Управление долгом Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 13:36, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что на данный момент осуществляется реализация программы реформирования региональных и муниципальных финансов области. Согласно данной программе реформированию подлежат и некоторые аспекты долговой политики области. Первый этап реформы уже завершен, его результатом в области управления субфедеральным долгом стало разработка и принятие методики планирования долговых обязательств. Одной из проблем в этой области является реализация второго этапа, то есть применение разработанной методики на практике.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы заемной деятельности субъекта Российской Федерации на примере Амурской области.
1.1 Законодательное регулирование заемной деятельности субъекта РФ.
1.2 Характеристика долговых обязательств субъектов Дальнего Востока.
1.3 Опыт управления государственным (региональным) долгом в России.
1.3.1 Концепция управления государственным долгом г. Санкт-Петербурга.
1.3.2 Системы управления государственным долгом Республики
Башкортостан.
1.4 Зарубежный опыт субнациональных заимствований и управления субнациональным долгом.
1.4.1 Национальное казначейское управляющее агентство Ирландии.
1.4.2 Финское агентство муниципальных заимствований.
2 Анализ заемной деятельности Амурской области за 2005 – 2008 гг.
2.1 Социально – экономическая характеристика Амурской области.
2.2 Анализ государственного долга Амурской области за 2005 – 2008 гг.
2.2.1 Анализ динамики и структуры государственного долга области.
2.2.2 Анализ структуры государственного долга области по формам долговых обязательств.
2.2.3 Анализ структуры государственного долга области по кредиторам.
2.2.4 Анализ структуры государственного долга области по срокам исполнения обязательств.
2.2.5 Анализ расходов на обслуживание государственного долга Амурской области.
2.2.6 Анализ государственных гарантий, предоставленных Правительством Амурской области.
2.2.7 Анализ государственного долга области по банковским кредитам.
3 Основные направления формирования заемной системы территориального органа на перспективу.
3.1 Современные проблемы управления государственным долгом.
3.2 Развитие заемной деятельности субъектов РФ по новой редакции БКРФ.
3.3 Предложения по совершенствованию управления государственным
долгом Амурской области.
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Оленчук Управление госдолгом Амурской области .doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 7 – Структура расходов Амурской области

в процентах

показатель

отчет

отчет

отчет

отчет

отчет

прогноз

2004

2005

2006

2007

2008

2009

РАСХОДЫ

100

100

100

100

100

100

Расходы за счет средств, остающихся в распоряжении организаций

23,79

19,62

16,33

13,69

11,23

9,66

Затраты на государственные инвестиции

4,74

7,83

8,21

12,45

6,75

4,43

Общегосударственные вопросы

2,90

3,00

3,25

3,29

3,28

3,09

Национальная оборона

0,00

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1,44

1,73

1,92

1,96

1,95

1,84

Национальная экономика

1,82

3,24

3,75

3,79

3,78

3,56

ЖКХ

3,44

4,32

4,67

4,74

4,81

4,53

Охрана окружающей среды

0,06

0,04

0,05

0,05

0,05

0,05

Социально-культурные мероприятия

15,86

17,35

19,41

19,67

19,62

18,50

Прочие расходы

45,94

42,86

42,40

40,34

48,53

54,34


 

Наибольший удельный вес в общей сумме доходов занимают средства по статье «прочие доходы», что свидетельствует о высокой степени диверсификации источников доходов. На втором месте – налоговые доходы. Наибольший удельный вес в налоговых доходах области занимают налоги и взносы на социальные нужды и налоги на прибыль, доходы, то есть регулирующие федеральные налоги. Это свидетельствует о высокой зависимости области от федерального уровня. Отрицательное сальдо взаимоотношений с федеральным уровнем говорит о превышение средств, предаваемых в федеральный бюджет над средствами, поступающими из федерального бюджета.

Что касается расходов, то наибольший удельный вес приходится на прочие расходы (40 – 54 %), расходы на социально – культурные мероприятия (16 – 19 %), и на расходы за счет средств, остающихся в распоряжении организаций (10 – 24 %).

Важной составляющей анализа и прогноза социально-экономического положения области является анализ уровня жизни населения.

 

Таблица 8 – Денежные доходы и расходы населения Амурской области

в млн. руб.

показатель

отчет

отчет

отчет

отчет

отчет

прогноз

темп прироста, %

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2009/2004

1

2

3

4

5

6

7

8

Доходы всего

50201,9

64798,6

71606,23

83585,01

96754,72

109769,48

118,66

  - От предпринимательской деятельности

5449,9

7063,0

8687,49

10164,36

11689,02

13208,59

142,36

   - Оплата труда

29251,8

38564,8

41649,98

48730,48

56040,05

63325,26

116,48

  - Социальные выплаты

14343,5

15766,1

17080,98

19790,46

23390,98

26868,4

87,32

   - Другие доходы

1156,7

3404,7

4187,78

4899,71

5634,67

6367,17

450,46

Реальные располагаемые денежные доходы

107,2

110,3

110,00

108,60

107,30

106,50

-0,65

Расходы и сбережения

51152,3

65940,7

76398,34

88445,74

101472,11

114030,88

122,92

- покупка товаров, оплата услуг

32365,2

40039,4

49720,0

58566,0

67708,0

77228,0

138,61

- обязательные платежи и взносы

4629,3

7832,2

8067,17

9035,23

10209,81

11128,69

140,40

- другие расходы

14157,8

18069,1

18611,17

20844,51

23554,3

25674,19

81,34

Превышение доходов над расходами

-950,4

-1142,1

-4792,11

-4860,73

-4717,39

-4261,4

348,38

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц

3023,0

3585,0

4835,0

5391,0

5962,0

6546,0

116,54

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению

28,6

27,3

26,10

24,90

23,70

23,50

-17,83


 

Основными источниками доходов населения области как в настоящее время, так и в прогнозируемый период являются оплата труда и социальные выплаты.

Наибольший удельный вес в расходах занимают расходы на покупку товаров, работ, услуг, а также оплату обязательных платежей и сборов.

Одним из основных показателей уровня жизни населения является прожиточный минимум. По расчетным данным, в ближайшие годы величина прожиточного минимума в области будет расти и составит к 2009 году на душу населения в среднегодовом исчислении 6546 - 6476 рублей против 5391 - 5367 рублей в 2007 году. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2007 году будет равна 24,9% ко всему населению, в 2009 году - 23,5%.

В целях динамичного и поступательного развития области на ближайшую перспективу разработана Концепция социально-экономического развития области на 2008 – 2025 годы, стратегической целью которой является повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе устойчивого экономического роста.

В настоящее время  действует программа «Экономическое и социальное развитие Амурской области на 2004 - 2010 годы» /17/.

Целями Программы является создание условий для поступательного экономического и социального развития Амурской области, выражаемого:

-  в приросте валового регионального  продукта экономики среднегодовым  темпом 5%;

-  в снижении уровня дотационности  бюджета до 35%;

- в росте реальных доходов  населения среднегодовым темпом 7% и улучшением качества жизни населения.

Основными задачами Программы являются: развитие инфраструктуры региона до уровня достаточного для вовлечения природно-экономического потенциала области в хозяйственную деятельность; создание условий для модернизации и развития ключевых секторов экономики области; создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата путем проведения институциональных преобразований; улучшение экологической ситуации и предупреждение чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с целью Программы в период до 2010 г. будут решены основные задачи и создана основа для  дальнейшей реализации стратегических направлений развития Амурской области.

Кроме того, реализация программы позволит более полно использовать энергетический потенциал области.

Основной ожидаемый экономический  результат реализации Программы - рост валового регионального продукта к 2010 году до 72,4 млрд. руб., что выше фактического уровня 2002 года в 1,55 раза. Расчеты показывают, что  совокупный программный эффект за 2004 - 2010 годы по области может составить 22,4 млрд. руб. В структуре ВРП производство товаров составит 34,2 %, а услуг – 62,8 %.

Так же для характеристики состояния Амурской области рассмотрим основные бюджетные показатели и исполнение бюджета, которые отражены в таблице 9, 10.

 Таблица 9 – Основные показатели, характеризующие областной бюджет Амурской области за 2006 – 2008 гг.

в млн. руб.

показатель

2006

2007

2008

темп прироста, % 2008/2006

+ - 2008 к 2006

Доходы бюджета

17229,07

23678,3

29 761,1

72,74

12 532,03

Расходы бюджета

17836,51

23573,4

31548,7

76,88

13 712,19

Дефицит

- 607,43

+104,9

- 1787,5

194,27

- 1180,07

Государственный долг области

1952,74

2 718, 6

    1 443, 08

-26,10

- 509,66

Доходы бюджета без учета финансовой помощи

7 405, 61

11177,9

14350,8

     93,78

6 945,19

Удельный вес финансовой помощи в доходах, %

42,98

47,21

48,22

- 19

5,24


 

Данные таблицы свидетельствуют о постоянном увеличении сумм доходов областного бюджета, но вместе с тем происходит и соответствующее увеличение расходов. Высокий удельный вес финансовой помощи в доходах (43-48 %) подтверждает высокую зависимость бюджета Амурской области от федерального уровня.

В 2006 и 2008 годах наблюдается превышение расходов над доходами. В связи с присутствующим дефицитом в законе о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Наличие дефицита, то есть нехватка средств для финансирования расходов бюджета являются основной причиной возникновения государственного долга области. Для компенсации недостающих сумм Правительство области прибегает к привлечению кредитов и предоставлению гарантий. В результате образуется государственный долг области, который увеличивается с каждым годом и к 2010 г. согласно закону о бюджете на 2009 г. составит   4 млрд. 628 млн. руб. /21/.

Губернатор Амурской области Олег Кожемяко утвердил план мероприятий по преодолению негативных последствий глобального финансового кризиса.

В плане более 30 мероприятий, затрагивающих различные сферы деятельности. Ежемесячно будет проводиться мониторинг социально-экономической ситуации в Приамурье, условий кредитования хозяйствующих субъектов области, в том числе стратегических предприятий. Антикризисный план включает в себя разработку механизмов оказания господдержки предприятиям. В том числе минэкономразвития области прорабатывается вопрос о снижении ставок по упрощенной системе налогообложения с 15 до 5%, изучается возможность создания и развития обществ взаимного кредитования, гарантирования и страховых объединений предпринимателей. Также проводятся мероприятия по замещению импорта российскими товарами, насыщения торговой сети Амурской области продукцией местных производителей. Кроме того, в 2009 г. в Амурской области будет создана Корпорация развития.

Работа по реализации мероприятий, направленных на повышение устойчивости развития экономики области, проводится по трем основным направлениям. Это организационные мероприятия, меры по социальной поддержке граждан и государственная поддержка реального сектора экономики.

Под председательством губернатора создана рабочая группа по повышению устойчивости социально-экономического развития Амурской области, которой в еженедельном режиме рассматриваются показатели развития социально-экономической ситуации в области, анализ деятельности стратегических хозяйствующих субъектов области. Ведется разработка направлений, форм и инструментов государственного регулирования, эффективно обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие области.

В целях организации работы по трудоустройству и профессиональной переподготовке высвобождающихся работников правительством РФ одобрена программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2009 году. Общий объем финансирования программы в 2009 году составит 154 млн. рублей. К общественным работам, временному трудоустройству планируется привлечь 7.100 участников, в том числе 660 выпускников ПТУ.

Информация о работе Управление долгом Амурской области