Шпаргалка по ""Психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:53, шпаргалка

Краткое описание

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен спец.психология.docx

— 83.71 Кб (Скачать файл)

С целью получения учениками  полной и реалистичной картины определенного  процесса или явления используется системный подход. И хотя объем  получаемых в специальной школе  знаний гораздо меньше, тем не менее  он представляет собой определенную систему естественных и гуманитарных знаний, в то время как трудовое обучение позволяет исполь­зовать их на практике.

Принцип научности в  обучении.

Умственно отсталые дети с их особенностями  познавательной деятельности не в состоянии  усвоить программу массовой общеобразовательной  школы. Поэтому в течение долгого  времени специалистами проводились  исследования, в процессе которых  был выявлен тот оптимальный  минимум общеобразовательных предметов  и их содержание, которое формирует  элементарное научное представление  учащихся об окружающем их мире.

Принцип доступности.

Этот принцип тесно связан с  принципом научности в обучении, так как неоправданное упрощение  научных знаний может привести к  примитивизации процесса обучения. И наоборот, в связи с особенностями интеллектуального развития и познавательной деятельности учащихся не стоит перегружать процесс обучения излишними научными понятиями и сведениями.

Принцип наглядности обучения.

В ходе многочисленных исследований была доказана большая роль наглядного материала в процессе обучения. Без  него усвоение материала становится неполным, особенно у умственно отсталых учащихся, абстрактное мышление которых  развито слабо.

Принцип прочности усвоения знаний.

Этот принцип считается одним  из самых важных в процессе обучения в специальной школе. Он состоит  в том, чтобы определенный минимум  знаний, умений и навыков был прочно и надолго усвоен учащимися. В  дальнейшем этот минимум должен стать  базой, на которой необходимо формировать  или углублять знания, умения и  навыки, являющиеся необходимыми для  успешной социальной реабилитации и  интеграции.

Принцип индивидуального  и дифференцированного подхода  в обучении.

Индивидуализация обучения в специальной  школе приобретает особую важность в связи с тем, что психофизические  причины аномального развития ребенка  способствуют углублению индивидуальных особенностей его личности. Принцип  дифференцированного подхода реализуется  в разделении класса на несколько  групп по способностям и степени  обучаемости. Обычно таких групп бывает три: сильная, средняя и слабая.

ПРИНЦИП РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ 

Одним из главных условий успешной коррекцион-но-педагогической помощи в современной специальной педагогике является обеспечение наиболее раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей. До 60-х г. XX в. необходимость особой индивидуальной помощи обнаружи­валась в момент поступления ребенка в школу или в процессе выявления причин его стойкой неуспеваемости. Как правило, это было связано с отсутствием:

1)           системы  обязательного дошкольного образования,  когда как школьное образование  было обязательным;

2)          тесного  взаимодействия и сотрудничества  педагогических и медицинских  структур;

3)           у  родителей информации о возможностях  помощи их ребенку.

В отличие от специальной педагогики прошлого столетия современное специальное  образование предусматривает:

1)           максимальное  сокращение разрыва между выявлением  первичного нарушения в развитии  и началом целенаправленной коррекционно-педагоги-ческой помощи ребенку;

2)            предоставление специальных образовательных  услуг начиная с первых месяцев и на протяжении всей последующей жизни.

ПРИНЦИП КОРРЕКЦИОННО-КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ педПРОЦЕССА

В основе принципа коррещионно-компенсирующей направленности лежит идея о возможной компенсации того или иного дефекта. Так как причина первичного дефекта связана с органическим поражением ЦНС или сенсорных анализаторов, то восстановление утраченных функций практически невозможно. Однако можно в значительной степени ослабить действие вторичных дефектов за счет использования психолого-педагогических средств коррекции и компенсации. Поэтому процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями развития строится с опорой на сохранные функции. Как подсказывает практика, компенсаторные возможности человеческого организма велики и разнообразны. У специальных психологов и педагогов существует большой набор различных компенсаторных подходов, которые позволяют оказывать помощь человеку в самых тяжелых и, казалось бы, безвыходных ситуациях. И хотя такая компенсация с точки зрения общепринятых норм кажется очень необычной, она позволяет лицам с нарушениями в развитии включится в образовательное пространство. Категория лице нарушением функционирования зрительного анализатора в процессе взаимодействия с окружающим миром опирается на сохранный слух и осязание. При поражении органов слуха происходит опора на зрение, кинестетическое и тактильно-вибрационное восприятие. При комплексном дефекте, т, е. когда у одного ребенка отмечается сочетание сразу нескольких нарушений, компенсаторный процесс идет по альтернативному пути. Ни для кого не является новостью умение слепых читать с помощью кончиков пальцев, для глухих - читать по губам обращен­ной к ним речи или общаться с помощью жестовой речи. Категории лиц, утративших способность действовать руками, работают и обслуживают себя, используя функции других частей тела.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов и функций  в соответствии со спецификой природы  дефекта. Дополнительные возможности  для компен­сации утраченных или  неполноценных функций организма  создает коррекционная работа,которая направлена на исправление или ослабление недостатков психо-физического развития. Свою работу педагог-дефектолог должен строить таким образом, чтобы найти эффективный компенсаторный путь.

 СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОАДАПТИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В процессе специального образования  коррекция и компенсация недостатков  осуществляется не сама по себе, а как  средство обеспечения лицу с ограниченными  возможностями жизнедеятельности  максимальной адаптации его к  окружающей среде и достижения им самостоятельности и независимости  на протяжении всей жизни. Все это  возможно только в условиях вывода ребенка с нарушением в развитии из так называемого культурного  тупика. Наличие у лица какого-либо дефекта является причиной его изолированности  от окружающего предметно-материального  и социального мира. Поэтому решающим фактором развития будет включение  ребенка в процесс культурного  развития и усвоения им исторического  опыта человечества.

Преодолеть изолированность ребенка  от окружающего мира, уменьшить его  «социальное выпадение» позволяет  социальноадаптирующая направленность специального образования. Она обеспечивается содержанием его стандартов, средствами и формами коррекционно-обраэова-тельного процесса. Они предусматривают долговременную систему коррекционно-педагогической и психологической работы. В рамках нее проводятся занятия по социально бытовой ориентировке и другие занятия, направленные на усвоение следующих групп навыков:

1)            общепринятых корм поведения  и жизнедеятельности (правильное  поведение в общественных местах  и т. п.);

2)            элементарных гигиенических, бытовых  и коммуникативных навыков;

3)           социокультурных, философских и нравственно-этических навыков.

 

Для преодоления «социального выпадения» ребенка с ограниченными возможностями  крайне необходимо овладение им языком. Нормально развивающийся ребенок  оказывается в массовой школе  с уже развитой речью, с сформированной системой социально-бытовых понятий. Во взаимодействии со сформировавшимися уже структурами постепенно развиваются словесно-логическое мышление, научные понятия. В значительной степени словесная речь регулирует поведение, способствует развитию общения. Поэтому любой дефект умственного или физического развития отрицательно сказывается на развитии у ре­бенка речи, коммуникативных навыков, и наоборот.

В рамках специального образования  занятия, имеющие социально адаптирующую направленность, способствуют формированию психологической подготовленности лица с ограниченными возможностями  к жизни в социокультурной среде, поиску той социальной ниши, в которой бы ограниченные возможности максимально компенсировались и позво­лили вести достойный образ жизни (независимый материально и социально).

 ПРИНЦИПА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО  ПОДХОДА

В основе принципа деятельностного подхода в обучении лежит понятие «ведущая деятель­ность». В становлении и развитии личности ребенка большое значение отводится предметно-практической деятельности. В системе специального образования предметно-практическая деятельность является эффективным средством обеспечения коррекционно-компенсирующего развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Кроме того, предметно-практическая деятельность является пропедевтическим этапом необходимых элементов образования. Рассматриваемый принцип применим к любой категории детей с нарушениями в развитии. Он реализуется как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, на уроках по общеобразовательным предметам, коррекционных и индивидуальных занятиях.

В ходе многочисленных исследований было доказано, что предметно-практическая деятельность является мощным коррекционным, компенсирующим и педагогическим средством  в работе с детьми с отклонениями в развитии. В процессе предметно-прак­тической  деятельности развиваются такие  высшие психические функции, как  мышление, память, речь, эмоции и др. У этой категории детей отсутствуют  такие структуры: житейский опыт, практические умения и навыки. В отличие от нормально развивающихся детей у детей с отклонениями в развитии отсутствует багаж понятий, необходимых для усвоения общеобразовательных предметов. То, чему обычного ребенка можно научить при помощи словесных инструкции, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе специально организованной и направляемой педагогом деятельности.

В своей реализации предметно-практическая деятельность опирается на сохранные  возможности ребенка, на его так  называемые пути здоровья. В специальном  образовательном учреждении получили распространение различные виды предметно-практической деятельности. Дети могут работать как в группе, так и индивидуально, как под  руководством педагога, так и самостоятельно. Особое воспитательное и коррекционное  значение имеет коллективная предметно-практическая деятельность. Это может быть работа парами, бригадами, инициативными группами и т. п. Она создает естественную среду для речевого общения, постоянно  воспроизводя потребность в таком  общении. Развитие мотивированного общения способствует овладению всей системой родного язы­ка: фонетической, грамматической, лексической синтаксической и др. Вслед за овладением языком следует овладение различными мыслительными операциями, включение в различные ситуации общения и социального взаимодействия. Таким образом, предметы, которыми оперируют дети с отклонениями в развитии, становятся источником устойчивой мотивации деятельности. В процессе предметно-практической деятельности они узнают о назначении этих предметов, способах действия с ними, получают недостающую информацию об окружающем их предметном мире.

 ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО  И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА,

Принцип дифференцированного и  индивидуального подхода является одним из основных принципов специальной  школы. Обучение детей с проблемами в развитии происходит посредством  классно-урочной формы организации  занятий. Это предполагает совместную учебную деятельность.

Групповая форма обучения основана на знании общих возрастных и психолого-педагогических особенностей развития детей. Ведь без  знаний основных особенностей мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевой  сферы той или иной группы учащихся невозможно преподать им определенный материал в доступной им форме  и при этом быть уверенным, что  школьники в состоянии понять и усвоить содержание. Однако любой  ученик, кроме общих свойств, имеет  и свои индивидуальные. У ребенка, имеющего проблемы в развитии, индивидуальные особенности личности усугубляются, поэтому индивидуализация обучения в специальной школе приобретает особую важность и требует от педагога более пристального внимания к каждому своему ученику.

Принцип дифференцированного подхода  в обучении в специальной школе  реализуется в двух направлениях. В соответствии с одним из направлений  класс разделяют на несколько  групп по способностям и степени  обучаемости. Как правило, таких групп бывает три; сильная, средняя, слабая. Проделав такую процедуру, педагог планирует деятельность учеников на уроке, дает дифференцированное задание на дом.

До 60-х гг. XX в. в специальных школах принято было выделять еще и четвертую группу. К ней относили детей, которые стойко не усваивали программу спе* циальной школы, несмотря на все виды индивидуальной помощи. В этом случае речь заходила о диагности­ровании у такого ребенка более глубокой степени умственной отсталости - имбецильности и переводе его на индивидуальную форму обучения или определении в специальные учреждения закрытого типа системы социальной защиты. В соответствии с инструкциями комплектования классов в специальной школе, действовавшими в то время, учащиеся с диагнозом «умственная отсталость в степени имбецильности» считались необучаемыми и не могли там находится. В конце 60-х гг. XX в. так называемые им-бецильные классы были расформированы.

Второе направление принципа дифференцированного  подхода в обучении касается содержания образования. Так, в зависимости  от географического положения региона, его социально-экономических, исторических, природных и других условий учащиеся изучают определенный набор тем  в рамках ряда предметов. Например, содержание профессионально-трудового  образования, уроков истории, географии  в крупных промышленных городах  или сельской местности будет  различным. Такой подход помогает решать сразу две задачи. Во-первых, это  позволяет лучше использовать индивидуальные особенности учащихся, а во-вторых, это облегчает и делает более адекватной их профессионально-трудовую подготовку и дальнейшую социализацию и интеграцию.

Информация о работе Шпаргалка по ""Психологии