Шпаргалка по ""Психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:53, шпаргалка

Краткое описание

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен спец.психология.docx

— 83.71 Кб (Скачать файл)

 Как любая наука, тифлопсихология имеет свой предмет изучения, которым является психика людей с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих). Необходимо отметить, что на первых этапах развития тифлопсихологии предметом ее изучения являлась психика тотально слепых, В настоящее время акцент исследования перемещается на частично зрячих и слабовидящих. Это вызвано сокращением абсолютно слепых и увеличением числа слабовидящих.

 Основными методологическими  принципами тифлопсихологических исследований являются: детерминизм, единство сознания и деятельности, развитие психики в деятельности.

 Основной задачей тифлопсихологии является изучение психики слепых и слабовидящих, раскрытие ее закономерностей. Эта задача должна решаться в целом ряде аспектов:

- раскрытие основных закономерностей  развития и проявлений психики,  присущих как нормально видящим,  так и лицам с дефектами  зрения;

- раскрытие специфических закономерностей  психических явлений, свойственных  только слепым и слабовидящим;

- установление зависимости развития  и проявлений психики от степени  и характера патологии зрения  и времени возникновения дефекта;

- выявление путей и механизмов  компенсации и коррекции вторичных  отклонений.

 Сложность изучения психики  слепых и слабовидящих заключается  в том, что у них весьма  разнообразны характер заболевания  и степень нарушения основных  зрительных функций (острота зрения, поле зрения и др.). Большое  значение для развития психики  слепого имеет время наступления  слепоты. Очевидно, что чем позже  нарушаются функции зрения, тем  меньшим оказывается влияние  аномального фактора на развитие  и проявление различных сторон  психики. Но вместе с тем  изменяются, ограничиваются в связи  с возрастным снижением пластичности  и динамичности центральной нервной  системы возможности компенсаторного  приспособления.

 Другой важнейшей задачей  является теоретическое обоснование  педагогических воздействий, то  есть методов и средств обучения  и воспитания детей с аномалиями  зрительного анализатора.

 Существенное значение тифлопсихология оказывает на развитие тифлотехники, так как знание психических особенностей лиц с дефектами зрения помогает создавать приборы, при помощи которых для инвалидов по зрению открываются новые каналы поступления информации из окружающего мира.

В 21

Олигофренопсихология (от др.-греч. ὀλίγος — малый, немногий, незначительный, φρήν — ум) — раздел специальной и патопсихологии, изучающий структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга. О. изучает особенности психической деятельности людей при различных формах врожденного или раноприобретенного психического недоразвития (умственной отсталости) в результате ранних органических поражений головного мозга(врожденные дефекты нервной системы, результат болезни или травмы), исследует их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта.

22. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОЛИГОФРЕНИЕЙ

Самую легкую степень олигофрении  принято обозначать термином «дебильность», что в переводе с латинского обозначает «слабость», «хилость». Психическая  неполноценность проявляется у  детей с дебильнсстью гораздо позднее, как правило, в начале школьного обучения. Их интеллект сохраннее, чем у детей с имбецильностью или идиотией. В связи с этим они способны к обучению и получают образование в специальных образовательных учреждениях. В процессе целенаправленных занятий у них увеличивается запас знаний, навыков, развивается фразовая речь. Дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности» способны к большему продвижению в развитии, чемимбецилы и идиоты, они обладают большими возможностями в отношении овладения некоторыми видами трудовой деятельности. У большинства таких детей не отмечается каких-либо ярко выраженных дефектов в физическом развитии. Поэтому людям без специального образования они могут показаться вполне полноценными детьми, хотя это впечатление обманчиво. Центральное место в картине дефекта занимает неполноценность познавательной деятельности. Больше всего страдают психические функции, составляющие основу интеллекта. Это способность к анализу, синтезу, логическому обобщению, классификации, абстракции. Эти особенности делают невозможным усвоение программы средней школы.

Средняя степень выраженности умственной отсталости получила название имбецильность (от лат. -«тот, кто не может обойтись без поддержки и посторонней помощи»). Для мышления этой категории детей характерны косность и тугоподвижность: Логи-че-ские процессы у большинства имбецилов протекают на очень низком уровне, особенно страдает абстрактное мышление. Более успешно имбецилы выполняют задания на обобщение, устанавливают признаки различия между представленными предметами. В некоторых ситуациях им доступен практический синтез, внимание у большинства очень неустойчиво, им трудно концентрировать внимание на одном объекте. Процессы памяти тоже снижены. Только некоторые из них овладевают грамотой и счетом на самом элементарном уровне, а прочитанное они в состоянии воспроизвести только с помощью вопросов. В процессе обучения имбецилы предпочитают делать то, что им дается быстро и легко, они инертны ко всему новому. Речевое развитие, как правило, у таких детей на низком уровне.

Идиотия - самая тяжелая степень олигофрении. Эта категория детей содержится в специальных интернатах. Осознание собственной личности находится на очень низком уровне. Часто они не различают вкуса, цвета, запаха, тянут в рот все, что попадает под руку. Для некоторых характерна неподвижность, другие способны повторять одни и те же стереотипные движения. Речь у идиотов в основном отсутствует, они издают отдельные звуки. Обращенную речь понимают плохо, чаще ориентируются на интонацию. Они способны реагировать на раздражения, поступающие из внешней среды, однако их ответные реакции носят примитивный и однообразный характер. Поведение детей-идиотов зависит от степени удовлетворения их биологических потребностей.

 

В 24

Логопсихология - это отрасль специальной психологии, которая изучает психику людей, имеющих первичный речевой дефект, и принципы, методы и приемы психокоррекционной работы с ними. При нарушениях речи отмечаются разнообразные особенности психических процессов, состояний и свойств личности, которые необходимо учитывать в коррекционно - воспитательной работе. Являясь одной из составных частей специальной психологии, логопсихология интегрирует современные достижения логопедии и психологии отклоняющегося речевого развития.

Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии. Задачи логопсихологии:

· изучение особенностей психического развития при первичных речевых  нарушениях различной степени тяжести  и этиологии;

· изучение особенностей личностного  и социального развития детей  с речевыми нарушениями;

· определение перспектив развития детей с нарушениями речи и  эффективных средств воспитания и обучения;

· разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям  состояний (аутизм, нарушения слуховой функции, задержка психического развития, сложные недостатки развития и др.);

· разработка методов психологической  коррекции и профилактика речевых  нарушений в детском возрасте.

В 27

 Социальная депривация — лишение ребенка возможности приобщения к общественным нормам и ценностям, усвоения самостоятельных социальных ролей.

Для детей с нарушениями поведения  характерны следующие психологические  особенности.

 При социальной дезориентации  причиной поведенческих отклонений  служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение.

^ Пониженная чувствительность  к социальным нормам — это  основная особенность психологического  профиля ребенка с синдромом  социальной дезориентации. Она  проявляется не только в поведении,  но и в недоразвитии разных  видов детской деятельности и  их особенностях.

 Предпосылками поведенческих  расстройств могут являться различные  виды патологии. Они могут возникать  вследствие умственной отсталости, аутизма, ЗПР. Иногда исходной  причиной становится нераспознанный  взрослыми сенсорный дефект (в  частности, снижение слуха). Благодатной  почвой для этого варианта  развития становятся импульсивность  и гиперактивность (двигательная расторможенность), резко повышающие частоту столкновений ребенка с социальными нормами и запретами.

 Наиболее значимым фактором, обусловливающим девиантное поведение является ранняя социальная депривация.

 В дошкольном возрасте социальная  дезориентация вполне поддается  коррекции. Для этого взрослые, воспитывающие ребенка, должны  предельно четко продумать и  сформулировать предъявляемые к  нему требования. Они должны быть  простыми, однозначными и понятными  ребенку.

^ Негативное самопредъявление  складывается уже в дошкольном возрасте и наиболее ярко проявляется в школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе (т.е. с ярко выраженной демонстративностью). Центральной чертой психологического профиля при негативном самопредъявлении является яркая демонстративность в сочетании с представлением о том, что единственный способ быть замеченным окружающими — это вызвать их раздражение и возмущение. Позиция такого ребенка — это позиция «ужасного ребенка», «хулигана».

^ Основной особенностью деятельности  ребенка становится постоянное  нарушение правил поведения.

 Взрослые своим поведением  поддерживают представление ребенка  о том, что нарушение правил  — это наиболее эффективный  способ привлечь к себе внимание. Эта реакция социального окружения,  замыкающая положительную обратную  связь, приводит к высокой устойчивости  данного психологического синдрома.

^ Психологические особенности,  характерные для ребенка с  синдромом семейной изоляции, —  это повышенная зависимость, низкий  уровень самостоятельности, инфантильность. Реакция социального окружения  на инфантильность и несамостоятельность  ребенка представлена, в первую  очередь, гиперопекой со стороны родителей, которая поддерживает и закрепляет его психологические особенности.

 Прогноз дальнейшего развития  ребенка с семейной изоляцией  относительно благоприятен. Коррекционный  подход при этом психологическом  синдроме основан, в первую  очередь, на работе с семьей  ребенка. Необходимо постепенно  снизить уровень опеки, повышая  уровень самостоятельности ребенка  и расширяя его контакты с  социальной действительностью.

^ Хроническая неуспешность.Межличностная ситуация развития при этом психологическом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка.

 Главное, что необходимо сделать  для коррекции хронической неуспешности, — это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого, прежде всего, нужно подобрать дошкольное учреждение и программу обучения, соответствующие его реальным возможностям.

^ Уход от деятельностиЭтот синдром складывается у детей, которым не удается реализовать присущую им демонстративность. Прогноз развития ребенка при этом синдроме в целом благоприятен. Привычка к постоянному фантазированию способствует общему умственному развитию.

Вербализм Преобладание вербального развития (речи и словесной памяти) над развитием других познавательных процессов (восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения, произвольного внимания).

 Распространенные предпосылки  возникновения вербализма — это умственная отсталость, ЗПР, детский аутизм. Однако вербализм нередко встречается и у детей с сохранным интеллектом (в частности, в тех случаях, когда родители пытаются воспитать «вундеркинда»).

 При вербализме нередко наблюдаются неадекватные поведенческие проявления, связанные как с завышенной самооценкой ребенка, так и с несформированностью полноценной ориентировки в социальной действительности (вследствие недоразвития ведущих видов деятельности). Вербализм нередко становится основой возникновения других психологических синдромов. Вербализм требует серьезного коррекционного вмешательства.

 Дети с нарушениями поведения  могут воспитываться и обучаться  как в общеобразовательных, так  и в специальных дошкольных  и школьных учреждениях. Система  специальной помощи таким детям  пока не сложилась, есть лишь  отдельные попытки создания специальных  образовательных учреждений данного  профиля. В наиболее сложных  случаях возможно обучение на  дому.

29. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ СЗПР

Задержка психического развития выражается в отставании развития психической  деятельности ребенка вследствие минимальных  органических поражений головного  мозга. Формирование большинства психических  функций у детей с ЗПР не просто замедленно, а идет совершенно иначе. Для них характерны неоднородность нарушений и ярко выраженная неравномерность  формирования разных сторон психической  деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по ""Психологии