Шпаргалка по ""Психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:53, шпаргалка

Краткое описание

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен спец.психология.docx

— 83.71 Кб (Скачать файл)

 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Методы психологического изучения - это те приемы и средства, с помощью  которых психологи и дефектологи  получают достоверные сведения об интеллектуальном, речевом и физическом развитии аномальных детей.

1. Самым распространенным и  простым методом с точки зрения  его организации является наблюдение. Существует несколько вариантов  наблюдения: внешнее, внутреннее, свободное,стандартизированное, включенное и стороннее. Применительно к группе аномальных детей применяются все варианты этого метода в зависимости от того, какая цель стоит перед специальным психологом. Внешнее наблюдение удобно в том случае, если исследователь проводит сбор данных о поведении аномального ребенка, выполнении им каких-либо заданий и др. Этот вариант наблюдения удобен и прост, позволяет наблюдать за аномальным ребенком со стороны и без труда определить отклонения в его развитии. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок программы, процедуры его проведения. В ходе свободного наблюдения в зависимости от пожелания исследователя может меняться предмет и объект наблюдения. Оно применяется тогда, когда специальному психологу заранее неизвестны признаки и ход рассматриваемого явления, качества личности аномального ребенка. Стандартизированное наблюдение имеет четкий план, программу проведения и строго следует им независимо от того, что происходит с аномальным ребенком. Включенное наблюдение предполагает участие самого психолога в процессе. Например, он может вступить в общение с аномальным ребенком или принять участие в игре, организованной детьми с отклонением в развитии. Стороннее наблюдение не предполагает личностного участия исследователя в том процессе, который он изучает.

2.              Беседа как метод психологического  исследования применяется психологами  по отношению к аномальным  детям довольно часто. Задавая  определенные вопросы, анализируя  полученные ответы и реакцию  аномального ребенка, исследователь  получает информацию о его  представлениях об окружающем  мире, самом себе, о его отношении  к определенным понятиям,явлениям.

3.           Тестирование  является удобным методом психологического  изучения аномальных детей. Применяя  тестирование в лроцессе обследования, можно получить точную количественную или качественную характеристику интеллектуального, речевого и физиче­ского развития аномального ребенка. Этот вид психологического исследования предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Кроме того, тестирование дает возможность давать диф­ференцированные и сопоставимые оценки уровня сформированности различных сторон личности аномального ребенка, развития его мышления, речи и др. В специальной психологии распространены следующие варианты тестов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.

4.           Эксперимент  как метод психического исследования  аномальных детей используется  не так часто, как наблюдение, беседа и тестирование. Особенность  этого метода заключается в  том, что в нем целенаправленно  и продуманно создается искусственная  ситуация, в которой так или иначе проявляется исследуемое свойство личности или мышления аномального ребенка.

4. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ  ПСИХОЛОГИИ СО СМЕЖНЫМИ НАУКАМИ

Специальная психология связана со многими другими науками, которые  можно объединить в несколько  блоков:

1)            медицинский блок - физиология, анатомия, невропатология, психиатрия, офтальмология  и др.;

2)            гуманитарный блок - социология, философия,  психология во всех ее разновидностях  и др.;

3)          педагогический  блок - общая педагогика, методики  преподавания различных предметов  и др. Взаимосвязь психологии  с медициной и педагогикой  способствует формированию научного  целостного взгляда на психическое  и физическое развитие человека  с ограниченными возможностями  здоровья и жизнедеятельности,  а также позволяет успешно  устранить односторонность взгляда  каждой из этих дисциплин. Специальная  психология самым тесным образом  связана с медициной и ее  различными от­раслями: анатомией  и физиологией человека разного  возраста в норме и патологии,  невропатологией, нейроанатомией  и физиологией, психопатологией,  психиатрией, психотерапией, генетикой  человека, педиатрией, ортопедией,оториноларингологией и не­которыми другими. Психологические и медицинские знания тесно переплетаются в одни и те же факты, а явления получают и медицинскую, и психологическую интерпретацию. Такой подход позволяет получить разностороннее системное видение проблемы физического и психического развития человека, возможность преодоления негативных тенденций в развитии.

Специальная психология вместе со специальной  педагогикой способствует развитию, закреплению и усилению эффекта, достигнутого при помощи медицины. Совокупность основных знаний из всех медицинских наук составляет клинические  основы для специальной психологии. Кроме того, специальная психология обязана большинством терминов медицине. В основном это термины, обозначающие различные анатомо-фиэиологические отклонения у этой категории. Так, из медицины были заимствова­ны следующие термины: «психика», «аномалия», «аутизм», «деменция» и др. Установление этиологии и симптоматики отклонений в психическом и физическом развитии стало началом построения собственного понятийно-категориального аппарата специальной психологии. На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации лиц, имеющих различные виды нарушений развития. Психологические знания определяют наиболее эффективные методы обучения такой категории лиц, возможность их дальнейшей профессиональной ориентации.

В построении целостной теории специальной  психологии ведущая роль отводится  блоку гуманитарных наук, таких как  философия, социология, политология, которые  позволяет интегрировать знания из разных областей. Понимание современного состояния специальной психологии возможно при рассмотрении социально-философского аспекта, который рассмат­ривает явления специальной психологии в социокультурном контексте. Наиболее важные и концептуальные проблемы, ближайшие перспективы развития специальной психологии могут быть решены только на философском уровне при участии многих специалистов.

 

5. ПОНЯТИЯ «АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «АНОМАЛЬНЫЙ РЕБЕНОК», «ДЕФЕКТ»

Аномальное развитие - нарушение  общего хода развития человека в результате каких-либо физических или психических  дефектов. Термин «аномальный» имеет  в своей основе греческое слово  «anomalos», что в переводе на русский язык означает «неправильный».

Аномальными считаются дети, у которых  в результате психического или физиологического отклонения произошло нарушение  общего развития. К основным категориям аномальных детей относятся дети: 1)с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2)           с  нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3)           с  тяжелыми нарушениями речевого  развития;

4)           с  нарушением интеллектуального развития (дети с задержкой психического  развития, умственно отсталые дети);

5)           с  комплексными нарушениями психофизиологического  развития (слепоглухонемые, слепые  умственно отсталые, глухие умственно  отсталые и др.);

6)            с нарушениями опорно-двигательного  аппарата. Кроме перечисленных групп,  существуют и другие

группы детей с отклонениями в развитии:

1)           дети  с психопатоподобными формами поведения;

2)          дети  с трудностями в адаптации  к школе, страдающие так называемыми  школьными неврозами;

3)            одаренные дети, требующие отдельного  внимания со стороны педагогов  и психологов.

По своему составу группа аномальных детей сложная и разнохарактерная. Различные нарушения развития по-разному  сказываются на формировании социальных связей детей, на их познавательной ^возможности  и трудовой деятельности. В зависимости  от характера и времени нарушения  одни дефекты могут полностью  преодолеваться в процессе развития ребенка, другие только компенсироваться, а третьи лишь корригироваться. Характер и уровень сложности того или  иного дефекта в процессе нормального  развития индивидуума определяют соответствующие  формы педагогической работы с ним. Нарушения в психическом или  физическом развитии ребенка оказывают  влияние на весь ход развития егог познавательной деятельности.

6 вопрос понятие о  структуре дефекта

В основе понятия «дефект» лежит  латинское слово «defectus» - «недостаток». Каждый дефект имеет свою структуру. Понятие «структура дефекта» было введено известным отечественным психологом Д. С. Выпит-спи. Так, любое отклонение, например, нарушение слуха, зрения, речи влечет за собой вторичные отклонения, а при отсутствии соответствующей коррек-ционной работы еще и третичные отклонения. При разной первичной причине некоторые вторичные отклонения имеют сходные проявления, особенно в младенческом, раннем или дошкольном возрасте. У вторичных отклонений системный характер и их наличие становится причиной изменения всей структуры психического развития ребенка. Преодоление первичных дефектов возможно при условии грамотного медицинского воздействия, когда как устранение вторичных отклонений происходит при коррекционно-педагогическом воздействии. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей: изменением иерархических отношений между первичным и вторичным дефектом.

7. ПРИЧИНЫ АНОМАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ                                                                   Причины аномального развития психики многочисленны и разнообразны и могут быть вызваны различными факторами. Их принято делить на три большие группы: воздействия в период внутриутробного развития, в момент родов и в послеродовой период. Кроме того, сочетание внутриутробной и лриродовой патологии называется перинатальным повреждением. Неблагоприятные факторы, действующие в перинатальный период

1)  внутриутробные инфекции хронического  характера: сифилис, токсоплазмоэ.цитомегалия.листериоз и др.;

2)           внутриутробные  инфекции вирусного характера:  краснуха, корь, грипп, эпидемический  паротит, ветряная оспа и др. На поздних сроках беременности  острые инфекционные заболевания  матери могут привести к внутриутробному  заражению плода и стать причиной  внутриутробного энцефалита и  менингознцефалита;

3J хронические заболевания матери, такие как заболевания почек,  сердечно-сосудистой системы, печени и др.;

4)             применение лекарственных препаратов, противопоказанных в период беременности, способных вызвать интоксикацию  плода; плодоизгоняющих средств,  гормональных препаратов и др.;

5)            иммунологический конфликт между  ребенком и матерью по резус-фактору  или групповым антигенам крови;

6)            вредные привычки матери: курение,  алкоголизм, наркомания и др.;

7)            различные физические и психические  травмы, перенесенные женщиной в  период беременности: работа матери  до и в период внутриутробного  развития ребенка на вредном  производстве, неблагоприятная экологическая  обстановка, (например, повышенный радиационный  фон, воздействие ультрафиолета  рядоеитых веществ). -Патология родовой деятельности. В натальный период (момент родов) патогенными факторами являются неквалифицированное оказание акушерской помощи, быстрые, стремительные роды, длительные роды со стимуляцией, использование щипцов, родовые травмы мозга, асфиксия (обвитие ребенка пуповиной, что приводит к удушью) и др. Постнатальное патологическое воздействие. В постнатальный период вызвать аномальное развитие психики могут различные нейроинфекции: менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит, опухоли мозга, инфекционные заболевания с осложнением на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясения мозга и др. Вероятность аномального развития психики повышается у недоношенных детей, которые родились раньше срока или с недостаточным весом. Также нарушение развития могут иметь место при нарушениях сна и питания детей, при длительных соматических заболеваниях, вызывающих 'поражение центральной нервной системы ребенка и общее истощение организма.

Дефекты психического развития могут  быть вызваны функциональными причинами, среди которых социально-педагогическая запущенность, ограничение эмоционального положительного общения взрослых с  ребенком, ограниченность речевых контактов, дву­язычие в семье и др. Нарушения вследствие функциональных причин являются более легкими по сравнению с остальными, и при устранении неблагоприятных факторов, а затем при проведении грамотной коррек-ционной работы ребенок может догнать своих сверстников.

 

 

В 8                                                                                                                                                                                       Психический дизонтогенез» - нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте, в результате расстройства и созревания функций и структур головного мозга. Причины: экзогенные (экология, вода, питание); патогенные (соц.родовые факторы негативного воздействия); сочетание биолог.и патогенных.

2 типа псих.дизонтогенеза: ретардация – запаздыване или приостановка психического развития (ЗПР). Асинхрония – опережение в развитии одних функций и отставание других (дисгармония, искажение).

Информация о работе Шпаргалка по ""Психологии