Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:57, шпаргалка

Краткое описание

1. Перечислите и прокомментируйте слагаемые педагогического мастерства педагога.
2. Как соотносятся между собой мастерство и творчество педагога? Найдите взаимосвязь между ними
3. Раскройте смысл индивидуального стиля преподавателя

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену_Психология.docx

— 80.28 Кб (Скачать файл)

1. Перечислите и прокомментируйте  слагаемые педагогического мастерства  педагога.

 

Успешность  либо неспешность воздействий в  процессе воспитания определяется степенью педагогического мастерства воспитателя, которое проявляется в высоком  уровне развития знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств  личности, обеспечивающих успех.

Раскрывая сущность школьного педагога как субъекта воспитания необходимо вести речь о  слагаемых педагогического мастерства. В педагогике принято рассматривать  три основных элемента его.

Первый —  знания: прежде всего своего предмета и смежных с ним дисциплин (тезаурус учителя должен быть значительно  выше тезауруса учащихся, что особенно актуально в специализированных школах); широкая общая эрудиция (школьники любят общаться с интересными  педагогами, в своих знаниях выходящими за пределы преподаваемого предмета), в области своего и ученических  «хобби», то есть творческого занятия, котороё-то и порождает состояние  одухотворенности, вдохновения.

Второй элемент  педагогического мастерства — это  профессионально-педагогические знания, умения и навыки: развитое педагогическое мышление, позволяющее дать педагогическую оценку любым явлениям жизни, спроецировать  и -осуществить наиболее эффективные педагогические способности (дидактические, организаторские, коммуникативные, речевые, перцептивные, авторитарные, распределительные и т.д.); овладение педагогической технологией организации воспитательного процесса и педагогической техникой воздействия на учащихся, навыки изучения учащихся и классного коллектива; создание «педагогической копилки» (картотеки форм воспитательной работы, методической литературы, содержательного материала, интересного и оригинального опыта воспитания школьников, авторские концепции и т.д.), развитие «искусства любить детей».

И наконец, третьим  элементом педагогического мастерства являются личностные качества школьного  педагога. Основные группы их: качества, связанные с личной жизненной  и педагогической позицией; отношение  к жизни, к людям вообще, к детям, к коллегам, к своей работе, к  ценностям культуры; принципиальная и выразительная нравственная позиция (критерий ее — добро); эстетическая выразительность (лицо, прическа, физиогномическая маска, одежда, интерьер дома и в классе, осанка, манеры поведения), при этом важно, что 'люблю в поэзии, музыке, живописи, архитектуре, театре.., как отстаивать свою позицию. К личностным качествам относится исповедование педагогом здорового образа жизни, т.е. постоянное усовершенствование и развитие триединства «тело + душа + разум»; владение темпераментом и постоянное, систематическое развитие своего характера, т.е. активное самоусовершенствование: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было» (Л.Н. Толстой). Причем речь должна идти о собственной программе самопознания и самовоспитания, в которой очень важно обратить внимание на развитие педагогического мышления, речевой культуры, умения ходить, реагировать на трудные ситуации, кокетство (умение нравиться детям и заинтересовать собой...), выразительность, проявление великодушия, педагогическое счастье...

 

 

 

 

 

 

2. Как соотносятся между собой  мастерство и творчество педагога? Найдите взаимосвязь между ними

Педагогическая  деятельность имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Специфику работы учителя можно  оценить, определив уровень его  творческого отношения к своей  деятельности, а также его мастерства.

Педагогическое  мастерство – это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые  обусловливают высокую результативность педагогического процесса.

К составляющим педагогического мастерства относятся  специальные знания, умения, навыки и привычки, которые обусловливают  чистое владение основными приемами того или иного вида деятельности. В мастерстве педагога выделяют четыре части:

1) мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей;

2) мастерство убеждения;

3) мастерство передачи своих познаний и опыта;

4) мастерство владения педагогической техникой.

Согласно Н. Н. Тарасевичу педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональной деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника.

Ядром педагогического  мастерства является совокупность знаний и установок личности. Успешность определяется способностями, а общность направленности и результативности – качественным овладением педагогической техникой, т.е. умением найти верный стиль и тон в общении с воспитанниками.

Педагогическое  творчество – это процесс решения  педагогических задач в меняющихся условиях. Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих  находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки.

Педагогическое  творчество охватывает все стороны  педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов.В творческой деятельности в целостности выражаются познавательная, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная составляющие личности.

В область проявления творчества учителя входит решение как педагогических задач, так и коммуникативных, которые служат фоном для педагогической деятельности. Сочетание всех творческих свойств личности педагога определяет ее креативность.

Таким образом, педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей, а также его характеристикой как мастера своего дела.

Таким образом, в любом педагоге должны сочетаться два таких личностный качества как мастерство и творчество. Это определяет педагога как человека знающего свое дело, ориентирующегося в своей деятельности. Творческие качества педагога позволяют ему подходить к своей деятельности с позиций творческого, идейного человека, привносившего в свою каждодневную работу новые идеи, ориентированные на разнообразие уроков. Мастерство неотделимо от творчества — от способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии, короче — конструировать учебно-воспитательный процесс, воплощая замысел в реальность

 

 

 

 

3. Раскройте смысл  индивидуального  стиля преподавателя

 

Важнейшим условием становления профессионального  мастерства учителя является определение индивидуального стиля своей педагогической деятельности, под которым принято понимать обусловленную природными особенностями человека устойчивую систему задач, способов и тактик деятельности, обеспечивающих эффективность его труда. Исследования, проведенные психологами, подтверждают, что индивидуальный стиль деятельности учителя, его самобытный педагогический почерк во многом зависят от природно обусловленных типологических особенностей и некоторых других качеств личности.

Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной  системой, добиваются успехов за счет быстроты, оригинальности и экспромтности решений. Они артистичны, экспрессивны, им присущ высокий уровень готовности к импровизации, непосредственность и выразительность эмоциональных реакций.

Учителя, наделенные сильной, но инертной и уравновешенной нервной системой, тщательно готовят  и взвешивают свои решения, действуют  неторопливо, основательно, обладают большой выдержкой, сдержанны в эмоциональных проявлениях, последовательны и настойчивы.

Педагогическое  мастерство педагогов, наделенных от природы  слабым типом нервной системы, проявляется прежде всего в особой чуткости, вдумчивости в возникающих педагогических ситуациях, способности понять внутренний мир учащихся.

Индивидуальный  стиль деятельности преподавателя  формируется на протяжении не одного года профессиональной деятельности. Каждый преподаватель должен стремиться к своему индивидуальному стилю. Для этого ему необходимо прежде всего знать особенности своего типа нервной системы.

Существует  несколько типов классификации  стилей педагогического обучения.

Например классификация стилей педагогической деятельности предложена Э.Г.Костяшкиным, выделившим в соответствии с доминирующей у каждого педагога профессионально-психологической чертой характера, выражающей наиболее сильные стороны его личности, следующие типы педагогов:

интеллектуальный – характеризуется склонностью к научно-аналитической деятельности, глубокой эрудированностью, научным складом мышления, самостоятельностью оценок. Такой учитель добивается прежде всего успехов в преподавательской деятельности, в индивидуальной работе с учащимися, в руководстве творческими объединениями и клубами;

волевой – отличается высокой требовательностью к себе и к учащимся, настойчивостью, быстрым продвижением к цели, четкостью и организованностью в работе, увлекает учеников своей уверенностью и силой воли;

эмоциональный – высоко эмоционален и лабилен, чутко реагирует на изменения внутреннего состояния учеников и тонко воспринимает эмоциональную жизнь школьника, успешно работает с наиболее трудными детьми, к нему нередко идут ученики со своими раздумьями и бедами. К этому типу принадлежат и учителя, отличающиеся повышенным артистизмом, особой способностью к педагогическому самовыражению и перевоплощению;

организаторский – включает в себя отдельные свойства других типов и является наиболее универсальным. Такой педагог наилучшим образом умеет организовать деятельность детей, успешно помогает самовыражению и самореализации, развитию их способностей в разнообразных творческих делах . 

По мнению автора данной типологии, у учителей младших  классов преобладают эмоциональный и организаторский стили, средних – волевой, старших – интеллектуальный. 

Знание педагогом  своего индивидуального стиля и  опора на него в своей профессиональной деятельности не приведет к успеху без способности его корректировать, достраивать, совершенствовать. Формировать  стиль можно, лишь обогащая свою личность, осознавая и развивая свои наиболее сильные и оригинальные стороны, активизируя педагогическое творчество. Благодаря личностному и профессиональному  саморазвитию и самосовершенствованию педагогам с разными стилями деятельности доступно достижение высокого уровня педагогического мастерства. Тем не менее, индивидуальные различия каждый раз предопределяют особый способ подготовки к педагогическому взаимодействию, своеобразие механизмов и темпа принятия педагогических решений. С этим необходимо считаться как самому педагогу, так и администрации учреждения образования при анализе деятельности учителя, и ни в коем случае не навязывать чуждый ему стиль деятельности.

 

4. Могут ли быть в некотором  противоречии  личностные качества  и профессиональное умение педагога?

Успешность  профессиональной деятельности педагога определяется постановкой целей  и задач воспитательно-образовательной  работы с детьми адекватно современным  запросам, подбором наиболее эффективных  методов и приемов для их реализации, и, главное, достижением тех результатов, которые были запланированы. Качество достигаемых результатов зависит  от личностных характеристик педагога, его педагогических умений, компетентности.

В профессиограмме педагога ведущее место занимает направленность его личности. Это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, профессиональное самосознание.

Профессиональная  направленность характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, духовные потребности и интересы педагога, отношение к педагогическому  труду, стиль педагогического общения. Педагогическое призвание означает склонность к педагогической деятельности, т. е. желание и непосредственное занятие ею. К профессиональной направленности относятся также педагогический долг и ответственность, самоотверженность. Взаимоотношения педагога с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга, составляют сущность педагогического  такта. Тактика поведения состоит  в том, чтобы выбрать соответствующие  стиль и тон, время и место  педагогического действия, и определяется личностными качествами педагога.

Личностные  качества педагога проявляются через  педагогические умения: гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, прогностические и специальные  умения. Таким образом, педагог характеризуется развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

В настоящее время в отечественной  педагогической психологии проблема субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения. Это позволяет прежде всего представить общую структуру субъектных свойств педагога. К личностным качествам педагога, вызывающие трудности в его деятельности можно отнести:

1) отсутствие специальной педагогической  направленности;

2) несоответствие уровня способностей;

3) отсутствие специально-педагогической, методической, социально-психологической, дифференциально-психологической и аутопсихологической компетентности.

Таким образом, мы видим, у воспитателя  могут быть как качества, которые  обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей.

 

5. Определите психологические факторы успешности обучения студентов в процессе обучения

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"