность восприятия, формируются трудности с концентрацией внимания, невозможность сосредоточиться и т.п.

30. Организованный  досуг современного типа 

В России интенсивно развиваются такие распространенные в развитых странах виды досуга, как: 
обращение к продукции экранной культуры (телевидению, кино, 
компьютеру); 
зарубежный и внутренний туризм; 
оздоровительные занятия в фитнес-клубах, аквапарках, бассейнах; 
игровая деятельность (многообразные виды игр, включая азартные);

посещение ресторанов, развлекательных центров; 
посещение обучающих центров. 
Средне- и высокообеспеченные группы вызвали появление в стране основных звеньев индустрии развлечений, которые поначалу создавались на базе организаций и учреждений, существовавших в советский период. В них постепенно обновлялись виды досуговых занятий и формы обслуживания. Так, в крупных городах страны поэтапно преобразовывалась деятельность парков культуры и отдыха, кинотеатров, кафе и ресторанов, дискотек. Дети и родители в парках получали расширенные возможности отдыха: они могут не только воспользоваться аттракционами или игровыми площадками, но и пообщаться с дрессированными животными, поучаствовать в интерактивных розыгрышах, забавах, зайти в кафе или отметить семейный праздник в детском ресторане со сказочными персонажами и т.п. 
Среди горожан постепенно стал расти спрос на посещение учреждений культуры и развлекательных центров, чьи услуги становились более качественными, а досуговые занятия — более многообразными.

31. Качество  обслуживания в сфере культуры  и досуга

Под качеством услуги, сервисного продукта понимается комплекс их полезных свойств, нормативно-технологических характеристик обслуживания, благодаря которым общественные и индивидуальные потребности удовлетворяются на уровне установленных требований, сопоставимых с мировыми стандартами. Полезные свойства услуги — ее объективные характеристики, которые проявляются при ее потреблении, отвечают запросам и нуждам потребителей, а также государственно-нормативным правовым критериям.

В организации культурных мероприятий и досугового сервиса проблемы качества обслуживания приобретают такое же важное значение, как и в любом другом виде сервисной деятельности. Однако в сфере культурно-досуговых услуг эта проблема имеет свою специфику, что порождает определенные трудности при оценке качества обслуживания. Здесь, как нигде в других сегментах сервиса, повышается роль субъетивных установок потребителей в оценке досуга: индивидуальных предпочтений, свободы выбора и спонтанности формирования досуговых состояний и впечатлений от досуговых занятий. Например, участник пешего туристского маршрута, который не справился с его сложными участками в силу низкой тренированности, склонен винить в своей неудаче обслуживающий персонал. Роль персонала в этой ситуации действительно весьма значима: опытные инструкторы должны не только предвидеть неспособность некоторых туристов освоить даже самые простые маршруты, но и сделать так, чтобы все завершили их и никто не получил бы травму и т.п.

Вместе с тем качество обслуживания в культуре определяется исходя из тех же критериев, как и в любой иной области сервиса. В группе услуг культурно-досугового характера выделяют производственные, функциональные и потребительские свойства. К производственным свойствам относятся те, которые создаются в процессе производства услуги и имеют ярко выраженный физико-технический характер: приготовленная пища в ресторане; подготовленный номер в гостинице, быстрое и четкое заполнение документов в турагентстве.

Любой культурный товар, сервисный продукт должен область функциональной пригодностью, которая выясняется при его использовании потребителем или в ходе обслуживания, Именно процесс потребления выявляет функциональную четкость выполнения каждым работником своих обязанностей и взаимосвязь общих усилий.

Производственные и функциональные качества культурно-досуговых услуг нередко можно фиксировать, анализировать, измерять, сопоставлять. К их числу относятся:

  • количественные характеристики оборудования, инструментов, разного рода материалов и средств, с помощью которых осуществляется 
    досуговая услуга;
  • особенности технологического цикла выполнения услуги и некоторых физико-технических характеристик, на фоне которых она осуществляется (звук, освещение и др.);
  • информационное обеспечение потребителя относительно важнейших особенностей услуги, ее результатов (реклама, предварительная устная информация);
  • время обслуживания потребителя с его участием. В культурно-досуговом обслуживании эта характеристика нередко приобретает фиксированный характер — туристское путешествие, время театрального спектакля, киносеанса, пребывание на аттракционе и т.п.;
  • длительность и надежность использования результатов сервисной 
    деятельности — полученные знания, впечатления, эмоциональное состояние, рекреационный эффект и т.п.;
  • характеристики, связанные с санитарией, гигиеной, порядком в 
    помещении, где выполняется услуга или обслуживание на специальных 
    открытых площадках;
  • экологические характеристики обслуживания;
  • численный состав сотрудников, участвующих в обслуживании, а 
    также их профессионально-квалификационные характеристики, включая умение, мастерство, опыт, коммуникабельность;
  • этические качества обслуживающего персонала — ответственность, 
    вежливость, чуткость и др.;
  • эстетические аспекты и условия, в которых осуществляется обслуживания — комфортность обстановки обслуживания, внешнее оформление помещения, дизайн интерьера, профессиональная одежда персонала и др.;
  • характеристики, связанные с безопасностью как потребителя, так 
    и обслуживающего персонала.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"