Управление долгом Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 13:36, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что на данный момент осуществляется реализация программы реформирования региональных и муниципальных финансов области. Согласно данной программе реформированию подлежат и некоторые аспекты долговой политики области. Первый этап реформы уже завершен, его результатом в области управления субфедеральным долгом стало разработка и принятие методики планирования долговых обязательств. Одной из проблем в этой области является реализация второго этапа, то есть применение разработанной методики на практике.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы заемной деятельности субъекта Российской Федерации на примере Амурской области.
1.1 Законодательное регулирование заемной деятельности субъекта РФ.
1.2 Характеристика долговых обязательств субъектов Дальнего Востока.
1.3 Опыт управления государственным (региональным) долгом в России.
1.3.1 Концепция управления государственным долгом г. Санкт-Петербурга.
1.3.2 Системы управления государственным долгом Республики
Башкортостан.
1.4 Зарубежный опыт субнациональных заимствований и управления субнациональным долгом.
1.4.1 Национальное казначейское управляющее агентство Ирландии.
1.4.2 Финское агентство муниципальных заимствований.
2 Анализ заемной деятельности Амурской области за 2005 – 2008 гг.
2.1 Социально – экономическая характеристика Амурской области.
2.2 Анализ государственного долга Амурской области за 2005 – 2008 гг.
2.2.1 Анализ динамики и структуры государственного долга области.
2.2.2 Анализ структуры государственного долга области по формам долговых обязательств.
2.2.3 Анализ структуры государственного долга области по кредиторам.
2.2.4 Анализ структуры государственного долга области по срокам исполнения обязательств.
2.2.5 Анализ расходов на обслуживание государственного долга Амурской области.
2.2.6 Анализ государственных гарантий, предоставленных Правительством Амурской области.
2.2.7 Анализ государственного долга области по банковским кредитам.
3 Основные направления формирования заемной системы территориального органа на перспективу.
3.1 Современные проблемы управления государственным долгом.
3.2 Развитие заемной деятельности субъектов РФ по новой редакции БКРФ.
3.3 Предложения по совершенствованию управления государственным
долгом Амурской области.
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Оленчук Управление госдолгом Амурской области .doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

C целью оказания мер социальной  поддержки по оплате жилищно-коммунальных  услуг, внесены изменения в Закон  Амурской области о региональных  стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с которым количество семей, имеющих право на субсидию, возрастет с 40 тысяч до 125 тысяч. Региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан в оплате указанных услуг снижен для отдельных категорий в зависимости от среднедушевого дохода от 22% до 5%.

На сегодняшний день бюджетом Амурской области предусмотрено оказание государственной поддержки следующим категориям хозяйствующих субъектов: сельхозтоваропроизводителям - 805 млн. руб., малому и среднему бизнесу - 15 млн. руб. Для поддержания реального сектора экономики, бюджетообразующих предприятий, сохранения их производственного потенциала правительством области разработаны проекты законов о рассрочках, отсрочках по уплате региональных налогов, снижению ставок налогообложения и аренды для малого и среднего бизнеса, другие меры /18/.

 

Таблица 10 - Исполнение областного бюджета за 2007-2008 г.г.

 

Наименование показателей

Исполнено за 2007 г., млн.руб.

Исполнено за 2008 г., млн.руб.

Прогноз на 2009 г. млн.руб.

+- 2009 к 2007 г.г., млн.руб.

+- 2009 к 2007 г.г., млн.руб.,

%

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - ИТОГО

23678,3

29 761,1

26250,3

2571

11

в том числе:

Налоговые и неналоговые доходы 

11177,9 

14350,8

16242,7

5064,8

45

Безвозмездные  поступления

12035,4

15410,4

10007,6

-2027,8

-17

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

465,0

1338,1

0

-465

-100

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА - ИТОГО

23573,4

31548,7

28268,6

4695,2

20

из них:

Общегосударственные вопросы

843,5

1473,8

30476,7

715

85

Национальная оборона

5,4

0,6

0

-4,8

-89

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1133,6

1906,7

1826,6

693

61

Национальная экономика

4931,8

5321,7

3554,8

-1377

-28

Жилищно-коммунальное хозяйство

58,75

77,9

8,9

-49,85

-85

Охрана окружающей среды

88,93

29,8

34,1

-54,83

-62

Образование

1542,4

2014,9

2084,1

541,7

35

Культура, кинематография, средства массовой информации

228,0

234,8

159,9

-68,1

-30

Здравоохранение, физическая культура и спорт

2606,9

2767,0

2600,8

-6,1

0

Социальная политика

1568,2

5476,9

5920,0

4351,8

278

Межбюджетные трансферты

10652,7

12244,5

10520,3

-132,4

-1

Дефицит

+104,9

- 1787,5

- 2018,3

-2123,2

-2024


Анализируя исполнение бюджета за 2007-2008 г.г. и прогноз на 2009 год, можно сказать, что:

    1. Доходы бюджета в 2009 году планируется увеличить на 11%, или 2млрд. 571 млн. рублей по сравнению с 2007 годом.
    2. Расходы бюджета в 2009 году планируется увеличить на 20%, или 4млрд. 695 млн. рублей по сравнению с 2007 годом.
    3. В условиях финансового кризиса стоит ждать сокращения безвозмездных поступлений из центра на 17 % или 2 млрд. 28млн. рублей от уровня 2007 года.
    4. Безответственная политика и растрата бюджетных денег бывшим губернатором Колесовым Н.А. привела к тому, что вместо профицитного бюджета 2007 года в 2008 году возник бюджетный дефицит в размере 1 млрд. 785млн. рублей, в связи с чем на 2009 год также прогнозируется превышение расходов над доходами на 2 млрд. 123 млн. рублей.

 

2.2 Анализ государственного долга  Амурской области за 2005 – 2008 гг.

2.2.1 Анализ динамики и структуры государственного долга области

Для отражения информации  о государственном долге министерством финансов области ведется долговая книга. Динамика и структура долга области за 2005 – 2008 гг., рассчитанная на основании данных долговой книги, отражены в таблице 11.

Таблица 11 – Динамика и структура государственного долга области за 2005 – 2008 гг.

Форма долгового обязательства

сумма, млн. руб.

абсолютный прирост, млн. руб.

темп прироста, %

2005

2006

2007

2008

05/06

06/07

07/08

05/06

06/07

07/08

Бюджетные ссуды

116,43

66,43

49,82

33,21

-50

-16

-16

-42

-25

-33

Поручительства и гарантии

205,82

429,04

443,78

109,87

223

14

-333

108

3

75

Кредиты коммерческих банков

530

1457

2225

1300

927

768

-925

175

53

-41

Итого

852,25

1952,47

2718,6

1443,08

1100

766

-1275

129

39

47


 

Величина государственного долга области в течение рассматриваемого периода колеблется от 852,25 млн. руб. до 2718,6 млн. руб.

В течение рассматриваемого периода государственный долг области увеличивается и достигает максимума в 2007 году до 2718, 6 млн. руб. Причем наибольшими темпами произошло увеличение в 2006 г. Этот рост преимущественно был вызван ростом задолженности по кредитам коммерческих банков, а также по предоставленным поручительствам и гарантиям.

За анализируемый период величина государственного долга Амурской области практически не возросла (с 1010,59 млн. руб. до 1443,08 млн. руб.). По статье бюджетные кредиты и ссуды наблюдается постоянное снижение.  Это связано с тем, что с начала 2005 года область перестала получать долгосрочные средства путем привлечения бюджетных ссуд и кредитов. Краткосрочный бюджетный кредит, полученный в 2007 году на покрытие расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий  в сумме 210 млн. руб. в этом же году был погашен, также как и 300 млн. руб. бюджетного кредита, полученного Правительством области в 2008 году. Недостаток средств компенсировался увеличением числа предоставляемых гарантий и заключенных кредитных соглашений с банками.

Снижение государственного долга области наблюдалось с 2004 г. по 2005 г. Это произошло за счет своевременного и в полном объеме погашения обязательств перед Минфином РФ:

- по централизованным кредитам, предоставленным в 1992 – 1994 гг организациям  АПК и потребительской кооперации  в сумме 33543,7 тыс. руб.

- по централизованным кредитам, предоставленным в 1993 – 1994 гг. организациям, осуществляющим завоз продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в сумме 1,2 млн. руб.

- по софинансированию проекта  «Медицинское оборудование» - 6703,0 тыс. руб.

- по бюджетной ссуде на осуществление  комплекса мер по подготовке  объектов ЖКХ к осенне-зимнему  периоду 2003 – 2004 гг. в сумме 33 млн. руб., а также за счет реструктуризации задолженности Администрации Амурской области перед федеральным бюджетом по централизованным кредитам путем уменьшения ее на сумму задолженности не имеющей источников погашения в связи с ликвидацией организаций в объеме 43 млн. руб.

Снижение государственного долга области в 2008 году обусловлено отказом Правительства области от поддержки товаропроизводителей, за 2008 год не предоставлено ни одной государственной гарантии, а также снижением суммы вновь привлекаемых кредитов коммерческих банков до 1 400 млн. руб. против 2 300 млн. руб., привлеченных в 2007 году.

Рассмотрим таблицу 12, в которой отражены основные показатели, характеризующие государственный долг.

 

Таблица 12 – Основные показатели, характеризующие государственный долг области в 2006 – 2008 гг.

Показатель

2006

2007

2008

Темп прироста, % 2008/2006

1

2

3

4

5

Государственный долг области, млн. руб.

1952,47

2718,6

1443,08

- 26,09

Доходы бюджета без учета финансовой помощи, млн. руб.

7405,61

11177,9

14350,8

93,78

Доля долговых обязательств в доходах (без учета финансовой помощи), %

26,36

24,32

10,05

- 61,87

Расходы бюджета, млн. руб.

17836,3

23573,4

31548,7

76,88

Доля долга в расходах, %

10,94

11,53

4,57

- 58,23

Межбюджетные трансферты

9215,0

10652,7

12244,5

32,87

Расходы на обслуживание долга, млн. руб.

  127,15

179,94

129,86

2,13

Расходы бюджета без учета субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы,  млн. руб.

8621,3

12920,7

19304,2

123,91

Доля расходов на обслуживание долга в общем объеме расходов бюджета без учета субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы,, %

1,37

1,69

1,06

- 23,13


 

Согласно Бюджетному Кодексу предельный объем государственного долга области не должен превышать объем доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы. По приведенным в таблице данным видно, что величина данного показателя для Амурской области находится на уровне 10 – 26 %, причем с каждым годом значение показателя уменьшается. Это свидетельствует о том, что Амурская область не полностью использует имеющиеся резервы согласно законодательству РФ по привлечению заемных средств.

В расходах бюджета долговые обязательства области занимают 4 - 10 %.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга составляет 1,06 – 1,69 % объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в то время, как допустимый верхний предел расходов на обслуживание государственного долга, согласно БК РФ не должен превышать 15 процентов.

Учитывая сложности, которые испытывают предприниматели при оформлении кредитов  и непомерно высокие платежи по обслуживанию долга, Правительство области могло бы дать мощный толчок развитию производства в области, в полной мере используя возможности, предоставленные Бюджетным Кодексом.  Так как коммерческие банки кредитуют Правительство области ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ, есть реальная возможность привлечь дополнительно значительные дешевые кредитные ресурсы под гарантии средств областного бюджета для увеличения промышленного потенциала области. (Конечно, речь не идет полностью о предельном объеме государственного долга области, равном объему доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы, т.е. о 16 млрд. руб.  которые можно бы было привлечь в 2009 году.)

2.2.2 Анализ структуры государственного долга области по формам долговых обязательств

Рассмотрим структуру государственного долга Амурской области по формам долговых обязательств, для этого обратимся к данным рисунка 4.

Рисунок 4 – Структура государственного долга области за 2006 – 2008 гг.

 

По данным рисунка 4 видно, что структура долга за рассматриваемый период практически не изменилась. Наибольший удельный вес занимают кредиты коммерческих банков, на втором месте государственные гарантии области, незначительное место занимают бюджетные ссуды. Это объясняется тем, что после 2004 года привлечение долгосрочных бюджетных ссуд не осуществлялось, следовательно, данный вид долгового обязательства в 2006– 2008 гг. представлен только расходами на обслуживание и погашение соглашений, заключенных в 1994 – 2004 гг. (краткосрочные ссуды 2007 и 2008 года были получены после 1 января, а погашены до 1 января, соответственно в объем госдолга не включены). Основная причина – федеральный бюджет прекратил предоставление средств на кредитование АПК, завоз товаров в районы Крайнего Севера. До начала 2005 года, согласно Постановлению Правительства РФ от 02.06.2001, из федерального бюджета выделялись средства для поддержки закупки и поставки нефти, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера. Но в связи с частыми случаями нецелевого использования средств и с целью повышения самостоятельности субъектов, финансирование указанных мероприятий было передано на уровень субъекта.

Информация о работе Управление долгом Амурской области