Шпаргалка по ""Психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:53, шпаргалка

Краткое описание

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен спец.психология.docx

— 83.71 Кб (Скачать файл)

ребенка. Он может стать капризным, требовательным, плаксивым, при любой  неудаче замыкаться в себе. У ряда слабовидящих детей отмечаются двигательная расторможенность, неадекватная оценка собственных возможностей, наоборот, у других - пассивность, замкнутость, неуверенность в своих действиях  и поступках. Частые колебания в  настроении могут стать причиной неусидчивости, невнимательности ребенка, что находит свое выражение в  нежелании выполнять предложенные задания. Слабовидящие дети с осторожностью  относятся ко всему новому, неизученному, далеко не во всех случаях идут на контакт  со взрослыми или сверстниками. Уэтой категории детей отмечаются трудности в фиксации взора на объекте, оценке линейных и условных величин, в наблюдении за движущимися объектами. Это происходит из-за нарушения глазодвигательной функции мышц глаза. Целенаправленная коррекционная работа со слабовидящими детьми направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения предметов и явлений с опорой на сохранные анализаторы: слух, обоняние, осязание. В ее процессе у ребенка можно развить некоторые элементы зрительного восприятия: способность видеть предметы вдали и вблизи, различать цвет и форму пред­мета, наблюдать за движущимися предметами, ориентироваться в пространстве и др. Возможность овладения этой категорией детей предметной, игровой, трудовой, профессиональной деятельностью зависит от уровня сформированности пространствен­ного мышлении, наглядно-образных представлений и ориентировки в пространстве.

13. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Для детей с ДЦП характерны специфические  отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений довольно сложен и определяется временем, степенью и локализацией мозгового поражения.

Специфической особенностью познавательной деятельности детей с ДЦП является неравномерный, дисгармонический характер нарушений отдельных психических  функций. У них наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость всех психических  процессов, а также сниженный  запас знаний и представлений  об окружающем мире и самом себе. Это обусловлено следующими причинами: вынужденной изоляцией, ограничением контактов ребенка со сверстниками и взрослыми, затруднением в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности.

По состоянию интеллекта дети с  ДЦП представляют разнородную группу, одни имеют нормальный или близкий  к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у третьих -умственная отсталость. Дети без отклонений в позна­вательной сфере встречаются крайне редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная с органическим поражением мозга и условиями жизни. При ЗПР в результате адекватной коррекционно-пе-дагогической работе дети в умственном развитии часто догоняют сверстников. В случае умственной отсталости нарушения психических функций чаще всего носят тотальный характер. Тяжелая степень умственной отсталости преобладает при двойной гемип-легии и атонически-астатической формах ДЦП.

Для детей с ДЦП характерны и  разнообразные расстройства эмоционально-волевой  сферы. Это проявляется в колебаниях настроения и сочетается с инертностью  эмоциональных реакций. Нарушения  поведения встречаются довольно часто и проявляются в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к  окружающим. У некоторых детей  можно наблюдать состояние полного  безразличия, равнодушного, безучастного отношения к окружающим.

Нарушения личности при ДЦП связаны  с действием биологических, психологических  и социальных факторов. Осознание  собственной неполноценности существенно  влияет на социальную позицию ребенка. Достаточное интеллектуальное развитие детей часто сочетается с отсутствием  уверенности в себе, сниженной  критичности, внушаемости. Личностная незрелость проявляется в наивности  суждений, недостаточной ориентированности 8 бытовых и практических вопросах. Трудность социальной адаптации  способствует формированию робости, застенчивости, неумению постоять за свои интересы, выражается в чувствительности, обидчивости, замкнутости.

Отмечается некоторая зависимость  между формой ДЦП и характерологическими особенностями детей. Дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, глубоко переживают свой физический дефект, а дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию или переоценивают свои возможности.

25. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Количество детей с нарушениями  речи растет с каждым годом. Поэтому  работа логопедов и дефектоло-гов направлена на поиск эффективных форм обучения и воспитания таких детей.В основе разнообразных нарушений речи лежит поражение коры головного мозга на различных этапах развития ребенка (перинатальном, натальном, постнатальном периодах развития). В связи с этим у многих имеются различные двигательные нарушения, такие как нарушение равновесия, координации движений, отсутствие недифференцированное™ артикуляционных движений и моторики рук. Дети быстро утомляются и пресыщаются любым видом деятельности. Утомление накапливается в течение всего дня, а также к концу недели. Оно сказывается не только на умственной деятельности, но и на поведении и самочувствии ребенка. Это может проявляться в виде сильных головных болей, вялости, сонливости, или,напротив, в расстройстве сна и повышенной двигательной активности. Двигательная расторможенность последних выражается в проявлении двигательного беспокойства во время занятий, дети могут вставать с мест, ходить по классу или выбегать в коридор. Во время перемены они возбуждаются, а после с большим трудом сосредоточиваются на материале урока и не выказывают необходимой реакции на замечания со стороны учителя.

Внимание у детей с нарушениями  речи снижено, особенно страдают функции  удерживания внимания на одном объекте  и распределения внимания. Учащиеся с трудом понимают словесные инструкции, не всегда в состоянии комментировать собственные действия. Специалисты  отмечают низкий уровень контроля детей  с нарушениями речи за собственной  деятельностью. Нарушения познавательной деятельности сочетаются с плохой памятью  и низкой умственной работоспособностью. Педагог, обучающий такую группу детей, должен большое внимание уделять  своей речи, так как от этого  зависит качество восприятия учебного материала ребенком. Кроме того, дети с нарушениями речи нуждаются  в особой психологической поддержке  со стороны учителя. Речевые инструкции, которые тяжелы для усвоения учащимися  с этим видом нарушений, должны быть доступными для понимания и выполнения.

Эмоционально-волевая сфера характеризуется  неустойчивостью. Детям свойственны  быстрая смена настроения, иногда даже проявление агрессии, навязчивости, беспокойства. Они не могут спокойно сидеть на уроке, плохо переносят  жару, духоту, длительные поездки в  общественном транспорте, жалуются на головные боли, головокружение, тошноту.

Детям с функциональными отклонениями в состоянии центральной нервной  системы свойственны невротические  реакции и даже в некоторых  случаях расстройства из-за плохой отметки, замечание со стороны учителя, неоднозначное отношение со стороны  одноклассников. Одним свойственны  агрессивное поведение, повышенная возбудимость, в то время как другим- застенчивость, робость, пугливость.

34. ДЕТИ С КОМПЛЕКСНЫМИ ДЕФЕКТАМИ

Под комплексным дефектом понимают сочетание двух или более психофизических  нарушений у одного ребенка. Например, сочетание умственной отсталости и  слепоты, ДЦП и нарушения речи, глухонемота и т. п. В отечественной  дефектологии у этого понятия  по­явилось множество синонимов: сложное нарушение, сложный дефект, комбинированное нарушение и др. По данным последних исследований эта группа детей составляет приблизительно 35-40 % от всего контингента обучающихся в специальных учреждениях. В зависимости от структуры дефекта принято выделять несколько соответствующих труп п.

1.          К ней  относятся дети с двумя выраженными  психофизическими нарушениями, каждое  из которых способно вызвать  отклонение в развитии (например, умственно отсталые глухие дети  и т. п.).

2.           В  эту группу включают детей,  у которых имеется одно ведущее  психофизическое нарушение и  одно сопутствующее ему. Второе  нарушение выражено не так  ярко, но заметно отягощает ход  дальнейшего развития. В таких  случаях специалисты говорят  об осложненном дефекте.

3.           В  эту группу включают детей  с так называемыми множественными  нарушениями. У них имеется  три (или более) нарушения первичного  характера, выраженные в разной  степени, однако приводящие к  серьезным отклонениям в развитии  ребенка. Примером могут послужить  умственно отсталые слабовидящие  глухие дети. К множественным  дефектам относят сочетание у  одного лица ряда небольших  нарушений, которые в свою очередь  тоже оказывают отрицательное  влияние на дальнейшее развитие. Так, например,'при сочетании незначительных нарушений слуха, зрения и моторики, может развиться общее недоразвитие речи.

Огромное значение отводится ранней диагностике комплексных дефектов. Современная медицинская техника  позволяет на ранних этапах развития ребенка диагностировать наличие  нарушений различной степени  выраженности. Отдельное место в  этой системе занимают нейрофизиологические методы исследования. Грамотная и  своевременная постановка диагноза позволяет как можно раньше начать лечение, воспитание и обучение такого ребенка по специально разработанным программам.

По мнению специалистов, занимающихся проблемами комплексных дефектов, психическое  развитие детей при сочетании  двух или более нарушений не является суммой особенностей психического развития при каждом из нарушений. Напротив, они образуют новую сложную структуру  нарушений и требуют индивидуального  психолого-педагогического подхода, который существенно отличается от подходов к другим категориям аномальных детей. Примером этой закономерности может  послужить категория слепо-глухих детей. В результате нарушения слуха и зрения ребенок находится как бы в изоляции от внешнего мира. В связи с этим его психика не получает должного развития, познание окружающего мира резко ограничено, а формирование навыков, норм поведения и возможности общения с другими людьми сильно нарушено. Неудивительно, что некоторые причисляют таких детей к умственно отсталым, хотя в отличие от последних слепоглухие дети обладают значительными потенциальными возможностями умственного развития.

33. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Впервые система помощи лицам с  аутизмом начала формироваться в  США и Западной Европе в середине 60-х гг. XX в. Однако первая в Европе школа для аутичных детей начала функционировать в Дании в 20-х г. XX в, задолго до окончательного формулирования понятия «ранний детский аутизм». Сегодня в методическом плане подходы к коррекции РДА в США, Японии и странах Западной Европы чрезвычайно многообразны, хотя на практике наиболее успешно зарекомендовали себя операитное обучение и программа ТЕАССН.

Оперантное обучение получило широкое распространение в США, Норвегии и ряде арабских стран. Этот метод предполагает создание внешних условий, направленных на формирование желаемого поведения в самых различных аспектах: социально-бытовом развитии, развитии речи, овладении учебными предметами и производственными навыками. Обучение по этой программе проводится в основном индивидуально. Эффективность данного метода формально достаточно высока, однако полученные в ходе обучения навыки с трудом переносятся в другие условия и желаемый уровень гибкой адаптации к жизни в обществе, как правило, не достигается.

Программа ТЕАССН широко распространена во многих странах Европы, Азии, Африки, а в ряде штатов Америки считается  государственной. Особенности психики  ребенка с аутизмом затрудняют, а  в тяжелых случаях делают невозможной  адаптацию к окружаю­щему миру. По мнению сторонников программы ТЕАССН, основные усилия должны направляться не на адаптацию ребенка к окружающей действительности, а на создание соответствующих его особенно-стямусловий существования. В основе методик лежит четкое структурирование пространства и времени и опора на визуализацию. Как показало время, программа ТЕАССН практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальности, но она позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями аутизма.

Из отечественных методов коррекции  аутизма наиболее известна методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции К. С. Лвбодти-екой и О. С. Никольской В основе этой методики лежат представления об аутизме прежде всего как об аффективном расстройстве. Здесь большое значение отводится, в отличие от зарубежных методов, комп­лексности, т. е. постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей-психиатров. В рамках этой методики основные усилия направляются на коррекцию эмоциональной сферы и на эмоциональное тонизирование ребенка. Этот метод достаточно эффективен при работе с относительно легкими формами РДА, тогда как применение его для случаев с глубокими аутистическими расстройствами весьма проблематично.

Специальных образовательных учреждений для детей с РДА у нас  в стране не так много. Поэтому  большинство детей и подростков с данным диагнозом находятся  в других видах специальных школ, в массовых школах, в учреждениях  систем здравоохранения и социальной защиты населения.

14. СИСТЕМА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, СТРАДАЮЩИМ ДЦП

Детский церебральный паралич - тяжелое  заболевание мозга, возникшее под  влиянием различных вредных воздействий  внутреннего и внешнего характера  на организм эмбриона, плода или  новорожденного. В последнее время  оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы  у детей. По данным статистики 6 из 1000 новорожденных в России страдают ДЦП. В связи с этим возросла необходимость  создания поэтапной эффективной  системы помощи, при которой возможна ранняя диагностика и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими ДЦП. В основе такой системы лежат  раннее выявление среди новорожденных  всех детей с нарушением двигательной сферы и оказание им специальной  помощи. В нашей стране существует сеть специализированных учреждений Министерства здравоохранения и социальной защиты. В нее входят поликлиники, неврологические  отделения и психоневрологические больницы, ясли-сады, школы-интернаты  для детей с нарушением опорно-двигательного  аппарата, Дома ребенка, специализированные санатории и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение  длительного времени осу­ществляются восстановительное лечение и квалифицированная помощь специалистов, среди которых логопеды, дефектологи, психологи, воспитатели. Однако работа таких учреждений нала жена в настоящее время только в крупнейших городах России.

Информация о работе Шпаргалка по ""Психологии