Управление долгом Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 13:36, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что на данный момент осуществляется реализация программы реформирования региональных и муниципальных финансов области. Согласно данной программе реформированию подлежат и некоторые аспекты долговой политики области. Первый этап реформы уже завершен, его результатом в области управления субфедеральным долгом стало разработка и принятие методики планирования долговых обязательств. Одной из проблем в этой области является реализация второго этапа, то есть применение разработанной методики на практике.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы заемной деятельности субъекта Российской Федерации на примере Амурской области.
1.1 Законодательное регулирование заемной деятельности субъекта РФ.
1.2 Характеристика долговых обязательств субъектов Дальнего Востока.
1.3 Опыт управления государственным (региональным) долгом в России.
1.3.1 Концепция управления государственным долгом г. Санкт-Петербурга.
1.3.2 Системы управления государственным долгом Республики
Башкортостан.
1.4 Зарубежный опыт субнациональных заимствований и управления субнациональным долгом.
1.4.1 Национальное казначейское управляющее агентство Ирландии.
1.4.2 Финское агентство муниципальных заимствований.
2 Анализ заемной деятельности Амурской области за 2005 – 2008 гг.
2.1 Социально – экономическая характеристика Амурской области.
2.2 Анализ государственного долга Амурской области за 2005 – 2008 гг.
2.2.1 Анализ динамики и структуры государственного долга области.
2.2.2 Анализ структуры государственного долга области по формам долговых обязательств.
2.2.3 Анализ структуры государственного долга области по кредиторам.
2.2.4 Анализ структуры государственного долга области по срокам исполнения обязательств.
2.2.5 Анализ расходов на обслуживание государственного долга Амурской области.
2.2.6 Анализ государственных гарантий, предоставленных Правительством Амурской области.
2.2.7 Анализ государственного долга области по банковским кредитам.
3 Основные направления формирования заемной системы территориального органа на перспективу.
3.1 Современные проблемы управления государственным долгом.
3.2 Развитие заемной деятельности субъектов РФ по новой редакции БКРФ.
3.3 Предложения по совершенствованию управления государственным
долгом Амурской области.
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Оленчук Управление госдолгом Амурской области .doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

В последние три года основным источником заемных ресурсов являются кредиты коммерческих банков, к 2008 г. их доля возросла до 90 % по сравнению с 66 % в 2004 г.

Существует еще один способ привлечения дополнительных средств – выпуск государственных ценных бумаг. Таким способом покрытия дефицита бюджета Правительство Амурской области не пользуется. Законом о бюджете  Амурской области на 2005 г., как дополнительный источник привлечения заемных средств, был предусмотрен выпуск государственных ценных бумаг на сумму 50 млн. руб. Но данный выпуск осуществлен не был. Причины этого:

1) Крупную партию ценных бумаг очень сложно разместить, так как на территории Амурской области навряд ли найдутся инвесторы, согласные вложить крупную сумму средств в государственные ценные бумаги, а физические и юридические лица других субъектов более охотно будут вкладывать средства на своей территории.

2) Осуществлять же облигационные  займы мелкими партиями не  выгодно (так как не произойдет окупаемости средств, потраченных на организацию самого выпуска).

2.2.3 Анализ структуры государственного долга области по кредиторам.

Рассмотрим таблицу 13 и рисунок 5, отражающие структуру областного долга по кредиторам.

Таблица 13 – Структура государственного долга области по кредиторам

 

Наименование кредитора

сумма, млн. руб.

удельный вес, %

темп прироста, %

2005

2006

2007

2008

2005

2006

2007

2008

06/05

07/06

08/07

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Министерство финансов РФ

116,43

66,43

49,82

33,21

13,66

3,40

1,83

2,3

-42,94

-25

-33,34

ОАО «Далькомбанк»

56,95

20,68

13,73

0

6,68

1,06

0,51

0

-63,69

-33,61

-100

ОАО «Росагролизинг»

148,81

122,66

95,57

68,49

17,46

6,28

3,52

4,75

-17,57

-22,09

-28,34

  АКБ «Росбанк»

0

300

500

300

0

15,37

18,39

20,79

0

66,67

-40

Внешторгбанк

530

1157

1725

0

62,19

59,26

63,45

0

118,3

49,09

-100


 

Продолжение таблицы 13

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ОАО Сбербанк России

0

0

0

1000

0

0

0

69,3

0

0

0

АКБ «Совфинтрейд» г Москва

0

85,71

0

0

0

4,39

0

0

0

-100

0

Амурский региональный филиал  ОАО «Россельхозбанк»

0

200

200

0

0

10,24

7,36

0

0

0

-100

ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк»

0

0

134,48

41,38

0

0

4,95

2,87

0

0

-69,23

Итого

852,19

1952,47

2718,6

1443,08

100

100

100

100

129,11

39,24

-46,92


 

Рисунок 5  – Структура государственного долга Амурской области по кредиторам.

Структура государственного долга области по кредиторам во многом определяется структурой долга по формам долговых обязательств. Лидером по предоставлению кредитных ресурсов в 2005-2007 годах является филиал банка Внешней торговли в г. Благовещенске. В 2008 году основным кредитором становится Благовещенский филиал Сбербанка России, так как кредиты коммерческих банков привлекаются на достаточно короткий срок, и Правительство области меняет банк в зависимости от изменения условий кредитования. На втором месте в 2005 году находится ОАО «Росагролизинг», с 2006 Амурский филиал ОАО АКБ «Росбанк».

2.2.4 Анализ структуры государственного долга области по срокам исполнения обязательств

По срокам исполнения обязательства можно разделить на краткосрочные (до 1года), среднесрочные (1 – 3 года), долгосрочные (свыше 3 лет). Структура областного долга отражена в таблице 14 и на рисунке 6.

 

Таблица 14 – Структура государственного долга области по срокам обязательств

 

срок долгового обязательства

сумма, млн.руб.

удельный вес, %

абсолютный прирост, млн. руб.

темп прироста, %

2005

2006

2007

2008

2005

2006

2007

2008

05/06

06/07

07/08

05/06

06/07

07/08

1 год и менее

530

1457

2225

1300

62,2

74,62

81,84

90,09

927

768

-925

174,9

52,7

-41,6

1-3 года

72,22

288,9

443,7

108,3

8,47

14,80

16,32

7,57

217

155

-334

300

53,6

-75,4

Свыше 3 лет

250

206,6

49,8

33,2

29,3

10,58

1,83

2,3

-43,5

-157

-17

-17,4

-75,9

-33,3

Итого

852,19

1952,47

2718,6

1443,08

100

100

100

100

1100

766

-1276

129,1

39,2

-46,9


 

 

Рисунок 6 – Структура государственного долга области по срокам обязательств, в процентах

 

По данным рисунка 6 и таблицы 14 видно, что кардинальных изменений в структуре долга по срокам обязательств не наблюдается. Наибольший удельный вес (62 – 90 %) на протяжении четырех лет занимают краткосрочные обязательства сроком на 1 год и менее. Эта группа обязательств в основном представлена краткосрочными соглашениями с банками. Их преобладание в общей сумме долга объясняется тем, что краткосрочные кредиты более дешевые и удобные. В 2005 году также очень значимыми явились долгосрочные кредиты сроком свыше 3 лет (около 30 %), которые представлены в основном бюджетными ссудами и кредитами.

2.2.5 Анализ расходов на обслуживание государственного долга Амурской области

Расходы на обслуживание государственного долга области утверждаются при разработке закона о бюджете на очередной финансовый год. Расходы на обслуживание долга включают в себя выплату процентов, штрафов, неустоек и т.д. (Отметим, что за весь период обслуживания долга не было случаев предъявления к оплате штрафов и неустоек). Анализ некоторых показателей, характеризующих расходы на обслуживание долга отражен в таблице 15.

 

Таблица 15 - Анализ расходов на обслуживание государственного долга Амурской области

показатель

2005

2006

2007

2008

Расходы на обслуживание долга, млн. руб.

151,14

127,15

179,94

129,86

Расходы бюджета, без учета субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы,  млн. руб.

7208,1

8621,3

12920,7

19304,2

Доля расходов на обслуживание долга в расходах бюджета, %

2,09

1,37

1,69

1,06


 

Общая сумма расходов на обслуживание долга в 2005 – 2008 гг. колеблется от 127 млн. руб. до 179 млн. руб.

Бюджетным кодексом РФ установлено, что расходы на обслуживание государственного долга не должны превышать 15 % общей суммы расходов бюджета. Как видно по данным таблицы 00, доля расходов на обслуживание долга в расходах бюджета Амурской области в 2005 – 2008 гг. не превышают и 2 %. Это подтверждает то, что область имеет значительные резервы для обслуживания вновь привлеченных займов.

2.2.6 Анализ государственных гарантий  предоставленных Правительством области

Предоставление государственных гарантий области регламентируется Постановлением Главы Администрации области от 14 марта 2003 года «Об утверждении положения о предоставлении государственных гарантий Амурской области» /27/c дополнениями, внесенными Постановлением губернатора Амурской области от 24 августа 2007 года N 506 «Об утверждении Положения о порядке предоставления бюджетных средств негосударственным организациям /28/.

Государственная гарантия – способ обеспечения Правительством области исполнения обязательств юридических лиц, приоритетных отраслей экономики области, а также реализующих товары и оказывающих услуги в сфере жизнеобеспечения населения, перед кредитными организациями – резидентами РФ полностью или частично.

Предоставление гарантий осуществляется на конкурсной основе.

Предельный объем обязательств по гарантиям устанавливается в составе государственного долга области как вид долгового обязательства и не может превышать 5% расходов областного бюджета (согласно постановлению Амурской области о гарантиях).

Бюджетным кодексом РФ также установлено, что законом о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых отдельным субъектам гарантий на сумму, превышающую 0,01 % расходов соответствующего бюджета.

Для Амурской области в рассматриваемом периоде указанное условие не было нарушено, то есть доля гарантий в сумме расходов бюджета ни разу не превысила 5 %. Это говорит о том, что область имеет достаточный потенциал для предоставления новых гарантий. За период с 2005 по 2007 годы задолженность по предоставленным гарантиям возросла более чем в два раза (на 238 млн. руб.) и к 2007 году составила 443,8 млн. руб. Это объясняется тем, что произошли смещения в общей структуре государственного долга области: значительно снизились суммы привлекаемых бюджетных ссуд, что было компенсировано ростом предоставляемых гарантий и кредитов коммерческих банков.  Уменьшение задолженности по предоставленным гарантиям в 2008 году объясняется погашением имевшихся гарантий и незаинтересованностью администрации Колесова Н.А. в развитии производства на территории области, в связи с чем за 2008 год не было предоставлено ни одной новой гарантии. 

Структура государственных гарантий в разрезе гарантополучателей гарантий представлена в таблице 16 и на рисунке 7.

 

 

 

Таблица 16 – Структура государственных гарантий, предоставленных Администрацией Амурской области млн.руб.

предприятие - инициатор

сумма, млн. руб.

удельный вес, %

2005

2006

2007

2008

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ОАО ГУП «Агро»

148,9

122,7

95,6

68,5

72,35

28,6

21,54

62,33

ОАО «Амурское ипотечное агентство»

35

85,7

134,5

41,3

17,01

19,98

30,31

37,58

ЗАО ШМЗ «Кранспецбурмаш»

8

3,2

0,7

0

1,85

0,75

0,16

0

СПК «Алексеевский»

0

40

40

0

0

9,32

9,01

0

Колхоз «Луч»

0

160

160

0

0

37,3

36,05

0

Администрация Бурейского района

18,1

17,4

12,9

0

8,79

4,06

2,91

0

Итого

205,8

429

443,8

109,9

100

100

100

100,00

Расходы бюджета без учета субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы,  млн. руб.

7208,1

8621

12920

19304

       

Доля гарантий в расходах бюджета, %

 

2,86

4,98

3,43

0,57

       

Информация о работе Управление долгом Амурской области