Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по философии_ Понятие мировоззрения. Ф. как де.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Ответы к экзамену по философии:

1.Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения.

 Еще задолго до  возникновения философии люди  задавали важнейшие вопросы (Как  устроен мир? Какое место в мире занимает человек? и т. д.). И находили ответы в мифологии и религии. Так, что правильно назвать эти вопросы не чисто философскими, а мировоззренческими. Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на  мир и место человека  в этом мире. Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной соц. группы и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, соц. полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект Мировоззрения - личность, соц. группа и общество в целом.

Понятие Мировоззрения  охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Сама философия  есть Мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с Философией находятся другие формы Мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, а внутри нее, в отличие от натуралистской формы, имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну категорию или научную дисциплину, а на  все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества. Мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная, отражательно-информационная. Мировоззренческие идеи “заключают в себе все, что мы можем думать и предполагать о смысле жизни и назначении человечества; они дают нашему бытию направление и сообщают ему ценность”.

Существенное значение для характеристики мировоззрения  имеет пропорциональное присутствие  различных компонентов – знаний, убеждений, верований, норм, идеалов и т.д.

Основа Мировоззрения - знания. Они составляют информационную сторону мировоззрения. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит Философии, так как Философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества.

В структуру Мировоззрения  входят не только знания но и их оценка. Т. е. Мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в Мировоззрение  в виде убеждений. Убеждения - это  та призма через которую видится  действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.

В структуру мировоззрения  входят и идеалы. Идеалы могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

 

 В структуре мировоззрений  можно выделить 4 основных компонента: 1 – познавательный (базируется на обобщенных знаниях повседневных, профессиональных и научных). 2 – ценностно-нормативный (включает в себя ценности, идеалы, убеждения и т.д. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления, удовлетворять потребности, желания людей.) 3 – эмоционально-волевой. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды убеждения и верования. 4 – практический. (Мировоззрение – это не просто обобщение знаний, ценностей, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.) Следовательно, мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. По характеру формирования и способам функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень базируется на здравом смысле и повседневном опыте. Включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познавательный опыт каждого  конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки. Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, которое носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззрения наряду с наукой принадлежит философия.

Любая философия выполняет  Мировоззренческую функцию, но не всякое Мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро Мировоззрения. Философия принадлежит к теоретическому уровню миропонимания, которое составляет познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения.

Философия –  это система общих теоретических  взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия – это теоретический уровень мировоззрения, следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает Философию и науку.

Философ не только сам  является носителем определенного  мировоззрения, но и видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение вообще предметом своего теоретического анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его критическому суду разума, воссоздать систему миропонимания в наиболее зрелой интеллектуальной форме. Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру

 

 

Две стороны мировоззрения:

Объективная – позиция в мире, которую он занимает объективно

На мировоззрение влият  социальная среда, привычки, угол зрения на мир

Субъективная – человек относится к своему позиции в мире

Эти две стороны находятся  во взаимодействии

Мировоззрение – феномен  развивающийся и проходит стадии развития: 
1. нулевая стадия – человек не разделяет себя и внешний мир, окружающее не воспринимается чем-то внешним, не воспринимает себя как что-то отдельное.   Движение  - обнаружение мира.

2. мироощущзение. оказывается, человек может не всегда реализовать свои потребности. Человек фокусирует свои ощущения от внешних предметов и окрашивает его. Ситуативно. Реактивн – рекция позитивная или негативная. Самостоятельность низка. Мировоззренческие комплексы неустойчивы.

3. мировосприятие. складывается, когда комплексы мировоззрения становятся устойчивыми. руководствуется представлениями. образ – объект, с которым нет в данный момент взаимодействия.комплекс ощущений вместе с окраской(+,-). Его нельзя отвлеч изменением ситуации, человек стремится к реализации представления, высшая степень самостоятельности и активности формирует собственную линию поведения. Может избирательно реагировать на внешнюю среду(стремиться, избегать). Представления более систематизированы.

4. миропонимание. Ориентирован понятиями,понятия формируются на основе представлений,понятия – тоже обобщения, но носят формальный характер. Проникновение в сущность предмета с помощью разума. Активность резко возрастает. Он начинает воздействовать на внешний мир, изменяет. Наивысшая степень активности.

Каждая последующая  стадия надстраивается над предыдущей.работают одновременно все уровни. Мироощущение дает информацию, а миропонимание  напрвляет.

Мировоззрение имеет  определенную структуру:

  • Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)
  • Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное)
  • Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.

Роль философии  в системе научного знания

Философское мировоззрение  выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как  обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе общих принципов  рационального миропонимания философская  мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Функция ”интеллектуальной разведки” служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием ”белых пятен” в познавательной картине мира. Философия заполняет их силой логического мышления. Схему опыта должна сначала набросать мысль, пояснял Кант.

Уж так устроен человек, что его не удовлетворяют плохо  связанные между собой фрагменты знаний; у него сильна потребность в целостном, не разорванном понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в целостной картине. Для частных наук, занятых каждая своeй областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача. Философия же вносит весомый вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем.

Интеграция, универсальный  синтез знаний сопряжены также с разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их ”стыковке”, согласовании.

Кроме задач, родственных  науке, философия выполняет и  особые, ль ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает.

Специалисты, изучающие  всевозможные конкретные явления, нуждаются  в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его ”устройства”, общих закономерностях и т.д. однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер.

2.Соотношение Философии и науки, искусства, религии. Философия и социокультурный контекст.

 На стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе.

Философия формировалась  на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Осмысление принципиально новой  ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре  мировоззрения познавательных отношений между субъектом и объектом, а рост естественно-научной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения (о мире в целом и об отношении человека к этому миру) и ответ на него обрел научную форму. История развития философии в плане отношения всеобщего и частно-научного знания о природе тоже свидетельствует о неразрывной связи Философии и науки. Таким образом на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития Философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественно-научным. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания. Присутствие в составе Философии и функционирование в ней естественно-научных данных есть один из признаков ее научности. Система знания считается научной, если она отвечает специальным критериям: 1)объективность - природа, предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть без привнесения в них чего-либо субъективного или сверх-природного. 2)рациональность, доказательность - в научном знании приводится необходимые и достаточные основания истинности содержания 3)эссенциалистская направленность - нацеленность на воспроизведение сущности и закономерностей объекта. 4)особая систематичность знания - упорядоченность в форме теории. 5)проверяемость – научная истина характеризует знания, кототрые в принципе проверяемы и оказываются подтвержденными. Все отмеченные критерии применяемы к части содержания Философского знания. Таким образом Философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и потому она  есть наука. Ее предмет - вопросы мировоззрения. Философия есть и естественная наука и обществоведческая дисциплина, т.к. изучает и общество, но при этом она не сводима ни к той, ни к другой.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»