Управление долгом Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 13:36, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что на данный момент осуществляется реализация программы реформирования региональных и муниципальных финансов области. Согласно данной программе реформированию подлежат и некоторые аспекты долговой политики области. Первый этап реформы уже завершен, его результатом в области управления субфедеральным долгом стало разработка и принятие методики планирования долговых обязательств. Одной из проблем в этой области является реализация второго этапа, то есть применение разработанной методики на практике.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы заемной деятельности субъекта Российской Федерации на примере Амурской области.
1.1 Законодательное регулирование заемной деятельности субъекта РФ.
1.2 Характеристика долговых обязательств субъектов Дальнего Востока.
1.3 Опыт управления государственным (региональным) долгом в России.
1.3.1 Концепция управления государственным долгом г. Санкт-Петербурга.
1.3.2 Системы управления государственным долгом Республики
Башкортостан.
1.4 Зарубежный опыт субнациональных заимствований и управления субнациональным долгом.
1.4.1 Национальное казначейское управляющее агентство Ирландии.
1.4.2 Финское агентство муниципальных заимствований.
2 Анализ заемной деятельности Амурской области за 2005 – 2008 гг.
2.1 Социально – экономическая характеристика Амурской области.
2.2 Анализ государственного долга Амурской области за 2005 – 2008 гг.
2.2.1 Анализ динамики и структуры государственного долга области.
2.2.2 Анализ структуры государственного долга области по формам долговых обязательств.
2.2.3 Анализ структуры государственного долга области по кредиторам.
2.2.4 Анализ структуры государственного долга области по срокам исполнения обязательств.
2.2.5 Анализ расходов на обслуживание государственного долга Амурской области.
2.2.6 Анализ государственных гарантий, предоставленных Правительством Амурской области.
2.2.7 Анализ государственного долга области по банковским кредитам.
3 Основные направления формирования заемной системы территориального органа на перспективу.
3.1 Современные проблемы управления государственным долгом.
3.2 Развитие заемной деятельности субъектов РФ по новой редакции БКРФ.
3.3 Предложения по совершенствованию управления государственным
долгом Амурской области.
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Оленчук Управление госдолгом Амурской области .doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Одним из факторов, способствовавших успешной деятельности Агентства, явилось то, что оно имело возможность привлекать в качестве экспертов в различных областях специалистов, работавших на фондовом рынке. В 1990 г. около половины сотрудников агентства имели предыдущий опыт работы в банковском секторе, юриспруденции, в области риск-менеджмента и финансов. Тем не менее, все это никак не отразилось на политическом статусе учреждения, поскольку генеральный исполнительный директор Агентства (несмотря на предоставленную ему абсолютную свободу в ведении всех рабочих операций) подчиняется напрямую министру финансов, а также отчитывается перед различными парламентскими комиссиями и дает разъяснения по осуществляемым им действиям. Таким образом, Агентство придерживается строгой отчетности.

В рамках такой структуры одной из важнейших задач является развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг. Такой рынок был частично создан несколько лет тому назад, а появление Агентства способствовало увеличению инвестиционной прозрачности и ликвидности рынка. Проблема с ликвидностью была решена путем увеличения размера облигационных выпусков и сокращения их количества. Результат был получен с помощью операций по выкупу ценных бумаг и программ по обмену облигаций. Государственный долг Ирландии составляет около 36 - 38 млрд. евро, 5 выпусков торгуются через электронные системы.

С созданием зоны евро для Ирландии произошли большие изменения. Однако ликвидность ирландского рынка не может сравниваться с рынками Франции и Германии. Тем не менее, стране необходим ликвидный рынок, поскольку именно на этом делается акцент при работе с инвесторами, которые будут инвестировать лишь в том случае, если ставки будут для них приемлемыми, а рынок - ликвидным.

Улучшению ситуации на рынке также способствовало создание института маркет-мейкеров, который практикуется в большинстве стран: некоторые банки обязуются отслеживать тенденции рынка облигаций с учетом определенного размера процентных ставок в течение минимум 1 мес., а взамен им предоставляются особые права на приобретение облигаций. Банки не являются андеррайтерами в традиционном смысле, фактически они приобретают облигации и держат их в своем распоряжении. По своему усмотрению они могут продать их на вторичном рынке и получить свою маржу - только их желание и способность осуществлять эти действия являются причиной, по которой им предоставляются особые права при приобретении облигаций.

Рынок предъявляет к Агентству единственное требование, а именно: действия должны быть предсказуемыми и Агентство должно иметь четкую программу выпуска облигационных займов. Это находит выражение в форме предварительного графика выпусков, который публикуется в начале года и постоянно актуализируется.

Одно из важнейших условий для инвестора - экономическая ситуация в стране. В этой области тоже можно многого достичь при помощи улучшения ситуации на рынке. Если экономика страны приемлема для инвестора и считается разумной, стоимость заимствований снижается. В течение последних 10 лет наблюдается устойчивый экономический рост, результатом чего стало снижение соотношения объема долга к объему ВНП - на настоящий момент оно составляет 32 %. Сегодня у Ирландии самый высокий кредитный рейтинг - ААА, что также способствует успешной работе на фондовом рынке /12/.

С точки зрения управления долгом все достижения - снижение дефицита бюджета, экономия, небольшой объем облигационных займов, поддержание ликвидности на хорошем уровне - результат постоянной работы. До создания Агентства, когда Ирландия осуществляла объемные заимствования на внешних рынках (поскольку внутренний рынок не мог обеспечить страну средствами в нужном объеме), она платила на 5-6 % больше по займам, чем, например, Германия или Франция. В настоящий момент в результате перехода на евро и реструктуризации на рынке страна может заимствовать под такие же проценты, как лидеры Евросоюза.

Подобные Агентства были созданы также в Швеции, Дании.

 

1.4.2 Финское агентство муниципальных  заимствований. 

В Финляндии сами муниципалитеты являются гарантами своего долгового агентства.

Финские муниципалитеты в соответствии с Конституцией страны обладают неограниченными правами устанавливать местные налоги на своей территории. В среднем местные налоги составляют 18 % от доходов налогоплательщиков и дают до 40 % всех доходов муниципалитетов. Одновременно с этим в Финляндии существует традиционно сильное регулирование деятельности муниципалитетов со стороны государства. От 65 до 70 % всех расходов муниципалитетов определяются и финансируются Правительством Финляндии. В стране действуют жесткие правила бухгалтерского учета и отчетности со стороны муниципалитетов, и вся информация по этим вопросам является общедоступной.

Структура расходов муниципальных бюджетов в Финляндии следующая: социальное обеспечение и медицинское обслуживание (45 %), образование (25 %), текущие расходы и инвестиции (20 %), обслуживание долга (10 %) (Рисунок 1.1). В структуре доходов доминируют налоги (50 %), гранты со стороны правительства (15 %), реализация муниципальных услуг населению (26 %). Займы дали только 3 % доходов муниципалитетов (Рисунок 1.2). Каждый муниципалитет самостоятельно определяет уровень заимствований и выбирает их источник путем конкурентного отбора среди финансовых институтов.

 

Рисунок 1.1 - Структура расходов муниципальных бюджетов в Финляндии

 

Рисунок 1.2 - Структура доходов муниципальных бюджетов в Финляндии

 

За всю историю независимой Финляндии не было ни одного случая дефолта муниципалитетов по своим долгам, уровень консолидированной муниципальной задолженности стабильный и низкий и составляет в разные периоды от 3 до 7 % ВВП Финляндии. В настоящее время наибольший объем финансирования муниципалитетов осуществляется специальным агентством, которое в конкурентной борьбе успешно оттеснило коммерческие банки от кредитования муниципального сектора /8, с. 48 - 51/.

Финское агентство муниципальных заимствований (Municipality Finance PLC, MuniFin) возникло в форме банковского кредитного института, который полностью принадлежал Пенсионному институту местного самоуправления (Local Government Pensions Institution) - специальному юридическому лицу, управляющему пенсионными накоплениями всего финского муниципального сектора. Все займы, размещаемые Агентством, гарантируются Муниципальным гарантийным советом (Municipal Guarantee Board), членами которого являются 424 муниципалитета, охватывающие 98 % населения Финляндии.

MuniFin был создан в 1989 г. Пенсионным  институтом местного самоуправления  в целях предоставления муниципалитетам  дешевого финансирования. В 2001 г. через слияние с организацией Municipal Housing Finance изменилась структура собственности Агентства. Его совладельцами (57,5 %) стали 257 местных органов власти и организаций, контролируемых ими. Агентство существует в форме бесприбыльной организации, целью которой является обеспечение финансирования своих членов через размещение облигационных займов на внутреннем и внешнем финансовых рынках, а также предоставление им банковских услуг (за исключением приема депозитов от частных лиц). Агентство начало предоставление кредитов муниципалитетам в 1991 г. и к концу 1997 г. выдало, таким образом, 7 млрд финских марок (30 % всего рынка муниципального кредитования). Агентство активно управляет свободными денежными средствами муниципалитетов на финансовых рынках и взимает за это соответствующие комиссии.

Быстрый рост активности MuniFin привел к необходимости создания специального института, гарантирующего все облигационные займы Агентства. Такой институт был создан в июле 1996 г. в виде Муниципального гарантийного совета. Все 424 муниципалитета - члены гарантийного совета совместно отвечают по обязательствам Агентства. Совет предоставляет гарантии MuniFin и в обмен получает в качестве обеспечения конкретные кредиты, предоставленные агентством конкретным муниципалитетам. В случае невыплаты кредита гарантийный совет по закону, регулирующему его деятельность, имеет право во внесудебном порядке списывать денежные средства с «проштрафившегося» муниципалитета /10/.

Законодательство и правила внутреннего регулирования MuniFin разрешают выдачу кредитов только при строгом соответствии (срок, процентные ставки, валюта кредитования) их условиям собственных облигационных займов, которые используются в качестве конкретных источников финансирования данных кредитов. Это позволяет Агентству успешно минимизировать риски. До настоящего момента не было случаев невозврата кредитов муниципалитетами Агентству или случаев неплатежеспособности самого Агентства (информация предоставлена Municipality Finance PLC).

Агентство предоставило финским муниципалитетам займы на 4,6 млрд. евро и является основным кредитором органов местной власти в Финляндии с долей рынка в 30 %. Агентство выпустило международные займы на сумму в 4 млрд. евро и займы внутри страны на 500 млн. евро.

 

2 Анализ заемной деятельности Амурской области за 2006 – 2008 гг.

2.1 Социально – экономическая характеристика Амурской области.

Амурская область расположена на юго-востоке Российской Федерации и входит в состав Дальневосточного федерального округа. Это один из крупных субъектов РФ, граничит на севере с Республикой Саха (Якутия), на западе - с Читинской областью, на востоке - с Хабаровским краем и Еврейской автономной областью, на юге - с Китаем. Протяженность границ с Китаем составляет 1243 км.

Расстояние от областного центра до Москвы по железной дороге - 7985 км, по воздуху - 6480 км.

Область уникальна по своим природным богатствам: здесь находятся большие залежи разнообразных полезных ископаемых, по ее территории протекают крупные многоводные реки, она обладает большими запасами древесины и охотничье-промысловыми животными, бескрайними полями с плодородными почвами.

По ее территории несут свои воды Амур и Зея, на которой построена Зейская ГЭС - первенец дальневосточной гидроэнергетики; на другой реке, Бурее, начала действовать еще более мощная Бурейская ГЭС. Область является "житницей" Дальнего Востока, на ее полях возделывают ценную культуру сою.

Удивительны отличительные особенности природы, заключающиеся, прежде всего в ее контрастности: на севере - горный рельеф и быстрые горные реки, суровый и холодный климат, мерзлотно-таежные почвы, преобладание растительного и животного мира таежных лесов; на юге - равнинный рельеф и более мягкий климат - холодная зима, но теплое и даже жаркое лето, многоводные реки с плавным течением, наличие плодородных почв, так называемых "амурских черноземов", преобладание растительного и животного мира лесостепных пространств.

Другая особенность природы состоит в неповторимых и даже экзотических ее чертах - в удивительном смешении растительного и животного мира севера и юга/ 19/.

Площадь области - 361,9 тыс. км2. Численность постоянного населения, из которого 65% городское, составляет на 1 января 2009 года 870 тыс. человек /20/.

В состав Амурской области входят 9 городских округов и 20 муниципальных районов. В их составе 7 городов областного подчинения, 2 города районного подчинения, 21 поселок городского типа, 599 сельских населенных пунктов.

Административный и культурный центр области – город Благовещенск с численность населения – 217,5 тыс. человек. Наиболее крупные города: г. Белогорск с населением 67,7 тыс. чел., г. Свободный - 61,6 тыс., г. Тында – 39,0 тыс., г. Зея – 27,3 тысяч.

К особенностям природного потенциала региона следует отнести:

- наличие около 38% сельскохозяйственных угодий Дальнего Востока, что позволяет при определенных экономических условиях производить зерновые культуры, сою, картофель, овощи, заниматься свиноводством, птицеводством и пчеловодством. На севере области распространено оленеводство и пушной промысел;

- 64 % территории области покрыто  лесами. Сырьевой потенциал области  по запасам древесины составляет  около 1,9 млрд. куб. м, расчетная лесосека, пригодная для хозяйственного  освоения, достигает 9,9 млн. куб.м.;

- потенциальные запасы минерального сырья в области оцениваются в 400 млрд. долларов. Основу горнодобывающей промышленности составляют добыча золота, угля и строительных материалов. При этом область богата залежами железных и титановых руд, цветных металлов, алюмосиликатного сырья, цеолитов, каолина;

- регион также располагает значительным  энергетическим потенциалом. На  его базе функционируют Зейская ГЭС и Бурейская ГЭС;

- географическое положение области  способствует сохранению сервисной  ориентации экономики. Здесь проходит  Транссиб с БАМом, ведется строительство автомобильной дороги Чита – Хабаровск, имеются водные и воздушные транспортные магистрали, связывающие Дальний Восток и европейскую части России. Планируется строительство единой нефтепроводной системы по маршруту: г. Тайшет (Иркутская область), Алдан (Республика Саха (Якутия), г. Сковородино (Амурская область) с выходом в район г. Находка (Приморский край).

Экономика Амурской области продолжает сохранять приобретенные в последние годы положительные тенденции.

Так, валовой региональный продукт в 2005 году, по оценке, превысил 80 млрд. рублей. За последние пять лет его суммарный объем в текущих ценах увеличился более чем в 2 раза. В 2 раза он увеличился и в расчете на одного работника, занятого в экономике области.

Информация о работе Управление долгом Амурской области