Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 18:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является исследование сущности государственного долга, как важнейшего элемента финансовой системы общества, анализ его состояния на сегодняшний день и выявление будущих стратегий управления внутренними и внешними заимствованиями Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
а) изучение теоретических вопросов, связанных с такими понятиями, как бюджетный дефицит, государственный внутренний и внешний долг, способы его управления, а также влияния государственных заимствований на реальный сектор экономики страны в целом;
б) исследовать механизмы законодательного регулирования государственного долга России;

Вложенные файлы: 1 файл

Весь_Диплом_010614_Вован.doc

— 599.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

 

Государственные заимствования, ставшие следствием необходимости финансирования дефицита государственного бюджета, являются одной из наиболее актуальных тем, которой в последние годы уделяют так много внимания экономисты теоретики и практики.

Для получения дополнительных финансовых ресурсов, необходимых органам государственной власти для финансирования общегосударственных потребностей, они осуществляют определенные заимствования от своего лица, и в этом случае Правительство Российской Федерации превращается в полноправного участника рынка финансовых ресурсов и услуг. В дальнейшем погашение его долговых обязательств происходит за счет государственных бюджетных средств (доходов государственного бюджета), золотовалютных резервов Российской Федерации, дополнительных финансовых ресурсов, которые получены от реализации государственной собственности, а также организации новых заимствований от хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств.

При проведении финансовой политики государства, ее составные элементы, такие как государственная бюджетная политика, налоговая и долговая политика, а также валютная неразрывно связаны между собой, так как величина заимствований, отраженная в государственном долге оказывает значительное влияет на экономический рост в реальном секторе экономики, систему денежного обращения, уровень инфляции в стране, применяемые ставки рефинансирования Банком России, уровень занятости трудоспособного населения страны, объемов и направлений инвестиций в реальный сектор экономики, уменьшает объемы инвестиционных ресурсов, направляемые в экономику, нарушает как процессы простого производства, так и качество воспроизводственных процессов, снижение темпов экономического роста.

В определенный период экономического развития объемы государственных заимствований выходят за рамки возможностей государства, что в свою очередь требует резкого сокращения расходов, направляемых на определенные социальные и инвестиционные цели, которые напрямую не связанные с погашением и обслуживанием государственного долга.

Чрезмерный рост государственного долга несет в себе серьезную угрозу для экономической безопасности государства, стабильности его развития, стабильности государственной бюджетной системы.

Финансовые кризисы 1998 и 2008 годов поставили вопросы управления государственным долгом Российской Федерации в разряд архипервостепенных и архиважных. Наши иностранные инвесторы резко изменили свое мнение о степени платежеспособности Российской Федерации, а также о ценности рекомендаций, которые дают международные финансовые организации по перспективам вложений в страны с динамично развивающимися рынками.

Все это придает данной теме особую актуальность, делает изучение проблем управления государственным долгом крайне необходимыми, так как будущие перспективы развития экономики российского государства, восстановление политической и социальной стабильности в стране в значительной степени зависят от успешной политики управления внутренним и внешним государственным долгом. В этой связи проблемой становиться организация управления государственной задолженностью такими методами, которые позволяют перейти к курсу на сокращение государственного долга и продолжить успешное реформирование экономики.

Целью данной дипломной работы является исследование сущности государственного долга, как важнейшего элемента финансовой системы общества, анализ его состояния на сегодняшний день и выявление будущих стратегий управления внутренними и внешними заимствованиями Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

а) изучение теоретических вопросов, связанных с такими понятиями, как бюджетный дефицит, государственный внутренний и внешний долг, способы его управления, а также влияния государственных заимствований на реальный сектор экономики страны в целом;

б) исследовать механизмы законодательного регулирования государственного долга России;

в) изучить исторические материалы и провести дополнительные научные исследования по истории финансирования государственного долга государства Российского;

г) проанализировать современное состояние внешнего и внутреннего государственного долга Российской Федерации;

д) провести оценку влияния величины государственного внутреннего и внешнего долга на реальный сектор экономики России;

е) исследовать существующие и перспективные стратегии управления государственным долгом Российской Федерации.

В качестве предмета исследования выступает анализ состояние государственного долга РФ, а также стратегия управления им в настоящее время.

Объектом же исследования в дипломной работе является изучение состояние государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации.

Поставленная цель, стратегия ее достижения, комплекс задач дипломной работы определили ее структуру.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты понятия дефицита бюджета и государственного долга. Подробно описаны основные причины дефицита бюджета. Кроме того, рассматриваются способы финансирования бюджетного дефицита и последствия применения каждого из указанных способов. В этой же главе подробно изучается государственный долг, как основной способ финансирования дефицитного бюджета, дается его полная характеристика, классификация и рассматривается влияние его возникновения на экономику страны.

Во второй главе дается описание истории возникновения государственного долга в России и тенденции его формирования на сегодняшний день. Кроме того, анализируется современное состояние внутреннего и внешнего долга Российской Федерации.

Третья глава дипломной работы полностью посвящена будущей политики Правительства РФ в области управления государственным долгом, ее цели, задачи, проблемы и дальнейшие пути развития.

Изучение этой проблемы является актуальным в настоящее время. На современном этапе развития России удалось преодолеть проблему дефицита бюджета, однако это совершенно не означает, что проблема решена окончательно и ситуация более не повториться.

Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав основного исследования, заключения, списка использованных источников, приложений.

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования государственного долга

 

    1. Макроэкономические причины формирования

государственного долга

 

 

Прежде чем начать наше исследование о современном состоянии государственного долга Российской Федерации, а также охарактеризовать его особенности и современные проблемы управления, необходимо определить, что же, собственно, представляет собой государственный долг и вследствие каких причин происходит его возникновение.

Среди системы показателей, характеризующей общее состояние экономики любого государства, состояние государственных и муниципальных финансов как показателей финансовой сферы является одним из важнейших показателей.

При планировании своей экономической деятельности каждое государство большое внимание уделяет сбалансированности своих доходов и расходов. Не является исключение и Правительство Российской Федерации. 
Одним из вариантов такой несбалансированности является превышение расходов государственного бюджета над его доходами, то есть дефицит государственного бюджета, который страны развитого рынка признали как экономическую объективность [24] и, соответственно, разработали и приняли на вооружение эту новую для себя политику – политику бюджетного дефицита, политику управления государственным внутренним и внешним долгом [26].]

Как «экономическая финансовая категория», категория «бюджетный дефицит» или «государственный долг является производной величиной от такого состояния государственного бюджета, при котором получаемые государством доходы не покрывают всех расходов в силу роста необходимых предельных общественных издержек производства и реализации товаров и услуг, что в свою очередь приводит к отрицательному сальдо государственного бюджета. Учитывая это, сформулируем определение категории «бюджетный дефицит». Под «бюджетным дефицитом» понимают особую систему экономических отношений, связанных с привлечением государством дополнительных доходов, сверх тех доходов, имеющихся в данный момент у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Как правило, отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать только и исключительно с какими либо чрезвычайными обстоятельствами. Бюджетный дефицит может быть обусловлен существующей системой государственного регулирования реального сектора экономики и отражает существующие или планируемые намерения государственных органов власти в лице федерального правительства или правительства субьекта Федерации осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства. Но все же, как правило, дефицит государственного бюджета отражает определенные кризисные явления в реальном секторе экономики, ухудшение показателей финансово – хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность существующей налоговой системы. В этом случае требуется срочное и оперативное принятие соответствующих мер со стороны органов государственного управления по стабилизации реального сектора экономики, реформированию кредитно – финансовой системы, корректировке бюджетной политики государства.

В отдельных, как правило, критических случаях превышение государственных расходов над государственными доходами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств, таких как войны, стихийные бедствия, другие чрезвычайные ситуации, различные форс-мажоры и т.д., когда средств и резервов государственного бюджетного фонда недостаточно и приходиться срочно изыскивать необходимые дополнительные источники финансирования таких чрезвычайных расходов [12].

Подобные ситуации также могут возникать в периоды экономических спадов, когда национальный доход сокращается или не может увеличиться, вследствие чего налоговые поступления автоматически сокращаются и имеют тенденцию вызывать дефициты. Таким образом, состояние дефицитности государственного бюджета может быть следствием следующих ситуаций [26]:

во- первых, чрезмерных или излишних государственных расходов;

во-вторых, увеличения государственных расходов может происходить в военное время, другие общественных социальных конфликтов;

в-третьих, сокращения величины поступающих в государственный бюджет налогов, которое осуществляется в целях стимулирования реального сектора экономики;

в-четвертых, при циклических спадах и ситуаций разрегулированности «встроенных стабилизаторов» экономики;

в-пятых, в ситуации усиления влияния элементов политического бизнес – цикла в годы, связанные с проведением «популистской» макроэкономической политики правительства по увеличению государственных расходов, снижения уровня налогов перед очередными выборами в государственные органы власти.

Как правило, повышения в долгосрочной перспективе степени напряженности в бюджетно – финансов и налоговой сфере происходит в результате значительного и рекого увеличения государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение (это происходит в тех странах, где начинает возрастать доля пожилого населения), а также увеличения государственных расходов на программы образования, в том числе, дополнительного, расходов по созданию новых рабочих мест, системы переподготовки (эта ситуация возникает основнов в странах, где возрастает доля молодого населения).

Как правило, практически не возможно четко и однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. В разных странах, даже и в разные периоды развития для одной страны существует несколько причин, каждая из них может быть названа основной, но чаще всего это причины, порождающие ситуацию бюджетного дефицита, и воздействуют они одновременно.

В тоже время, следует отметить, что любой рост расходов государственного бюджета, не подкрепленный увеличением государственных доходов, нарушает существующее бюджетное равновесие, формирует соответствующее отрицательное сальдо, с одной стороны, а с другой стороны превращается в причину дефицита государственного бюджета, когда недостаточно доходов государства. Учитывая то факт, что основным источником дохода государственного бюджета являются собираемые в государстве налоги, необходимо признать, что состояние доходной базы государственного бюджета определяется экономическим состоянием субъектов хозяйствования, в частности, и всей экономики в целом. В тех ситуация, когда происходит спад производства, имеются и другие негативные явления, вследствие которых бюджетные поступления соответственно уменьшаются. Если при этом государство не обеспечивает адекватное сокращение своих расходов, возникает отрицательное бюджетное сальдо.

К наиболее важному фактору, оказывающим влияние на формирование бюджетного дефицита и определяющим его абсолютную величину, относится колебание объема ВВП в течение анализируемого бюджетного периода. Реальная практика хозяйственной деятельности показала, что в периоды экономической депрессии, когда ВВП находится на низком уровне, государственный бюджет, как правило, сводится с определенным дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное бюджетное сальдо – профицит. Причиной таких изменений являются изменения, происходящие как в доходной, так и в расходной частях государственного бюджета. Имеется в виду тот факт, что во время экономических спадов резко сокращаются поступления прямых видов налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.), так как происходит соответствующее уменьшение налогооблагаемой базы. В это время происходит увеличение отдельных видов государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. В это время, в периоды экономического спада, руководство государства принимает соответствующие регулирующие меры по увеличению государственных расходов по социальной защите населения, что вызывает соответствующий рост выплат отраслям, производящим товары, оказывающим определенные услуги населению, но также пособий по безработице и других социальных расходов.

Информация о работе Управление государственным долгом