Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 22:20, шпаргалка

Краткое описание

1. Проблема определения философии. Специфика философского вопрошания. Основные философские дисциплины
Философия — это набор некоторых суждений, которые нельзя доказать. Она спрашивает о фундаментальных понятиях.
Карл Ясперс выделил 4 специфики проявления философии:
— почти каждый человек считает себя способным отвечать на философские вопросы;
— философское мышление каждый раз должно начинаться сначала;

Вложенные файлы: 1 файл

Философия_ответы.docx

— 217.94 Кб (Скачать файл)

1. Проблема определения  философии. Специфика философского  вопрошания. Основные философские дисциплины

Философия — это набор некоторых суждений, которые нельзя доказать. Она спрашивает о фундаментальных понятиях.

Карл Ясперс выделил 4 специфики проявления философии:

— почти каждый человек считает себя способным отвечать на философские вопросы;

— философское мышление каждый раз должно начинаться сначала;

— изначально философствование обнаружили как у детей так и у душевнобольных;

— поскольку философия необходима человечеству, она каждый раз присутствует в общественном мышлении, передаваясь из поколения в поколение.

Специфика философского вопрошания

Философия проблематизирует действительность. Философия и философия вопрошания всегда личностны. Главной задачей философии является понимание мира и жизни. Пифагор говорил, что философия — стремление к познанию природы вещей.

Основные философские дисциплины:

Онтология — учение о бытии. Задачи: — принципы определения бытия; выделяет определенные способы бытия и отношения между ними.

Гносеология — учение о познании. Задачи: — понять условия, при которых возможно познание и определить границы, за которыми познание не возможно.

Аксиология — учение о ценностях. Задачи: — определить, чем должное отличается от сущего (нахождение универсальных ценностей).

Антропология — учение о человеке. Объединяет все эти науки.

(дополнительно) Космология — философско-научное рассмотрение Вселенной, космоса, особенно с позиций его возникновения.

(дополнительно) Метафизика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

2. Философия как  автономная культурная практика

Отличия философии от науки:

— философия не дает общепризнанных и общепринятых результатов;

— по мнению ученых, для философии не характерен прогресс;

— предмет науки четко очерчен, а предметом философии является бытие в целом;

— философия всегда личностна, а наука пытается устранить личность.

Спорные отличия:

— методы философии и науки отличаются друг от друга;

— наука предоставляет законченное знание, а философия не может представить конечное знание;

— науку можно проверить опытным путем, поэтому она общезначима.

Отличия философии от религии:

— предметом философии является чувственный мир, а предметом религии — сверхчувственный;

— результатом философии является целостное мировоззрение, а религии — совокупность убеждений и верований.

3. Образ философии  в истории философии на примере  позиции Мераба Мамардашвили

Мераб Мамардашвили считает, что философию нельзя просто взять и определить, потому что она относится к таким вещам, которые мы представляем, когда философствуем. Но определить мы их не можем, так как наши попытки рассеивают нашу первоначальную интуитивную ясность. Следовательно, пока нас не попросят дать точное определение философии мы знаем, что это такое, и легко можем узнать философский текст среди других. И для того, чтобы понять смысл философствования, нам следует опираться на нашу интуицию. Кроме того, философия имеет также прямое отношение к способу существования человека в мире в качестве человека, а не биологического существа (человеческое в человеке).

В каком-то смысле философия занимается сама собой — в двух регистрах.

Первый регистр — это тот элемент, который по содержанию и природе наших усилий является философским. А второй регистр — это философия как совокупность специальных теоретических понятий и категорий, техника с помощью которой нам удается говорить об указанном элементе. Первый регистр — реальная философия, а второй — философия учений и систем.

По мнению Мамардашвили, прежде чем перейти к философии, сначала в нас должны естественным образом родиться вопросы и состояния, исходящие только из нашего собственного опыта.

4. Начало философии  и «Греческое чудо» — рождение философии

Движение от мифа к логосу как предпосылка появления философии:

Основные черты мифологического мышления:

— человек распространяет свои черты на окружающий мир;

— нет разделения на субъект и объект;

— является цикличным.

Мифология — безличная традиция. Начала развиваться в Индии, Китае и Греции (философия).

Трансцендирование — выход за пределы понятных рамок с целью обретения истины и смысла бытия.

Периодизация истории философии:

Этапы

Временные рамки

Общая характеристика

Основные представители

Античная философия

XVIII в. до н.э. — III в. н. э

Движение от мифа к логосу; разработка основополагающих философских категорий (бытие); неразделимое единство философии и науки.

Платон, Сократ, Аристотель, Парменид

Средневековая философия

V—XIV вв. н. э.

Философия — служитель религии; движение от библейской религии к теологии.

Августин Аврелий, Ансельм Кентерберийский

Философия Нового Времени

XV — середина XIX вв. н. э.

Гносеологическая проблематика; появление понимания личной свободы.

Бэкон, Декарт, Кант, Гегель

Современная философия

конец XIX — XX вв. н. э.

Антропологический поворот; лингвистический поворот

Хайдеггер, Фрейд, Ясперс, Витгенштейн


 

«Греческое чудо»

Расцвет греческой цивилизации явился исключительным событием в истории человечества. Почти одновременное появление в Греции небывалых политических форм, а также связанное с ними возникновение науки и философии как специфических форм систематизированного знания, художественной литературы, революция в области изобразительных искусств — все это снова и снова вполне справедливо характеризуется как «греческое чудо».

5 . Натурфилософия  античности

Особенности:

  • объект — окружающий мир, природа

  • философия представляет собой догматизм

  • восприятие природы — пытались найти первооснову того, что нас окружает, всего движения.

Они считали, что есть некое первовещество, из чего состоит весь мир (архэ).

Первооснова — субстанция (первопричина, то что не нуждается ни в чем в своем существовании, но является причиной всего).

Акциденция — неотъемлемое свойство субстанции.

Модус — свойство субстанции, которое может присутствовать или отсутствовать.

Фалес Милетский

  • Первовещество — вода.

  • Все из воды. Для него мир выглядел как плоский диск, плавающий в воде.

  • Все одухотворено.

  • Разделение на сущее и существование. Сущее — истина. Существование — не истина.

  • Причина движения материи — сама материя.

  • Пример: Стол — истина — первоматерия. Существование — то, что мы видим.

Одухотворение первоматерии — гилозоизм.

Анаксимандр

  • Первопричина — апейрон(беспредельное) — нет пределов ни в пространстве, ни во времени.

  • То, что создается из апейрона, должно иметь конец.

Гибель происходит по закону Дике. Все должно быть в гармонии. Когда гармония нарушается — приходит конец.

Анаксимен

  • Архэ — воздух. Все в мире образуется путем сгущения воздуха.

  • Понятия микро и макрокосмос.

Основные черты натурфилософии:

  • Космос \ природа — материальны, то и первовещество материально

  • Поскольку не существует ничего, кроме этого чувственно воспринимаемого мира, то его движение может исходить только из него самого.

  • Первоначало не только субстанциально, но и является генетическим.

6. Парменид и начало онтологии

Парменид — родоначальник онтологии.

  • Основные характеристики сущего:

— не возникшее

— не приходящее (не имеет конца)

— не изменяемое

— неподвижно

— неделимо

  • В духовной сущности объект и субъект едины

  • Сущее человека — душа, материя — существование

  • Впервые разделил 2 пути интерпретации Вселенной:

— Путь мнений — основывается на чувственном восприятии

— Путь истины — весь мир единый, он неподвижен и неделим.

Интенциональность — свойство мышления. Человек не может думать ни о чем. Мышление не может быть беспредметным.

Бытие есть, небытия нет. (т. к. мы не можем помыслить о пустоте)

Задолго до Канта Парменид утверждает, что нет пространства и времени в качестве автономных и независимых сущностей. Это — атрибуты бессознательно сконструированного нами чувственного образа мира, который нас постоянно обманывает и не дает «пробиться» к истинному умопостигаемому бытию, тождественному нашей истинной мысли.

Тезисы Парменида:

  • Нет множественности

  • Нет движения

  • Нет пустоты

7. Софистика и  ее философские идеи

Софистика — философское течение, существовавшее в Древней Греции с середины 5 до 1-й половины 4 в. до н. э. и абсолютизировавшее относительность знаний. Так, Протагор, самый знаменитый софист древности, учил, что человек есть мера всех вещей, и следовательно, нет объективной истины. Другой известный софист, Горгий, доказывал, что ничто не существует, а если существует, то непознаваемо, а если и познаваемо, то неизъяснимо. Софисты не стремились создать определенную цельную систему знаний. В своей дидактической деятельности они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями. Их целью было научить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т.д. Учитывая историческую последовательность, можно говорить о «старших» и «младших"» софистах. Старшие софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт) исследовали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания. Все прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили относительными.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"