Шпаргалка по ""Психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:53, шпаргалка

Краткое описание

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен спец.психология.docx

— 83.71 Кб (Скачать файл)

1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ  КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ)

Специальная  психология - раздел психологической  науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с  отклонениями в развитии. Это отклонение, как правило, связано с врожденным или приобретенным нарушением формирования нервной системы. В системе психологических  наук специальной психологии отводится  особое место. У понятия «специальная психология» множество синонимов: коррекционная психология, психология аномального развития, психология детей  с отклонениями в развитии и др.                                    

Главной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в результате применения специальных  методов и приемов воспитания и обучения, на основе которых и  происходит компенсация нарушенных функций. На основе данных специальной  психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации  лиц, имеющих различные отклонения в развитии. Кроме того, посредством  специальной психологии определяются наиболее эффективные методы обучения этой категории лиц, строится последующая  система профессиональной консультации и профессиональной ориентации.

В ходе длительной практики изучения категории лиц с отклонениями в развитии накапливалась совокупность определенных психологических знаний. Специальная психология на раннем этапе  своего развития не располагала собственной  терминологией, и большинство терминов было заимствовано , из медицины. В основном это были термины, обозначающие различные анатомо-физиологические отклонения у этой категории. Так, из медицины были заимствованы термины «дефект», «аномалия», «диагностика», «слепой», «глухонемой», «коррекция» и др. Установление этиологии и симптоматики отклонений в психическом и физическом развитии стало началом построения понятийно-категориального аппарата специальной психологии. Одним из основных понятий специальной психологии является понятие «психическое развитие». Под психическим развитием понимают закономерное изменение во времени психических процессов человека, которое выража­ется в качественных, количественных и структурных преобразованиях. Известным отечественным психологом Л. С. Выгототтбыло установлено, что психическое развитие аномальных детей подчиняется тем же законам, что и психическое развитие нормального ребенка. Аномальное развитие - нарушение общего хода развития ребенка в результате физических или психических отклонений.

Центральным вопросом как специальной психологии, так и смежных наук является проблема компенсации функций. Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных или поврежденных функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.

 ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ  ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Объектом современной специальной  психологии является изучение лиц с  отклонениями в развитии. Изучение лиц с отклонениями в развитии является одной из важнейших практических задач специальной психологии. Оно  дает неоценимые материалы, необходимые  для дифференциальной диагностики  аномального развития и разработки соответствующих психодиагностических методик. Изучение лиц с отклонением  в развитии проводится с учетом целого ряда принципов: принципа комплексного подхода к изучению ребенка, принципа целостного его изучения, принципа динамического изучения ребенка, принципа единства качественного и количественного  подходов при оценке психического развития и др.

Предметом исследований специальной  психологии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии, или, как их еще называют аномальные дети. К категории аномальных относят детей, у которых в  результате психического или физиологического отклонения произошло нарушение  общего развития. В специальной психологии в соответствии с исторически  сложившейся системой образовательных  учреждений для детей с отклонением  в развитии и с системой предметных областей специальной психологии в  основу классификации по традиции положен  характер нарушения. Выделяют основные категории аномальных детей: дети с  нарушением слуха, с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речевого развития;

с нарушением интеллектуального развития, с комплексными нарушениями психофизиологического  развития, с нарушениями опорно-двигательного  аппарата.

Кроме перечисленных групп, существуют и другие, ■группы детей с отклонениями в развитии: дети с психо-патоподобными формами поведения, дети с трудностями в адаптации к школе, одаренные дети, страдающие так называемыми школьными неврозами и требующие отдельного внимания со стороны педагогов и психологов.

Существует и более обобщенная классификация, в основе которой  лежит группировка вышеуказанных  категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушений в определенной системе организма:

1)            соматические нарушения (хронические  заболевания, нарушения опорно-двигательного  аппарата

2)           сенсорные  нарушения (слуха и зрения);

3)            нарушения деятельности мозга  (умственная отсталость, нарушения  движения, психические и речевые  нарушения).

 

По своему составу группа детей  с проблемами в развитии сложная  и разнохарактерная. Различные нарушения  развития по-разному сказываются  на формировании познавательных возможностей детей и трудовой деятельности. Нарушения в психическом или физическом развитии ребенка оказывают влияние на весь ход развития его познавательной дея­тельности.

 ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

По содержанию практической и научной  направленности задачи специальной  психологии объединены в соответствующие  группы.

1.        Общенаучные  теоретические задачи:

1)           раскрытие  общих закономерностей психического  развития нормально развивающегося  ребенка и аномального ребенка;

2)           раскрытие  общих закономерностей, присущих  всем группам аномальных детей;

3)            изучение специфических закономерностей  развития психики у разных  групп аномальных детей;

4)         установление  зависимости развития психики  от характера, механизмов и  степени выраженности той или  иной аномалии.

2.           Изучение  нарушений развития конкретных  форм психической деятельности  у разных групп аномальных  детей.

3.          Выявление  путей компенсации нарушений развития личности в целом и разных видов психических процессов. Компенсация какого-либо дефекта - это возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или пере­стройки частично нарушенных функций. В процессе компенсации утраченных или поврежденных психологических функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.

4.         Разработка  основных видов обучения и  воспитания разных групп аномальных  детей.

5.        Разработка  способов психологической коррекции  и диагностических методик для  различных типов нарушений психического  развития. Грамотная диагностика

нарушения в развитии является залогом  успешной психологической коррекции, целенаправленного обучения и воспитания в рамках специального образовательного учреждения. Однако многие диагностические  методики и методы психологической  коррекции не отвечают современным  требованиям специальной психологии, а потому необходимы их пересмотр, а  в некоторых случаях разработка новых методов.

Б. Выявление наиболее эффективных  путей и методов психологического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными отклонениями в развитии.                                                                                                                                                                                                                                                                                      

7.          Изучение  психологических проблем интеграции  и интегрированного обучения. Под  интеграцией в общество лиц  с отклонениями в развитии  понимается предоставление такому  человеку возможностей принимать  участие во всех видах социальной  жизни на­равне с остальными членами общества. Интеграция в образовании означает возможность получения образования лицам с особыми образовательными потребностями как в специальном образовательном учреждении, так и в образовательном учреждении общего назначения. Однако, как уже было подтверждено экспериментами, российское общество пока не готово (в первую очередь психологически) к такого рода образовательным новшествам.

8.           Разработка  психологических основ содержания  образования, принципов, методов,  технологий, организация реализации  условий специального образования.

9.         Взаимодействие  специальной психологии с рядом  смежных наук, в частности с  общей психологией и специальной  педагогикой, по проблемам, касающимся  людей с нарушениями в развитии  и вследствие этого с ограниченными  возможностями жизнедеятельности.

2. принципы психологического  ИЗУЧЕНИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Психологическое изучение детей с  отклонениями в развитии является одной  из важнейших практических задач  специальной психологии. Психологическое  изучение дает неоценимые материалы, необходимых  для дифференциальной диагностики  аномального развития и разработки соответствующих психодиагностических методик. В своей практической работе специальные психологи при обследовании детей с нарушениями в развитии руководствуются определенными  принципами.

1.         Принцип  комплексного подхода к изучению  ребенка. Этот принцип предполагает  проводить всестороннее обследование  особенностей развития всех видов  познавательной деятельности ребенка,  его эмоционально-волевой сферы,  умений, навыков и всей личности  в целом. Обследование предполагает  использование различных психодиагностических  методик, что является важной  частью общей диагностической  системы. Принцип комплексного  подхода к изучению ребенка  предполагает не только психологическое  исследование, но и анализ состояния  нервной системы ребенка, его  сенсорной и двигательной сферы.  В соответствии с принципом  комплексного подхода обследованием  ребенка занимаются психологи,  дефектологи, сурдопедагоги, невропатологи,  психиатры и др.

2.         Принцип  целостного изучения ребенка.  В основе этого принципа лежит  положение Л. С. Выготского о структуре дефекта, которое позволяет осуществить системный анализ нарушения. Целостный анализ при обследовании ребенка с отклонением в развитии, предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений психического развития, а ц?В?деление причин их возникновения и установления связи между ними. Это способствует выявлению основных особенностей познавательной сферы ребенка, его инте­ресов, увлечений и личности в целом.

3.            Принцип динамического изучения  ребенка. Основой для выделения  этого принципа является положение  Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития ребенка. Л. С. Выготский выделял зону ближайшего развития ребенка, которая подразумевала уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно, и зону ближайшего развития, т. е. уровень трудности задач, решаемых ребенком под руководством взрослого.В соответствии с этим принципом при изучении ребенка необходимо выяснить знания, умения, навыки ребенка, а также потенциальные возможности детей. Реализация принципа динамического изучения ребенка предполагает использование наряду с диагностическими методиками методики, позволяющие определить зону его ближайшего развития.

4.           Принцип  единства качественного и количественного  подходов при оценке психического  развития. При реализации данного  принципа предполагаются анализ  процесса выполнения задания  (рациональность, последовательность  операций, логика, на­стойчивость в достижении цели, доведение работы над заданием до логического завершения и пр.) и учет конечного результата деятельности. При этом учитывается взаимо-свяэь качественных и количественных показателей.

Основополагающие принципы специальной  педагогики позволяют реализовать  образовательную, воспитывающую и  коррекционную функции обучения в ходе учебно-воспитательного процесса.

Принцип развивающего обучения.

Этот принцип направлен на обеспечение  всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. В рамках специальной  школы под этим понимается развитие потенциальных умственных и физических возможностей ребенка в определенных педагогических условиях. С этой целью  в специальной школе создаются  следующие условия:

1)         длительный  пропедевтический период, в течение  которого происходит подготовка  учеников к усвоению системы  общеобразовательных навыков;

2)        трудовое  обучение и воспитание. Принцип  системности в обучении.

Информация о работе Шпаргалка по ""Психологии