Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право"

Вложенные файлы: 1 файл

админ право.docx

— 35.47 Кб (Скачать файл)
  1. Загальна характеристика Кодексу України про адміністративні правопорушення.

Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) - кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам. Активизация законотворческого процесса в Украине предопределила необходимость вновь обратиться к изданию следующего Кодекса Украины об административных правонарушениях. Кодекс введен в действие с 1 июня 1985 года постановлением Верховного Совета Украинской ССР от 7 декабря 1984 года.

  Статья 1. Задачи Кодекса Украины об административных правонарушениях

Задачей Кодекса Украины об административных правонарушениях являются охрана прав и свобод граждан, собственности, конституционного порядка Украины, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного правопорядка, укрепление законности, предотвращение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, к правилам общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

2. Понятие, сущность и методы государственного управления.

Государственное управление как форма  реализации прерогатив государства  является основной сферой действия и  применения норм административного  права. В узком организационном, административно-правовом смысле под  государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной  деятельности, связанной с реализацией  исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной  власти, которая осуществляется системой специальных государственных органов  исполнительной власти или органов  государственного управления.

В широком же смысле государственным  управлением именуют деятельность любых государственных органов  всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов является определенное упорядочение общественных отношений.

Методы государственного управления — это способы и приемы непосредственного и целенаправленного воздействия органов государственного управления (должностных лиц) на подчиненные им объекты управления. Методы государственного управления неразрывно связаны с формами государственного управления. Метод управления обязательно находит свое выражение в формах государственного управления. Иначе говоря, если бы не было форм государственного управления, то методы государственного управления утратили бы свою сущность, поскольку их невозможно было бы реализовать на практике. Например, невозможно применить административную ответственность (метод принуждения), если законодательно такая ответственность не была бы определена (форма управления).

Важно отметить, что в юридической  литературе вместо термина «метод государственного управления» иногда используются другие термины: «метод осуществления управленческих действий»; «метод управленческой деятельности»; «административно-правовые методы». При  таком разнообразии, сущность остается той же.

С помощью методов государственного управления непосредственно осуществляются функции государственного управления, решаются его задачи, обеспечивается правопорядок, реализация прав и свобод человека и гражданина, законные интересы юридических лиц.

Несмотря на то, что методы государственного управления достаточно разнообразны, в юридической литературе выделяют такие признаки:

 

  • - осуществление методов управления обусловлено формированием исполнительной ветви государственной власти и соответствующих органов исполнительной власти;
  • — целью использования методов управления и его практическое назначение заключается в обеспечении государственного управления;
  • — методы государственного управления используются в процессе публичной управленческой деятельности;
  • — методы государственного управления выступают средствами осуществления субъектами государственного управления их компетенции и полномочий;
  • — содержание управленческого воздействия в каждом конкретном случае зависит от специфики объекта управления, в отношении которого применяется метод управления;
  • — методы государственного управления обеспечивают определенный порядок в системе управления, то есть носят организационный характер;
  • — методам управления характерен динамизм, то есть они оказывают содействие реальному движению в системе государственного управления, выполнению определенных функций и полномочий;
  • — порядок применения методов управления определяется законодательством;
  • — методы управления имеют специфический характер управленческого влияния на объекты управления, то есть они могут осуществлять прямое воздействие (применение мер административного взыскания) или косвенное (правоограничения для государственных служащих, средства поощрения и др.).

Сущность метода управления проявляется  как в волеизъявлении субъекта управления относительно других участников административных правоотношений, так и в характере  волеизъявления.

Выбор того или иного метода государственного управления зависит от многих факторов: компетенции и полномочий органа государственного управления или должностного лица, специфики объекта управления, поставленных целей и функций  государственного управления и др.

 

 

 

 

 

 

3. Админ. принуждение – вид гос. принуждения, который применяется правомочными гос. органами с целью предупреждения и прекращения админ. проступка, а также обеспечения привлечения виновного к админ. ответственности.

 Административное принуждение  используется как средство обеспечения  и охраны правопорядка в сфере  государственного управления, выполняет  карательную функцию. Административное  принуждение как метод управления  состоит в психическом, материальном  или физическом воздействии на  сознание и поведение людей.

Административному принуждению  присущи следующие признаки:

•   применяется на основе закона. Нормами права регулируется, какие  меры, при каких условиях, в каком  порядке, кем могут применяться. Четкая регламентация принудительных мер необходима для соблюдения принципов  неприкосновенности личности, жилища и личной собственности граждан;

•   осуществляется посредством  юрисдикционных, правоприменительных актов;

•   персонифицировано, т. е. применяется  только к конкретным субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы;

•   внесудебный порядок применения. Использование административно-принудительных мер отнесено к компетенции соответствующих  исполнительных органов (должностных  лиц), которые непосредственно реализуют  их без обращения в суд.

применяется в целях обеспечения  административно-правовых норм, которые  формулируют общеобязательные правила  поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных  границ (правила безопасности дорожного  движения, обеспечения санитарной бе зопасности).

Административное принуждение  применяют:

  • исполнительные органы, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы);
  • исполнительные органы, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти (например, федеральный антимонопольный орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий).

По целевому назначению меры административного принуждения  подразделяются:

•   на административно-предупредительные  меры. Меры административного предупреждения используются в целях предупреждения правонарушения в сфере государственного управления, предотвращения обстоятельств, угрожающих общественной безопасности;

•   административно-пресекательные меры - способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления общественно опасных последствий;

•   меры административной ответственности (административные наказания). Административное наказание - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

По субъекту принуждения  различают:

•   государственно-правовое принуждение;

Государственное принуждение включает в себя такие элементы как: 1) субъекты принуждения — государственный орган или должностное лицо; 2) осуществление принуждения — процесс воздействия государственной власти на правоприменителя; 3) объект принуждения — физическое или юридическое лицо, допустившее противоправное деяние. Характерной чертой государственного принуждения современного государства является осуществление его исключительно в правовых формах, что дает основание называть такое принуждение правовым принуждением.

Действительно, ГП, основанное на праве  и осуществляемое в пределах права, приобретает качество правового  принуждения. Правовое наполнение ГП обусловлено  тем, насколько оно подчинено  общим принципам правовой системы  общества, является единым и всеобщим на территории всего государства, регламентировано с помощью норм права по содержанию, пределам и условиям применения, действует  через механизм субъективных прав и  юридических обязанностей, оснащено развитыми процессуальными формами. Высший уровень правового содержания ГП есть свидетельство исключения произвола  со стороны государственных органов  и должностных лиц, что характерно для правового государства. Неоднородность общественных отношений, регулируемых правом, определяет существование таких  видов правового принуждения  как уголовно-правовое, гражданско-правовое, дисциплинарно-правовое и административно-правовое.

•   общественно-правовое принуждение.

 

Административно-правовое принуждение  — это особый вид правового  принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного  права принудительных мер в связи  с неправомерными действиями. Оно  играет важную роль в охране правопорядка, и особо следует отметить его  профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. Прежде всего это обусловлено тем, что органы внутренних дел, государственные инспекции и другие субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение. Административно-правовое принуждение включает большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т. п.), использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.

 

Во многих случаях административно-принудительные средства применяются к людям, в  сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки, которые  впервые, случайно совершили правонарушения. Поэтому нередко они оказывают  большое воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе  профилактики преступлений. Практика убедительно свидетельствует о  том, что безнаказанность мелких нарушений (пьянства, мелких хищений  и др.), непринятие мер административно-правового  принуждения к виновным увеличивают  вероятность совершения новых правонарушений и даже преступлений.

1. Меры административно-правового  принуждения применяются в связи  с антиобщественными деяниями (как  правило, административными правонарушениями), нарушающими правовые нормы, охраняемые  административно-принудительными средствами.

 

2. Административно-правовое принуждение  осуществляется в рамках внеслужебного  подчинения при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами  этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами публичной  функциональной власти и является  одним из способов реализации  функциональной власти.

 

3. Множественность и разнообразие  субъектов, осуществляющих административную  юрисдикцию, — еще одна важная  его особенность. Осуществлять  меры административного воздействия  вправе десятки видов органов  (государственных, муниципальных,  общественных).

 

4. Административному воздействию  подвергаются не только отдельные  физические лица, но и организации,  коллективные субъекты.

 

5. Административно-правовое принуждение  всесторонне регулируется административно-правовыми  нормами, которые закрепляют виды  мер принуждения, основания и  порядок их применения.

 

4. Понятие, признаки и  основания административной ответственности.

 Административная ответственность - это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

признаки:

  • выступает как вид государственного принуждения;
  • наступает на основании правовых норм;
  • наступает за нарушение правовых норм;
  • конкретизируется юрисдикционными актами компетентных государственных органов или должностных лиц.

Вместе с тем, административная ответственность имеет свои собственные  признаки, которые дают возможность  отличить ее от других видов юридической  ответственности.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"