Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 17:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административному праву".

Вложенные файлы: 1 файл

Адм право.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

50. Действует  особая система государственных  органов и общественных организаций,  на которые возложена обязанность  по поддержанию и укреплению  законности и дисциплины в  деятельности органов исполнительной  власти.

Способы обеспечения  законности – это применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы, операции.

Это-

- контроль

- надзор

- обжалование

Сущность контроля заключается:

1) в наблюдении  за функционированием соотв. под.  контр. объекта

2) в получении  объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины

3) в принятии  мер по предотвращению и устранению  нарушений законности и дисциплины

4) в выявлении  причин и условий, способствующих  правонарушению

5) в принятии  мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Признаки контроля:

1. между контролируемым  органом и подконтрольным объектом  существуют отношения подконтрольности.

2. объектом контроля  является как законность, так  и целесообразность деятельности контролируемого.

Контролирующий  вправе вмешиваться в текущую  хоз. деятельность контролируемого.

3. контролирующий  часто наделяется правом отменять  решения контролируемого.

4. контролирующий  вправе применять меры воздействия  к контролируемому за допущенные правонарушения.

Различный контроль: текущий, предварительный и последующий.

Надзор как  способ обеспечения законности в  сфере исполнительной власти заключается  в постоянном систематичном наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.

Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.к. при надзоре  в отличие от контроля вмешательство  в текущую административно-хозяйственную деятельность подконтрольного не допускается.

Различают 2 вида надзора:

- прокурорский

- административный

Под обжалованием понимается реализация граждан своего права высказывать претензии  органам и должностным лицам  исполнительной власти.

2. Государственный  контроль осуществляется органами  законодательных, исполнительных  и судебных властей.

Различный контроль:

- внешний (со  стороны Президента, органов законодательной  и судебной властей)

- внутренний, когда  проверка осуществляется собственными силами министерств, ведомств и т.д. 

51. Контрольные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти обусловлены его конституционным статусом как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Поэтому речь идет 6 его конституционных кон¬трольных полномочиях.

Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:

а) непосредственный контроль Президента РФ;

б) президентский  контроль через соответствующие  президентские структуры.

Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет, прежде всего, в области подбора и расстановки кадров на федераль¬ном уровне. Например, по представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должность министров; назначает представителей России в иностранных государствах, высшее командование Вооруженных Сил и др.

Президент РФ, решая  вопросы о назначении на должность, одновременно контролирует деятельность должностных лиц, осуществляющих подбор кандидатур на соответствующие должности.

В соответствии со ст. 83 Конституции РФ Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Это позволяет ему не только участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить свои предложения, но и непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений Правительством РФ по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Осуществляя контроль за деятельностью Правительства  РФ, Президент РФ имеет право, в  частности, отменять постановления  и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Конституции РФ, принимать решения об отставке Правительства РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. "О структуре федеральных органов  исполнительной власти"1 ему подчинен и подотчетен ряд федеральных органов исполнительной власти (например, Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ и др.). Его контрольные полномочия в отношении этих органов закреплены в нормативных актах, регулирующих их деятельность.

Значительную  роль в осуществлении президентского контроля играет Администрация Президента РФ. В соответствии с Положением об Администрации Президента РФ1, утвержденным Указом Президента РФ от 2 октября 1996 г., она осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ.

Важные функции  и полномочия по обеспечению конституционных  контрольных полномочий Президента РФ осуществляет Главное контрольное  управление Президента РФ. Положение  о нем утверждено Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г.2

В соответствии с названным Положением Главное  контрольное управление осуществляет контроль и проверку исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также  организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ. На него возложены контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ, руководителя Администрации Президента РФ, а также контроль за деятельностью подразделений Администрации Президента РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 

52. Федеральное Собрание РФ вправе контролировать федеральные исполнительные органы, а законодательные органы субъектов Федерации — исполнительные органы соответствующих республик, краев, областей, округов, городов. Контрольные полномочия законодательных органов закреплены соответствующими конституциями.

Конституция РФ предоставила Федеральному Собранию Российской Федерации довольно ограниченные возможности  для контроля за федеральными органами исполнительной власти. Главным образом  они принадлежат Государственной Думе, которая дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Отрицательную оценку деятельности Правительства. Государственная Дума вправе выразить в постановлении о недоверии ему. В основном Государственная Дума может влиять на исполнительную власть с помощью бюджета. Она дает оценку проекту федерального бюджета, выносимому на ее рассмотрение Правительством, которое обязано ежегодно представлять Государственной Думе отчеты об исполнении федерального бюджета за прошедший год.

Государственная Дума оказывает влияние на финансовую деятельность, назначая и освобождая от должности Председателя Ценгрального Банка РФ.

Еще одна форма  парламентского контроля за правительственными учреждениями — деятельность назначаемого Государственной Думой Уполномоченного по правам человека, который проверяет реализацию конституционных норм о правах и свободах личности. Депутаты Государственной Думы кроме того вправе на ее заседании обращаться с вопросом к любому члену Правительства. Вопрос в письменной форме заблаговременно передается депутатом, группой депутатов в соответствующий орган палаты, что является основанием для приглашения на заседание Думы члена Правительства. 

54. В современных условиях судебный контроль в сфере исполнительной власти является одним из важнейших способов обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан. Этот контроль, естественно, осуществляется в специфических формах, диктуемых спецификой взаимоотношения двух самостоятельных ветвей власти. Однако именно суд выступает в качестве универсального средства защиты прав и свобод граждан, не будучи зависим ни от одной ветви власти и обладая конституционными гарантиями этой независимости. В качестве инструментария, который приводит в действие институт судебного контроля, служит жалоба гражданина на незаконное действие или решение органа исполнительной власти. Кроме того, защищая законные интересы гражданина, в суд вправе обратиться прокурор.

Основное содержание судебного контроля как способа  обеспечения законности в управлении состоит в его правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин, их порождающих, принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного  контроля являются Конституционный  Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные  суды. Конституционный Суд РФ, являясь  судебным органом конституционного контроля, разрешает в пределах своей компетенции исключительно вопросы права. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, обеих палат Федерального Собрания, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти субъектов РФ и др. В порядке гражданского судопроизводства суды рассматривают дела, по которым они обязаны давать правовую оценку действиям органов исполнительной власти, их должностным лицам, а также издаваемым ими управленческим актам. К таким делам относятся, например, споры о признании недействительным ордера на жилую площадь, об отказе в разрешении на обмен жилой площади, о восстановлении на работе, о нарушении авторских прав, о неправомерных действиях нотариусов, о неправильной записи в книге актов гражданского состояния, о допущенных неточностях в списках избирателей и т. п.

При рассмотрении названных и других дел суд, решая вопрос по существу, изучает с позиций закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, издаваемых ими правовых актов, осуществляет тем самым контроль за их деятельностью. При этом он выносит решение о восстановлении нарушенных прав

граждан. 

55. НАДЗОР АДМИНИСТРАТИВНЫЙ - специальный вид правоохранительной  деятельности управомоченных органов  государственного управления и  должностных лиц, выражающийся  в контроле за точным и единообразным  соблюдением правил, инструкций и других нормативных актов межотраслевого характера гражданами, общественными объединениями, предприятиями,учреждениями, организациями, министерствами, ведомствами и должностными лицами. Надзорные органы наделены надве-домственными полномочиями. Существуют специализированные органы Н.а. (например, Госатомнадзор, подведомственный Президенту РФ; Госгортехнад-зор). Многие надзорные органы (инспекции) являются структурными подразделениями того или иного министерства. Так, ГИБДД входит в структуру МВД. Некоторые специальные направления Н.а. возлагаются на федеральные службы РФ-Органы, осуществляющие Н.а., имеют право давать обязательные указания (предписания), разрешать или запрещать определенные виды хозяйственной и иной деятельности, приостанавливать работу предприятий, учреждений или организаций, запрещать определенные виды работ, если нарушаются правила их проведения, применять к виновным меры административного взыскания.Правовое положение и компетенция надзорных органов определяются соответствующими положениями. Органы внутренних дел наделены полномочиями осуществлять особый вид Н.а. -наблюдение за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, с целью предупредить совершение ими новых преступлений, оказать необходимое воспитательное воздействие. 
 
 
 
 
 
 
 
 

56. а) надзор  за исполнением законов федеральными  органами исполнительной власти  и органами исполнительной власти  субъектов РФ, органами военного  управления, органами контроля, их  должностными лицами, а также  за соответствием законам издаваемых  ими правовых актов;

б) надзор за соблюдением  прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, а также  органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

в) надзор за исполнением  законов администрациями органов  к учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В настоящее время эти учреждения находятся в ведении Министерства юстиции РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"