Шпаргалка по ""Психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:53, шпаргалка

Краткое описание

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен спец.психология.docx

— 83.71 Кб (Скачать файл)

Сухарева и Лебединский выделяют 6 видов псих. дизонтогенеза.

- общее стойкое недоразвитие: наиболее  типично раннее время поражения,  когда имеет место выраженная  незрелость мозговых систем, в  первую очередь наиболее сложных,  обладающих длительным периодом  развития. Этиология: генетические  пороки развития, диффузные поражения  незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных  воздействий, обуславливает первичность  т тотальность недоразвития мозговых  систем. Вторичный дефект имеет  сложный «кольцевой» характер. Типичный  пример – олигофрения.

- задержанное развитие:  характерно замедленный темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией а более ранних возрастных этапах. Этиология: может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хрон.заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), церебрально-органическая недостаточность резидуального характера (инфекции, интоксикации, , травмы мозга). При этом ЗР эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантов инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Характерна мозаичность поражения, при которых наряду с дефицитными функциями имеются и сохранные.

- поврежденное развитие: этиология  аналогичная первым двум. Отличие  патогенеза связано с боле  поздними (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения. Пример – органическая деменция. При ее возникновении в относительно раннем детском возрасте характер дизонтогенеза определяется сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетических более молодых образований (лобных систем), в более старшем возрасте м.б.и первичное повреждение лобных систем. 

- дефицитарное развитие: связано с нарушениями (грубым недоразвитием или повреждением) отдельных анализаторных систем: слух, зрение, речь, опорно-двигательный аппарат, инвалидизирующие хронические соматические заболевания. Первичный дефект  анализатора либо определений соматической системы ведет к недоразвитию функций связанных с пострадавшей опосредованно.  Нарушения частных психических функций тормозят развитие в целом. Прогноз такого развития связан с глубиной поражения данной функции, решающие значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. Дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других каналов связи и интеллектуальных возможностей, осуществляется за счет адекватно воспитания и обучения.

- искаженное развитие: сложное  сочестание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований. Часто связано с процессуальными наследственными заболеваниями; яркий пример при РДА. Его этиология и патогенез неясен, в значительной части случаев речь идет о ранней шизофрении. Для искаженного развития характерна выраженная асинхрония. (преждевременное развитие речи опережает формирование локомоторных функций, а в более старшем возрасте вербального интеллекта опережает становление предметных навыков. Большое значение имеют явления изоляции: функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Формируясь на собственной узкой основе, в тяжелых случаях они «зацикливаются», что приводит к явлениям стереотипии в речи, игровых действий.

- дизгармоничное развитие: по структуре напоминает искаженное развитие. Сходство состоит в сочетанием явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других. Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития психических функций. Отличие от искаженного развития состоит в том, что основой этого вида является текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а рожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Модель развития - ряд психопатий , в первую очередь конституциональных, большей частью наследственно обусловленных, а также так называемые патологические формирования личности в результате неправильного условий воспитания. Степень выраженности психопатий зависит преимущественно от условий воспитания и окружения ребенка. Трудности социального приспособления способствует формированию ряда компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований.

  При одном и том же заболевании  могут наблюдаться  различные  варианты дизонтогенеза. Напр.при ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и более грубую форму – недоразвитие (олигофренический плюс) и даже поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса).

 9. ТЕОРИИ КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТА.Л. С. ВЫГОТСКИЙ О ДЕФЕКТЕ И КОМПЕНСАЦИИ

Под компенсацией какого-либо дефекта  понимают возмещение нарушенных или  недоразвитых функций за счет использования  сохранных функций или перестройки  частично нарушенных функций, т. е. в  процессе компенсации утраченных или  поврежденных функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в  осуществлении других функций. Специа­листы выделяют два типа компенсации дефекта.

1.               Компенсация дефекта происходит  на внутрисистемном уровне и  осуществляется за счет привлечения  сохранных элементов пострадавших  структур.

2.                  Компенсация происходит на межсистемном  уровне и осуществляется за  счет перестройки систем и  включения в работу совершенно  других структур.

Чаще всего наблюдаются сразу  два типа компенсации дефекта, особенно это важно в случаях дефектов врожденного или рано приобретенного характера.

Существует несколько теорий компенсации  дефекта. Одна из наиболее распространенных теорий | принадлежит австрийскому психиатру и психологу | А. Адлеру В основе ее лежит принцип единства психо-' логической жизни личности, отведение ведущего I места социальному фактору в психическом развитии человека. Автор этой теории считает, что формиро-| вание личности индивидуума происходит, как правило, ; в первые 5-6 лет жизни, когда определяется свой I образ мыслей и поступков во все последующие перио-I ды развития. Человек согласно теории А. Адлера-самое биологически не приспособленное существо. (Исходя из этого у него возникает ощущение своей неполноценности, которое усугубляется~Йаличием у ребенка какого-либо психического или физического дефекта. В то же время осознание собственной неполноценности становится в будущем для человека постоянным стимулом к развитию. Человек, стремясь преодолеть свой дефект и самоутвердиться в социуме, актуализирует все свои прочие возможности.

В своих многочисленных работах  отечественный психолог Л. С. Внготежий проанализировал существовавшие ранее взгляды на проблему компенсации дефекта. Он считал, что компенсаторные возможности полностью реализуются в том случае, если дефект является осознанным. Уровень компенсации определятся резервными силами организма и внешними социальными условиями. При выпадении какой-либо функции другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно при нормальной деятельности органа. Основной компенсаторный путь людей с различными нарушениями Л. С. Выготский видел во включении их в активную деятельность. Благодаря этому обеспечивается возможность формирования высших форм сотрудничества и создаются условия для полноценной интеграции в общество. Л. С. Выготский высоко оцени­вал возможности компенсации у людей с нарушениями в сенсорной сфере. Он считал, что им доступны многие виды трудовой деятельности, исключением из которых являются те области, которые напрямую связаны с имеющимся нарушением. Положения Л. С. Выготского о компенсации дефекта имело большое значение для дальнейшего развития всех отраслей специальной педагогики.

В 10

Общие – отражающие общее для  всех больших групп явления.

Специфические – действующие в какой-либо подгруппе явлений.

Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно  к различным видам дизонтогенеза были сформулированы В.И. Лубовский. Основным тезисом явл. наличие трех иерархичных уровней закономерностей откл. развития.

I уровень: закономерности присущие  всем типам дизонтогенетического  развития.

- нарш. приема, переработки, сохранения и передачи информации (при любой патологии нар. «расшифровка» огк.мира, в зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окр.действительности; при сенсорной патологии происходит искажение сенсорной информации на этапе ее приема через поврежденный анализатор, при патологии эмоц.-личностной сферы (психопатии, РДА) искажается восприятие, интерпритация и использование социальной информации).

- нарушение речевого опосредования (запаздывание в созревании лобных структур явл. Общей патогенетиеской характеристикой ряда дизонтогений, таких как у.о., ЗПР, РДА и др. при всех отклонениях псих. разв. наблюдается дивергенция невербального и вербального поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка требует спец.приемов и методов воспитания и обучения.

- более длительные сроки формирования  представлений и понятий об  окр. действительности (любой вид диз. развития хар-ся нарушением нормального псих. отражения действительности, полным или частичным выпадением псих. инструментария»: снижены интел. способности, соц.неадекватность, выпадение какого-либо вида информации (слуховой, зрительной, действительной) об окр. дейст.

- риск возникновения состояний  социально-психологической дезадаптированости (параметр появялся в последние годы в связи с усилением интеграционных процессов в образовании и со значением, которое стало придаваться развитию соц.компетентности людей, независимо от тяжести и характера отклонений. Любой дефект затрудднфет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения значимых потребностей и имеющимися для этого условиями включая условия бытовые (пандусы для каляслк) и социально-психологические (готовность общаться с такими людьми окружающих).

II уровень: закономерности, характерные  для группы дизонтогенетических  расстройств (возникшие недоразвития  анализаторных систем – зрит., слуховой, кожной, двигательной) или  имеющихся в своей основе ранее  органическое повреждение г.м. (у.о., ЗПР церебр.-органич.генеза)

IIIуровень: специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза (общему стойкому недоразвитию по типу у.о., или искаженному развитию по типу РДА, или дифицитарному развитию вследствие недостаточности зрит.анализатора)

В 15

Сенсорная депривация - (от лат. sensus - чувство, ощущение и deprivatio - лишение) - продолжительное, более или менее полное лишение человека зрительных, слуховых, тактильных или иных ощущений, подвижности, общения, эмоциональных переживаний.

Сурдопсихология (лат. surdus — глухой) — раздел психологии, изучающий закономерности развития психической деятельности людей с нарушениями слуха.Содержание  [убрать]

Объект  Люди с нарушенным слухом.

Предмет Т.Г. Богданова называет предметом  сурдопсихологии изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможностей и путей компенсаций нарушений различной сложности.

Задачи сурдопсихологии Выявить общие и специфические закономерности психического развития людей с нарушенным слухом по сравнению с людьми, имеющими сохранный слух;

изучить особенности развития отдельных  видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом;

изучить закономерности развития личности людей с нарушенным слухом;

разработать методы диагностики и  психологической коррекции нарушений  психического развития детей с нарушенным слухом;

дать психологическое обоснование  наиболее эффективных путей и  способов педагогического воздействия  на людей с нарушенным слухом, изучить  психологические проблемы интеграции людей с нарушенным слухом в общество, в частности проблемы интегрированного обучения.

Методы сурдопсихологии

Сурдопсихология заимствует методы из общей психологии и модифицирует их с учётом своих потребностей. К методам относятся: наблюдение, психологический эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование,беседа, анкетирование.

В 18

Тифлопсихология (от греческого typhlos – слепой) – самостоятельная отрасль психологической науки, в буквальном переводе психология слепых. Однако в настоящее время значение этого термина значительно расширилось, и тифлопсихология обозначает психологию не только слепых, но и слабовидящих.

 Таким образом, объектом современной  тифлопсихологии являются люди с нарушениями зрительных функций в диапазоне остроты зрения от 0 до 0.2 включительно на лучше видящем глазу, а также лица с резко суженым полем зрения (до 10 градусов).

Информация о работе Шпаргалка по ""Психологии