Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 09:09, шпаргалка
1. Предмет и методы психологии.
Психология изучает психические процессы, психологические черты и психологические особенности человеческой деятельности.
К психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание.
1. Предмет и методы психологии. Психология
изучает психические процессы, психологические
черты и психологические К психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание. В своей совокупности психические процессы составляют психику, или сознание человека. В предмет психологии обязательно входят также и психологические особенности различных видов человеческой деятельности – труда, учения, творчества, игры. В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки, объяснения используется определенная совокупность методов. Все применяемые в психологическом исследовании методы делятся на основные и вспомогательные. К основным
методам относятся наблюдение распространенный
метод, с помощью которого изучают
психологические явления в Опрос – метод определяющий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Опрос может быть письменным, когда вопросы задаются на бумаге; устным, - вопросы ставятся устно; в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым. Тестирование – это метод, во время применения, которого испытуемый выполняет определенные действия по заданию исследователя. |
2. Понятие о деятельности. Соотношение
внутренней и внешней Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера. Деятельность — категория Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов. Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная, или моторная, функция у человека появляется очень рано. Первые движения наблюдаются во внутриутробный период развития, у зародыша. По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-рефлекторные). Огромное число движений (мимика, жесты) передают чувства, мысли, отношения. Жесты и мимика выполняют роль языка знаков. В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона - движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир - определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью: мотивационной, познавательной и регуляторной. С другой стороны, вся эта внутренняя, психическая, деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов и действий с ожидаемыми. Процессы, которые обеспечивают взаимосвязь внутренней и внешней стороны деятельности называются интериоризацией и экстериоризацией. Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве. Экстериоризация (от лат. exterior - внешний) - процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану. |
3. Понятие о личности. Я - концепция и самооценка личности. Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы, осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, наделенный психологическими особенностями. Субъективно личность индивида – это его Я (оба Я, Я - концепция), это система представлений о себе, формируемая в процессе деятельности и общения. Важнейшими факторами формирования личности выступает окружающая среда и общество. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все физиологические особенности его организма. Я –
концепция – это система Я-реальное – это установки связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, статус. То есть его представления какой он есть на самом деле. Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть. Отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Я-зеркальное – установки связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие. Я-концепция, как система установок относительно своей личности, имеет сложную структуру, в которой выделяют 3 компонента: - конгитивный – основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. его состовляющие: Я-физическое (представление о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом). Я-психическое (представление о памяти, мышления, воображения, внимания, о своих психических свойствах: темпераменте, характере). Я-социальное (Представление о своих социальных ролях: дочь, сестра, подруга. Социальном статусе: лидер, исполнитель, отверженная). - эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызвать различные эмоции. - поведенческий компонент – поведение человека, которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности. Самооценка личности – это то, как сам человек себя оценивает, как относится к себе, как оценивает свои силы на успех. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими. Адекватная самооценка, адекватное отношение к себе являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого человека. Психологами выделяется 3 вида самооценки: 1. Заниженная самооценка – человек не способен самостоятельно выбирать желания. Человек с заниженной самооценкой не умеет принимать комплименты и похвалы. Он не умеет отказывать другим людям, такой человек считает себя жертвой обстоятельств, вечно недоволен своей жизнью. 2. Завышенная самооценка – человек ставит себя выше всех других. Главная его характеристика – гордыня. 3. Людей с адекватной самооценкой, очень мало. Это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. |
4. Понятие о группе. Групповые феномены. Референтные группы и их влияние на личность. Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации. В качестве группы выделяется отдел в банке, семья, студенческая группа. Наряду с понятием группа используется термин коллектив. Коллектив – особое качество группы, продукт развития группы. Коллектив – это устойчивое объединение людей стремящихся к общим целям и обладающих групповой сплоченностью. Чтобы считаться коллективом группа должна обладать признаками: - наличие общих целей; - наличие определенной культуры, которая выражается в общих ценностях, нормах; - психологическое признание членами группы друг друга. Группы можно разделить на большие и маленькие, реальные (класс, семья, круг знакомых), условные (не поддерживают между собой реальных контактов), официальные (студенческая группа, военное подразделение, производственная бригада), неофициальные (группы лиц, дружат между собой, поклонники туризма, рыбалки) и референтные. Референтная – это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы и ценности которой являются образцом для личности, и за ними она формирует свои жизненные идеалы, сверяет действия и поступки. Референтная группа выполняет в основном 2 функции: 1. Нормативная группа ценности
и нормы, которых индивид 2. Сравнительная группа - группы, в
которые индивид не хочет Референтные группы, в зависимости от индивидуальных характеристик человека и социальной ситуации, оказывают различные влияния. Референтные группы способствуют социализации индивида, играют важную роль в формировании самооценки и социальном сравнении, являются механизмом соответствия общественным нормам. |
5. Межличностные отношения в коллективе
и группе Межличностые отношения в группах изучают с помощью методов наблюдения, эксперимента, беседы, анкет и социометрии. Выбор и применение метода зависит от конкретных задач и условий. Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения. Следует подчеркнуть, что они изучались в семье, в коллективе и получили в отечественной литературе весьма широкое освещение. Малая
группа – относительно небольшое
число непосредственно «малая группа» – это реально существующие группы людей, которые имеют непосредственные контакты друг с другом. Их поведение опосредовано совместной деятельностью и определяется нормами, принятыми в группе. Также здесь подчеркивается роль общественных отношений, где группа выступает как звено определенной общественной структуры, при этом через личные контакты реализуются определенные общественные связи. Коллектив
– группа объединенных общими целями
и задачами людей, достигшая в
процессе социально ценной совместной
деятельности высокого уровня развития.
В коллективе формируется особый
тип межличностных отношений, характеризующихся
высокой сплоченностью как Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных и т.д.), важнейшим условием которого являются межличностные отношения. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. В многочисленных работах, посвященных исследованию групп и коллективов, групповой динамике, группообразованию, коллективообразованию и т.д., показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений на становление сплоченности, ценностно-ориентационного единства членов коллектива. |
7. Социализация и развитие Социализация личности - процесс активного ее включения в общественную жизнь. Выделяют пять основных стадий социализации. 1. Первичная социализация –
стадия адаптации к 2. Стадия индивидуализации - стремление к выделению. Выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я». На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружающей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера. Юношеский возраст (18-25 лет) - устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации. 3. Стадия интеграции - стремление
найти свое место в обществе.
Успешность интеграции - усиление агрессивности - конформизм, внешнее согласие
с требованиями социального 4. Трудовая стадия социализации
- наиболее продолжительная Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили, развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности. 5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению. Развитие личности - процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Развитие личности реализуется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой. развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он проходит 3 фазы своего становления: 1. Адаптация предполагает 2. Индивидуализация порождается
противоречиями между персонализации. 3. Интеграция детерминируется
|
8. Психические состояния
личности и их роль в Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое. Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т.е. психические состояния определенных общностей людей. В социологической и социально-психологической литературе рассматриваются два вида таких состояний - общественное мнение и общественное настроение. Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью. Целостность
психических состояний Подвижность
психических состояний Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности - сосредоточенностью. Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям: - в зависимости от роли - в зависимости от доминирующих
(ведущих) компонентов (если - в зависимости от степени
глубины - состояния (более или
менее) глубокие либо - в зависимости от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т.д.; - в зависимости от влияния
на личность - положительные и
отрицательные, повышающие - в зависимости от степени осознанности - состояния более или менее осознанные; - в зависимости от причин, их вызывающих; - в зависимости от степени
адекватности вызвавшей их Можно
выделить типичные положительные и
отрицательные психические Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности . Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряженности. Можно и нужно говорить о состоянии
сугубо операционной (операторной, «деловой»)
напряженности, т.е. напряженности, которая
возникает как результат |
9. Закономерности и динамика психического развития
Развитие каждой психической функции,
формы поведения обусловлено
многими особенностями, но психическое
развитие имеет общие закономерности,
которые проявляются во всех сферах
психики и сохраняются в Систему этих закономерностей образуют следующие факторы: 1. Неравномерность развития. Проявляется
она в неодинаковой развития
различных психических функций, 2. Гетерохронность (несвоевременность) несовпадение фаз развития отдельных органов и функций. 3. Сензитивность развития. В определенные периоды своей жизни ребенок проявляет наивысшую чувствительность к тем или иным воздействиям, у нее активнее происходит становление тех или иных сторон его психики, интенсивно развиваются ее функции. 4. Стадиальность развития. Психологическое развитие происходит поэтапно, каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Стадиальность развития – разновременность, расхождение во времени темпа и ритма развития психологических процессов и свойств в разные возрастные периоды. Основные характеристики психического развития: 1. социальная ситуация развития
– соотношение внешних и 2.новообразование – новый тип
строения личности и ее 3. ведущая деятельность – 4. дифференциация – отделение
психических процессов, 5. интеграция – установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. 6. кумулятивность – включение результата развития на каждой предыдущей стадии в следующую, с определенными ее трансформациями. Такое накопление готовит качественные изменения в психическом развитии. 7. Пластичность – возможность
изменения психики под 8. Подражание – своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения Различные
психические процессы, свойства и
качества личности ребенка постоянно
находятся в состоянии |
10. Возрастная периодизация развития личности Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Жизненный цикл разделяется на следующие периоды: 1. Пренатальный (внутриутробный) делится на 3 стадии: - предзародышевую - делится на 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образованию пупочного канатика. - зародышевую –с начала 3 недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. - стадию плода – начинается
с третьего месяца развития
и завершается к моменту родов.
2. Детство включает сл. стадии: - рождение и младенчество (от рождения до 1 года) - ранее
детство (с 1 года до 3 лет) –
период развития - дошкольный возраст (от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов - младший
школьный возраст (с 6 до 11-12 лет)
соответствует включению 3. Отрочество подразделяется на 2 периода: - подростковый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. В это время , под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе - юношеский
период длится с 16 до 20-23 лет
и представляет собой переход
к зрелости. Юности свойственно
чувство психической 4. зрелость (взрослое состояние)
подразделяется на ряд стадий
и кризисов. Стадия ранней
зрелости, или молодость (с 20-23
до 30-33 лет), соответствует вступлению
человека в интенсивную личную
жизнь и профессиональную 5. преклонный возраст, старость.
О возрасте с 65 до 75 лет говорят
как о первой старости. После
75 лет возраст считается Клиническая
смерть наступает с момента |
16. Психологические аспекты Психология
воспитания изучает внутренние психические
механизмы становления и В отличие от обучения, направленного на формирование ЗУНов, воспитание направленно на формирование более углубленных личностных образов, убеждений, нравственных норм, устойчивых отношений. Все это необходимо для развития целостной личности. Воспитание – осуществляется в основном через межличностное общение. Задачи воспитания определяются общественными и нравственными ценностями. Общая цель современного воспитания – сделать детей высоконравстенными, духовнонравственными, ответственными. Воспитание осуществляется в процессе совместной деятельности семьи, школы, внешкольных учреждениях, общественности, СМИ, литература, искусство. В воспитании используются методы: поощрения, наказания, убеждения, внушения. Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности. Самовоспитание находится в непосредственной зависимости от содержания Психическими механизмами самовоспитания являются методы саморегуляции своего поведения, деятельности, личностного роста. В основе самовоспитания лежит: 1. развитие высокого уровня 2. включенного самосознания – процесс осознания себя, своего Я 3. адекватной самооценки – 4. развитие критического 5. стремления к |
11. Психологическое развитие Период от рождения до поступления
в школу является важным потому,
что от него зависит будущее развитие
человека. Этот период характеризуется
исключительно интенсивным |