Шпаргалка по "Административнома праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:19, шпаргалка

Краткое описание

Административно-правовые нормы и отношения
1. Понятие административно- правовых норм.
2. Виды административно- правовых норм.
3. Понятие административно- правовых отношений.
4. Виды административно- правовых отношений.
5. Основания возникновения, изменения и прекращения административно- правовых отношений.

Вложенные файлы: 22 файла

Административно-ПРАВОАЫЕ ОТНОШЕНИЯ.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Административное взыскание.doc

— 59.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Административные правонарушени1.doc

— 46.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Административные правонарушения и административная ответственность.doc

— 61.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Административные правонарушения на транспорте.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Административные правонарушения.doc

— 70.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Административный процесс.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

Административный  процесс, административное производство

  1. Понятие и основные принципы административного процесса.
  2. Административное производство и его стадии.

Литература:

  • Конституция РФ ст.15; КоАП; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан"; Закон РФ от 28.04.93 "Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права граждан";
  • Салищева "Административный процесс...";
  • Сорокин "Административно-процессуальное право", 1972;
  • Сорокин "Проблемы административного процесса", 1968;
  • Бахрах "Производство по делам об административных правонарушениях", 1966;
  • Шергин "Административная юрисдикция", 1979;
  • Горшенева "Теория юридического процесса";
  • Застрожная "Советский административный процесс", 1985.

Вопрос 1.

Рассмотрение  административного процесса позволяет  узнать порядок применения мер административного  принуждения, мер ответственности.

Учитывая  роль административного процесса в  укреплении правопорядка и законности, необходимо отметить, что административный процесс это сравнительно новое понятие для науки административного права (теоретические разработки важнейших аспектов фактически начались в нашей стране в 60-х, хотя и до этого были некоторые попытки). Первым разделил право на материальное и процессуальное немецкий ученый Оскар Бюков. В юридической литературе нет единого подхода к определению понятия административного процесса, этот термин имеет дискуссионный характер. Это неизбежно открывает различные пути решения практических проблем, среди которых присутствует проблема классификации административного законодательства. Сорокин объединил в КоАП материальные и процессуальные (глава 4) нормы.

В юридической литературе можно выделить два основных подхода к понятию  административного процесса:

  1. В узком понимании, исключительно как деятельность по рассмотрению индивидуальных дел и принятию по ним решений, т.е. так называемая юрисдикционная деятельность. Административный процесс - регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами в административном правоотношении, не находящимися между собой в отношении служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения. Нередко сторонники юрисдикционной концепции сводят процесс к порядку применения административного взыскания. Такую позицию занимает Салищева, Сорокин и др.
  2. Другие ученые рассматривают процесс в широком смысле, определение профессора Корнева. Административный процесс есть деятельность, состоящая в реализации правомочий по осуществлению функций государственного управления и применению норм материального административного права, протекающая в порядке и формах установленных в законодательстве. Такой позиции придерживается Минохин, Бахрах и др.

Административный процесс это  не только - регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами в административном правоотношении, но и управленческая деятельность - исполнительно распорядительная. Если норма материального права определяет содержание прав и обязанностей и определяет вопрос, что нужно сделать для реализации этих прав и обязанностей, то норма административно-процессуального права содержит порядок применения норм материального права и отвечает на вопрос как, каким образом, в каком порядке указанные права и обязанности могут или должны быть реализованы. Исходя из этого, следует понимать, что административный процесс является выражением управленческой деятельности и формой реализации материального административного права. "Процесс есть форма жизни закона" - Маркс.

Принципы административного процесса:

Принципы  административного процесса подразделяют на общие и специальные:

Общие принципы - это принципы, присущие государственному управлению в целом, а специальные - только административному процессу.

  • Принцип законности состоит не только в требовании строгого исполнения законов, но и надлежащего применения этих актов.
  • Принцип гласности административного процесса имеет двоякую направленность с одной стороны, он предполагает ознакомление широких слоев населения, с решением тех или иных вопросов входящих в компетенцию конкретных органов, с другой стороны, обеспечивает возможность сторонам административного процесса беспрепятственно знакомиться с документами по делу, что является обязательным условием гласности.
  • Право пользования юридической помощью адвоката. В этом усматривается проявление принципа гласности, также как и в рассмотрении дела в присутствии обвиняемого. А также в открытом рассмотрении дела, для этого надо пригласить свидетелей, потерпевшего, эксперта, представителей государственного (общественного) органа.
  • Принцип равенства сторон в административном процессе. Он вытекает из более общего принципа равенства граждан перед законом (см. Конституцию РФ). Обязанность соответствующего органа следить за тем, чтобы стороны надлежащим образом использовали предоставленные им права и обязанности с целью охраны их интересов.
  • Принцип быстроты и экономичности процесса, он является следствием оперативности. Действующее законодательство в ряде случаев устанавливает точные сроки, в течение которых, дело должно быть рассмотрено. В ст.23 Основ административного законодательства и ст.38 КоАП сроки наложения административного взыскания указаны - не более 2-ух месяцев с момента его обнаружения. В ст.24 Основ и КоАП, указан срок по истечение которого, лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. Так, если лицо подвергнуто административному взысканию, и в течение года со дня исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то оно считается не подвергавшимся административному взысканию.
  • Принцип материальной истины. Необходимо такое ведение разбирательств, которое дает результат соответствующий подлинному положению вещей. Используются все имеющиеся способы для выяснения истины, объективной истины. В ст.25 Основ указаны задачи процесса - это своевременное, всестороннее, подлинное, объективное исследование обстоятельств дела. Для установления истины необходимо не только ограничиваться заявлениями, но и разобраться в показаниях, их достоверности.
  • Принцип осуществления процесса на родном языке, ст.38 Основ. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, может выступать на родном языке или воспользоваться услугами переводчика.
  • Принцип ответственности должностных лиц за ненадлежащее ведение административного процесса. В указе Президиума "О порядке рассмотрения жалоб..." в ред. от 04 марта 1980 г., предусматривается ответственность за волокиту должностными лицами. Возможно ли за волокиту привлечь к уголовной ответственности должностное лицо? По нынешнему УК, ст. 293 халатность можно тоже привлекать к уголовной ответственности.
  • В юридической литературе, кроме названных принципов выделяются принцип самостоятельности принятия решения при рассмотрении административных дел. Самостоятельность принятия решения есть обязанность органа и должностного лица решать те дела, которые входят в круг их полномочий. Следует, что вышестоящий орган без необходимости не должен вмешиваться в правомерное решение нижестоящего должностного лица. Во-вторых, органы и должностные лица не имеют права перекладывать дела на нижестоящие инстанции.
  • Принцип двухстепенности процесса, когда обжалуются действия должностного лица. Двухстепенность заключается в правилах подачи жалобы. Впервые в законодательстве ст.39 Основ и ст.268 (266, 267) КоАП четко определены инстанции, куда обжалуются решения. Должностные лица должны рассматривать жалобы в течение 3 суток.

Вопрос 2.

Процесс - это совокупность последовательных действий совершаемых для определенного  результата. В научной литературе производство по делам о применении мер принуждения рассматривается как составная часть административного процесса. Процесс понятие более широкое, чем производство, и они соотносятся как общее и особенное. Это справедливо и для теории административного права.

Точки зрения на административное производство:

  • Сорокин: "Это деятельность по применению, как административного взыскания, так и мер не являющимися взысканиями".
  • Корнев говорит о применении административных санкций, либо рассмотрении дел о правонарушения.

Производство можно разделить  на:

  1. Производство по применению мер принуждения.
  2. Производство по организационным делам.
  3. Производство о поощрении.
  4. По предложениям и заявлениям граждан.
  5. По жалобам и спорам.

Что такое стадии административного производства - это этапы, через которые проходит административное дело от возникновения до окончания, это совокупность последовательно совершаемых административных действий. К ним относятся:

  1. Возбуждение административного дела.
  2. Рассмотрение административного дела и принятие решения по нему.
  3. Исполнение решения вынесенного по административному делу.
  4. Обжалование решения и его пересмотр.

Все стадии регулируются Основами административного  законодательства и статьями КоАП.

Возбуждение - дело начинается с составления административного протокола уполномоченным лицом. Ст.38 КоАП - дело может быть возбуждено, если с момента совершения прошло не более 2-ух месяцев. Поводом возбуждения могут быть: заявления граждан, сообщения должностных лиц, непосредственно обнаружение факта совершения проступка. Протокол составляется в соответствии со ст.234 КоАП + Основы. Протокол: дата и место, должность и фамилия составляющего, сведения о правонарушителе и существо правонарушения (факты). Подписывается двумя лицами: должностным лицом и правонарушителем, иногда и свидетелями. В случае отказа лица от подписания протокола делается запись. В протоколе можно изложить мотивы отказа. При составлении протокола правонарушителю разъясняются его права и обязанности (ст.236-37). Протокол составляется в двух экземплярах.

Ст.237 КоАП предусматривает случаи, когда  протокол не составляется:

  1. Если размер штрафа не предусматривает более 10-ти рублей и т.п. (см. статью);
  2. Если производство по административному делу возбуждено прокурором.

Согласно ст.36 Основ, ст.259 КоАП орган или должностное лицо обязан выяснить следующие обстоятельства по делу:

1. Было ли совершено административное  правонарушение.

2. Виновно ли данное лицо в  его совершение.

3. Подлежит ли оно административной  ответственности.

4. Имеются ли смягчающие и отягчающие обстоятельства.

5. Причинён ли имущественный ущерб.

6. Имеются ли основания для передачи  дела в общественные организации.

7. Другие обстоятельства, имеющие  значение для правильного разрешения  дела.

В соответствии со ст.260 ведётся протокол заседания коллегиального органа: содержание дела, наименование органы, сведения по явке лиц, ходатайства и результаты их рассмотрения и т.п. Подписывается председательствующим и секретарём.

Орган и должностное лицо выносит постановление  по делу. В постановлении также должен быть решён вопрос об изъятых вещах и документах. Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов.

Вручается сразу по окончании рассмотрения дела, а копия вручается по истечении 3-х дней, выдаётся по расписку.

В ст.41, 285 КоАП более подробно урегулирован порядок уплаты штрафа, он должен быть уплачен не позднее 15-ти дней с момента  получения. При уклонении от уплаты, постановление направляется на место  работы для принудительного удержания  из заработной платы.

В ст.294 указаны органы, исполняющие  постановление о лишении специального права. Постановление о лишении  права управления транспортными  средствами приводится в исполнение должностными лицами органов внутренних дел. Постановление о лишении права управления судном или трактором и т.п., приводится соответствующими органами (см. указанную статью). Исполнение производится путём изъятия документа, удостоверяющего право на управления средством (для тачек - водительское удостоверение). В случае уклонения, изъятие производится органом внутренних дел, в порядке установленном законом.


Акты государственного управления.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Государственная служба и государственные служащие.doc

— 48.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Государственная служба.doc

— 38.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Меры административного принуждения.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Методы осуществления исполнительной власти.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Механизм административно.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Общественные организации как субъект административного права.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Органы исполнительной власти.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Понятие государственного управления.doc

— 31.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Понятие и виды форм государственного управления.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Субъекты административного права.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Убеждение и принуждение в государственном управлении.doc

— 47.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Формы осуществления исполнительной власти.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Административнома праву"