Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Культурологии".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен анимация.docx

— 374.94 Кб (Скачать файл)

Культура является фундаментальной основой процесса развития,   сохранения,   укрепления   независимости,   суверенитета самобытности   народа.  Следует учитывать,  что  культурное наследие народа сохраняется не только в письменной истории, в его традициях и обычаях, представлениях об окружающем мире и верованиях, орудиях труда, пище, одежде и жилище, в памятниках древности, которые встречаются на могильных полях и местах древних поселений, в легендах и эпических сказаниях, т. е. в этнокулътуре (во всем комплексе культура созданном данным этносом и отличающем его от других).

Познакомиться с культурой и обычаями страны помогал этнографический туризм, основой которого является культурно-исторический потенциал страны, включающий всю социокультурную среду - с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.

Развитие данного вида туризма является очень перспективным для России, так как наша страна обладает уникальным культурным и этнографическим наследием.

Возрождение духовной культуры народа в современных условиях становится очень актуальным. Оно обусловлено необходимостью восстановления этических и эстетических норм, способов художественного и морального воспитания человека, столь характерных для художественной народной культуры, ее праздников, обрядов, традиций. Но, несмотря на серьезные деформации «внутреннего народного развития», российская глубинка и по сей день остается единственной хранительницей традиционных форм культуры - фольклора, обрядов, празднеств, прикладного искусства, народных промыслов и ремесел. В этом смысле можно утверждать, что русские не утратили возможности оживить скудеющие с каждым годом истоки традиционной культуры, более эффективно использовать их для восстановления разрушенных связей, повседневного быта людей и их духовности.

В настоящее время ставится вопрос о возрождении и создании новых форм пропаганды традиционной культуры в его более локальном варианте - т. е. вопрос об оживлении этих форм, создании благоприятных предпосылок активизации деятельности сохранившихся по сей день очагов народной культуры, развитии разного рода фольклорных движений и инициатив, сосредотачивающих внимание на эстетической функции традиционной культуры и играющих важную просветительную роль. Синтез сохранения и воссоздания традиций национальной культуры в новых формах туристской деятельности позволит найти тот оптимальный вариант, благодаря которому будет развиваться русское искусство.

Таким образом, на сегодняшний день весьма актуальна практическая значимость внедрения анимационных программ в этнографический и фольклорный туризм.

Этнографический туризм - это особый вид познавательного туризма, основой которого является посещение этнографических объектов с целью познания культуры, архитектуры, быта того или иного народа (этноса), проживающего сейчас или проживавшего когда-либо на данной территории.

Другими словами, этнографический туризм выступает формой познания историко-литературного наследия региона, которая основана на интересе потенциального потребителя к подлинной жизни народа, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. Своим названием этнографический туризм обязан науке этнографии.

Этнография - наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Этнография занимается исследованием и собранием памятников народного творчества в форме сказаний, песен, поговорок, пословиц, обычаев, обрядов и т. п., что составляет предмет особого отдела этнографии - фольклора. Систематизирование этнографических данных и выяснение закономерности явлений и процессов народного быта составляет предмет этиологии. С конца XIX в., помимо фольклора и общественно-семейного быта, в этнографии серьезно стала изучаться материальная культура (поселения, одежда, орудия, промыслы), с чем связано появление и расширение этнографических музеев.

Русская (а точнее восточнославянская) этнография  как самостоятельная   отрасль  знаний   возникла   в   первой   половине XIX столетия на базе созданного в 1845 г. Русского географического общества, а зародилась в недрах Кунсткамеры Петербургская академии наук, самоопределение науки этнографии как народоописания - подразумевало сбор и описание эмпирического материала, накопленного на протяжении всей письменной истории человечества.

С течением времени наука из географической описательной выросла в «отрасль истории, исследующую культурно-бытовые особенности различных народов мира в их историческом развитии,   изучающую   проблемы   происхождения   и   культурно-исторических взаимоотношений этих народов, восстанавливаем историю их расселения и передвижения». В настоящее время этнография определяется как общественная наука, основным объектом  изучения которой являются  народы - этносы, а также типы этнических общностей. Этнография ставит и решает проблемы как чисто познавательные, так и практические - одни касаются прошлого, другие - современности.

Существует много разночтений по поводу понятия «этноса». Древнегреческий термин «этнос» означал: народ, племя, толпа группа людей. Сами древние греки, отличая себя от «не греков» именовали всех последних этносами. Эквивалентом термина «этнос» в русском языке обычно считался термин «народ», что также часто подразумевало отличие русского народа от других народов России (инородцев). Современное определение этноса является общепризнанным и восходит к определению, данному еще в 1923 г. известным ученым С. М. Широкогоровым: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающихся ею от таковых других групп».

Ряд российских авторов в качестве главных признаков этноса называют этническое самосознание, т. е. осознание людьми своей принадлежности именно к этой этнической, а не к иной общности. В разработках других авторов под этносом понимается группа людей, отличающихся своеобразием в культуре, общностью языка, определенным самосознанием.

40. Объекты показа этнографического туризма. Программа этнографических туров

Как и для любого другого вида туризма, для этнографического характерны свои специфические объекты показа.

Этнографический объект - это культурно-исторический объект (явление), содержащий информацию об этнических проявлениях в традиционно-бытовой культуре.

Этнографический объект необходимо рассматривать как систему признаков, характеризующих культуру этноса в сочетании его оригинальных конкретных специфических форм. К оригинальным формам относят явление и предметы традиционно-бытовой культуры, соответствующие данному хозяйственно-культурному типу и характеризующие неповторимые черты этноса (украшение, орнаментация и т. п.).

Конкретные специфические формы присутствуют при выражении в культуре этноса явлений, связанных с проявлением признаков хозяйственно-культурного типа, природно-географической зоны, этнокультурной области, с проникновением элементов сельской и городской культуры, воздействием временных этнических процессов. Выделяют следующие категории объектов, которые можно отнести к этнографическим:

  • памятники архитектуры, выполненные в традиционном для этноса стиле и связанные с определенным периодом в культурной жизни этноса (причем в некоторых конкретных случаях 
    этническая принадлежность архитектора не играет существенной роли);
  • культовые сооружения,  отражающие конфессиональную принадлежность представителей того или иного этноса, отличающиеся набором традиционных приемов в архитектуре, орнаментации;
  • некрополи, кладбища с традиционными надгробными сооружениями, надписями на родном языке, орнаментацией (в качестве объекта могут выступать и отдельные захоронения с уникальными надгробиями);
  • традиционные жилища (нежилые, по сохранившие внешний вид и внутреннюю планировку; жилые - с традиционным интерьером,   убранством,   набором   традиционных   предметов быта);
  • поселения,   сохранившие  «этнический  тип»,   в   местах компактного проживания представителей того или иного этноса, с традиционной планировкой улиц, положением жилищ и хозяйственных построек;
  • бытовые объекты, соответствующие традиционному хозяйственному типу: колодцы, фонтаны, мельницы;

•места проведения народных праздников с участием фольклорных ансамблей, использованием традиционной одежды;

  • места возрождения народных промыслов и традиционных занятий;
  • этнографические музеи, выставки, комплексы этнографических предметов;
  • комплексы архитектурных или культовых сооружений, издаваемые представителями различных этносов в местах длительного совместного проживания;

• археологические объекты  (памятники  культуры),  имеющие этническую специфику.

Таким образом, этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо экспозиции в музеях народного быта, краеведческих и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.

Этнографические музеи - научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй различных народов.

Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым. В каждой местности на протяжении исторического развития складывался свой особый архитектурный стиль, связанный с национальными и природными особенностями края.

В музеях деревянного зодчества представлены образцы народной архитектуры. Они располагают жилой застройкой, хозяйственными службами (мельницы, амбары и т. д.) и культовыми сооружениями. Сюда свозят экспонаты из различных районов области. В музее они находятся в природных условиях, близких к реальным. Например, Малые Карелы под Архангельском, Витославлицы в Новгородской области, Васильево под Торжком. Деревянное зодчество, кроме того, представлено отдельными объектами в городах и деревнях.

Большой интерес у туристов вызывают такие элементы народной культуры, как искусство, наука, религия, история и др.

Религия. Для этнографических туров особый интерес представляют религиозные традиции, обряды, предметы религиозного культа, памятники культовой архитектуры.

Принятие христианства на Руси оказалось благотворным для развития русской культуры. Постепенно христианская церковь стала оказывать влияние на все стороны жизни человека. Она сопровождала его от рождения до смерти, требуя строгого соблюдения установленных моральных требований и норм.

Эволюция христианства привела к созданию законченной религиозной системы, сумевшей полностью духовно подчинить себе общество. Христианство официально стало государственной религией и объективно служило целям существующей власти и воспитанию людей в духе покорности и покаяния.

Следует отметить, что первоначально христианство не признавало обрядности. Однако по мере укрепления церкви отношение к праздникам и обрядам меняется: осознается сила воздействия старых народных обычаев на людей (в частности обливание водой, омовение и ритуальное купание взяты христианством из древних обрядов, связанных с верой в живительную силу воды). Под воздействием новых общественных отношений и условий старые обряды постепенно усложнялись. В процессе дальнейшего развития эти глубоко народные обрядовые действия оказались приуроченными к дням церковных празднеств.

Понимая огромную социальную роль искусства, церковь поставила его себе на службу. Архитектура церковных строений, скульптурные и живописные украшения, хоровое пение и различные театрализованные действия, т. е. эстетическая сторона культа, - все это использовалось для влияния на чувства человека.

Стремясь преобразовать языческую сущность народных праздников, церковь заменила народный календарь церковными святцами, в которых в календарном порядке были расположены даты поминовения христианских святых, событий из истории церкви и т. д. В результате дни многих народных праздников совпали с датами поминовения христианских святых, и их празднование стало включать как языческие, так и христианские обряды.

Таким образом, праздники и обряды диктовали нормы поведения людей задолго до появления науки о нравственности, закрепляя их в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности человека. Вместе с тем праздники и обряды являлись художественным откликом на окружающий мир, историческую реальность.

Интересный этнографический материал представляют места расселения малых народов. Там можно познакомиться со своеобразной культурой, разнообразными формами жилищ (чумы, вигвамы, сакли и т. п.), обрядами, традициями. Такие поселения сохранились на Крайнем Севере у ненцев, чукчей, в Сибири и на Дальнем Востоке у коряков, манси и других, а также среди многочисленных горских народностей Кавказа.

Программа этнографических туров

Программа этнографических туров должна быть составлена с учетом  интересов туристов, увлекающихся фольклором, интересующихся   историей   и   национальными   особенностями данного региона. Технология организации таких туров подразумевает комплексный тематический подбор экскурсий и досуговых   мероприятий,   освещающих   национальные   особенности богатства региона. Целесообразно снабдить автобусы аудио-кинолетами с записями национальной музыки для воспроизведения ее во время длительных переездов, что подготавливает туристов к восприятию темы, а гид может прокомментировать музыкальное сопровождение.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"