Шпаргалка по "Административнома праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:19, шпаргалка

Краткое описание

Административно-правовые нормы и отношения
1. Понятие административно- правовых норм.
2. Виды административно- правовых норм.
3. Понятие административно- правовых отношений.
4. Виды административно- правовых отношений.
5. Основания возникновения, изменения и прекращения административно- правовых отношений.

Вложенные файлы: 22 файла

Административно-ПРАВОАЫЕ ОТНОШЕНИЯ.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Административное взыскание.doc

— 59.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Административные правонарушени1.doc

— 46.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Административные правонарушения и административная ответственность.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Административные  правонарушения и административная ответственность

  1. Понятие административного правонарушения и его состава.
  2. Отграничение административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.
  3. Понятие и основание административной ответственности.

Вопрос 1.

Понятие административного проступка законодательно было впервые введено в 1980 г. в  Основах законодательства союза  ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Ст.7 Основ, в ст.10 КоАП: "административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность", это определение существует до сих пор. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает в том случае, если они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственность (ст.10 КоАП), эта норма необходима для разграничения предмета административного и уголовного права.

Сегодня понятие административного проступка  могло бы звучать так, административный проступок - это общественно вредное, противоправное, виновное деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

  1. Деяние (действие или бездействие) - административное законодательство России признает правонарушением только конкретное поведение человека, а не мысли и убеждения человека. Этот признак имеет существенное значение, из него вытекает вывод о том, что нельзя привлекать к административной ответственность за мысли, убеждения. В этом проявляется гуманизм законодательства "никто не может быть заключен в тюрьму, либо лишен своей собственности, либо другого права на основании морального характера и т.п." Действие - это активное поведение человека направленное на достижение определенной цели (мелкая спекуляция, напр.). Действие, это фактический признак административного правонарушения, но он не всегда является признаком административного правонарушения, так как действия делятся на правомерные, неправомерные, нейтральные. Это деление действия условно, совершено одни и те же действия могут быть в одной ситуации нейтральными, а в другой ситуации уже неправомерными (напр., распитие спиртных напитков). К правомерным действиям можно отнести действия направленные на исполнение собственных обязанностей, исполнение закона (напр., применение приемов самбо милиционерами при задержании очередного правонарушителя). Бездействие - это невыполнение своих обязанностей или неприменение своих прав, которые лицо обязано применять по роду своей деятельности.
  2. Противоправность деяния - проступком признается только такое деяние, которое запрещено административным законодательством. Правонарушение происходит всегда с нарушением норм законодательства. Противоправность может выражаться не только в нарушении, но также и в неисполнении нормы права. Иначе говоря, административное правонарушение может выражаться не только в действии, но и бездействии.
  3. Виновно совершенное - это психическое отношение лица к совершенному деянию. Заметим, что одни административные проступки совершаются только умышленно (мелкое хищение), другие могут совершаться по неосторожности.
  4. Деяние, за которое виновный может быть подвергнут административному взысканию - только то деяние может быть признано правонарушением, за которое в законодательстве установлено административное взыскание. Для квалификации конкретного деяния как административного проступка необходимо не только установить, что оно противоречит закону, или иному норм акту, но и наличие нормы, которая бы предусматривала бы определенный вид и форму взыскания.

Дополнительные признаки:

  1. Место, время совершения административного правонарушения - они являются обязательным признаком, т.к. иначе никак нельзя, хотя в законодательстве этот признак не указан. Нет ни одной монографии по таким признакам.
  2. Признак общественной опасности - законодатель его не указал, т.к. это довольно дискуссионная тема. Это чисто оценочное понятие, которое не поддается количественной и качественной оценке. Трудно согласиться, что в некоторых случаях административное правонарушение несет общественную опасность. Напр., такие правонарушения, как торговля бабушек плодами своего огорода не несет общественной опасности, а вот управление авто в нетрезвом состоянии опасность уже несет. Для отграничения административных правонарушений несущих общественную опасность, и не имеющих таковой, надо определить общественную опасность, она включает в себя, по законам логики, и вред моральный, и вред физический. Общественная опасность - это посягательство на условия существования. Одни проступки обладают общественной опасностью (понятие шире) и общественной вредностью (большинство проступков).

Состав административного проступка - закрепленная правом система признаков правонарушения, для него характерна органичность и полнота. Органичность состоит в том, что отсутствие хотя бы одного из признаков, означает отсутствие состава в целом. Состав полная, закрытая система, поэтому какие-либо иные не установленные законом признаки не могут быть в него включены. Вышеуказанные признаки являются конструктивными, а все остальные имеют вспомогательное значение (напр., отягчающие), и юридического значения не имеют.

Различают общие (свойственны всем составам) признаки - это наличие вины, вменяемости  правонарушителя, достижение 16-ти лет. И специфические (свойственные отдельным группам правонарушений) - могут касаться объекта посягательства (собственность) или касаться субъекта проступка (должностное лицо, водитель авто), также объективный и субъективный признак.

Статьи, устанавливающие административную ответственность за определенные деяния, называют отдельные признаки правонарушений, общие указываются в общей части. Чтобы раскрыть все признаки состава кроме акта, устанавливающего административную ответственность, необходимо проанализировать статьи, закрепляющие общие признаки, а в некоторых случаях и специфические. Состав - это совокупность объективных и субъективных признаков, которые объединятся в определенные группы. Признаки - это те черты, которые помогают отличить один предмет от другого. Элемент это уже конкретные предметы.

Элементы административного проступка:

Объект административного проступка - интересы охраняемые актами административного права. Это отдельная группа общественных отношений, составляющая их определенную область, урегулированную и охраняемую нормам административного права. В административном праве долгое время (до 1985 г) не выделялся видовой объект. Видовой объект - это общественные отношения одного вида, которые являются частью родовых и включают в себя наиболее родственные отношения. Выделение видового объекта имеет практическую значимость. Это необходимо для классификации правонарушений, позволяет сконцентрировать внимание на их конкретных особенностях. Непосредственный объект - конкретные общественные отношения, на которые посягает правонарушение, именно в целях их охраны законодатель издаёт соответствующие административно-правовые нормы. Непосредственный объект иногда совпадает с предметом правонарушения. На основе указанных понятий объект делится на:

  • Общий.
  • Родовой.
  • Видовой.
  • Непосредственный.

Деяние, последствие совершенного деяния, причинная связь между деянием и ущербом, место и время, орудие и средства совершение проступка, другая сторона деяния - все они носят самовольный характер действия, поэтому они "собраны" в объективной стороны административного проступка. В литературе при анализе объективной стороны, деянию не уделяется достаточно внимания. Хотя это то ядро, вокруг которого формируются остальные признаки правонарушения. Нередко в норме права, описывающей проступок, учитываются место и время, средства. Под временем совершения проступка понимается определенный промежуток времени, момент, или период суток или года, в который совершено действие или событие. Место совершения проступка - это пространство, на котором произошло, происходило, произойдет правонарушение, место может быть произвольным. В теории уголовного права и административного права, время, место и способ относят к факультативным признакам.

Нужно различать признаки как составные  части и группы признаков.

Субъективная сторона - это внутреннее психическое отношение лица к совершаемому им общественно вредному деянию и его последствиям. Ее психологическое содержание раскрывается с помощью юридических признаков: вина, мотив, цель - они представляют собой развитие форм психической активности, органические связанны между собой и находятся в зависимости друг от друга.

Вина - есть психическое отношение лица к своим противоправным деяниям  и их последствиям в форме умысла или неосторожности. Отметим, что  Основы законодательства СССР и КоАП РСФСР внесли новизну в понятие вины, нововведения: умысел и неосторожность, теперь требуется учитывать не просто вину как признак административного проступка, а степень вины (это закреплено в ст.33 КоАП). Необходимо акцентировать внимание на том, что КоАП впервые законодательно закрепил совершение умышленного и неосторожного правонарушения. В отличие от уголовного кодекса, КоАП иначе характеризует вину в форме умысла и неосторожности, отличительная особенность заключается в том, что при совершении административного проступка, лицо его совершившее сознавало противоправный, а не общественно опасный характер своего деяния, предвидело вредные, а не общественно опасные последствия. Следовательно, вина при совершении общественно опасного проступка отличается по интеллектуальному и волевому моменту.

Мотив - это то побуждение, которое движет человека к совершению административного  правонарушения, иначе говоря, это  источник действий, его движущая сила.

Цель - это то, к чему стремится правонарушитель, чего он хочет достичь. Человек в процессе своей социальной деятельности всегда ставит перед собой какую-нибудь цель.

Вопрос 2.

Соотношения проступка и его  состава.

Проступок:

  1. Это явление реальной действительности.
  2. По объему понятие "проступок" шире.
  3. По функциональной роли - он является реальным основанием административной ответственности.
  4. По логической структуре - логическая структура состоит из признаков правонарушений.

Состав:

  1. Логическая конструкция, законодательная модель об этом проступке.
  2. Является юридическим основанием административной ответственности.
  3. Логическая структура состава состоит из трех уровней: а) признаки; б) группа признаков (т.е. элементы); в) сам состав как интегративное свойство правонарушения. Хотя существует мнение, что общественная опасность и вредность развита во всех признаках.

Отграничение административного  проступка от преступления.

Они отличаются по степени общественной опасности. Надо ввести толкование терминов общественной опасности и др. По объему понятия общественная опасность  шире общественного вреда. Нужно отличать по всей совокупности признаков. В УК говорится, что преступлением является общественно опасное деяние. В административном праве, общественная вредность. Проступок является основанием административной ответственности. Между административными проступками нет качественных различий по степени опасности. За уголовное преступление ответственность предусмотрена только УК, у административного права источников ответственности множество: КоАП, федеральные законы, законы субъектов федерации.

  • Различные меры взыскания за преступление и проступок.
  • Различный порядок ведения дел.
  • Различие правоприменительных органов: в уголовном праве только суд, в административном и другие органы.
  • Различные сроки рассмотрения, за проступок более краткие.
  • Отличие по субъективной стороне.
  • По наступлению последствий. Если от пожара маленький ущерб, то предусматривается административная ответственность, если ущерб больших размеров, то уже уголовная ответственность.
  • Субъективная сторона, объективная, результаты последствий это главное в административном проступке.
  • Различаются по приговору суда, в административном праве его нет.

Вопрос 3.

Административная  ответственность является одним  из важнейших институтов административного  права. О ней говорится в ст.8-11 Основ законодательства союза ССР и союза республик от 1980 г. Административная ответственность за конкретные виды правонарушения устанавливается в различных нормативных актах (см выше). Законодатель устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее. Административная ответственность это правовое понятие, ее сущность определяется действующим административным законодательством. Административная ответственность как вид юридической ответственности является одним из методов государственного управления, связанного с принудительным обеспечением урегулированности и порядка. Одни авторы утверждают, что административная ответственность это обязанность претерпевать неудобства, выполнять решения. Другая группа авторов говорит, что это реализация санкций правовой нормы, этой точки зрения придерживается Бахрах. Существует множество определений данного понятия:

  • Административная ответственность - это результат применения принуждения к правонарушителю, Но ведь административное принуждение более широкое понятие, чем административная ответственность, принуждение иногда применяется без административной ответственности, поэтому это определение не корректно.
  • Административная ответственность - это применение государственными органами и должностными лицами в условиях служебного положения мер принуждения (в смысле мер взыскания).
  • Административная ответственность - это обязанность виновного лица исполнить и претерпеть меры взыскания. Это тоже хреновое определение.
  • Административная ответственность - это предусмотренная нормами административного права обязанность лица дать отчет в своих неправомерных виновных действиях и понести наказание в виде конкретного административного взыскания, налагаемого компетентными органами.
  • Административная ответственность - это предусмотренное административно-правовой нормой и примененное к виновному лицу государственно-принудительное воздействие за совершенное правонарушение, налагаемое компетентными органами или их представителями. Это, пожалуй, лучшее определение.

Признаки административной ответственности:

Административные правонарушения на транспорте.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Административные правонарушения.doc

— 70.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Административный процесс.doc

— 47.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Акты государственного управления.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Государственная служба и государственные служащие.doc

— 48.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Государственная служба.doc

— 38.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Меры административного принуждения.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Методы осуществления исполнительной власти.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Механизм административно.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Общественные организации как субъект административного права.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Органы исполнительной власти.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Понятие государственного управления.doc

— 31.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Понятие и виды форм государственного управления.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Субъекты административного права.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Убеждение и принуждение в государственном управлении.doc

— 47.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Формы осуществления исполнительной власти.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Административнома праву"