- Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.
- Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. 
- Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры. 
- Древнеиндийская философия.
- Философия Древнего Китая.
- Философия Античности: проблемы, школы, эволюция. 
- Философия Платона и ее значение в европейской культуре.
- Философия Аристотеля и ее значение в становлении классической философии.
- Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики 
  (А. Блаженный).
- Дискуссия номиналистов и реалистов о проблеме универсалий в позднесредневековой философии. Систематизация схоластики  Ф. Аквинским.
- Гуманизм философии эпохи Возрождения. Натурфилософские системы и новая картина мира.
- Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Борьба эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
- Учения о субстанции и становление механистической картины мира в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза).
- Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. 
- Особенности и достижения немецкой классической философии. Проблемы познания в критической философии И. Канта.
- Диалектическая философия Г. Гегеля.
- Антропологический материализм Л. Фейербаха.
- Классика и неклассика в развитии европейской философии. Иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.
- Философия марксизма: проблемы и эволюция.
- Философия позитивизма и его исторические формы.
- Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма.
- Современная неклассическая философия Запада.
- Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. 
- Русская философия XIX–XX вв.
- Онтология как философское учение о бытии. Проблема бытия в философии.
- Проблема материи в философии и науке. Структурные уровни организации материи и проблема единства мира.
- Пространство и время как формы существования неживой и живой материи.
- Движение и развитие. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма.
- Диалектика как философская теория развития: принципы, законы, категории.
- Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Материалистическая диалектика как теоретическая система.
- Современные теории развития. Диалектика и синергетика. Детерминизм и индетерминизм.
- Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. 
- Проблема человека в философии и науке. Концепции антропогенеза.
- Индивид, индивидуальность, личность. Социокультурное измерение личности. 
- Круги бытия человека. Проблема духовности и смысла жизни.
- Понятие сознания и его структура. Уровни и компоненты. Сознание и бессознательное. 
- Проблема происхождения и развития сознания. Сознание и психика. 
- Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
- Проблема познаваемости мира в философии. Скептицизм и агностицизм.
- Формы чувственного и логического познания. 
- Философские концепции истины. Специфика научной истины.
- Наука как высшая форма познания. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. 
- Уровни, формы и методы научного познания.
- Наука в системе социальных ценностей. Идеалы и нормы науки.
- Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.
- Марксистская концепция социума. Сущность материалистического понимания истории (по работе К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие»).
- Общество как система. Материальные процессы жизни общества. 
- Социальные структуры и процессы. Типы социальных структур. 
- Философия и политика. Политическая организация общества и политические процессы жизни общества.
- Духовная жизнь общества и общественное сознание. Структура общественного сознания: уровни и формы. 
- Общество как саморазвивающаяся система. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. 
- Философия социального действия. Основные факторы социальной динамики. Спонтанность и целеполагание в обществе.
- Техника и ее роль в истории цивилизации. Философия техники и ее проблемы.
- Научно-технический прогресс и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.
- Глобализация как предмет социально-философского анализа. Глобальные проблемы современности и возможные пути их преодоления.
- Понятие культуры. Основные подходы философского анализа культуры.
- Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в контексте глобализации. 
- Философия и мораль. Нравственный кодекс БГУИР: цели и ценностные приоритеты.  
- Философия и искусство. Специфика эстетического отношения человека к миру.
- Философия и религия. Особенности религиозного сознания. 
 
1 Ф-я как социокультурный 
феномен. Предмет, структура и функции 
философии.
Ф-я возникла вVI в. до н.э. в Др.Индии,Др.Китае,Др.Греции.Имеет 
своим предметом: мир↔человек. Изучает 
чел-ка в аспектах:
1.Онтологическом(онтология-т-я 
мира)   2.Гносиологическом(гносиология-т.знания)
3.аксиологическом(аксиология-т-я ценностей) 
4проксиологическом(соц-я фил-я)→
→это разделы ф-ии.
Онтология – 
наука о бытии.
Два основных подхода 
к решению проблем онтологии:
Материализм – первичной реальностью является материя, 
а дух вторичен, т. е. возникает из материи.
Этапы материализма:
-Древнегреческий (античная 
Греция: Гераклит).
-Новое время (17-18 в.; 
Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, Ломентрий).
-Диалектический материализм 
Маркса и Энгельса. Мир – это 
непрерывно развивающаяся реальность.
Во время древнегреческого этапа развития материализма он 
был наивным: реальность объясняли через 
ту или иную первооснову, атомы и т. д.
Идеализм – первоосновой всего является дух, 
который порождает материю – весь природный 
мир.
Виды идеализма:
 Объективный (духовная 
первооснова (первоначало) существует объективно, 
т. е. независимо от человека. Представители: 
Платон, Гегель).
  - Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант).
Гносеология – учение о познании.
Праксиология – учение о человеке, о его практических 
действиях и о социальной реальности.
Аксиология – учение о ценностях.
  - Скептицизм (Пиррон).
  - Иррационализм (отрицание возможности разума в познании действительности, провозглашение примата неразумного начала) – Шопенгауэр(Воля), Ницше (Жизнь).
Агностицизм (нельзя познать 
сущности вещей): Юм, Кант.
  - Рационализм (мир познается с помощью разума).
  - Сенсуализм (мир познается с помощью чувств и ощущений).
Интуитивизм (мир познается 
с помощью интуиции). 
 Функции 
философии
Выделяют, например, функции экспликации (выявления интеллектуальных, нравственно-эмоциональных 
и других обобщенных образов бытия человека 
в конкретно-историческом типе культуры), рационализации 
– перевода логическую, понятийную форму, 
а также систематизации, 
теоретического выражения суммарных результатов 
человеческого опыта во всех его формах. 
Часто указывают две основные функции 
философии: мировоззренческую и методологическую. 
Упоминают также интегрирующую, эвристическую, 
интерпретаторскую, культурно-воспитательную 
и другие функции философии
 
 
2. Понятия мировоззрения 
и  его исторические  типы: миф, 
религия, философия.
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, 
установок, определяющих отношение человека 
к миру и выступающих в качестве его регуляторов 
и ориентиров его поведения.
Компоненты 
мировоззрения:
  - Познавательный  (цельные знания).
- Ценностно-нормативный (ценность – та или иная значимость реальности для человека). 
- Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям).
- Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях).
Мировоззрение 
функционирует на двух уровнях:
  - Мироощущение(инстинкты НЕ входят)
- Миропонимание
Исторические 
типы мировоззрения:
Мифологическое возникает в глубокой древности и характеризуется 
следующими свойствами: образность (образное 
освоение реальности) и синкретизм (слитность 
и нерасчленённость мифологии, знаний, 
ценностей). В мифе человек неразрывно 
сливается с природой. Мифологическое представление 
– это не столько знания, а реальность, 
в которой живёт человек.
Особенность мифологического мировоззрения 
– хаосоцентризм. Основной способ и 
принцип решения мировоззренческих 
вопросов – генетический.
Мифологический мир включает 
два аспекта:
  - Де хронический (рассказ о прошлом).
- Синхронический (объяснение настоящего и будущего).
Религия возникла  на очень ранних этапах 
развития человечества вместе с мифологией.
Для религиозного мировоззрения 
характерен геоцентризм (в центре мировоззрения 
- Бог).
Особенности религиозного 
мировоззрения:
 Наличие культовой системы 
(системы обрядовых действий, направленных 
на создание особых отношений 
человека со сверхъестественным 
миром), наличие веры в сверхъестественные 
реалии, наличие соответствующего вероучения 
(система догматов, которые должны безоговорочно 
браться на веру).
 Основная функция религии 
- помочь человеку преодолеть приходящую, 
изменчивую сторону реальности и приобщиться 
к неизменному и абсолютному. 
Философия – это не только духовно-практическая, 
но и теоретическая форма решения мировоззренческих 
проблем: на смену символу и образу приходит 
логос или разум. Философия возникла, когда 
появилась необходимость в рациональном 
понимании мира
( понимания с позиции 
знания). 
Философское мировоззрение 
появилось в античной Греции, когда 
в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил 
термин “философия”.
 У Платона и 
Аристотеля философия – это 
совокупность теоретических знаний, 
накопленных человечеством. Философия 
выступает в роли матери науки.
 Для философии характерно 
выдвижение на первое место рациональных 
знаний. Для философии характерен универсализм 
(любые явления рассматриваются в универсальном 
контексте), субстанционализм (стремление 
объяснить любые явления с единого основания) 
и сомнения (философия все подвергает 
критическому анализу)
Онтология – 
наука о бытии.
Два основных подхода 
к решению проблем онтологии:
  - Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи.
Идеализм – первоосновой всего является дух, 
который порождает материю – весь природный 
мир.
 
3. Философия и основные формообразования 
культуры: наука, искусство, мораль, религия. 
Философские категории и универсалии 
культуры
Понятие культуры восходит к представлению о культивировании, 
возделыванию почвы (обыденного сознания). 
Задачей культуры является сознание таких 
форм, которые бы позволили человеку самостоятельно 
обустраивать жизни: природную и социальную. 
Религия – это практика достижения высших сил, 
выраженная в символах, обращенная к личности 
и основанная на вере. Религиозным актом 
сверх рациональной веры разрывается 
тождество обыденной     личности 
и осуществляется порыв к Подлинной реальности.
 Философия – это рациональное общезначимое познание, 
выраженное в понятиях и     
объясняющее мир естественными причинами. 
Искусство и философия схожи наличием в них творческого 
начала, но искусство ориентируется на 
эмоции, на конкретные образы, фантазию, 
а философия – это разумное использование 
категорий, при котором за видимостью 
ищут действительность.
Наука – это исследование необходимых связей 
предметного мира, индивидуальные различия 
субъектов науки не имеют значения. Для 
науки важен прогресс, она накапливает 
факты и по мере этого расширяет знания 
об окружающем мире. Философия ориентирована 
на построение мировоззрения, и поэтому 
субъективный мир  человека входит 
в ее рассмотрение; ставя вечные проблемы, 
философия не удовлетворяется  готовыми 
ответами. Важен сам процесс, состояние 
философствования.     
Ф-я пользуется особыми 
понятиями-категориями,т.е. наиболее общими и фундаментальными 
понятиями,которые фиксируют существенные 
свойства и отношения явлений и действительности.Напр. 
Аристотель(«Категории») выделял след.:субстанция,количество,место 
и др.
Категории возникли в 
результате рефлексии над другими весьма общими 
понятиями-универсалями культуры.Это 
такие понятия ,которые возникают в культуре 
раньше философских категорий и фиксируют 
жизненные смыслы,которыми руководствуется 
чел-к в своей деятельности: бытие, время, 
чел-к, свобода и т.д.
В универсалях можно выделить 3-и уровня смыслов:
1.Общечеловеческий-фиксирует 
отличие человека от остального 
мира.
2.Особенный-выражает 
специфику смыслов конкретной 
исторической эпохи.
3.Груповой и личностный-соответствует смыслам индивидуального опыта 
и соц.группы.
 
4.Древнеиндийская  
Ф..
Д/и цивилизация–одна 
из древнейших на планете. В конце 2-го 
тысячелетия до н.э. на территорию современной 
Индии проникли арийские племена. В 
основе индийской философии лежали «Веды» 
(знания). Веды структурировались(не совсем 
верно):
1.Ригведа(XIIв.до н.э.)-сборник гимнов(молитв).
2.Брахманы(Xв.до н.э.)-коменты вед,ритуалы.
3.Упанишады(VIII-VIв.до н.э.)-философские 
тексты.В упанишаде идеи о субстанции(первопричине)-нематериальном 
начале,космическое начало-брахма,о круговороте 
жизни-сансаре,о идеи познания-основывается 
на интуитивном постижении мира.
Даршаны-филосовские 
школы Все эти школы базировались 
на Ведах и являлись ортодоксальными(Ньяя,Вайшешика,Санкхья,Йога,Миманса,Веданта). Кроме этого в итоге кризиса 
сформировались 3 неортодоксальные системы: 
1Джайнизм. 2Буддизм. 3Локаята. Практическая 
цель - достижение человеком свободы. Джайнизм – наиболее рационалистическая 
доктрина, спасение понимается как результат 
индивидуальных усилий; цель жизни достижение 
Нирваны. Масштабы падения души безграничны 
(каждый человек в следующей жизни может 
стать камнем или насекомым). Цель жизни 
– достижение Нирваны, которая достигается 
с помощью не причинения вреда ничему 
живому, с помощью совершения добрых дел. Буддизм. Основоположником 
данного учения является Будда (пробужденный) 
(623- 544 г. до н.э.). В основе буддизма лежат 
4 благородные истины: 1.Жизнь есть страданье.2 
Есть причины страданий.3Есть путь избавления 
от страданий.1Есть путь уничтожения страданий 
( восмиричный ). Одна из мировых религий 
мира. Будда выступил с проповедью преодоления 
крайности, он выступил с критикой внешнего 
ритуализма и обрядности, крайнего аскетизма, 
привязанности мира. В Б. На первый план 
выдвигаются морально-этические проблемы. 
Буддизм демократичен, т.к. отвергает богатства. 
Моральное самосовершенствование человека 
– основа достижения нирваны. Нирвана 
не обусловлена, никем ни создана, она 
существует, ее можно достичь разумом. Локаята(школа Чарвака) 
в ней отвергнуты все древнии ф-ии Индии.Чел-к 
из 4-ёх эл-ов:земли,воды,огня,воздуха.На 
их основе-душа.Со смертью тела-кирдык 
и душе.Сущ-ет равновесие добра и зла.