Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:13, шпаргалка

Краткое описание

1 Философия, ее предмет и функции 3
2 Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 3
3.Возникновение, структура и основные характеристики философского знания 5
4 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 8
5.Основные философские школы и направления, критерии их классификации 8
6.Исторические формы материализма и идеализма. 10
Периодизация и типология 13
8.Философия Древней Индии: обзор философских школ и идей. 14

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 216.84 Кб (Скачать файл)

Оглавление

1 Философия, ее предмет и функции 3

2 Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 3

3.Возникновение, структура и основные характеристики философского знания 5

4 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 8

5.Основные философские школы и направления, критерии их классификации 8

6.Исторические формы материализма и идеализма. 10

Периодизация и типология 13

8.Философия Древней Индии: обзор философских школ и идей. 14

10.Неортодоксальные школы индийской философии (джайнизм, буддизм, локаята). 16

11.Философия древнего Китая: обзор философских школ и идей. 17

12.Философия Даосизма 18

13.Философия конфуцианства. 18

14.Философия легизма. 19

15.Философия Древней Греции в ранний период. 20

16.Период расцвета греческой философии: школы, идеи, тенденции развития. 21

17. Период заката греческой философии: школы, идеи, тенденции развития. 26

18. Период упадка греческой философии: школы, идеи, тенденции развития. 26

19. Формирование христианской религиозной философии. Периоды развития. 28

20. Обзор проблематики христианской средневековой философии. 30

21.Теоцентризм и креационизм средневековой философии. 35

22 Человек и общество в христианской средневековой философии. 36

23 Арабская философия  Средних веков: идеи и тенденции развития. 36

24.Общая характеристика философии эпохи Возрождения. 38

25. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения. 39

26. Пантеизм и натурфилософия эпохи возраждения. 39

27. Социально-философские учения эпохи возрождения. 40

28. Особенности европейской философии 17 века. 40

29. Научная революция 17 века и механическая картина мира. 41

30. Дискуссия о методе научного познания: рационализм и эмпиризм. 42

31 Дискуссия о субстанции: метафизические учения 17 века. Ренэ Декарт (1596-1650). 43

32. Общая характеристика западноевропейской философии эпохи Просвещения. 45

33.Социально-философские учения 17-18 веков. 47

34. Общая характеристика немецкой классической философии. 48

№35.Философские идеи классического немецкого идеализма 49

№36.Философские идеи классического немецкого материализма. 50

№37. Формирование западной постклассической философии. 51

№38«Философия жизни» как течение западной философской мысли. 52

№39.Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. 54

№40.Экзистенциализм. 56

№41.Философия психоанализа. 57

№42.Сциентизм и антисциентизм в современной философии. 58

№43. Основные идеи неотомизма. 59

№44. Постмодернизм в современной философии. 59

№45. Основные этапы развития и специфика русской философии. 61

№46. Древняя и Средневековая русская философия. 62

№47. Русская философия эпохи Просвещения. 63

48 Русская философия 19 века 64

№49Русская философия ХХ века: марксизм-ленинизм, религиозная мысль, космизм. 65

 

 

1 Философия, ее предмет и функции

 

 

 

 

Философия зародилась примерно 2500 лет  назад в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней  Греции. Первым человеком, назвавшим  себя философом, был древнегреческий  мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил  другой древнегреческий мыслитель  Платон.

Формируются относительно самостоятельные  разделы философии: онтология –  учение о бытии и его сущности, гносеология – учение о познании, логика – учение о мышлении, его  законах и формах, этика – учение о морали, эстетика – учение о  прекрасном, социальная философия –  учение о человеческом обществе, история  философии, изучающая зарождение, становление  и развитие философской мысли.

Предмет философии – всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества, человека, отношения  объективной действительности и  субъективного мира, материального  и идеального, бытия и мышления. Предмет философии следует отличать от философских проблем, составляющих содержание философии. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи существовали и тогда, когда никакой философии еще не было. Содержание философии – проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, они не существуют и не могут существовать независимо от философского учения.

Философия выступает как: 1) информация о мире в целом и отношении  человека к миру (мировоззренческие  функции); 2) комплекс принципов познания как всеобщий метод познавательной деятельности (методологические).

Мировоззренческие функции:

1) гуманистическая (вопросы жизни и смерти, проблемы отчуждения);

2) социально-аксиологическая (создание  ценностей, интерпретация и критика  социальной действительности);

3) культурно-воспитательная;

4) объяснительно-информационная (разработка  мировоззрения соответствующего  современным требованиям).

Методологические функции:

1) эвристическая (содействие приросту научных знаний);

2) координирующая (координирует методы в процессе научного исследования);

3) интегрирующая: философия, опираясь  на специальные науки, обобщая  их выводы, объединяет их на  основе своих функций, категориального  аппарата и методов познания. Выполняя таким образом интегрирующую функцию, она распространяет ее не только на науку, но и на другие области духовной культуры, включая все формы общественного сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное (или атеистическое);

4) логико-гносеологическая (разработка  самого философского метода). 

2 Философия и  мировоззрение. Типы мировоззрения.

Философия составляет теоретическую  основу мировоззрения, или его теоретическое  ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных  взглядов житейской мудрости, что  составляет жизненно важный уровень  мировоззрения. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Соотношение философии и мировоззрения  можно охарактеризовать и так: понятие  «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма  общественного и индивидуального  сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия  как едино-цельное мировоззрение  есть дело не только каждого мыслящего  человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь  во всей красочной полноте и цельности  ее многообразных моментов. Мировоззрение  существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и  убеждений, а также образа жизни  человека и общества (как форма  реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Итоговое определение соотношения  философии и мировоззрения можно  было бы сформулировать так: философия  — это система основополагающих идей в составе мировоззрения  человека и общества.

В самом общем виде и с известной  долей условности все типы мировоззрений  можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются  на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения. Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.

Социально-исторический тип мировоззрения

Архаическое мировоззрение прошло долгий путь развития и представлено, как уже было сказано, разными  формами: анимизмом, тотемизмом, фетишизмом.

Самыми понятными человеку кажутся (на самом деле только кажутся) его  собственные желания и поступки. Чаще всего нетрудно догадаться, какими чувствами и стремлениями руководствуются  в своих поступках другие люди.

У первобытного человека (а также  у ребенка в раннем детстве) такой  способ понимания и действия легко  переносится на все окружающие явления: растения, леса, горы, реки и т.д. Во всем видится живое, одушевленное. Ему  кажется, что каждая вещь, каждое животное живет капризами, прихотями и  не предсказуемо, как и он сам. У  каждого явления своя душа - это  и есть анимизм. Развиваясь, анимизм  превращал угощения в жертвоприношения, случайные крики и прыжки - в  обряды, уговаривания - в заговоры, далее  молитвы.

Мифологическое мировоззрение  вырастает из архаического, исходно-анимистического. Оно отличается от него большей абстрактностью. Души явлений окончательно отделяются от них и образуют особый мир - мир духов, которые вступают между собой в отношения, типичные для людей. Они любят и ненавидят друг друга, заключают браки и враждуют, ссорятся и помогают друг другу, обманывают и открывают правду.

На явления мира переносятся  теперь уже не только отдельные желания  людей, но и их социальные взаимосвязи. То есть силы природы выступают в  яркой персонифицированной форме (как живые личности), а их связи - как привычные и в целом  понятные отношения между людьми.

На мифологической стадии развития мировоззрение становится более  богатым и глубоким, чем на предшествующей, архаической стадии его становления. Природа и человеческая жизнь  рассматриваются теперь как арена  столкновений, борьбы и побед мировых  сил, действующих по понятным для  человека мотивам.

Миф - это не только образ окружающего  мира, но и образ действия. Миф  вплетает человеческую жизнь в игру мировых стихий. И люди буквально  проигрывают мифы. В ходе магических обрядов, воспроизводя миф, «пропевая» и «вытанцовывая» его, люди сами становятся как бы участниками борьбы мировых  сил и получают возможность воздействовать на них. Жизнь рода и жизнь Космоса  сливаются в мифологическом мировоззрении  в одно целое. Благодаря этому  миф выполняет не только познавательную, но и ценностную функцию, становится программой, обеспечивающей организацию  человеческого поведения.

Религиозное мировоззрение вырастает  из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые.

Религиозное мировоззрение окончательно превратило потусторонний мир в  мир сверхъестественный. Теперь никто  не удивится отсутствию богов на реальном Олимпе. Верующему человеку вообще не страшны эмпирические опровержения его верований. Ведь никакая эмпирия (опыт) неспособна и близко подойти  к запредельному сверхчувственному  миру.

Зарождение философского типа мировоззрения  происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом  от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к  авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно- фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

Философия занимается рациональным описанием  и толкованием действительности. Она стремиться понять мир из его  собственных, внутренних начал и  оснований, опираясь при этом на силу логического, аргументированного рассуждения  и веру в силы самого человека, в  Человека с большой буквы.

Экзистенциально-личностный тип мировоззрения

Характерными чертами стихийного мировоззрения являются несистематичность  знаний, разрозненность взглядов, оно  некритично и мало рефлексивно. То есть человек еще не осознает, что у  него есть определенное (одно из многих) мировоззрение, что могут быть какие-то другие взгляды на мир.

Догматическое мировоззрение. Слово  «догма» означает учение, как правило, глубоко продуманное и всесторонне  разработанное специалистами. Такое  учение дает ответы на самые разные вопросы. Оно систематизировано. В  этом его безусловные достоинства  по сравнению со стихийным мировоззрением.

Но догматический тип мировоззрения  не является самокритичным. Человеку оно  преподносится как некоторая  безусловная ценность. Отступление  от нее часто вызывает санкции  со стороны общества: политические репрессии, социальные гонения, отлучение  от церкви и тому подобное. Носитель догматического мировоззрения и  сам становится нетерпимым к инакомыслию, оказывается неспособным воспринять взгляды, выходящие за пределы принятой догмы.

Тип мировоззрения, который формируется  собственными усилиями человека, называется рефлексивным. Рефлексия - это способность  человека как субъекта познания делать своим предметом не только явления  и события внешнего мира, но и  самого себя, свой внутренний мир. Это  размышление не только о чем-то, но и о том, как происходит, как  разворачивается данное размышление.

Рефлексивное мировоззрение нельзя почерпнуть в готовом виде из книг, фильмов или средств массовой информации. Оно вырабатывается только самим человеком. Конечно, любой  человек свободен не абсолютно, при  формировании мировоззрения он опирается  на накопленный человечеством культурный и мировоззренческий опыт. Но приобщаясь к идеям выдающихся мыслителей (философов, поэтов, ученых и религиозных деятелей), человек делает самостоятельные  шаги и в своем духовном развитии. В формировании рефлексивного (культурно  и исторически детерминированного, но свободного по сути, по духу своему) мировоззрения, незаменимую роль играет философия в ее личностно-жизненном преломлении.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"