Управление долгом Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 13:36, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что на данный момент осуществляется реализация программы реформирования региональных и муниципальных финансов области. Согласно данной программе реформированию подлежат и некоторые аспекты долговой политики области. Первый этап реформы уже завершен, его результатом в области управления субфедеральным долгом стало разработка и принятие методики планирования долговых обязательств. Одной из проблем в этой области является реализация второго этапа, то есть применение разработанной методики на практике.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы заемной деятельности субъекта Российской Федерации на примере Амурской области.
1.1 Законодательное регулирование заемной деятельности субъекта РФ.
1.2 Характеристика долговых обязательств субъектов Дальнего Востока.
1.3 Опыт управления государственным (региональным) долгом в России.
1.3.1 Концепция управления государственным долгом г. Санкт-Петербурга.
1.3.2 Системы управления государственным долгом Республики
Башкортостан.
1.4 Зарубежный опыт субнациональных заимствований и управления субнациональным долгом.
1.4.1 Национальное казначейское управляющее агентство Ирландии.
1.4.2 Финское агентство муниципальных заимствований.
2 Анализ заемной деятельности Амурской области за 2005 – 2008 гг.
2.1 Социально – экономическая характеристика Амурской области.
2.2 Анализ государственного долга Амурской области за 2005 – 2008 гг.
2.2.1 Анализ динамики и структуры государственного долга области.
2.2.2 Анализ структуры государственного долга области по формам долговых обязательств.
2.2.3 Анализ структуры государственного долга области по кредиторам.
2.2.4 Анализ структуры государственного долга области по срокам исполнения обязательств.
2.2.5 Анализ расходов на обслуживание государственного долга Амурской области.
2.2.6 Анализ государственных гарантий, предоставленных Правительством Амурской области.
2.2.7 Анализ государственного долга области по банковским кредитам.
3 Основные направления формирования заемной системы территориального органа на перспективу.
3.1 Современные проблемы управления государственным долгом.
3.2 Развитие заемной деятельности субъектов РФ по новой редакции БКРФ.
3.3 Предложения по совершенствованию управления государственным
долгом Амурской области.
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Оленчук Управление госдолгом Амурской области .doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Основной причиной, являющейся тормозом в развитии регионального долгового рынка, остается отсутствие инвестиционных проектов, удовлетворяющих условиям предоставления инвестиций. Необходимо также отметить отсутствие инфраструктуры первичного размещения и обращения долговых инструментов.

Еще одна проблема, требующая решения, - конкретизация государственных гарантий по размещенным средствам в соответствии с нормами законодательства. Согласно Бюджетного кодекса РФ государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта РФ. Реальным воплощением данной нормы законодательства должен явится сформированный фонд, состоящий из ликвидных активов, находящихся в собственности региона, и активов реализуемого инвестиционного проекта на правах залога. При возврате средств от реализации проекта активы последнего выбывают из состава гарантийного фонда.

Развитие рынка региональных облигационных заимствований сдерживают два основных фактора: слабость региональных бюджетов, их малые объемы и низкий профессионализм администраций. Региональным органам власти требуется время для того, чтобы научиться самостоятельно и систематически привлекать средства на финансовом рынке. Это необходимо для осознания стратегических целей заимствований, формирования кредитной истории, создания квалифицированной команды.

Тут существует ряд проблем:

  • низкий уровень финансовой и фискальной автономии регионов;
  • отсутствие практики размещения целевых займов;

-  кредитное качество эмитентов  субфедеральных и муниципальных  облигаций плохо коррелируют с доходностью их облигаций;

  • стоимость заемных средств для субъектов РФ и муниципальных образований на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций преимущественно завышена.

Поэтому можно прогнозировать, что дальнейшее развитие рынка субфедеральных облигаций (если не принимать меры по его комплексному развитию) будет сопровождаться общим снижением его качества (увеличением риска, приближением дефолтов) и ростом доходностей облигаций.

Одной из самых больших проблем для рынка – медленное расширение круга инвесторов. Основным инвестором по-прежнему остается банковская система.

Другой проблемой развития долгового рынка является необходимость присвоения кредитного рейтинга. Наличие кредитного рейтинга дает ответ на такие вопросы, как: насколько выгодно инвестировать средства в тот или иной регион, можно ли давай его администрации в долг и на каких условиях?

Признание органа власти региона кредитоспособным означает, что его можно кредитовать как минимум на рефинансирование государственного долга.

Несмотря на происходящее повышение рейтингов некоторых субъектов РФ до сих пор не решены вопросы урегулирования просроченной задолженности, которая по данным Минфина увеличилась и составила около 0,17 % ВВП.

3.2 Развитие заемной деятельности  субъектов РФ по новой редакции БКРФ.

Бюджетным Кодексом предусмотрено, что с 1 января 2011 года субъекты Российской Федерации, для которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных лет не превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, начиная с очередного финансового года вправе осуществлять внешние заимствования в целях обеспечения погашения внешнего долга и (или) финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации, для которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, вправе осуществлять внешние заимствования в целях обеспечения погашения внешнего долга субъекта Российской Федерации. При этом в текущем финансовом году объем указанных внешних заимствований не может превышать объем обязательств по погашению в текущем финансовом году имеющегося на начало года внешнего долга субъекта Российской Федерации без учета обязательств по гарантиям, выраженным в иностранной валюте.

В период с 1 января 2008 года по 1 января 2011 года субъекты Российской Федерации, имеющие внешний долг на 5 августа 2000 года, могут осуществлять внешние заимствования при условии, что объем внешних заимствований субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году не превышает объем обязательств по погашению основной суммы внешнего долга субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году.

Объем внешних заимствований субъекта Российской Федерации может превышать объем обязательств по погашению основной суммы внешнего долга субъекта Российской Федерации за финансовый год при условии, что осуществляемые внешние заимствования:

направляются исключительно на сокращение объема внешнего долга субъекта Российской Федерации;

обеспечивают сокращение расходов на обслуживание долга;

приводят к отнесению сроков погашения внешнего долга на более поздние сроки.

До 1 января 2013 года в случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации бюджетных кредитов, привлекаемых в бюджет субъекта Российской Федерации  от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации может превысить утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, в пределах указанных кредитов.

До 1 января 2011 года при предоставлении государственных гарантий субъектов Российской Федерации предоставляется обеспечение регрессных требований гаранта к принципалу в размере, устанавливаемом законом субъекта Российской Федерации

 

3.3 Предложения по совершенствованию  управления государственным  долгом  Амурской области.

Управление долгом является одной из важных компонентов системы управления региональными финансами. При этом качественное, эффективное управление региональным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оно подразумевает целую систему принципов управления долгом, предполагает, прежде всего, создание прозрачной системы управления с использованием четких процедур и механизмов и публичным раскрытием информации о долговой политике.

1. Основные цели управления государственным  долгом.

Основными целями управления государственным долгом Амурской области должны являться следующие:

1) определение инвестиционного  потенциала и экономически безопасного  уровня государственного долга, где главным будет определение  долговой емкости;

2) установление жестких ограничений  на параметры государственного  долга, касающихся:

- снижения влияния платежей  по погашению и обслуживанию  государственного долга на финансирование  социальных статей расходов бюджета;      

- недопущения единовременного  отвлечения значительного объема  средств бюджета на погашение  и обслуживание государственного долга;

- снижения зависимости программы капитальных вложений от долговой политики и состояния финансовых рынков, в том числе при наступлении экономических кризисов;

- контроля роста объема долговых обязательств;

-снижения влияния негативных последствий возможной нестабильности валютных курсов, в которых номинированы долговые обязательства.

3) повышение качества прогнозирования  и минимизация рисков управления  государственным долгом;

4) определение принципов управления  ликвидностью и снижение рисков при исполнении бюджета в части, касающейся обслуживания долговых обязательств и осуществления государственных заимствований;

5) повышение прозрачности политики  по управлению государственным  долгом, совершенствование стандартов  раскрытия информации о государственном долге.

Основными задачами управления существующими прямыми обязательствами являются:

своевременное погашение и обслуживание обязательств;

контроль выполнения законодательных ограничений во всех будущих периодах;

мониторинг риска ликвидности и рисков, связанных с обязательствами, и их снижение;

снижение стоимости обязательств с требованием сохранения величины рисков на приемлемом уровне /22/.

2. Основные инструменты государственных  заимствований.

Основными долговыми инструментами, имеющими перспективное значение для развития системы управления государственным долгом Амурской области, являются:

- государственные именные облигации - облигации в рублях, обращающиеся  на организованном рынке ценных  бумаг; 
         - государственные гарантии.

Заимствуя на организованном рынке ценных бумаг, администрация Амурской области должна преследовать следующие цели:      

- создание гибкой системы управления  долгом;      

- диверсификация долгового портфеля;      

- использование достоинств облигационного  займа как инструмента привлечения средств;      

- аккумулирование средств наиболее  широкого круга инвесторов;      

- повышение уровня прозрачности  финансов.

Предоставление государственных гарантий Амурской областью является одной из форм поддержки инвестиционной деятельности в Амурской области.

Учитывая высокие риски при применении данного долгового обязательства, политика предоставления государственных гарантий Амурской областью в среднесрочной перспективе должна строиться на базе следующих мероприятий:

- ограничение доли государственных гарантий в структуре государственного долга Амурской области. Объем обязательств по государственным гарантиям Амурской области не должен превышать 15% общего объема государственного долга (этот предел был превышен в 2005 году);

- оказание бюджетной поддержки  инвестиционным проектам, соответствующим  системе целей социально-экономического  развития Амурской области, включая  проекты, направленные на развитие  инфраструктуры;

- проведение мероприятий по  повышению качества оценки инвестиционных проектов, в том числе постепенный переход к практике оценки проектов, претендующих на предоставление государственной гарантии, независимым оценщиком;

- введение дифференцированной  платы за предоставление государственной  гарантии для разных категорий заемщиков.

3. Управление государственным долгом  и государственными заимствованиями  в среднесрочной перспективе.

В странах с развитой рыночной экономикой долгосрочные займы используются для финансирования инвестиционных программ. Для этих целей в аналитических исследованиях используются методы, которые позволяют оценить целесообразность и эффективность государственных заимствований как дополнительного бюджетного источника, указать на принципиальную роль заемных ресурсов и спрогнозировать поведение государственного долга в долгосрочной перспективе.       

В бюджетном анализе и среднесрочном планировании заимствований применяется подход, основанный на представлении государственных заимствований как источника финансирования капитальных расходов. В его основе лежит модель представления бюджетного баланса (доходы, расходы, источники финансирования) в несколько ином формате, нежели принятая в Российской Федерации бюджетная классификация. Подобная модель используется ведущими международными рейтинговыми агентствами. 

Основной задачей данной модели представления бюджетного баланса является определение критериев:

- ликвидности и сбалансированности  бюджета Амурской области; 

- степени финансовой самостоятельности  бюджета;      

- совокупного размера долговой нагрузки на бюджет в каждый момент времени;      

- финансирования капитальных расходов за счет заемных средств;      

- соотношения внутренних и внешних заимствований;      

- объема долга по гарантиям и др.      

В среднесрочном планировании основной является задача определения того, какой объем доходов и иных поступлений можно будет мобилизовать в бюджет Амурской области и какие расходные потребности можно будет профинансировать за счет данных поступлений. Если для финансирования капитальных расходов предполагается использовать заемные ресурсы, государственный долг и государственные заимствования должны сопоставляться с собственными доходами бюджета области.

Информация о работе Управление долгом Амурской области