Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 22:20, шпаргалка

Краткое описание

1. Проблема определения философии. Специфика философского вопрошания. Основные философские дисциплины
Философия — это набор некоторых суждений, которые нельзя доказать. Она спрашивает о фундаментальных понятиях.
Карл Ясперс выделил 4 специфики проявления философии:
— почти каждый человек считает себя способным отвечать на философские вопросы;
— философское мышление каждый раз должно начинаться сначала;

Вложенные файлы: 1 файл

Философия_ответы.docx

— 217.94 Кб (Скачать файл)

Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «Я» и реализуется в виде соответствующих поступков, и, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи.

12. Моделирование как общенаучный  метод, его роль в исследованиях  сознания

В процессе познания используется и такой прием, как аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.

С этим приемом связан метод моделирования, получивший особое распространение в современных условиях. Этот метод основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно

исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.

Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д.

Различают ряд видов моделирования:

1. Предметное  моделирование, при котором модель  воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные  характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла, самолета и т.д.

2. Аналоговое  моделирование, при котором модель  и оригинал описываются единым  математическим соотношением. Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.

3. Знаковое  моделирование, при котором в  роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Роль знаковых  моделей особенно возросла с  расширением масштабов применения  ЭВМ при построении знаковых  моделей.

4. Со знаковым  тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают  мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.

5. Наконец, особым видом моделирования является  включение в эксперимент не  самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает  характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует  о том, что нет жесткой грани  между методами эмпирического  и теоретического познания.

С моделированием органически связана идеализация — мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире.

Моделирование, исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (живых и неживых систем, инженерных конструкций, разнообразных процессов — физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов (для определения, уточнения их характеристик, рационализации способов их построения и т. п.).

Понятие моделирование является гносеологической категорией, характеризующей один из важных путей познания. Возможность моделирования, т. е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определённом смысле отображает (воспроизводит, моделирует) какие-либо его черты; при этом такое отображение (и связанная с ним идея подобия) основано, явно или неявно, на точных понятиях изоморфизма или гомоморфизма (или их обобщениях) между изучаемым объектом и некоторым другим объектом «оригиналом» и часто осуществляется путём предварительного исследования (теоретического или экспериментального) того и другого. Поэтому для успешного моделирования полезно наличие уже сложившихся теорий исследуемых явлений, или хотя бы удовлетворительно обоснованных теорий и гипотез, указывающих предельно допустимые при построении моделей упрощения. Результативность моделирования значительно возрастает, если при построении модели и переносе результатов с модели на оригинал можно воспользоваться некоторой теорией, уточняющей связанную с используемой процедурой моделирования идею подобия. Для явлений одной и той же физической природы такая теория, основанная на использовании понятия размерности физических величин, хорошо разработана (см. Моделирование физическое, Подобия теория). Но для моделирования сложных систем и процессов, изучаемых, например, в кибернетике, аналогичная теория ещё не разработана, чем и обусловлено интенсивное развитие теории больших систем — общей теории построения моделей сложных динамических систем живой природы, техники и социально-экономической сферы.

13. Платоновское  учение об идеях. Открытие идеального

1.Идея не предмет  или вещь, какими являются предметы  и вещи видимого мира.

2.Идея не имеет  пространственной характеристики: «Это то, что не находится ни  на земле, ни на небеcах, будто  бы и не существует».

3. Идея выступает  оригиналом и источником вещей, она — основание вещи, причина  ее существования, т.е. идеи, являются  первообразами вещей, а вещи их  копиями.

Платон разделяет действительность на два мира:

1. Мир идей (идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними);

2. Мир чувственных вещей (материальный мир, который нас окружает, и который мы познаем посредством чувств, является лишь «тенью» мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы этого мира непостоянны, они возникают, гибнут и изменяются, идеи же являются неизменными, неподвижными и вечными.)

Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это «восприемница и как бы кормилица всякого рождения». Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна, т.к. назначение ее «состоит в том, чтобы во всем своем объеме хорошо воспринимать отпечатки всех вечно сущих вещей». По Платону «идеи» — истинно сущее бытие, а «материя» — небытие. И не будь «идей» не могла бы существовать и «материя».

Мир идей и мир, чувственных вещей Платон объединяет общей идеей, идеей всех идей. И этой высшей идеей выступает идея блага как такового. Она есть источник истины, соразмерности, гармонии и красоты. Таким образом, «идея блага является причиной акта познания», в котором ум становится познающим, а объекты ума, т. е. идеи — познаваемыми. Т.е. получается, что «идея блага» есть первообраз, стоящий выше как разума, так и других идей. Таким образом, идею блага можно отождествить с божественным разумом, с Богом. Выходит, что над всеми другими идеями стоит некая «божественная идея». И остальные идеи будут уже ее копиями. Например, хотя может быть много цветов, существует лишь одна идея, идея божественного цветка. Т.е. остальные цветы как бы нереальны, являясь лишь копиями идеи, которая представляет собой один реальный цветок, созданный Богом.

Идеи, по Платону, могут быть более или менее общими, находится в отношении рода и вида. В таком случае одна идея подчиняется другой. Две или более идеи могут входить в одну и ту же родовую идею. В таком случае они соподчинены между собой. Что подтверждает версию «божественного цветка», в идею которого входят другие «идеи»: гладиолуса, хризантемы, розы, лилии и т. д. И они получается, соподчинены между собой. Но выходит, что и «идея цветка» подчинена более высокой «идеи», например, «божественного растения».

14. Теория познания  Платона. Знание как припоминание

Учение о припоминании (теория припоминания) — учение Платона в области эпистемологии (теория познания).

Платон считал, что истинное познание — познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различается чувственное познание и интеллектуальное познание (умопостижение, мышление).

Учение о припоминании указывает в качестве основной идеи знания, припоминания того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.

В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Вывод: Душа раньше в мире идей, встретилась с идеальным соотношением сторон треугольника, которое выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае — это не более чем принудить душу к припоминанию.

15. Природа и  роль любви в философии Платона

Любовь по Платону — это философия во всей полноте. Это страсть и любовь к мудрости. Это демоническое существо связывающее бога и человека. То, что люди называют любовью — это желание прекрасного, блага, мудрости, бессмертия.

Платон утверждает, что в любви реализируется не поиск половинки, а стремление к благу и бессметрию, сохранение себя в вечности через продолжение рода. Причем речь не только о деторождении, кроме «беременных телом» Платон выделяет «беременных духовно», рождающих добродетели, творения, открытия. Именно такое потомство и является бессмертным.

Эрос у Платона рассматривается как стремление души к благу.

Платон выступает с разоблачением телесной любви, которая существенно суживает кругозор и стремится, во-первых, лишь к удовольствию, во-вторых, приводит к собственнической установке в отношениях, по существу желая поработить, а не сделать свободным. Между тем свобода — безусловное благо, которое может дать в человеческих отношениях именно любовь.

В самой простой форме она выражается в страсти к прекрасному человеку и желании бессмертия, достигаемого рождением детей вместе с этим человеком. Более высокая форма любви предполагает духовный союз и стремление к возвышенности, созданию общественного блага. Наивысшая форма платонической любви — любовь к мудрости, или философия, и вершиной ее является постижение мистического образа идеи блага.


16. Платон. Миф  о «пещере»: онтологическое и  теоретико-познавательное толкование

Миф о Пещере — идеалистическое представление Платона об устройстве и смысле жизни человека. Он очень символичен: пещера — символ нашего мира, огонь — символ солнца, люди, смотрящие на тени, символизируют людей, которые руководствуются в жизни одним терпением, тени — символ сущего, которое нас окружает; люди вне пещеры — символы идей; Солнце — идеи Блага; переход из состояния прикованности к огню и наверх к солнцу, преображение, изменение человека.

Для Платона пещера — чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, она полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако жизнь — иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только тени. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая вопросы и находя ответы. Но бессмысленно разделять полученное знание с толпой, которая не может оторваться от иллюзий. Так Платон показывает, что познание требует больших усилий.

Четыре значения мифа о пещере:

  1. Онтологическая градация бытия: чувственное и сверхчувственное, где тени на стенах — простая видимость вещей; статуи — вещи которые чувственно воспринимаются; каменная стена — линия, разделяющая два рода бытия; предметы и люди вне пещеры — это истинное бытие, ведущее к идеям; солнце — Идея Блага.

  1. Ступени познания: созерцание теней — воображение (eikasia), видение статуй — (pistis), т.е. верования, от которых мы переходим к пониманию предметов как таковых и к образу солнца, сначала опосредованно, потом непосредственно, — это фазы диалектики с различными ступенями, последняя из которых — чистое созерцание, интуитивное умопостижение.

  1. Качество жизни человека: Человек, который руководствуется только чувствами — живет исключительно в пещере, жить в духе — руководствоваться чистым светом правды. Движение от чувственного мира к миру идеального через философию это «освобождение от оков», т.е. преображение. И, наконец, Солнце-Благо есть высшая ступень познания и означает созерцание божественного.

  1. Политический аспект: для тех, кто познал Солнце-Баго возможно возвращении в пещеру, чтобы освободить и вывести к свету истины тех, с которыми он провел долгие годы рабства.

Онтология раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу онтология выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т. п.). В этом смысле каждая философская и вообще теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"