Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры философия.docx

— 73.61 Кб (Скачать файл)

1. Мировоззрение: сущность и  структура.

Фил. это мировоззренческая  наука Мир-зр. Это сис-ма взглядов на мир, место в нем человека, отношение  ч-ка к окружающей действительности, основные идеалы. Структура: 1) Мир-зр. Состоит  из обобщения знаний (практических и научных), из сис-мы ценностей и  программы поведения и действия. 2) Мир-зр. Включает познавательную интеллектуальную сторону: Миропонимание (обыденное  и теоретическое). 3) Мир-зр. - это всегда диалектическое единство убеждений  и сомнений. Преобладание убеждений - догматизм. Преобладание сомнений - скептицизм. 3 типа: 1) мифология 2) Религия 3) Философия.

2.Специфика мифологического мировоззрения.

Мифология - I форма мировоззрения, форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки науки, искусства, морали, религии. Мифология - попытка людей осмыслить свое бытие в образной форме. В мифах  общее выражается через конкретное, в следствии недостатка абстрактных  понятий. В мифе закономерности природы  выражается в форме цикличности, ритмичности. В мифах выражается коллективный опыт людей, выступающий  объектом веры, не нуждающийся в  проверке. (Миф для древнего ч-ка, как библия для крестьянина). В  мифах природа персонируется  и главным действующим лицом  выступает божественный герой. Мифология  обнаруживается сегодня во всех формах ч. к-ры.

3. Особенности религиозного мировоззрения.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и  небесный. Особенность религиозного мировоззрения - вера в сверх естественное, как реально существующие. Причины  существования религиозного мировоззрения: 1) Социальная - противоречия м/у природой и ч-ком. Внутри соц. Противоречия 2) Гносеологические причины - коренящиеся  в противоречиях самого познательного  процесса. 3) Психологические - страх  смерти, несчастья. Религия меняет свои исторические формы в связи с  изменяющимися общественными отношениями.

4.Возникновение фил.

Особенности фил. мировоззрения  Возникновение философии это  ответ на потребность об-ва в новом  тине мировоззрения, в рациональном объяснении мира с помощью логических приемов. Возникновение философии  это переворот в дух. Развитии об-ва. Переход к пониманию мира таким каким он есть сам по себе не прибегая к сверх естественному. Возникновение философии это  возникновение самосознания об-ва, осмысление человечеством своего пути развития. Основной круг вопросов философии : 1) на протяжении веков философы изучали  природу, фил. В начале выступала, как  натур. Фил. 2) В сферу ф входят вопросы общественной жизни: идеалы устройства об-ва, основные принципы общ. Жизни. 3) Предметом размышления ф. Выступает человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, искусство, религия:

5.Так называемый основной вопрос  фил. и его значение для фил.

Основной вопрос философии  сформулировал Энгельс , - есть вопрос об отношении мышления к бытию. Суть: как соотносятся материальное и  идеальное, дух и природа. Выделяют две стороны этого вопроса: 1) Что  является первичным 2) Познаваем ли мир. В зависимости от ответа на первую сторону вопроса философы подразделяются на материалистов и идеалистов. Материалисты за первичность берут материю, сознание рассматривается ими как отражение  материального мира в их понимании. В практике нельзя абсолютно разграничить материальное и идеальное. Идеалисты  считают за первичное духовное, идеи. Сегодня многие отрицают основной вопрос философии его значения. Главной  проблемой выступает ч-к, но основной вопрос несколько иного рода. Это  вопрос мировоззренческой ориентации ч-ка. В зависимости от решения  второй стороны вопроса философия  разделяется на гносеологический анализ и агностицизм. гносеологический анализ - признание познаваемости мира агностицизм - отрицание познаваемости мира.

6. Фил. в сис-ме к-ры.

Предметом мировоззренческого осмысления фил. Является культура в  целом и отдельные ее сферы. Категории  философии: наука, религия, искусство, техника, мораль, природа, история, политики, и др. Фил не является первичной  простейшей формой сознания. Это вторичная  форма познания, которая направлена на осмысление уже достигнутого. Функции : 1) Мировоззренческая. Фил образует основу научной картины мира, выступает  теоретическим ядром мировоззрения, способствует формированию целостных  ориентаций. 2) Методологическая ф. Выступает  методологией всех наук. Фил - единство метода и теории - сис-ма основных принципов, законов и категорий.Категория - отражение наиболее общих связей вещей, основа всякой человеческой разумности. (пример: причины и следствия, случайности  и необходимости). 3) Теоретико-познавательная ф-я. В структуре философии содержится разумная теория познания. 4) Логическая ф-я. В фил используются лог. Понятия, которые применяют и другие науки.

7. Структура фил. знания.

Структура: 1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих законах  развития природы, общества и мышления. 2) Гносеология (теория познания) - наука  о том, как ч-к познает мир  и самого себя. 3) Онтология - учение о бытии. 4) Общая социология - о  закономерностях и движущих силах  развития обва. От общей соц. Отделились такие науки : этика, политология, религиоведение и др., которые сущ. Сегодня как  самостоятельные науки. 5) Историко-филосовский  раздел - изучение истории фил учений. 1-5 Ф в полном смысле слова 1-3 фил. в узком смысле слова.

8.Древне-Индийская фил., ее черты  и особенности.

Зарождение индийской  фил относится к 10-9 веку д.н.э. В  индии формирование фил пролегало  через аппозицию брахманизму  религия в древней индии в  период становления рабовладения. Она  сохранила ведический ритуал. Веды - древнеиндийские памятники религ. Состоят из нескольких книг. Оправдывают  сущ. в древней инд. касты: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевлад, ремесленники, торговцы ), мудры (низшая бесправная каста). Все фил сис-мы в древней индии разделяют  на Ортодоксальные и неортодоксальные 1-е - Признают авторитет вед (веданта, йога, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья) 2-е -не признают авторитет вед (Джайнизм, Буддизм, Чарвака)

Общие черты инд. фил сис-м 1) Фил рассотр, как руководство  к жизни 2) Начальной стадией фил  учений выступ пессимизм. 3) Во всех сис-мах  кроме чарвака господствует вера в вечный нравственный закон в  карму (все что происходит с человеком результат его собственных деяний. Карма влечет за собой сенсору (цель перерождения). Причина зависимости от кармы - незнание, неведение.) 4) Важнейшая задача ч-ка самоконтроль над своим собственным Я. 5) Цель ч-ка нирвана (блаженство, мания, счастье) Джанизм возникает в 6 в.д.н.э. это этическое учение указывает путь освобождения души, источник мудрости не бог, а святые, достигшие святости своим поведением. Буддизм возникает в 6-5 в д.н.э Основатель Будда. благородные истины открытые Буддой: 1) жизнь есть страдание; 2) причины страданий - наши желания; 3) чтоб избавиться от страданий надо избавиться от желаний; Чарвака возникает в середине 1 т. д.н.э. Это материальное учение. Весь мир состоит из первоэлементов. (воды, земли, воздуха и огня). Миманса и веданта опираются на тексты вед. Остальные сис-мы строятся на своей собственной основе, хотя и признают авторитет вед.

9.Древне-Китайская фил. Конфуцианство  и Даосизм

Основные школы: конфуцианство  и даосизм. Конфуции : 551 - 479 г.д.н.э. Основа - соц. Этич. Проблемы. Он создает идеал  высоко морального ч-ка. Который должен обладать чувством долга и человечностью, став идеологией правящих классов превратилась в жестокую сис-му требований обязательных для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство  превратилось в религию, где верховной  силой считается небо. Большое  место отводится ритуалам. В к. отсутствуют жрецы, обряды выполняют  чиновники. Даосизм : 5-6 в. д.н.э. Центральное  понятие дао - первопричина мира естественный путь по которому должны следовать  все и все в мире. Даосизм  проповедует пассивное отношение  к миру, идеал гармонии ч-ка и космоса, слияние чка с природой и космосом. Стремление ч-ка ворваться из гос-ва, где он просто винтик. В этом плане  Даосизм противоположен конфуцианству.

11.Проблема человека и гос-ва  в др.

Греческой философии. Тема человека входит в фил вместе с софистами. Софисты - учение мудрости кот учил ораторскому искусству. Сущность учения софистов выразил Протагор. Ч-к есть мера всех вещей. Критерием оценки любого явления выступают чувства ч-ка. Софисты ориентируются на отдельного индивида, объявляя его - со всеми его  особенностями субъектом познания.

12.Философия Аристотеля.

Аристотель: ч-к - общественное животное, наделенное разумом. Только в обществе он может развиваться, как нравственное существо, этому  должно способствовать и гос-во. Он (А) трактует гос-во, его происхождение  антропологически. Гос-во - обобщение  родов, селений ради лучшей жизни. А  дает типологию души: Растительная, животная, разумная душа. Им (А) завершается  класс. Этап в развитии античной философии. После А сущ. рад школ, кот развивали  идеи А.

13. Философия Демокрита.

(460-370) 1-ый энциклопедический  ум среди греков. Он предлагает  вариант мех. объяснения мира. Мир состоит из атомов и  пустоты. Атомы, двигаясь в  пустоте, соединяются и образуют  тела. Атомы не воспринимаются  органами чувств. В фил. говорят  о линии Демокрита, как о  материалистической линии, и о  линии Платона, Как о идеалистической  линии.

14. Общая хар-тер средневековой  фил.

Ср. в. ф. - ср. феодального  об-ва, развивающаяся от 5в. (кризис Зп. Рим. Империи) до 14-15в. (возник. капитализма) Особенности: 1) связь с религией. Свф - теоцентризм (тео - бог). Творение мира богом. Крестьянский бог трансцендентен (чужд природе) 2) Библия - самая древняя  и подлинная книга мудрости. Она  явл. мерой оценки любой ф теории. 3) Экзегитичность (Искусство правильного  толкования библии). Ф занимается толкованием  текстов библии. В это время  характерно явление псевдоавторства, когда автор приписывает свое произведение пророкам или апостолам. 4) Появляется психологический жанр исповеди 5) Оптимистичность философии, которая обосновывает возможность  личного освобождения

15. Августин Блаженный и его  учения.

Фундаментом теоретического и идеологического развития ср.в. ф выступает патристика. - учение христиан, которые вырабатывали христианское мировоззрение в борьбе со своими соперниками.

Основные проблемы: 1) Онтологическая - проблема сотворения ч-ка богом. 2) Христологическая - божественная и человеческая природа  Христа, проблема единства. 3) Антропологическая - проблема души и тела. Августин Блаженный (354-430) оказал влияние на развитие ср. в. фил Бог создал мир, время, сам  бог находится вне времени, время - понятие человеческое, способность  ч-ка разлагать события на до, сейчас и после(Субъективное понимание  времени). С идеей времени связана  идея истории, кот движется от града  земного к граду божьему. Августин большое внимание уделил ч-ку, его  самосознанию. Ч-к благодаря свободе  может выбрать м/у добром и  злом. Зло происходит от неумения распоряжаться  этим божьим даром. Внутренняя духовная жизнь ч-ка соотносится с богом  перед которым ч-к исповедуется. Именно с ср. в. зарождается интерес  к внутренней жизни ч-ка, к проблемам  самопознания.

16. Фома Аквинский - систематизатор  схоластической философии.

Фома Аквинский (1223-1274). Он обосновывает единство веры и разума, фил и религ. В 1323 г Фому Кат. Церковь  провозгласила святым, а его теория ставится идеологией католической церкви. Основные работы: о троице, о сущном и сущности, сумма теологии. Учение Фомы опирается на учение Аристотеля. Фома выделяет четыре уровня бытия  вещей в зависимости от связи  материи и формы. Форма выступает  как активное начало, материя - как  пассивное. 1-ый уровень бытийности вещей - неорганическая степень, здесь  форма выступает как внешняя  определенность вещи. 2-ой растение 3-ий животный мир 4-ый разумная душа. Форма  выступает сама по себе, несвязанная  с материей. Разум и вера не исключают  друг друга, а гармонически связаны, истина одна - учение Христа. Ее постигают  и с помощью веры и разума. Путь разума на много длиннее и труднее. Фома Аквинский по-новому решает спор м/у номиналистами и реалистами. Общее это бог, кот присутствует во всех сущных вещах.

17. Особенности эпохи Возрождения  и их отражение в фил. мысли.

Эпоха возрождения - период перехода от Средневековья к новому времени, охватывающая период с 14 по 17 вв. Эта  эпоха Великих Географических открытий, открытий в естествознании, эпоха  зарождения кап. Отношений, глубоких соц. Потрясений, религиозных войн во Франции и Нидерландская буржуазная революция.

Эпоха начинается в Италии. Ренессанс осознает себя как возрождение  античной культуры. Ренессанс относится  к античности как к идеалу. Ренессанс - эпоха художественно эстетическая, формируется новое искусство, объектом которого выступает ч-к. В эпоху  утверждается гуманистическое мировоззрение, когда ч-к выступает как ценность. В эпоху возрождения происходит реабилитация телесного, характерен культ  красоты. Это выражается в деятельности известных поэтов, художников и скульпторов. Все эти особенности эпохи  находят отражение в особенностях фил.: 1) Ф - это антропоцентризм. 2) Ф  тесно связана с развитием  естествознания 3) Новое понимание  бога природы. Бог понимается как  природа. Природа рассматривается  как самостоятельное явление 4) Поднимаются  вопросы естественной морали, естественного  права и естественной религии.

18. Значение открытий Коперника  и Бруно для формирования повой  картины мира и философии нового  времени.

Коперник (1473-1543) опирался на принцип совпадения противоположностей. Строит свою астрономическую сис-му. Космос, вселенная бесконечна. Земля  вращается вокруг своей оси и  вокруг Солнца. Это гелиоцентризм. Бруно (1548-1600) Солнце не является центром вселенной, т.к. бесконечность не может иметь  центра. Жизнь может существовать не только на земле. Ч-к обладает смертной душой и осознает свою смерть. Он создан для созидания для творчества.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"