Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:47, шпаргалка

Краткое описание

1.Место психологии в системе наук о человеке.
2.Психология как наука.Специфика психологического знания.
3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

вопросы и ответы по психологии.docx

— 210.66 Кб (Скачать файл)

1.Место  психологии в системе наук  о человеке.

2.Психология  как наука.Специфика психологического  знания.

Психология  как наука. Специфика научного психологического знания. Отрасли психологии.

Психология как  наука, психика и ее хар-ки.

Psuche(греч.) – душа. Logos(греч.) – смысл, выраженный в слове  (осмысленное слово, разум, познание, изучение, исследование, разумное понимание). Т.о., психология – наука о душе (психике). Другие определения: изучает  псих. явления и поведение; изучает  филогенетическое возникновение,  онтогенетическое развитие (здесь  психика такова какова деятельность) и функционирование психики (здесь  деятельность такова какова психика)  и деятельности (Леонтьев). Другой  смысл слова «психология»: ЛОГОС  – разумная организация (устройство). Психология – это и реальность, которую можно изучать (разумная  организация психического). Отсюда  синонимы слова психология –  индивидуальность, характер (совокупность  психических черт, способов поведения).

Определение психики (как объекта психологии): отражение объективного мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, а также управления своим поведением. Псих. явления - все то, что эмпирически наблюдаемо (но м.б. осознанным и нео.) иными словами = факты. 4 сферы псих. явлений: побуждения, познание, переживания, самосознание. 

Соотношение житейской  и научной психологии

1. Житейские психологические  знания конкретны (пр/р: различное  поведение в различных ситуациях).Научная  психология стремится к обобщениям. 2. Житейские знания носят интуитивный  характер, а научные - рациональны  и вполне осознанны. 3. Способы  передачи знания - в житейских  знаниях – на своих ошибках,  в научных - накопление и передача. 4.  Способ получения знаний - в житейских – наблюдения и размышления, в научных + эксперимент. 5. Индивид ограничен только своими знаниями, а наука им. больший объем.

Специфика психологического знания.

Специфика психол. знания связана  с ее объектом. Метод - косвенное  познание и через другие св. с  псих. явления - объекты через кот. отраж. психика, общение, поведение (пр.: детектор лжи - косвенное познание). Другие особенности психол. знания: 1. Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот  на себя.  Научное сознание человека становится его научным самосознанием. 2. Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь). 3. Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый). 4. Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.

Отрасли психологии

Психология нах. в центре наук - опирается на разн. науки, и  м. сказать, что она м. б. > гуманитарна, а м.б. > научная (психофизиология). Если формально разделить, то можно  выделить: 1. собственно психолог. - общая (занимается анализом психических процессов  абстрактного человека. Она дает основания  для отделения других ветвей), дифференциальная (индивидуальные различия, конкретными  особенностями; возможности и ограничения  психических процессов)., отраслевые (развитие, социальная, и др.) и 2. прикладные (военная, общения, управления)

3.Естественно-научная  и гуманитарная парадигры в  психологии. 

 Три парадигмы  — три методологические ориентации в психологии .  

Экспертные психологические  позиции условно могут быть разделены  на три групп: естественнонаучная ориентация, гуманитарная и  практическая.  Основанием для такой группировки служит тот исходный образ, на который ориентируется в  организации своей структуры психологическая дисциплина.   Естественно-научная парадигма  берет в  качестве такого образца науки о природе.  Из этого следует, прежде всего, познавательное отношение к психологическим объектам, отражение которых в  соответствующих категориях и  понятиях, выявление сущности (закономерности) поведения исследуемых явлений составляет важнейший, а порой и  единственный смысл существования данной ориентации.  На вопрос автора этих строк, заданный одному из адептов такой ориентации, зачем изучать то или иное явление респондент ответил коротко: «Чтобы знать».  Разумеется естественно-научную  позицию не следует трактовать упрощенно, и  даже психологи, стоящие у истоков научного  метода, обращали внимание на специфику объекта исследования, отмечали его рефлексивную природу, ситуативную изменчивость.  Отчасти этим обстоятельствам мы обязаны появлению замечательного психологического инструмента — «зеркалу Гезелла».  Однако во всех естественно-научных  ориентациях неминуемо обнаруживается одно инвариантное допущение — наличие некой независимой сущности, параметры которой только искажаются неадекватным методом.  Гуманитарная парадигма  в психологии  ориентируется не на образы наук о природе, а на рациональность, имеющую предметом своей заботы культуру.   В  отличие от номотетической, генерализирующей тенденции натуралистического метода здесь утверждается идеографический, уникализирующий подход.  Как считают исследователи методологии психологии , гуманитарная парадигма  обращена «к духовному миру человека, к его личностным ценностям и  смыслам жизни» (2,87).  Особенность так взятого предмета — духовной инстанции, предопределяет сущность метода — понимание в  отличие от наблюдения и  его вариаций в естественно-научном  подходе. Поскольку и  наблюдение также связано с пониманием, различим естественно-научное и гуманитарное  понимание с опорой на исследования К. Яспреса.   В  своих исследованиях К Ясперс рассматривал два типа понимания: статическое и  генетическое.  Первое он связывал с задачей фиксации и  описания чувственно-воспринимаемых объектов в  их существенных связях и  отношениях.  Выстроить картину этих связей и  означает понять.

 

4.Психические  явления и их свойства. Классификация  психических явлений.

Все психические явления  делятся на три группы:  
1) психические процессы;  
2) психические состояния;  
3) психические свойства личности.

Психический процесс —  это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и  свою регуляционную функцию.  
Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.  
Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые.  
Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.  
Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.  
Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.  
Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.  
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.  
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:  
1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).  
2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния —стресс, аффект, фрустрация).  
3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).  
4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

 
 

4.  Психические явления и их свойства. Классификация психических явлений. 
Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. 
Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности. 
Психический процесс - это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. 
Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. 
Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в ко- 
торых осуществляется данная деятельность. Психические процессы - это 
ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности. 
Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, 
восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые. 
Вся психическая деятельность человека - это совокупность познава- 
тельных, волевых и эмоциональных процессов. 
Психическое состояние - это временное своеобразие психической де- 
ятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому 
содержанию.Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией 
всех психических проявлений человека при определенном его взаимодейст- 
вии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей ор- 
ганизованности психики. Психическое состояние - это общий функциональный уровень психичес- 
кой активности в зависимости от условий деятельности человека и его 
личностных особенностей.Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и 
устойчивыми, личностными. 
Все психические состояния подразделяются на четыре вида: 
1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти). 
2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на 
явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные сос- 
тояния - стресс, аффект, фрустрация). 
3. Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решитель- 
ности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного 
волевого действия). 
4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются 
в различных уровнях внимательности). 
 
Система психических явлений 
Психические процессы 
целостные акты психической деятельности, 
отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой 
 
Познавательные - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память 
Эмоциональные 
Волевые 
Психические состояния Психические свойства 
текущее своеобразие психической типичное для индивида своеобразие 
деятельности (псих. процессов), его психической деятельности 
обусловленное содер. (объектом) Темперамент 
деят. и его личностной значим. - индивидуальные особенности псих. 
деятельности, обусл. врожденным 
Мотивационные типом высшей нервной деятельности, 
актуализированные потребности динамика реал. психических процессов 
и их модификации: установки, (сангвиники, холерики, флегматики, 
интересы, желания, стремления. меланхолики) 
влечения, страсти Направленность 
Эмоциональные - иерархия потребностей и устойчивых 
эмоциональный тон ощущений, мотивов повед., ценностных ориентаций 
эмоциональный отклик, настроение, и установок 
стресс, аффект, фрустрация Характер 
Волевые - обобщенные способы поведения, 
инициативность, решительность, тип адаптации к среде 
целеустремлен., настойч. и др. Способности 
Уровни организованности - психофизиологические регуляционные 
психической деятельности возможности, проявляющиеся 
(внимание) в конкретных видах деятельности 
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 
жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 
темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторон

5.Основные  категории психологической науки.

Длительный период психология определялась как наука о субъективном мире человека. И этому содержанию соотв. и набор ее методов. Согласно идеалистической концепции, отделявшей психику от всех других явлений природы  и общества, предметом изучения психологии являлось изучение субъективных состояний  сознания. В них явление совподало  с сущностью - т.е. формы сознания, которые человек мог наблюдать  на самом деле рассматривались в  это время как основные св-ва духа / сущность псих. процессов. Это совпадение определило метод - субъективное описание явлений сознания, получаемое в процессе самонаблюдения (интроспекция). Но этот подход исключал объективное, причинное объяснение психических процессов.

Пересмотр самонаблюдения как  метода психол. исследования был связан с тем, что оно стало рассматриваться  как сложный вид психической  деятельности, являющейся продуктом  психического развития, использующий речевую формулировку наблюдаемых  явлений и имеющий ограниченное применение. Последнее связано с  тем, что не все псих. процессы протекают  сознательно + самонаблюдение за своими псих. процессами может внести значительные изменение в их протекание. Т.о., встала задача разработки объективных методов  исследования, которые были бы обычными для всех остальных наук приемами за протеканием

деятельности + экспериментальное  измерение условий ее протекания. Основным приемом стало наблюдение за поведением человека в естественных и экспериментальных условиях + анализ изменений, задаваемых экспериментатором. На этом этапе было создано три метода психолог. исследования: а) М. структурного анализа: психолог ставит перед испытуемым задачу и прослеживает структурное строение процессов, с пом. которых испытуемый. решает задачу. Здесь психолог не только регистрирует результат, но и внимательно прослеживает процесс решения задачи. Приемы, которые могут осуществить полный структурный анализ, могут носить прямой (изменение структуры задачи + предложение способов, помогающих решению = > происходит изменение протекания психолог. процесса) или косвенный х-р. (использование признаков, которые не являются элементами деятельности, но могут быть показателями его состояния и т.п.) б) Эксперименально-генетический метод.  ВПФ - продукт длительного развития и поэтому важно проследить как шел этот процесс и т.п. Это можно узнать как изучая выполнение задач на последовательных ступенях развития ребенка (генетические срезы), так и создавая экспериментальные условия, позвол. выявить как формируется псих. деятельность. в) М. экспериментально-патологический (синдромный анализ) - анализ изменений в поведении, которые наступают при патологических состояниях. Он часто применяет в нейропсихол. исследованиях. Но может использоваться и в общей психологии и психологии индивидуальных различий, в которых сверхразвитие к-л. стороны псих. жизни или индив. особенность может вызвать перестройку всех псих. процессов.

Наряду с описанными методами психологического исследования большое  значение имеют и количественные и качественные методы оценки псих. процессов и методы измерения уровня их развития. К ним относятся психологические тесты и т.п.

В познании сущности психических  явлений важнейшая роль принадлежит категориям  диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в своей книге выделил базовые категории психологической науки , показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории  психологии: категория  отражения, категория  деятельности, категория  личности, категория  общения, - а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям , - это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки . 

 

6.Психология  как наука о поведении. (толком  не то,начало точно) 

 

Возможная помощь со стороны  механики. Неоднократно в нашем изложении  мы противопоставляли реакции частей — реакциям индивида в целом. Чтобы  осветить это полнее, полезно, может  быть, обратиться к миру механики, по меньшей мере, за некоторой аналогией. Морской газовый двигатель построен из большого числа частей — таких, например, как карбюратор, насос, магнето, система клапанов, цилиндры с их поршнями и кольцами, шатунами и  т. д. Отдельные тесты каждой части  могут показать, что она функционирует  отлично, когда работает отдельно. Но кроме отдельных частей существует еще много передаточных элементов. Части не могут хорошо работать, если поверхности подшипников не имеют должной величины; магнето  должно давать искру точно в момент наибольшего сжатия; система смазки и система насоса должны быть правильно  соединены с какой-нибудь частью, приводимой в движение коленчатым валом. Если все части не соединены между  собой надлежащим образом и не отрегулированы, то двигатель как  целое не сможет выполнять свою функцию, т. е. вращать винт. 
Когда мы говорим о действии индивида как целого, мы при этом подразумеваем нечто аналогичное. Но надо иметь в виду, что человеческому существу приходится выполнять не одну функцию, а тысячи их, и что при-способления частей должны видоизменяться для каждой новой службы, если только работа целого организма должна быть производительной. Только хорошо построенный биологически организм, надлежащим образом трени-рованный, может соответствовать этим требованиям. Ни одно из построенных до сих пор механических изобретений не приближается к человеческому организму по многообразию возможных функций и быстроте, с которой координации отдельных функций могут перераспределяться для каждой новой службы машины как некоего целого. 
 
Д. Уотсон считал, что в поведении человека нет ничего прирожденного, а все его проявления, это результат внешней стимуляции, что он и пытался доказать изучая младенцев. Если вернуться к нашему младенцу, то это означало, что он был организмом, для которого основным стали "стимул" (раздражитель внешней среды), "реакция" (ответ организма на раздражение) и "связь" (ассоциация), сознание его еще спало. Малыш должен был приспособиться к среде обитания. Возможно, что это был естественный ход развития, человечества, философии и психологии. 
Таким образом, цель бихевиоризма — превращение психологии в область знания управляющую и предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека. Обучение животного — это повторение (закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией (закон эффекта). 
Бихевиористы правильно определили зависимость поведения от воздействия среды, но не учитывали обусловленности ответной реакции не только стимулам, но и внутренними явлениями. Вероятно, к модели поведения человека можно было подойти, изучая психику животных, но, не отрицая различия психики человека и животного. 
Многие психологические исследования того времени сосредотачивались на анализе ассоциаций. Ассоциациями пытались объяснить поведение с помощью связей между переживаниями. Эта идея основана на том, что при рождении наш разум — чистый лист бумаги, который заполняется по мере познания окружающей среды. Торндайк проверял ассоциативные решения с помощью экспериментов над кошками. 
Уотсон считал, что основой отношений организма к среде является "стимул-реакция" и, следовательно, пользуясь различными раздражителями можно получить человека с необходимыми качествами и любым поведением, не принимая во внимание ни врожденные качества, ни убеждения, ни другие личностные качества. 
В этой идее чувствуется определенная направленность — получение вместо человека послушного робота, которого программируют на выполнение только набора двигательных функций, т.е. интересует только один исполнительский аспект в поведении человека. 
Эти идеи очень близки фашистским или тираническим режима

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"