Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 09:09, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и методы психологии.
Психология изучает психические процессы, психологические черты и психологические особенности человеческой деятельности.
К психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание.

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ.docx

— 33.89 Кб (Скачать файл)

1. Предмет и методы психологии.

Психология  изучает психические процессы, психологические  черты и психологические особенности  человеческой деятельности.

К психическим  процессам относятся: ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание. В своей совокупности психические процессы составляют психику, или сознание человека. В предмет психологии обязательно входят также и психологические особенности различных видов человеческой деятельности – труда, учения, творчества, игры.

В психологии, как и в других науках, для получения  фактов, их обработки, объяснения используется определенная совокупность методов. Все  применяемые в психологическом  исследовании методы делятся на основные и вспомогательные.

К основным методам относятся наблюдение распространенный метод, с помощью которого изучают  психологические явления в различных  условиях без вмешательства в  их течение. Наблюдение бывает: житейским  – носит случайный и неорганизованный характер; научным, является организованным, предполагает четкий план действий; включенным, предусматривающем участие исследователя в ситуации. Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть лабораторным, протекает в специально организованных условиях; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим – изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующий – в процессе которого развиваются определенные качества испытуемого.

Опрос – метод определяющий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Опрос может быть письменным, когда  вопросы задаются на бумаге; устным, - вопросы ставятся устно; в форме  интервью, во время которого устанавливается  личный контакт с испытуемым. Тестирование – это метод, во время применения, которого испытуемый выполняет определенные действия по заданию исследователя.

2. Понятие о деятельности. Соотношение  внутренней и внешней деятельности: процессы интериоризации и экстеоризации.

Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем  независимо от того, каким видом  труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни  человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.

Деятельность — категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое  приспособление организма к требованиям  окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Человек как личность ставит перед  собой цели, сознает мотивы, побуждающие  его к активности.

Любой вид деятельности связан с  движениями, независимо от того, будет  ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или  движение речевого аппарата при произнесении слов. Движение есть физиологическая  функция живого организма. Двигательная, или моторная, функция у человека появляется очень рано. Первые движения наблюдаются во внутриутробный период развития, у зародыша.

По физиологической основе все  движения человека могут быть разделены  на две группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-рефлекторные).

Огромное число движений (мимика, жесты) передают чувства, мысли, отношения. Жесты и мимика выполняют роль языка знаков.

В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и  внутренняя (психическая) стороны. Внешняя  сторона - движения, с помощью которых  человек воздействует на внешний  мир - определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью: мотивационной, познавательной и регуляторной. С  другой стороны, вся эта внутренняя, психическая, деятельность направляется и контролируется внешней, которая  обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности психических  моделей, а также степень совпадения полученных результатов и действий с ожидаемыми.

Процессы, которые обеспечивают взаимосвязь  внутренней и внешней стороны  деятельности называются интериоризацией и экстериоризацией.

Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Экстериоризация (от лат. exterior - внешний) - процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.

3.  Понятие о личности. Я - концепция  и самооценка личности.

Личность  – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы, осознающий свое отношение к окружающим  его  людям и социальной действительности, наделенный психологическими особенностями. Субъективно личность индивида –  это его Я (оба Я, Я - концепция), это система представлений о  себе, формируемая в процессе деятельности и общения. Важнейшими факторами  формирования личности выступает окружающая среда и общество. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать  личностью. В структуру личности входят и все психологические  характеристики человека, и все физиологические  особенности его организма.

Я –  концепция – это система представлений  о самом себе. Я-концепция формируется,, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания. Способы самопознания, ведущие к формированию Я – концепции, разнообразны:  самовосприятие и самоанализ, сравнение себя с другими. Психологи выделяют 3 модальности Я – концепции: я-реальное, я-идеальное, я-зеркальное.

Я-реальное – это установки связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, статус. То есть его представления какой он есть на самом деле.

Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть. Отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим.

Я-зеркальное – установки связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

Я-концепция, как система установок относительно своей личности, имеет сложную структуру, в которой выделяют 3 компонента:

- конгитивный – основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. его состовляющие: Я-физическое (представление о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом). Я-психическое (представление о памяти, мышления, воображения, внимания, о своих психических свойствах: темпераменте, характере). Я-социальное (Представление о своих социальных ролях: дочь, сестра, подруга. Социальном статусе: лидер, исполнитель, отверженная).

- эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызвать различные эмоции.

- поведенческий компонент – поведение человека, которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности.

Самооценка  личности – это то, как сам  человек себя оценивает, как относится  к себе, как оценивает свои силы на успех.

Самооценка  может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими. Адекватная самооценка, адекватное отношение к себе являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого человека.

Психологами выделяется 3 вида самооценки:

1. Заниженная самооценка – человек не способен самостоятельно выбирать желания. Человек с заниженной самооценкой не умеет принимать комплименты и похвалы. Он не умеет отказывать другим людям, такой человек считает себя жертвой обстоятельств, вечно недоволен своей жизнью.

2. Завышенная самооценка – человек ставит себя выше всех других. Главная его характеристика – гордыня.

3. Людей с адекватной самооценкой, очень мало. Это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей.

4. Понятие о группе. Групповые  феномены. Референтные группы и их влияние на личность.

Группа  – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации. В качестве группы выделяется отдел  в банке, семья, студенческая группа. Наряду с понятием группа используется термин коллектив.

Коллектив – особое качество группы, продукт  развития группы. Коллектив – это  устойчивое объединение людей стремящихся  к общим целям и обладающих групповой сплоченностью. Чтобы  считаться коллективом группа должна обладать признаками:

- наличие  общих целей;

- наличие  определенной культуры, которая  выражается в общих ценностях,  нормах;

- психологическое  признание членами группы друг  друга.

Группы  можно разделить на большие и  маленькие, реальные (класс, семья, круг знакомых), условные (не поддерживают между  собой реальных контактов), официальные (студенческая группа, военное подразделение, производственная бригада), неофициальные (группы лиц, дружат между собой, поклонники туризма, рыбалки) и референтные.

Референтная – это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы и ценности которой являются образцом для личности, и за ними она формирует свои жизненные идеалы, сверяет действия и поступки.

Референтная группа выполняет в основном 2 функции:

1. Нормативная группа ценности  и нормы, которых индивид одобряет  и хочет вступить в эти группы  или завоевать их расположение

2. Сравнительная группа - группы, в  которые индивид не хочет входить  или получить их расположение, но использует их как основу  для оценки своего статуса  или поведения.

Референтные группы, в зависимости от индивидуальных характеристик человека и социальной ситуации, оказывают различные влияния. Референтные группы способствуют социализации индивида, играют важную роль в формировании самооценки и социальном сравнении, являются механизмом соответствия общественным нормам.

5. Межличностные отношения в коллективе и группе 

Межличностые отношения в группах изучают с помощью методов наблюдения, эксперимента, беседы, анкет и социометрии. Выбор и применение метода зависит от конкретных задач и условий.

Взаимодействие  человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе  объективных отношений, которые  складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности.

Отражением  этих объективных взаимоотношений  между членами группы являются субъективные межличностные отношения. Следует  подчеркнуть, что они изучались  в семье, в коллективе и получили в отечественной литературе весьма широкое освещение.

Малая группа – относительно небольшое  число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных целями и задачами.

  «малая группа» – это реально существующие группы людей, которые имеют непосредственные контакты друг с другом. Их поведение опосредовано совместной деятельностью и определяется нормами, принятыми в группе. Также здесь подчеркивается роль общественных отношений, где группа выступает как звено определенной общественной структуры, при этом через личные контакты реализуются определенные общественные связи.

Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в  процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся  высокой сплоченностью как ценностно-ориентированным (ориентационным) единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации  межличностных выборов, высокой  референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.

Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении  определенных задач (экономических, производственных и т.д.), важнейшим условием которого являются межличностные отношения.

Межличностные отношения – это субъективно  переживаемые взаимосвязи между  людьми, объективно проявляющегося в  характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга  в процессе совместной деятельности и общения.

В многочисленных работах, посвященных исследованию групп и коллективов, групповой  динамике, группообразованию, коллективообразованию и т.д., показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений на становление сплоченности, ценностно-ориентационного единства членов коллектива.

7. Социализация и развитие личности. 

Социализация личности - процесс активного ее включения в общественную жизнь.

Выделяют пять основных стадий социализации.

1. Первичная социализация –  стадия адаптации к социальному  окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности.

2. Стадия индивидуализации - стремление  к выделению. Выделить себя  среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную  социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружающей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Юношеский возраст (18-25 лет) - устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

3. Стадия интеграции - стремление  найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется  соответствием основных свойств  (качеств) личности общественным  ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция  протекает относительно успешно,  если нет, возможны следующие  исходы:

- усиление агрессивности личности  по отношению к социальному  окружению в целях сохранения  своей неповторимости, своего «Я»; 
- отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;

- конформизм, внешнее согласие  с требованиями социального окружения,  но внутреннее желание сохранять  свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже  его и воспроизводили, развивает  за счет активного и целенаправленного  взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных  форм деятельности.

5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Развитие личности - процесс  формирования личности как социального  качества индивида в результате его  социализации и воспитания.    Развитие личности реализуется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Различают ряд ступеней  в индивидуальном  развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой.

развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он проходит 3 фазы своего становления:

1. Адаптация предполагает усвоение  действующих ценностей и  норм

2. Индивидуализация порождается  противоречиями между необходимостью  «быть таким как все» и стремление  индивида к максимальной

персонализации.

3. Интеграция детерминируется противоречием  между стремление индивида и быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в обществе.

 

 

8. Психические состояния  личности и их роль в поведении  и деятельности человека.

Психические состояния представляют собой целостные  характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое.

Наряду с психическими состояниями  отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т.е. психические состояния определенных общностей людей. В социологической и социально-психологической литературе рассматриваются два вида таких состояний - общественное мнение и общественное настроение.

Психические состояния человека характеризуются  целостностью, подвижностью и относительной  устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью.

Целостность психических состояний проявляется  в том, что они характеризуют  в определенный промежуток времени  всю психическую деятельность в  целом.

Подвижность психических состояний заключается  в их изменчивости, в наличии стадий протекания.

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности - сосредоточенностью.

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:

- в зависимости от роли личности  и ситуации в возникновении  психических состояний - личностные  и ситуативные;

- в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые  явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;

- в зависимости от степени  глубины - состояния (более или  менее) глубокие либо поверхностные;

- в зависимости от времени  протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т.д.;

- в зависимости от влияния  на личность - положительные и  отрицательные, повышающие жизнедеятельность,  и астенические;

- в зависимости от степени  осознанности - состояния более или  менее осознанные;

- в зависимости от причин, их  вызывающих;

- в зависимости от степени  адекватности вызвавшей их объективной  обстановки.

Можно выделить типичные положительные и  отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей  как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в  профессиональной деятельности, связанной  с экстремальными (крайними, необычными) условиями. Сюда следует отнести  психические состояния профессиональной пригодности, осознание значимости своей профессии, состояние радости  от успехов в работе, состояние  волевой активности и т.д.

Огромное  значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое  состояние профессиональной заинтересованности .

Наряду  с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии  сугубо операционной (операторной, «деловой») напряженности, т.е. напряженности, которая  возникает как результат сложности  выполняемой деятельности (трудности  сенсорного различения, состояние бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в  том числе с больными, правонарушителями  и т.д.).

 

9. Закономерности и динамика  психического развития

 

Развитие каждой психической функции, формы поведения обусловлено  многими особенностями, но психическое  развитие имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются в течении всего онтогенеза.

Систему этих закономерностей образуют следующие факторы:

1. Неравномерность развития. Проявляется  она в неодинаковой развития  различных психических функций,  свойств, образований: каждая  из них имеет стадии подъема,  стабилизации и спада.

2. Гетерохронность (несвоевременность) несовпадение фаз развития отдельных органов и функций.

3. Сензитивность развития. В определенные периоды своей жизни ребенок проявляет наивысшую чувствительность к тем или иным воздействиям, у нее активнее происходит становление тех или иных сторон его психики, интенсивно развиваются ее функции.

4. Стадиальность развития. Психологическое  развитие происходит поэтапно, каждая  возрастная стадия имеет свой  темп и ритм.

Стадиальность развития – разновременность, расхождение во времени темпа  и ритма развития психологических  процессов и свойств в разные возрастные периоды.

Основные характеристики психического развития:

1.  социальная ситуация развития  – соотношение внешних и внутренних  условий развития психики. Она  определяет отношение ребенка  к другим людям, предметам,  вещам, к самому себе

2.новообразование – новый тип  строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в этом возрасте и определяют преобразования в сознании ребенка, его внутренняя и внешняя жизнь.

3. ведущая деятельность – деятельность, которая обеспечивает кардинальные  изменения в психике ребенка  на определенном возрастном этапе

4. дифференциация – отделение  психических процессов, свойств  и качеств друг от друга, превращение их в самостоятельные формы.

5. интеграция – установление  взаимосвязей между отдельными  сторонами психики.

6. кумулятивность – включение результата развития на каждой предыдущей стадии в следующую, с определенными ее трансформациями. Такое накопление готовит качественные изменения в психическом развитии.

7. Пластичность – возможность  изменения психики под влиянием  различных условий, усвоение разнообразного  опыта. Так, новорожденный ребенок  может овладеть любым языком  независимо от своей национальности, а в соответствии с языковой  средой, в которой он воспитывается. 

8. Подражание – своеобразная  форма ориентировки ребенка в  мире 

специфически человеческих видов  деятельности, способов общения 

Различные психические процессы, свойства и  качества личности ребенка постоянно  находятся в состоянии дифференциации и интеграции.

 

10. Возрастная периодизация  развития личности

Возрастная  психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Жизненный цикл разделяется на следующие  периоды:

1. Пренатальный (внутриутробный) делится на 3 стадии:

-  предзародышевую - делится на 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образованию пупочного канатика.

- зародышевую  –с начала 3 недели после оплодотворения до конца второго месяца развития.

- стадию плода – начинается  с третьего месяца развития  и завершается к моменту родов.  В это время происходит формирование  систем организма, которые позволяют  ему выжить после рождения.

 

2. Детство включает сл. стадии:

- рождение  и младенчество (от рождения до 1 года)

- ранее  детство (с 1 года до 3 лет) –  период развития функциональной  независимости речи

- дошкольный  возраст (от 3 до 6 лет), характеризуется  развитием личности ребенка и  когнитивных процессов

- младший  школьный возраст (с 6 до 11-12 лет)  соответствует включению ребенка  в социальную группу и развитию  интеллектуальных умений и знаний

3. Отрочество подразделяется на 2 периода:

- подростковый  период соответствует половому  созреванию и продолжается  с  11-12 до 14-15 лет. В это время , под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе

- юношеский  период длится с 16 до 20-23 лет  и представляет собой переход  к зрелости. Юности свойственно  чувство психической независимости,  хотя человек еще не взял  на себя никаких социальных  обязательств 

4. зрелость (взрослое состояние)  подразделяется на ряд стадий  и  кризисов. Стадия ранней  зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению  человека в интенсивную личную  жизнь и профессиональную деятельность. В зрелые годы выделяют кризисные  периоды – кризис 33-35 лет; кризис  от 35 до 40-43 лет; кризис 45-55 лет

5. преклонный возраст, старость. О возрасте с 65 до 75 лет говорят  как о первой старости. После  75 лет возраст считается преклонным.

Клиническая смерть наступает с момента прекращения  работы сердца и остановки дыхания, но в течение 10-20 минут медицинскими усилиями, возможно, вернуть человека к жизни.

16. Психологические аспекты воспитания  и самовоспитания.

Психология  воспитания изучает внутренние психические  механизмы становления и развития личности в целом, отдельных ее свойств, а также управление этим процессом.

В отличие  от обучения, направленного на формирование ЗУНов, воспитание направленно на формирование более углубленных личностных образов, убеждений, нравственных норм, устойчивых отношений. Все это необходимо для развития целостной личности. Воспитание – осуществляется в основном через межличностное общение. Задачи воспитания  определяются общественными и нравственными ценностями. Общая цель современного воспитания – сделать детей высоконравстенными, духовнонравственными, ответственными.

Воспитание  осуществляется в процессе совместной деятельности семьи, школы, внешкольных  учреждениях, общественности, СМИ, литература, искусство.

В воспитании используются методы:  поощрения, наказания, убеждения, внушения.

Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная  деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование  личности.

Самовоспитание  находится в непосредственной зависимости  от содержания

Психическими  механизмами самовоспитания являются методы саморегуляции своего поведения, деятельности, личностного роста.  

В основе самовоспитания лежит:

1. развитие высокого уровня самосознания 

2. включенного самосознания –  процесс осознания себя, своего  Я

3. адекватной самооценки – осознание  и оценка своих собственных  возможностей

4. развитие критического мышления  – осознание собственных возможностей, недостатков. 

5. стремления к самосовершенствованию 

11. Психологическое развитие ребенка  до поступления в школу.

Период от рождения до поступления  в школу является важным потому, что от него зависит будущее развитие человека. Этот период характеризуется  исключительно интенсивным развитием  детского организма. В развитии ребенка  до поступления в школу принято  выделять 3 стадии: младенчество (с рождения до 1 года), раннее детство (от 1 до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Для каждой стадии психического развития ребенка характерны свои особенности, но есть и общие черты. Главная  из них – это чрезвычайно высокая  интенсивность психического развития ребенка, сопоставимая по темпам с развитием  в течение всей последующей жизни; высокая уязвимость и ранимость  организма и психики ребенка.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"