Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "административное право"

Вложенные файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

1. Исполнительная  власть и государственное управление:

исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права. 
Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение.

Признаки исполнительной власти:

1.Является самостоятельной  ветвью единой государственной  власти;

2.Выступает подзаконной по отношению к законодательной власти;

3.Осуществляется органами  исполнительной власти, которые  являются органами государственного  управления;

4.Обладает предметно-функциональной  самостоятельностью;

5.Обладает единством;

6.Организуется и осуществляется  на началах федерализма;

7.Деятельность носит  исполнительно-распорядительный характер;

8.Осуществляется постоянно  и непрерывно;

9.Имеет в своем распоряжении  определенные средстве принуждения.

 

Государственное управление – это осуществление от имени,  по поручению и по уполномочию государства управления, т.е. исполнительно-распорядительной деятельности в сферах и областях экономического и социального развития общества, охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления демократического и правового государства.

Соотношение с  Исполнительной властью.

Государственное управление практически осуществляется  в  рамках системы государственной  власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как  проявление единой государственной  власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.

государственное управление — это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая, прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.

Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления

Государственно-управленческая деятельность — это есть функционирование субъектов исполнительной власти и  иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.

Органы, государственного управления — субъекты исполнитель  ной власти и иные звенья, осуществляющие в том или ином объеме государственно-управленческую деятельность.

2. Административное  право -понятие, предмет, метод.

Административное право – это отрасль российского права, система юр. норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, МСУ, при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в организациях, учреждениях.

Предмет АП - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

В обобщенном виде предмет АП охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе:

-управленческие  отношения, в рамках которых  реализуются задачи, функции и  полномочия исполнительной власти.

-управленческие  отношения внутриорганизационного  характера, возникающие в процессе  деятельности субъектов законодательной  и судебной власти, а также  органов прокуратуры.

-управленческие  отношения, возникающие с участием  ОМСУ.

-управленческие  отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни организации управления предприятий.

Метод АП представляет собой совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.

Признаки  метода АП:

1.Представляет  собой определенное соотношение  средств предписания, запрета  и дозволения.

Предписание –  это метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческих отношений обязанностей по совершению определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет-это метод  правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческих отношений обязанностей воздержаться от определенного варианта поведения  по угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение –  это метод правового регулирования, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность самим  выбирать наиболее приемлемый вариант  поведения в тех пределах, которые  установлены нормами административного  права.

2.Наиболее присущие  правовые средств распорядительного  типа.

3.Чаще всего  представляет одностороннее волеизъявление  участников.

4.Не исключает  использование диспозитивных средств.

5.Отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих  отношений

 

3. Функции и принципы административного права: понятие, виды.

Принципы  АП – это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.

Значение  принципов АП:

1.Определяют  юридическую природу АП.

2.Закрепляются  в административно-правовых нормах.

3.Являются ориентиром  для законодателя при создании  новых норм АП.

4.Выстпают средством  ликвидации пробелов в АП.

5.Обусловлены  уровнем развития общ-ва и гос-ва.

Принципы:

1.Принцип демократии (в регулировании управленческих отношений принимает участие народ; непосредственно, т.е. самостоятельно (референдум), опосредовано – через своих выборных представителей).

2.Принцип законности.

3.Принцип взаимной  ответственности гос-ва и личности.

4.Принцип федерализма.

5.Прицип гуманизма  (устанавливает правовые приоритеты  в различных общественных отношениях).

6.Принцип справедливости (должно быть соответствие поведения  субъекта и их последствий).

7.Принцип равенства  всех перед законом и правоприминителем.

Способы закрепления принципов:

1.Тестуальные  (т.е. непосредственно закрепленные  в конкретной статье НПА)

2.Смысловой (принцип  вычленяется из анализа содержания  НПА).

 

5.Система  административного права: понятие,  виды.

Административное право  имеет свою систему, которая характеризует внутреннее строение данной отрасли. 

Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права, тесно взаимосвязанных между собой.  

Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов, отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни общества и отношения людей.

Правовые  нормы по своему содержанию и сфере действия группируются по отраслям и институтам права, образуя целостную систему.

Система права это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных комплексах.

Отрасль - главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом.

Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права.

Институт  права - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.

Систему административного  права принято делить на две части: общая и особенная. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.

Общая часть включает в себя институты:

- устанавливающие административно-правовой  статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосударственных организаций;

- регулирующие основы  организации и деятельности исполнительной  власти (аппарата государственного  управления);

-обеспечивающие законность  деятельности исполнительной власти;

- регламентирующие принуждение  по административному праву.

Особенная часть включает институты, регулирующие:

-обеспечение безопасности  граждан, общества, государства,  а также административно-политическую  деятельность;

- организационно-хозяйственную  деятельность;

- социально-культурную  деятельность;

-деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.

 

4. Наука административного права: предмет, метод, система, проблемы.

Административно-правовая наука представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права и предмете его регулирования. Ее задачами является выявление проблем административного права, толкование административно-правовых норм, определение и исследование предмета административного права в современных условиях организации и деятельности органов исполнительной власти, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование всей управленческой деятельности.

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, анализ практики реализации этих норм, выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.

Если говорить обобщенно, то к предмету науки административного  права относится научно-теоретический  анализ всех вопросов, входящих в учебный  курс административного права. Теоретической  основой науки административного  права являются философские и  социологические науки, положения теории управления и общей теории права, политология, а также научные труды ученых.

Важное значение для  науки административного права  имеет анализ законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации, решений  органов исполнительной власти.

Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно-правовой, социологический, формально-юридический, логический и другие методы исследования.

Развитие административно-правовой науки немыслимо без изучения и учета практической деятельности государственных и муниципальных органов.

Как уже отмечалось, система  науки административного права  обусловлена системой самого административного  права, его структурой, совокупностью  норм и правовых институтов. Однако, как отмечают ученые, система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с административно-правовой наукой. Последняя не только исследует правовую сторону управления, но и другие многочисленные проблемы и отношения.

Чтобы успешно развивалась наука в целом, в том числе и административно-правовая наука, необходимы научные кадры, владеющие современными знаниями, способные объективно анализировать процессы, происходящие в стране, уметь использовать научно-обоснованные методы воздействия на процессы управления. Совершенствованию науки административного права способствует изучение истории отечественного и зарубежного опыта.

 

6. Понятие,  виды и особенности административно-правового  отношения.

Административное  правоотношение – урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Особенности административного  правоотношения:

1.Властные отношения  (т.к. они обусловлены неравенством  сторон по принципу властеподчинения);

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"