Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)
  1. Мировоззрение и его исторические типы.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный  мир и место  в  нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности  и  самому себе, а  также  сложившиеся  на  основе  этих  взглядов  убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные  ориентации. Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания.   Полученные знания, сложившиеся убеждения,  мысли,  чувства,  настроения,  соединяясь  в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира  и самого себя.  В реальной  жизни мировоззрение в сознании  человека-  это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Исторически первой  формой  мировоззрения является   мифология.   Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение,  которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на  художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных  иллюзиях,  рожденных неадекватным  восприятием большими  группами  людей   (классами,   нациями) социальных процессов и своей роли  в них.  Одна  из  особенностей  мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,  что  миф  объясняет «все», так как  для  него  нет  непознанного  и неизвестного.  Он  является наиболее  ранней,  а  для  современного   сознания   –   архаичной,   формоймировоззрения. Близким к мифологическому, хотя и отличным от него,  стало  религиозное. Как  и   мифология,   религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако  в  отличие  от  мифа,  религия  не «смешивает»  земное  и  сакральное,  а  глубочайшим  и  необратимым  образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила –  Бог – стоит над природой и вне природы. Специфика  религии обусловливается тем,  что  основным  элементом  религии  является  культовая  система, т. е. система  обрядовых  действий,  направленных  на установление определенных  отношений со  сверхъестественным.  И   поэтому   всякий   миф становится религиозным в  той  мере,  в  какой  он  включается  в  культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны. Основная  функция  религии  состоит  в  том,  чтобы   помочь   человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные  аспекты  его бытия и  возвысить  человека  до  чего-то  абсолютного,  вечного.  На  протяжении  всей  истории  существования   человечества   философия складывается как устойчивая форма  общественного  сознания,  рассматривающая мировоззренческие вопросы. Она   составляет   теоретическую   основу   мировоззрения,   или    его теоретическое  ядро,  вокруг  которого  образовалось  своего  рода  духовное облако обобщенных обыденных  взглядов  житейской  мудрости,  что  составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Соотношение философии и мировоззрения  можно  охарактеризовать  и  так: понятие «мировоззрение» шире понятия  «философия».  Философия  –  это такая форма общественного   и   индивидуального   сознания,   которая   постоянно теоретически  обосновывается,  обладает  большей степенью  научности,   чем просто  мировоззрение,  скажем,  на  житейском   уровне   здравого   смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать. Философия  –  мировоззренческая  форма  сознания.  Отношение человека к миру – вечный  предмет  философии.  Вместе  с  тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое"  измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека. Сокровенная цель философии – вывести  человека  из  сферы  обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть  путь к самым совершенным ценностям. Органическое соединение в философии двух начал –  научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно  уникальной формы сознания, что особенно  заметно  проявляет  себя  в  ее  истории  –  в реальном процессе исследования,  развития  идейного  содержания  философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным,  а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты  единого  целого. 

 

  1. Предмет философии.

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту.В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии». Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два: «Вопрос об отношении мышления к бытию» (то есть что первично: дух или материя?). Этот вопрос, сформулированный Энгельсом, в марксистско-ленинской философии официально назывался «основным вопросом философии», поскольку утверждалось, что с самого зарождения философии произошло деление на идеализм и материализм; в основе этого деления лежало суждение о главенстве духовного мира над материальным, либо наоборот — материального над духовным. Вопрос о познаваемости мира, который был в марксизме-ленинизме главным вопросом эпистемологии. Первый из этих вопросов относится к сфере онтологии, второй — гносеологии, которые, таким образом, считались ядром философского знания, хотя большинство работ марксистов и касались более практичных аксиологических вопросов. Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность. Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует общепризнанного способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?»). В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют общепризнанные инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», «Каким образом возникла Земля?», «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»). Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

3. Философия и  наука как формы духовной жизни.

Философия, как любовь к  мудрости, имеет дело с целостным  отношением к жизни. Наука стремится  отразить объективную реальность, познать регулярные соотношения объектов (законы) и выразить это знание в общезначимой, доказательной, проверяемой и систематизированной форме (в понятиях, формулах, теориях). Философия в своей целостности выступает и как наука, и как искусство, и как религиозное чувство, т. е. может говорить языком понятий, метафор, переживать «глубинное общение» с трансцендентной реальностью, не сводясь, однако, ни к одной из этих форм. Еще Аристотель поставил задачу формирования  философии  как  науки. Данную задачу ставил себбе  и  Гегель. Позитивизм, философское направление 19-20 веков, также пытался построить  философии  по образцу  науки . Неопозитивизм редуцирует многогранность философствования к обслуживанию языка  науки . Функции  философии  в  науке  действительно огромны: интеллектуальная разведка, обобщения, интеграция знаний, теоретичность, эвристичность, прогноз, вклад в правильную постановку проблемы, уяснение общих оснований культуры  и   науки . Однако  философию  нельзя полностью свести к научному знанию. Философское знание имеет мировоззренческую окраску, в то время как  науке  безразлично многие аксиологические моменты ее деятельности. Хотя  философия   и   наука  - разные  формы  общественного сознания, между ними существует тесная взаимосвязь - как актуальная, так  и  генетическая.  Философию  нельзя отождествлять с  наукой , но можно говорить о научности  философии . Это справедливо, хотя в отношении не всех философских систем. Как специализированное теоретическое основание мировоззрения  философия  обладает рядом несомненных признаков научного знания:1. Системностью,2. Фиксированием в логических категориях  и  законах,3. Доказательностью.Философия  всегда обращалась к достижениям других  наук , опираясь на которые она строит общую картину мира, О тесной связи  философии   и   науки  В. И .Вернадский заметил: «Точное  и  глубокое логическое изучение понятий есть основа  и  самая сущность философского мышления. Эта та сила - анализ понятий, которым  философия  глубочайшим образом влияет на  науку ». Если  наука  выражает общечеловеческую истину в общей  форме ,  философия  - в обобщенной  форме  истину индивидуальную. Не сводимость  философии  к  науки   и  религии следует  и  из того, что  философия  есть взгляд на мир как единое целое, а  наука   и  религия представляет собой определенные проекции на этот мир. Всепричастность философии причиняло ей много неприятностей. В средние века она была служанкой богословия  и занималась оправданием теологии. В Новое время -  философия преимущественна была служанкой  науки   и  служила делу рационалистического познания.

4. Структура  и разделы философского знания.

Философия, в отличие от конкретных наук, изучает всеобщее в системе отношений «человек-мир». Но эти отношения — многообразны, поэтому в зависимости от того, какие именно отношения мы выделяем, и какие вопросы считаем главными — выделяют разделы философии, или разделы философского знания: фундаментальные (Что есть мир?) — онтология, познавательные (Как познается мир?) — теория познания (гносеология), ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо? ) — аксиология, этические (Что такое добро и зло?) — этика, эстетические (Что такое красивое, безобразное?) — эстетика, практические (Как с этим миром взаимодействовать?) — праксеология.  Ширится разворот философии к другим составляющим духовной культуры, возникают бинарные концептуальные образования: социальная философия, философия техники, философия искусства, философия истории, философия права, философия собственности и пр. То есть наряду с упрочением целостности в ней нарастает и многослойность. Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией. Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир ? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? и др.Этика — учение о нравственности. Эсте́тика - философская дисциплина, основным предметом изучения которой является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы прекрасное,возвышенное и др.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. Логика  — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. Социальная философия — раздел философского знания, изучающий наиболее общие характеристики общественной жизни. История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.Термин история философии применяется также как обозначающий процесс развития философской мысли в целом, в соответствии с определёнными временными периодами и существующими в них философскими тенденциями. Аксиоло́гия — теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания (хотя и это ей может быть интересно), а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается. Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия физики, философия химии, философия биологии. Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? — таков главный вопрос философии истории. Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще. Философия культуры, культурфилософия - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. нем. романтиком А. Мюллером. Филосо́фия пра́ва ( или правова́я филосо́фия ) — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. (Методология (от метод и... логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. М. в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации., Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.)

5 Категория бытия  в системе философских категорий.

Онтология —  как философское учение о Бытии  Категория бытия является фундаментальной  и исходной в системе философских  знаний. Она обусловливает не только особенности исторических вех философии, но и играет принципиальное методологическое, гносеологическое значение для развития конкретно-научного знания. В философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия. Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные. В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия — категории, фиксирующие наиболее общие и существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается это осмысление, является «бытие» - наиболее широкое по объему и бедное по содержанию понятие, охватывающее все существующее и выражающее единственное свойство — быть, существовать. Как исходная категория философии «бытие» является предпосылкой постановки и осмысления кардинальных философских проблем, формирования важных категорий.Осмысление бытия человека приводит к признанию его раздвоенности на тело и душу, физическое и психическое, материальное и идеальное, к проблеме их соотношения. Личный опыт человека, опыт других людей убеждает в том, что бытие существует не только в данном месте, но и в других местах, и не только в настоящем, но также существовало в прошедшем и будет существовать в будущем (глагол «есть» имеет временные формы, он употребляется в прошедшем и будущем времени: «был», «будет»). бытие человека (основа – человек); бытие духовного (единство сознательного и бессознательного, знания, заключенные в объективированном, т.е. в объекте, выражающиеся через язык); бытие социального, означающее единство многообразия видов человеческой деятельности. Разновидности: общественное, индивидуализированное. бытие тел, процессов, вещей. Разновидности: а) бытие состояния природы (стихийные бедствия);  б) бытие природы как целое или первая природа, которая не зависит от сознания, она объективна и первична в том смысле, что человек и его дух рождается после природы и неразрывно связан с нею; в) бытие вещей, процессов, сотворимых человеком – вторая природа.

Итак, бытие –  это общее понятие, самое общее, которое образуется путем отвлечения от различий между природой и духом, индивидом и обществом. Мы ищем общее  между всеми явлениями и процессами реальности. И это общее заключено  в категории бытия – категории, отражающей факт объективного существования мира. 

6 Основные  формы бытия материи.

Движение, пространство и время как основные формы  бытия материи. Диалектический материализм  в качестве атрибутов материи  рассматривает движение, пространство и время.Диалектический материализм рассматривает движение как способ существования материи. В мире нет и не может быть движения без материи, как и материи без движения. Движение как абсолютный способ существования материи  существует в бесконечно многообразных видах и формах, которые являются объектом изучения конкретных, естественных и гуманитарных наук. Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием. Движение  - это изменение вообще. Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения. Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве. Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структуры объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свойствами. По сути, речь идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи.Рассматривая движение как способ существования материи, диалектический материализм утверждает, что источник движения следует искать не вне материи, а в ней самой. Мир, Вселенная, при таком подходе предстает как самоизменяющаяся, саморазвивающаяся целостность.  Другими, не менее важными атрибутами материи являются пространство и время. Если движение материи выступает в качестве способа, то пространство и время рассматриваются как формы существования материи. Признавая объективность материи, диалектический материализм признает объективную реальность пространства и времени. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, которая не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. Пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность (длина, ширина, высота), структурность сосуществования и взаимодействия элементов во всех материальных системах. Понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а те в свою очередь на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Для пояснения определения пространства рассмотрим вопрос: о каких свойствах запечатленных на ней объектов позволяет судить фотография? Ответ очевиден: она отражает структуру, а потому и протяженность (относительные размеры) этих объектов, их расположение относительно друг друга. Фотография, следовательно, фиксирует пространственные свойства объектов, причем объектов (в данном случае это важно), сосуществующих в некоторый момент времени.Но материальный мир не просто состоит из структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы, в них можно выделить определенные качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных измерений дает нам представление о времени. Время – форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития. Для пояснения определения времени рассмотрим вопрос: почему мы имеем возможность, глядя на киноэкран, судить о временных характеристиках, запечатленных на киноленте событий? Ответ очевиден: потому что кадры сменяют друг друга на одном и том же экране, сосуществуя в этой точке пространства. Если же каждый кадр поместить на свой экран, то мы получим просто совокупность фотографий…Диалекти́ческий материали́зм (Диама́т) — направление в философии, в котором основное внимание уделено соотношению бытия и мышления и о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Согласно основным положениям марксистско-ленинской философии, диалектический материализм утверждает онтологическую первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени. Основные представители диалектического и исторического материализма (марксизма): Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, А. Грамши, Д. Лукач и пр.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"