Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:17, шпаргалка

Краткое описание

1. Психология в структуре современных наук
Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена привело к возникновению значительного количества наук, изучающих человека.
1Взаимосвязь психологии и философии.
Вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Однако, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 47.71 Кб (Скачать файл)

 

1. Психология в  структуре современных наук

Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена привело к возникновению значительного количества наук, изучающих человека.

1Взаимосвязь психологии и философии.

Вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Однако, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.

Другой наукой, которая находит очень много общих с психологией интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, является социология. Социология заимствует из психологии методы изучения личности и человеческих отношений.

Ещё одной  общественной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

 Таким образом, исходя  из вышеизложенного материала, можно  говорить о том, что психология  тесно связана с общественными науками.

 Это утверждение  справедливо и для истории. Одним из таких примеров является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выготским.

Главной особенностью психологии является то, что она связана не только с общественными науками, но и с техническими и биологическими.

 Связь психологии  и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Человек был и остается основным участником этого процесса.

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками.  Большинство психических явлений, и прежде всего психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления

 Современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Мы с полным основанием можем утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распространение. В свою очередь, бурное развитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии

Структура современной психологии

Современная психология — интенсивно развивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому, как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).

       В структуре  современной психологии можно  выделить следующие области психологии:         Общая психология исследует наиболее общие закономерности психической деятельности взрослого нормального человека. Содержанием общей психологии являются также основные принципы науки, ее методы; система понятий, обобщенная и абстрагированная на основе исследований, проведенных в различных отраслях психологии.

   Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека, становление различных психических процессов и психических свойств личности. В возрастной психологии могут быть выделены такие разделы, как детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, психология старости

 

     Социальная психология изучает психические проявления различных социальных общностей: групп, коллективов (их настроения, общественного мнения, подражания и т. д.), характер взаимоотношений людей в группах, и коллективах, положение личности в них, проблемы лидерства и подчинения.

      Инженерная психология — один из разделов психологии труда, выделившийся в самостоятельную психологическую дисциплину. Инженерная психология исследует вопрос о взаимодействии человека с машиной, причем главным образом в условиях высокой степени механизации и автоматизации производства, в различных автоматизированных системах управления

     Таким образом, для современной психологии характерен  процесс дифференциации (разделение  на группы), порождающий значительную  разветвленность психологии на  отдельные отрасли, которые нередко  весьма далеко расходятся и  существенно отличаются друг  от друга, хотя и сохраняют  общий предмет исследования –  факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется  интеграцией, в результате которой  происходит стыковка  со всеми  другими науками, в том числе  с педагогикой.

Вопрос 2 Этапы развития психологии..

В истории психологии можно условно выделить четыре этапа.

1-ый этап. Психология  выступает как наука о душе.

 Такое определение  психологии было дано более  двух тысяч лет тому назад. Появление психологии в Древней Греции на рубеже  VII-VI  вв.  до  н.э.

было связано с необходимостью  становления  объективной  науки  о  человеке,

рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд,  с  использованием

тех объективных знаний (математических, медицинских,  философских),  которые

возникли в тот период. В то время  психология  входила  в  науку,  изучавшую

общие закономерности  общества,  природы  и  человека.  Эта  наука  получила

название натурфилософии (философии),  в  течение  долгого  периода  времени,

почти 20 веков, психология оставалась частью философии.

2-ой этап. Психология -  наука о сознании.

Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать чувствовать назвали сознанием. Основным методом исследования стало наблюдение человека за самим собой и описание факторов (интроспекция). В психологии сознания метод интроспекции был признан не только главным, но и единственным. Основоположником новой экспериментальной психологической науки явился немецкий ученый Вильгельм Вундт.

Вильгельм Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки

3-й этап. Психология - наука о поведении.                                

Этот этап начинается в начале ХХ века, когда американский психолог Джон Уотсон указал на несостоятельность концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Такое направление психологии получило название бихевиоризма. Основным методом бихевиоризма является создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. С точки зрения бихевиористов, психика – это абстракция, которую невозможно изучать научными методами

4-ый этап. Психология  как наука, изучающая объективные  закономерности возникновения, становления  и функционирования психики. Данный этап начался с первой трети ХХ века, и опирается на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать И. П. Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работы мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций.

3.  Методологические основы психологии

     Методология – это  учение о методе, который рассматривается в узком и широком смысле.  В широком смысле слова метод рассматривается как путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний (например, «диалектический метод»). В узком смысле слова метод — способ научного познания или практической деятельности    Таким образом, методология — это учение о методах и принципах познания. А также методология – это особая форма самосознания науки, включающая в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, Так как метод связан с предварительными знаниями, методология делится на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.

      Наука – это область человеческой деятельности, основная функция которой — получение знаний о мире и их систематизация. Методология, безусловно, является одним из видов научного знания, но в ней разрабатываются лишь проблемы, связанные с принципами и методами получения и применения знаний.

     Философия - научное знание о наиболее общих законах природы общества и человеческого познания. Определенная часть философских знаний входит в структуру методологического знания.

     Науковедение - отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами жизни общества. В науковедении применяются методы истории, социологии, экономики, а некоторые науковедческие проблемы разрабатываются с помощью методов психологии.

    Мировоззрение - система «взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции»

      Э.Г. Юдин (1978) выделяет два вида методологического знания — дескриптивную и нормативную методологию.

    Дескриптивная  методология – охватывает исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания. Методологический анализ ранее пройденных этапов развития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания. Это:

1.  Катализация, стимулирование  процесса научного познания. Эта  функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий и концепций.

2.  Организация и структурирование  научного знания как целого за счет его интеграции и синтезирования, за счет разработки общенаучных средств и форм познания общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов.

3.  Выработка стратегии  развития науки, оценка перспективности  того или иного научного направления. Данная функция методологического знания становится особенно важной при планировании междисциплинарных исследований.

     Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности. По Э. Г. Юдину, она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований.Структура методологического знания

      Выделяют  следующие структурные уровни  методологического знания:

1) уровень философской методологии;

2) уровень общенаучных  принципов и форм исследования;

3) уровень конкретно-научной  методологии;

4) уровень методики и  техники исследования.

     Уровень  философской методологии представляет собой философские знания, полученные при помощи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами. Философская методология, становясь неотъемлемой частью мировоззрения психолога, определяет постановку им исследовательских и практических задач, задает наиболее существенные мировоззренческие предпосылки для видения той реальности, с которой имеет дело ученый или практик, поэтому данный уровень в структуре методологического знания было бы правомерно назвать также философско-мировоззренческим.

      Уровень общенаучных общенаучных принципов и форм исследования. К нему относятся содержательные научные концепции и некоторые современные общенаучно- методологические подходы, а также методологические или логико-методологические концепции — структурализм, получивший широкое распространение в антропологии, этнографии и отчасти в психологии и психотерапии,       системный анализ, логический анализ                                

     Уровень конкретно-научной методологии применяется к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам. Методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает.                                                                                                                                                                          Уровень методики и техники исследования связан с исследовательской практикой. В психологии к нему относятся нормы проведения экспериментально-психологических исследований и классификации видов эксперимента,  требования к разработке психодиагностических методов и их.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"