Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:44, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является - раскрыть экономическое содержание понятия «государственный долг», систему управления государственным долгом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Сущность и значение государственного долга………………………………..4
2.Управление государственным долгом………………………………………..8
3.Способы сокращения долговой зависимости………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованных источников…………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по Бюдж праву.docx

— 37.99 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Восточно-Сибирский Государственный  Университет

Технологий и Управления

Институт экономики и  права

Экономический факультет

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине «Бюджетное право»

 

на тему: Управление государственным долгом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка гр.550-2  Цырендылыкова О.Б.

                                                           Проверил: Протасов Р.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2013

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Сущность и значение государственного долга………………………………..4

2.Управление государственным долгом………………………………………..8

3.Способы сокращения долговой зависимости………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованных источников…………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы уделяется  большое внимание растущему государственному долгу. Быстро растущая задолженность  государства перед внутренними  и внешними кредиторами служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков.

Неблагоприятная динамика государственного долга, вызванная огромными расходами  на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки  зрения размере бюджетного дефицита, заставила многих экономистов заняться углубленным исследованием и  поиском решений проблемы, возникшей  в финансовой системе нашей страны.

Действительно, непогашенный государственный  долг является одним из препятствий  для нормального экономического развития страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической  категории. В проблеме государственного долга можно выделить следующие  основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга  на развитие экономики страны.

Управление государственным долгом является одним из наиболее важных элементов государственной политики.

Сегодня проблема государственного внешнего долга благополучно разрешается. Россия рассчиталась со своим крупным внешним  заемщиком - Парижским клубом кредиторов. Но вот с государственным внутренним долгом дела обстоят намного хуже. Его объемы с каждым годом растут все стремительнее.

Целью данной работы является - раскрыть экономическое содержание понятия  «государственный долг», систему управления государственным долгом.

 

 

 

  1. Сущность и значение государственного долга

Государственный долг-это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. Он связан с использованием государственных займов в качество одной из форм привлечения денежных ресурсов с целью обеспечения экономического развития страны и решения назревших социальных проблем. 

В соответствии со ст.97 Бюджетного кодекса  РФ государственный долг – это  долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных  заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса. 
  Он полностью и без условий обеспечивается всем, находящимся в Федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну и подлежит погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Государственный долг возникает в  определенный момент функционирования государства, когда его расходы  начинают превышать доходы, т.е. бюджетный  дефицит становится хроническим  явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения  государственных займов и выплаты  процентов по ним является сфера  бюджета.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по: 

1) кредитам, привлеченным  от имени Российской Федерации  как заемщика от кредитных  организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным  кредитам (заимствованиям) международных  финансовых организаций, иных  субъектов международного права,  иностранных юридических лиц; 

2) государственным ценным  бумагам, выпущенным от имени  Российской Федерации; 

3) бюджетным кредитам, привлеченным  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации; 

4) государственным гарантиям  Российской Федерации; 

5)иным долговым обязательствам

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть:

  • краткосрочными (менее одного года),
  • среднесрочными (от одного года до пяти лет)
  • долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий  выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты  и размера процентных платежей, срока  обращения.

Очевидно, что государство может  и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах  и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к  государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических  лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как  правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся  экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в  том числе государственных.

Однако государственный долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы наблюдали совсем недавно в переходной экономике России.

Государственный долг делится в  зависимости от рынка заимствований  и валюты возникающих обязательств на:

- внутренний государственный долг;

- внешний государственный долг.

В соответствии с Бюджетным кодексом в объем государственного внутреннего долга России включается основной долг, то есть номинальные суммы долга по государственным ценным бумагам РФ, сумму основного долга по кредитам, полученным РФ, ссудам и бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней, обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и сумма основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Внешний государственный долг – это долг, который возникает в результате размещения займов за рубежом и других форм задолженности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам, а также международным финансовым организациям. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.         

Внутренний государственный долг - это долг, который возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. О размерах государственного долга позволяет судить его доля по отношению к внутреннему валовому продукту или сумме бюджетных расходов. В соответствии с законом РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством РФ; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ; других долговых обязательств, гарантированных правительством РФ.        

 Нарастание внутреннего долга  менее опасно для национальной  экономики по сравнению с ростом  ее внешнего долга. Утечки товаров  и услуг при погашении внутреннего  долга не происходит, однако возникают  определенные изменения в экономической  жизни, последствия которых могут  быть весьма значительны. Это  связано с тем, что погашение  государственного внутреннего долга  приводит к перераспределению  доходов внутри страны.

Государственный долг делится в  зависимости от срока и объема обязательств:

1) капитальный долг (включает все  выпущенные и непогашенные государством  долговые обязательства и гарантированные  им обязательства других лиц,  включая начисленные проценты  по этим обязательствам);

2) текущий государственный долг (состоит из предстоящих платежей  по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает  в отчетном году).

 

 
 

 

 

2. Управление государственным долгом

Управление государственным  долгом - это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение  необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга  по степени риска и стоимости  обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного внутреннего  долга.

Управление государственным  долгом РФ осуществляется Правительством РФ. Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Управление государственным  долгом субъекта РФ осуществляется органом  исполнительной власти субъекта РФ. Государственный  долг субъекта РФ - это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности  субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Управление муниципальным  долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. Муниципальный  долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным  имуществом, составляющим муниципальную  казну.

Российская Федерация  не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных  образований, если указанные обязательства  не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования  не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства  не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

Размер государственного долга считается приемлемым, если имеются источники погашения как основного долга, так и процентов по нему.

К источникам погашения основной суммы долга относятся размер валового внутреннего продукта, уровень  экспорта товаров и услуг и  золотовалютные резервы государства. К источникам обслуживания долга (выплаты процентов) относятся налоговые доходы и уровень монетизации экономики.

При оценке обеспеченности государственного внешнего долга используют такие показатели, как соотношение  размера внешнего долга и объема экспорта товаров и услуг; соотношение  размера внешнего долга и ВВП; соотношение размера платежей в  порядке обслуживания долга и  объема экспорта товаров и услуг.

Для оценки обеспеченности внутреннего долга его сопоставляют с доходами бюджета, поступающими в  денежной форме, и уровнем монетизации  экономики.

Следует учитывать степень  приближения к "границе опасности", за пределами которой наступает  риск невыполнения обязательств. Считается  недопустимым превышение внешнего долга  над ВВП на 50%. В других источниках - 80% , в России - 65%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Способы сокращения долговой зависимости

Долговая политика страны представляет собой систему мер  государства по поддержанию необходимого и приемлемого для финансов страны размеров долга и расходов по его обслуживанию.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Могут  также использоваться методы реструктуризации и рефинансирования государственного долга. Для достижения эффективности  государственного кредита используют также такие меры управления государственным  долгом, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному  соотношению, отсрочка погашения и  аннулирование займов. Они предназначены  для ослабления долгового бремени  на государственный бюджет.

Информация о работе Управление государственным долгом