Шпаргалка по ""Психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:53, шпаргалка

Краткое описание

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен спец.психология.docx

— 83.71 Кб (Скачать файл)

Так, у детей с ЗПР специалисты  отмечают низкий уровень развития восприятия по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Таким детям требуется  гораздо больше времени на прием  и переработку сенсорной информации, что приводит к огра­ниченности и фрагментарности знаний об окружающее мире. Они не всегда узнают и зачастую смешивают сходные по начертанию буквы, цифры, слова, а похожие предметы воспринимаются ими как одинаковые. Пространственные представления у детей с ЗПР тоже недостаточно сформированы, им сложно ориентироваться в пространстве. Это затрудняет освоение геометрического материала, работу на уроках изобразительного искусства, ручного труда.

Внимание детей с ЗПР характеризуется  неустойчивостью, низкой концентрацией  и затрудненным переключением с  одного объекта на другой. Они с  трудом переходит от одной формы  деятельности к другой, не способны распределять и концентрировать  внимание в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии  одновременно действующих речевых  раздражителей. Часто неустойчивость внимания ',и снижение работоспособности у детей с ЗПР имеет индивидуальные фор«ы проявлйЖяОВ развитии памяти тоже наблюдаются явные отклонения. Сохранность непроизвольной памяти преобладает над произвольной, причем материал очень часто воспроизводится в искаженном виде. У детей низкий уровень самоконтроля при заучивании и воспроизведении материала. С большим трудом происходит овладение сложными видами памяти.

Специалисты в характеристике детей  с ЗПР центральное место отводят  своеобразию развития познавательной деятельности. При поступлении в  школу у детей с ЗПР мыслительные операции не сформированы на словесно-логическом уровне. Наиболее до­ступные задания для них - задания на аналогии, особенно в том случае, если им предложен образец или они обладают определенным житейским опытом в этой области. Все мыслительные процессы отличаются инертностью. Особенно это проявляется при решении задач, требующих самостоятельного поиска способа решения. Деятельность детей с ЗПР отличается общей неорганизованностью, недостаточной целенаправленностью, низкой активностью.

Потребности в общении у этой группы значительно снижена. Это касается общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Они не стремятся обратить за помощью ко взрослому, даже если испытывают сильные затруднения, зачастую просто оставляют ее. Им не важна оценка их действий в развернутой форме, и достаточно услышать просто похвалу и т. п. Контакты детей с ЗПР со сверстниками отличаются простотой и малой продуктивностью. Все это свидетельствует о социальной незрелости детей с задержкой психического развития.

31. ИСКАЖЕННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ(ПОНЯТИЕ СИНДРОМА РДА,ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ)

Аутизм как симптом встречается  при довольно большом количестве психических расстройств, однако в  некоторых случаях он проявляется  довольно рано -в первый год жизни, занимает ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на последующее психическое развитие ребенка. В этом случае говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), особом варианте нарушения психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются ускоренно, тогда как другие - патологически замедленно. При аутичном расстройстве личности, как правило, отмечаются качественные нарушения в сфере социального взаимодействия и ограниченные повто­ряющиеся стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

Частота встречаемости аутизма  за последние годы составляет 15-20 случаев  на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков  встречается в 4 раза чаще, чем у  девочек. В ходе исследований было выявлено, что частота аутизма с течением времени имеет явную тенденцию к росту и не зависит от национального, расового и других факторов. Это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер РДА как тяжелого психического расстройства. Аутизм встречается гораздо чаще, чем слепота и глухота вместе взятые, данные статистики о распространенности этого заболевания не всегда однозначны. Причины аутизма до конца не выяснены. Общепризнанной считается большая роль генетических факторов в этиологии РДА. Механизм наследования аутизма тоже до конца не ясен. Ясно одно, что он не моногенный, т. е. развитие РДА зависит не от одного, а от группы генов. Это означает, что генный комплекс обеспечивает передачу не самой патологии, а лишь предрасположенности к ее развитию и реализуется лишь при наличии «провоцирующего» фактора, который может быть как экзогенного, так и эндогенного происхождения. К экзогенным факторам относятся инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы; к эндогенным- конституциональные особенности, возрастной кризис и др. Эта точка зрения лучше других позволяет объяснить большое клиническое многообразие РДА.

Более 50 лет в связи с этиологией аутизма рассматривается органическое поражение центральной нервной  системы. Как показывают исследования, у большинства детей с диагнозом  РДА обнаруживаются признаки органического  поражения ЦНС, однако их происхождение  установить довольно сложно. В рамках психоаналитического подхода а США и Западной Европе рассматривается психогенный фактор. В отечественной литературе есть указания на то, что психогенный аутизм возможен, но четких характе­ристик этих форм нет. По современным представлениям психогенный фактор может:

1)            быть манифестным для всех форм РДА;

2)            служить причиной вторичной аутизации при сенсорных дефектах и других вариантах депривацион-ного психического развития;

3)             вносить вклад в формирование  третичных образований РДА при  достаточном уровне интеллекта  и самосознания.

16. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА

К категории слабослышащих относятся  дети, слух у которых снижен, но на его основе возможно самостоятельное  развитие речи. У слабослышащего ребенка происходит частичное нарушение деятельности одного из самых существенных анализаторов, этим он значительно отличается от нормально развивающегося ребенка. Психическое развитие такой группы детей протекает с отклонениями от нормы. Физический недостаток (нарушение деятельности слухового анализатора) приводит к нарушению многих функций и сторон психики, определяющих ход дальнейшего развития ребенка, у которого зачатки речи только сформировались, а мышление в своем развитии не продвинулось от наглядно-образного к словесно-абстрактному. Нарушенным становится взаимодействие слухового анализатора с речедвигательным. Это мешает нормальному становлению речевых механизмов, при дальнейшем развитии приводит к недоразвитию речевой деятельности и препятствует формированию речи.

У категории детей с нарушением слуха и вследствие этого с  речевым недоразвитием изменяется ход общего развития. Речевое недоразвитие - это вторичный дефект, который  возникает и существует как функциональный на фоне аномального развития психики  в целом. Это становится главной  сложностью социального взаимодействия слабослышащего ребенка. Зачастую создается  неправильное впечатление, что слабослышащий  ребенок может полностью понимать I речь. Когда же становится ясным, что  ребенок не ' понимает смысла сказанного, это расценивается какс «^интеллектуальная недостаточность. Конечно, на развитие познавательной деятельности накладывается отпечаток основного дефекта, выражающийся в бедности речевого запаса и искаженном характере речи. У этой категории детей часто обнаруживаются следующие особенности:

1)            недостатки произношения;

2)           ограниченный  запас слов;

3)             недостаточное усвоение звукового  состава слова, которое находит  свое отражение не только в  неточностях произношения, ной в  ошибках при написании слов;

4)            неточное понимание и неправильное  употребление слов и понятий;

5)             нарушения грамматического строя  речи;

6)            ограниченное понимание как устной речи, так и читаемого текста;

7)            сниженный запас сведений и  представлений об окружающем  мире;

8)            расстройства эмоционально-волевой  сферы, проявляющиеся в заторможенности,  излишней робости, застенчивости,  нежелании отстаивать свои интересы, идти на контакт с окружающими.

У детей с нарушениями слуха  возникают проблемы общения как  со взрослыми, так и со сверстниками. Далеко не все дети умеют на должном уровне пользоваться жестовой речью или читать с губ. Они с трудом идут на контакт, особенно со взрослым человеком. Поэтому речь педагога или родителя должна быть не быстрой, размеренной, состоять при этом из коротких и ясных предложений. Очень помогает таким детям выразительная эмоциональная речь с использованием жестов, мимики, особой интонации, а общий эмоциональный фон должен быть мягким и благожелательным, вызывать у ребенка с нарушением слуха желание общаться и сотрудничать.

 19. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

По степени нарушения зрения различают больных с абсолютной слепотой на оба глаза и больных, у которых имеются светооощущение или остаточное зрение. При абсолютной (тотальной) слепоте полностью утрачиваются зрительные восприятия, а остаточное зрение позволяет воспринимать свет, цвет, силуэты, контуры предметов. Таким образом, слепыми или незрячими называют подкатегорию лиц с нарушением зрения, у которых полностью отсутствую зрительные ощущения, имеются светоощущение или остаточное зрение, и, кроме того, лиц с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения с остротой зре­ния до 0,08. Большое значение имеет время наступления слепоты. Чем раньше произошло нарушение зрения, тем большее влияние на развитие ребенка оказывают вторичные дефекты. Категория слепых детей отличается своеобразием в психофизическом развитии. Вообще психофизическое развитие слепых детей имеет те же закономерности, что и развитие детей с нормальным зрением, но отсутствие ряда зрительных образов, визуальной ориентировки не может не сказываться на социальном опыте ребенка, его понимании окружающего мира.

Потеря зрения, анализатора, поставляющего  наибольшую часть информации о мире, формирует своеобразие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы ребенка, его характера в целом. В первые месяцы жизни слепой ребенок пассивен в своих реакциях и попытках изучения окружающих предметах, «комплекс оживления» у него отсутствует. Поэтому уже в этом возрасте необходимо стимулировать познание |мира другими способами, искать оптимальный для данного ребенка компенсаторный путь,-иначе окна всю жизнь останется в социальном тупике. Так как зрение в значительной степени управляет развитием моторики и обусловливает общение с окружающими, то крайне необходимо стимулировать функциональное развитие разных органов чувств. Только при условии грамотно построенной работы родителей и тифлопедагогов с ребенком можно скорректировать отклонение в развитии ребенка.

У слепых детей отмечаются трудности  в игре и много-численные бытовые проблемы, которые зачастую вызывают сложные переживания и негативные реакции. Игровая деятельность слепых детей бедна, для игры они часто используют неподходящие предметы. Большое значение имеет обучение ребенка игре, правильному взаимодействию с окружающими. Ведущую роль при этом играет голос, его звуковая окраска, так как слепые не способны видеть невербальное сопровождение речи. Неправильное воспитание ребенка в семье приводит к тому, что он не способен к самообслуживанию, эгоцентричен, требователен и капризен. Родителям необходимо сделать все возможное, чтобы слепой ребенок как можно меньше зависел от взрослых и мог вступать в нормальные социальные контакты с ровесниками. При малейших трудностях в процессе обучения он может проявлять негативные реакции по отношению как к педагогу, так и к сверстникам или замыкаться в себе. В связи с наличием дефекта у слепого ребенка резко сужен контакт с другими детьми и со взрослыми. Но чтобы адекватно понять реальную действительность, слепым детям необходим большой конкретный опыт.

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

К слабовидящим относят категорию  лиц с нарушениями зрения, острота  зрения которых составляет от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с  коррекций обычными очками. У этой группы детей зрение остается ведущим анализатором, однако зрительное восприятие сохранено лишь частично и не является полноценным. У них нарушено цветоощущение, а цветовые характеристики воспринимаемого оттенка слишком бедны. Обзор окружающей действительности сужен и неточен. В связи с этим зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. У слабовидящих детей при наличии косоглазия затруднено бинокулярное зрение. При резко выраженной дальнозоркости или близорукости ребенок не способен выделить признаков, необходимых для характеристики предмета. Остаточное зрение слабовидящего ребенка оказывает существен­ное влияние на его дальнейшее развитие, формирование познавательной, игровой, трудовой деятельности и всей личности в целом. Поэтому необходимо прилагать максимальные усилия для его сохранения, т. е. нужны регулярная диагностика, консультирование у офтальмолога, психолога, тифлопедагога.

При воспитании слабовидящего ребенка  в семье необходимо создать условия, соответствующие его возможностям. При общении со слабовидящим ребенком необходимо комментировать свои действия, чтобы он приучался соотносить название совершаемых действий с их словесным  обозначением. Создание неоправданной  опеки или чрезмерно щадящего режима может отрицательно сказаться  на характере ,

Информация о работе Шпаргалка по ""Психологии