Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 33 вопроса по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

психология семьи.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Вопросы для подготовки к экзамену

 

  1. Понятие семьи как системы.

Переломным моментом в развитии науки о семье было возникновение представления о  ней как о системе (Jackson D., 1965) и  введение в семейную психологию терминов «семейная система», «семейные подсистемы», «информация», «обратная связь». Такой подход к семье означает, что в ней все взаимосвязано, что она есть единое целое — единый биологический и психологический организм. В этом случае она имеет ряд признаков: 1) система как целое больше, чем сумма ее частей, 2) что-то, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри нет, 3) расстройство или изменение в одной части единства отра-

19

жается в изменении  других частей и системы в целом. Поэтому при рассмотрении любого конкретного вопроса, касающегося семьи, всегда необходимо в полной мере учитывать, как этот вопрос связан со всеми остальными сторонами ее жизни.

Подобно всем биологическим  организмам, семья стремится как  к сохранению сложившихся связей между ее элементами, так и к их эволюции. В живой системе, которая формируется и сохраняется благодаря эффекту обмена энергии и вещества в неравновесных условиях, колебания, как внутренние, так и внешние, превращают ее в новую структуру (новое качество). Происходит возрастание сложности, дифференцированное™. Таким образом, перефразируя положения классической термодинамики и системного подхода, можно утверждать, что семья, как живой организм, постоянно обменивается информацией и энергией с окружающей средой (Minuchin S., Fishman H. S., 1981). Она представляет собой открытую систему, элементы которой взаимодействуют и друг с другом, и с внешними институтами (образовательные учреждения, производство, церковь, средства массовой информации, государство и т. д.). Силы извне и изнутри оказывают на нее как положительное, так и отрицательное влияние. В свою очередь, семья воздействует аналогичным образом на другие системы.

Колебания обычно сопровождаются реакцией, которая возвращает систему  в ее устойчивое состояние. Но когда  они усиливаются, в семье может наступить кризисное состояние, трансформация которого приведет ее к новому уровню функционирования. Таким образом, семейная система, так же как и любая другая, работает под воздействием двух законов: гомеостаза и развития.

Закон гомеостаза формулируется следующим образом: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. Система поддерживает равновесие за счет того, что фиксирует каждое свое отклонение от него и совершает действия, которые способствуют возвращению в обычное состояние. Механизм, фиксации и возвращения иазывается механизмом обратной связи. Он действует в самых разных областях жизни семьи. Например, как только происходит что-то новое, необычное (ребенок вдруг хуже стал учиться, супруга не возвращается с работы вовремя), мы сразу сосредоточиваем на этом внимание и задаем вопрос: «Что случилось, что надо сделать, чтобы все вернулось к прежнему?» Нарушение механизмов обратной связи приводит к нестабильности семьи.

На уровне индивидуального  сознания закон гомеостаза звучит примерно так: «система в целом должна остаться без перемен».

Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Как говорилось нами выше, он представляет собой некую  последовательную смену событий  и стадий, которые проходит большинство семей. Непосредственными причинами, дающими возможность подобного движения, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы этапы («кризисы развития»), такие как брак, рождение ребенка и пр., а также изменения физического возраста людей и соответствующие им стадии психического развития. Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными решать новые ситуации прежними способами, и поэтому они стоят перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции, то есть переходить в новое качество.

 

Анна Варга специалист по семейной системной терапии также  занималась изучением жизненного цикла  семьи. В своих работах она  пишет:

Семейная система —  это открытая система, она находится  в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой (Черников, 1997). Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы. Рассмотрим общие принципы функционирования семейных систем.

 

Законы функционирования семейных систем

Жизнь семейной системы  подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития. Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый данный момент времени своего существования стремится сохранить status quo. Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т.п. Закон постоянства обладает огромной силой. Как показали исследования Джея Хейли (Haley, 1980), благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к полному изумлению всех посторонних. Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется и обязательно меняет семейную ситуацию. Как было показано Эриком Эриксоном, каждому возрастному периоду в жизни человека соответствуют определенные психологические потребности, которые человек стремится реализовать. Вместе с возрастом меняются и запросы к жизни вообще и к близким людям в частности. Это определяет стиль общения и соответственно саму семью. Рождение ребенка, смерть старого человека — все это существенно меняет структуру семьи и качество взаимодействия членов семьи друг с другом.

  1. Современные модели семьи.

Традиционный брак –  супруги зарегестрированы в браке, совместное проживание, общее хозяйство, и, как правило, единый бюджет и главу  семьи, отвечающую за принятие решений.

Сезонный брак (ограниченная временем семья): заключается на определенный срок, по истечению которого считается автоматически расторгнутым. Супруги заново взвешивают все плюсы и минусы совместной жизни и выбирают: расстаться им или же договориться еще на какой-то период времени.

Гостевой брак - пара зарегистрирована, но живут каждый у себя. Время от времени встречаются, иногда живут вместе, но общее хозяйство не ведут.

Неполная семья - когда  в семье есть только один родитель . 3 типа таких семей:

1) это когда один  родитель ушел, а оставшийся не  вступил в повторный брак;

2) одинокий человек  официально усыновил ребенка;

3) незамужняя женщина  воспитывает сына или дочь  одна. Чаще всего семьи с одним  родителем состоят из женщины-матери  и ее детей.

Смешанная семья (Сатир) - вновь созданная семья, с приемными (усыновленными) детьми, 3типа:

1. Женщина с детьми  выходит замуж за мужчину без  детей. (+ бывший муж)

2. Мужчина с детьми  женится на женщине без детей  (+бывшая жена)

3. Оба — и мужчина,  и женщина — имеют детей  от предыдущих партнеров (+ бывшие  муж и жена)

М.б. бывший супруг умер.супруги взяли приемного реб-ка – это другая форма смешанной семьи.

альтернативные формы:

одиночество - никогда  не состояли в браке

незарегистрированное  сожительство - неженатые пары, «гражданский брак» термин является неверным. формальные, кратковременные («пробный брак») и глубокие, длительные,

сознательно бездетный  брак - когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей. Для  России характерна массовая абортизация.

разводы, повторные брачно-семейные отношения -

открытый брак - особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Принципы: увеличение открытости, самовыражения отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу, право на свои интересы, свой круг друзей, равноправие, доверие. фактически узаконивает право на измену.

внебрачный секс, интимная дружба – внебрачные интимные связи. 1е недолгие, либо новый брак, либо остается в первичной паре. 2е  – м.б долгая, высокая степень  доверия в первичной паре

Свингерство – обмен  брачными партнерами

гомосексуальность - однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола М и М или Ж и Ж. Секс-ая ориентация не может быть изменена произвольно

групповой брак, жилые  сообщества и коллективные семьи - студенческие коммуны в университетских городках, сельские группы, религиозные и лечебные группы, группы совместного проживания пожилых людей, лиц с ограниченной подвижностью, производственные и жилые коллективы, а также педагогические группы родителей с детьми

  1. Функции семьи.

Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова (Гребенников И.В., 1991), являются:

 

репродуктивная (воспроизводство  жизни, то есть рождение детей, продолжение  человеческого рода);

экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое  воспитательное воздействие семейного  коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой  и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

М.С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет  следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.

 

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические  функции семьи (Харчев А.Г., 1968; Антонова. И., Медков В.М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

 

Специфические функции  семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и  их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

 

Неспецифические функции  семьи, связанные с накоплением  и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о  здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А.И., Медков В.М., 1996).

 

В отдельные исторические периоды семья выполняет все  или почти все вышеназванные  функции, в другие периоды часть  из этих функций берет на себя государство.

 

Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоянные сексуальные отношения) (Навайтис Г., 1999). Тот же автор, исходя из семейных функций, перечисляет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей: потребности, связанные с отцовством и материнством, потребности, связанные с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи, и потребности в физической и психической интимности

  1. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи.

Нормально функционирующая  семья — та семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет  все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

 

Дисфункциональная семья  — это семья, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, в силу чего в супружеской, родительской, материально-бытовой и других сферах жизнедеятельности не достигаются цели родственников и общества в целом. Это препятствует личностному росту и блокирует потребность в самоактуализации.

 

В основе нарушения функций  семьи могут лежать самые разные факторы: дисгармония в интимных отношениях, психологическая несовместимость супругов, отсутствие навыков и низкая культура общения, условия жизни и пр. Например, причиной нарушения воспитательной функции может стать отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков и, как следствие, их воспитательская неуверенность или конфликты между родителями, ведущие к противоречивому воспитанию ребенка. Не менее весомым является фактор вмешательства в воспитание других членов семьи (бабушек, дедушек и пр.) Еще один пример — причинами нарушения функции духовного (культурного) общения могут стать различия в социальном происхождении супругов, несовпадение уровня их образования, расхождение в интересах и ценностных ориентациях или просто низкая коммуникативная компетентность.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"