Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 22:20, шпаргалка

Краткое описание

1. Проблема определения философии. Специфика философского вопрошания. Основные философские дисциплины
Философия — это набор некоторых суждений, которые нельзя доказать. Она спрашивает о фундаментальных понятиях.
Карл Ясперс выделил 4 специфики проявления философии:
— почти каждый человек считает себя способным отвечать на философские вопросы;
— философское мышление каждый раз должно начинаться сначала;

Вложенные файлы: 1 файл

Философия_ответы.docx

— 217.94 Кб (Скачать файл)

Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины (Релятиви́зм — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.) Для софистов, знание — средство достижения цели.

Идеи софистики: Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Все относительно. Софисты выдвинули и обосновали идею о коренном отличии установлений культуры (и прежде всего нравов, обычаев) от законов природы. Законы природы, говорили они, везде одни и те же, действуют необходимо, с неотвратимостью судьбы, а законы и обычаи людей сильно различаются от народа к народу и носят условный характер, представляют собой род соглашения. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.

Для софистов характерно:

  • критическое отношение к окружающей действительности;

  • стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

  • неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

  • отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

  • стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

  • восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

  • субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

8. Диалектический  метод Сократа. Эленктика

Основной принцип философии Сократа — самопознание, суть человека — его разумность.

Диалектика — искусство спорить. Для Сократа основной целью спора было достижение истины.

Эленктика — разрушение самомнения участника спора.

Хотя греческие философы вкладывали разное содержание в слово «диалектика», или «диалектическое искусство», тем не менее оно мыслилось в единстве с диалогом и большей частью означало искусство ведения диалога, искусство спора и аргументации.

Первая сторона его метода — ирония, насмешка над собственной закостенелостью и самонадеянностью. Главная его ирония выражена в знаменитом принципе Сократа «я знаю, что я ничего не знаю». Ирония — это есть постоянная насмешка над самонадеянностью человека, что он якобы уже все знает и всего достиг. Ирония Сократа обращает человека в первую очередь против самого себя. Если догматическая самоуверенность мешает двигаться мысли, то ирония снимает это. Ирония ведет к очищению ума для его дальнейшего просвещения. Итак, ирония — очищает от самонадеянности и самоуверенности в достижении человеком истины во всей ее полноте и глубине. Поэтому Сократ и выдвинул принцип «я знаю, что ничего не знаю».

Вторая сторона метода Сократа — майевтика. Под майевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку «родить» истину. Сократ говорил о том, что надо научиться принимать духовные роды, ведь философия — поиск истины, философия должна способствовать рождению истинной мысли. У Сократа это состояло в том, что он задавал вопросы, решение которых вело к истине. Рождение истины — это рождение ее нами самими.

Третья сторона метода Сократа — индукция — неведение. Она состоит в том, что Сократ не доходит до истины никогда, но движение к ней у него происходит методом наведения. Цель движения к истине — определение, т.е. определение предмета в уме — словом. Это рационально освоенное, осмысленное слово и есть определенно выраженный предмет. Понять, по Сократу, значит определить цель движения мысли. Истина же, по Сократу, — это то, что уже определено и выражено в понятии. Логос — это и есть как бы мысль, получившая предел. А идея — это то, что предстоит еще определению, то есть идея — это представитель истины в уме.

9. «Второе рождение» как этическая цель диалектики. Майевтика

Майевтика была создана Сократом как искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов. В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает требующие последовательности вопросы, отвечая на которые, его собеседник формулирует дотоле неизвестные ему утверждения («рождает истину»). Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно создать ее. Суть этого метода состоит в противопоставлении внешнего софистического знания внутреннему философскому знанию, которое каждый носит в себе и может в себе открыть. Как утверждает Сократ (в диалоге Платона «Теэтет»), он помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не дитя, а знание. Себе он отводит скромную роль, уверяя, что сам он пуст и каждый производит с его помощью то, чем чреват сам.

Этот метод Сократ называл майевтикой — «повивальным искусством», т.е. искусством рождения уже имеющегося у человека знания, присущего его до того, как она воплотилась в его теле.

10. Сократ о  сущности человека. Этические парадоксы  Сократа

Философия Сократа касается человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее само себя. Сущность человека сосредоточается в его душе, т.к. она есть то, чему служит тело. Ценность души состоит в познании. Добродетель необходима человеку для возрастания души.

Истина — объективно независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалога, беседы, когда уточняются понятия. Познать самого себя — означает найти общие для всех людей нравственные качества. Человек с помощью души управляет страстями и приобретает счастье, т.к. душа становится добродетельной и гармоничной Человек является строителем счастья/несчастья. Он пытался систематизировать речь: люди порождают зло, т.к. в своих действиях следуют своим понятиям о благе, не знают универсального понятия добра, стремятся к благу для себя, а не к благу вообще.

Этические парадоксы:

— Добродетель — есть знание.

— Никто не делает зла осознанно.

Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели. «Добродетель» и «знание» образуют единство. Человек, действительно знающий, что такое «справедливое», будет поступать справедливо. Человек, знающий, что такое справедливость и поступающий справедливо, будет «счастлив». Так как правильное знание есть знание того, чем собственно является человек, то поступать морально (справедливо) означает вести себя в соответствии с тем, чем действительно является человек. Порок происходит от незнания, от заблуждения. Добродетель есть знание добра и действие соответственно этому знанию. Добродетели можно обучить как всякому знанию. Основными добродетелями Сократ считает:

— сдержанность (как укрощать страсти);

— мужество (как преодолеть опасность);

— справедливость (как соблюдать человеческие и божественные законы).

Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Добродетели вечные и неизменные. Добродетели, то есть познание того, что есть благо, могут, по Сократу, достичь лишь «благородные люди».

Этика Сократа рационалистична: дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле. «Благо» есть в известном отношении «знание». «Правильное знание необходимо ведет к моральным действиям». «Моральные (справедливые) действия необходимо ведут к счастью». Очевидно, Сократ понимал под счастьем нечто иное, чем удовольствие. Для Сократа физические страдания и смерть не препятствуют счастью. Тот, кто воплощает добродетель и как таковой является цельным человеком, тот является «счастливым».

11. Самосознание и рефлексия, их  соотношение. Уровни самосознания.

Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Рефлексия — обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Согласно Пьер Тейяру де Шардену, рефлексия — то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании. Всякая рефлексия, которая направлена на изучение закономерностей, свойственных психике каждого человека, является интроспекцией, а в свою очередь, индивидуальное самонаблюдение, не имеющее такой цели, — только рефлексией.

Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие:

— позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления);

— позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность;

— рефлексия позволяет найти ответы задач, которые без ее применения решению не поддаются.

Стадии развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

В работах А.В. Карпова, И.Н. Семенова и СЮ. Степанова описывается достаточно много видов рефлексии.

СЮ. Степанов и И.Н. Семенов выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования:

— Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к 6удующей, проектируемой деятельности с целью обеспечения взаимопонимании и согласованности действий в условиях совместной деятельности. При таком подходе акцент ставится на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма;

— Коммуникативная рефлексия — рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А. А. Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком.

Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций:

— познавательную;

— регулятивную;

— функцию развития.

Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами.

Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного «Я» как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта.

Выделяются несколько этапов осуществления личностной рефлексии:

— переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как нерешаемых;

— апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;

— переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней заново.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"